Комментарий | 0

Поэзия vs проза в ТАНАХе

 

 

2

Судьи

Проза (глава 4)  vs поэзия (глава 5)

 

В эпоху ТАНАХа гибель воина от руки женщины считалась величайшим позором. О такой позорной гибели вражеского военачальника Сисры (в русской традиции: Сисара), предсказанной пророчицей Дворой (в русской традиции: Девора), чрезвычайно поразившей современников, рассказывается дважды: прозой и в победной песни Дворы и Барака (в русской традиции: Варак). Начинается песнь традиционным  зачином: «Слушайте, цари, внимайте, властители! Подобное обращение встречается в ТАНАХе 25 раз. Наиболее известный пример из Учения (Торы) — песнь Моше: Внимайте, небеса, буду я говорить,// услышит земля речения моих уст (Слова, Дварим 32:1); ср. также: Слушайте, небеса, и, земля, внимай! (Иешаяѓу 1:2)

В поэтической версии событий повествование сгущается, становится слово мощнее, прозрачный прозаический текст темнеет, словно на дне глубокого колодца, вода. Песнь отчетливо сохраняет особенности устного, часто недосказанного, не всегда ясного слова. Быть может, поэтому и возникла необходимость в предшествующем прозаическом тексте.

 

4 глава
 
Продолжали сыны Израиля творить зло в глазах Господа,
умер Эѓуд.
 
Предал Господь их в руку Явина, царя Кнаана, царствовавшего в Хацоре,
Сисра, военачальник его, жил в Харошет Гоим.
 
Возопили сыны Израиля к Господу,
девятьсот железных колесниц у него, жестоко он сынов Израиля двадцать лет угнетал.
 
 
Двора, женщина-пророчица, жена Лапидота,
в это время судила Израиль.
 
Она сидела под пальмой Дворы между Рамой и Бейт-Элем на горе Эфраима,
и сыны Израиля к ней на суд поднимались.
 
Послав, позвала Барака сына Авиноама из Кедеша Нафтали,
сказала: «Велел Господь Бог Израиля идти тебе на гору Тавор привести, взять с собой десять тысяч человек из сынов Нафтали и из сынов Звулуна.
 
Я выведу к тебе, к потоку Кишон Сисру, военачальника Явина, его колесницы и войско,
отдам их в руку твою».
 
Сказал ей Барак: «Если пойдешь со мной — я пойду,
не пойдешь со мной — не пойду».
 
Сказала: «Пойду с тобой, но на пути, по которому ты идешь, не тебе слава будет: в руки женщины предаст Господь Сисру»,
встав, Двора с Бараком в Кедеш пошла.
 
Призвал Барак Звулуна и Нафтали в Кедеш, десять тысяч человек поднял он за собой,
Двора с ним поднялась.
 
Хевер-кени отделился от Каина, от сыновей Ховава, тестя Моше,
раскинул шатер свой у Эйлон Бецаананима, что у Кедеша.
 
Сказали Сисре,
что поднялся Барак сын Авиноама на гору Тавор.
 
Созвал Сисра все свои колесницы, девятьсот колесниц железных, и весь народ, что у него,
от Харошет Гоим до потока Кишон.
 
Двора сказала Бараку: «Встань, сегодня отдал Господь Сисру в руку твою, вышел Господь перед тобой»,
с горы Тавор спустился Барак, десять тысяч человек вслед за ним.
 
Господь вверг Сисру перед мечом Барака в смятение, все колесницы, весь его стан,
с колесницы Сисра сошел, пешим бежал он.
 
Барак преследовал колесницы и стан до Харошет Гоим,
от острия меча пал весь стан Сисры, ни одного не осталось.
 
Сисра до шатра Яэли, жены Хевера-кени пешим бежал,
ибо мир между царем Хацора Явином и домом Хевера-кени.
 
Яэль, выйдя Сисре навстречу, сказала: «Заходи, мой господин, не бойся, ко мне заходи»,
зашел к ней в шатер, укрыла его одеялом.
 
Сказал ей: «Налей мне немного воды напиться — я жажду»,
открыла мех с молоком, налила ему и укрыла.
 
Сказал ей: «Встань у входа в шатер,
если придет кто-то и спросит, сказав, есть ли тут кто, ответь ему: нет».
 
Взяла Яэль, жена Хевера, кол от шатра, молот в руку вложила, подойдя тихо, в висок кол вонзила — он на землю упал,
устав, спал он — и умер.
 
Вот — Барак, Сисру преследующий, вышла Яэль навстречу, сказала: «Иди, покажу тебе человека, которого ищешь»,
подошел к ней — лежит Сисра мертвый, в виске его кол.
 
В тот день покорил Господь Явина, царя Кнаана,
сынам Израиля.
 
Была рука сынов Израиля всё тяжелей на Явине, царе Кнаана,
пока Явина, царя Кнаана, они не уничтожили.
 
Глава 5
 
Воспела Двора и Барак сын Авиноама
в этот день, говоря.
 
Когда смуты в Израиле разразились,
народ доброй волей Господа благословлял.
 
Слушайте, цари, внимайте, властители!
Я Господу, я воспою,
я буду петь Господу Богу Израиля!
 
Из Сеира Господь выходил,
шествовал с поля Эдома,
тряслась земля, небо сочилось,
облака изливались водою.
 
Таяли пред Господом горы,
это Синай — пред Господом Богом Израиля.
 
В дни Шамгара сына Аната,
в дни Яэли караваны исчезли,
прохожие тропами шли, путями окольными.
 
Пропали селенья в Израиле, запропали,
пока я не встала, Двора, я, мать Израиля, встала.
 
Избрал новых богов — война у ворот,
щит видели и копье
у сорока тысяч в Израиле?
 
Властителям Израиля — сердце мое,
доброй воли в народе, Господа благословите!
 
Едущие на белых ослицах,
сидящие на накидках, по дороге идущие, возвещайте!
 
Вслед голосу командующих у колодцев,
там пойте спасенье Господне,
спасение селений в Израиле,
тогда народ Господень к воротам сойдет.
 
Пробудись, Двора, пробудись,
пробудись, пробудись, песнь воспой!
Встань, Барак, в плен, сын Авиноама, пленных возьми!
 
Уцелевшим из сильных Он народ подчинил,
Господь храбрых мне подчинил.
 
От Эфраима — корни его в Амалеке,
за тобой — Биньямин с народом своим,
от Махира вышли властители,
от Звулуна — несущие трость писца.
 
Правители Иссахара с Дворой,
Иссахар, как Барак, за ним он послан в долину,
у отделенного Реувена размышления велики.
 
Отчего среди загонов сидел?
Слушал блеянье стад?
У отделенного Реувена сомнения велики.
 
За Ярденом живет Гилад.
Зачем на кораблях Дан обитает?
Ашер берег морей населяет,
на заливах своих обитает.
 
Звулун — народ, смертельно рискующий жизнью,
за холмы в полях — Нафтали.
 
Пришли цари, воевали,
цари Кнаана тогда воевали
в Танахе, у вод Мегидо,
серебра, добычи не брали.
 
С небес воевали,
со своих путей звезды с Сисрою воевали.
 
Поток Кишон их затопил,
поток древний, поток Кишон,
душа моя, шествуй могуче.
 
Тогда лошадиные копыта стучали
от бега, скачки могучих.
 
 «Прокляните Мероз, — сказал посланец Господень, — кляня, жителей его, прокляните:
на помощь Господу, помощь храбрым Господа они не пришли».
 
Благословенна в женах Яэль, жена Хевера-кени,
среди жен в шатрах благословенна.
 
Просил воду — дала молоко,
в чаше знатных поднесла ему сливки.
 
К колу руку она протянула,
к молоту рабочего — правую руку,
пронзила Сисру, голову разбила она,
поразила, висок пронзила.
 
К ногам ее склонился, упал и лежал,
к ногам ее склонился, упал,
где склонился, там сраженный упал.
 
В окно вглядываясь, плача, в окошко мать Сисры смотрела,
отчего медлит прибыть его колесница,
отчего запаздывают колеса его колесниц?
 
Мудрейшие из знатных ее утешают,
и она отвечает себе, говоря.
 
Верно, нашли, делят добычу,
на голову мужчины по бабе, по две,
цветная Сисры добыча,
цветная добыча, узорчатая,
цветная, в узорах узорчатая, на шею добыча.
 
Так сгинут все враги Твои, Господи, любящие Его — как мощь солнечного восхода;
покоилась земля сорок лет.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка