О существенных различиях народа, населения и нации
Вместе с тем народ определяется как нация в том случае, когда он исторически приобретает не только этнокультурный, но и политический вес [там же].
Народ, который в научных трудах именуется этносом, что то же самое в переводе с греческого, отличается от населения того или иного региона тем, что составляет исторически сложившееся сообщество, которое формировалось длительное время, как правило, на основе объединения племен на определенной территории с близкой коммуникационной активностью (языком), схожим укладом, обычаями и традициями, как правило, связываемые с религией, особой культурой, связанная с происхождением и спецификой жизни народностей сообщества, а также с ассимиляцией культуры предшествовавших сообществ и соседних сообществ.
Однако все эти особенности, характеризующие любой народ (этнос), очевидно, как бы покрывает нечто, обусловливающее уровень развитости этого этноса. Высокий уровень этого фактора выдвигает этот этнос в число ведущих, низкий оставляет его в подчинении или даже эксплуатации другими народами.
Суть этого главенствующего фактора заключается в осознании не только руководителями это народа его состояния, роли, преимуществ и особенностей, но и приобщение, по крайней мере, значительной части сообщества к пониманию всего этого, состоящего в активном реагировании на внешние и внутренние влияния, в развитии собственной культуры и технологий, хотя бы для того чтобы не уступать соперникам.
Такого рода коллективистское самосознание является определяющим фактором развития данного сообщества, позволяя существовать ему в рамках устойчивого и развивающегося образования, в отличии от всех прочих особенностей этого народа, являющимися подчиненными ему.
Само же самосознание сообщества в целом отражается большей частью в идеях, ценностях и действиях интеллектуально-элитарного слоя, непрерывно подпитываемого остальным населением, которое выделяет из себя наиболее подготовленных представителей для управляющей и креативной деятельности в качестве лидеров сообщества.
В отличие от народа, население какого-то государства может представлять собой как однородный этнос, так и совокупность этносов, так или иначе объединенных, примером чего может быть Россия, но вместе с тем и часто вступающих в конкуренцию между собой - характерным историческим примером этого является Европа.
Население может говорить на разных языках, исповедовать религию того или иного толка, иметь разные обычаи и традиции, но все же в рамках единого государства следовать в русле решений, принимающихся руководителями этого государства.
Несмотря на столь разные характеристики народа и населения, их часто путают, принимая население за народ, со всеми негативными последствиями, вытекающими из того, что, как правило, разнородное население ведет себя совершено по-другому, нежели более сплоченный народ, хотя и сам народ в рамках государства во многом разнопланов и противоречив.
В эпоху распада феодализма вместо подданных появляются граждане, совокупность которых в государстве носит наименование нация [2].
Считается, что национальная идентичность граждан отдельной страны означает соотнесение со своей страной, узаконивая тем самым национализм.
Таким образом, считается, что этнос в своей основе несет ландшафтно-биологическую природу развития объединенных племен; население представляет собой совокупность индивидов, распространившихся по определенной территории для ее эксплуатации; нация уже выглядит как единение населения отдельной страны в рамках узаконенных прав и свобод.
На самом деле известные научные определения народа и нации поверхностны и односторонни.
В них не отмечено самое главное, характерное для населения любой страны современного мира, а именно: автоматическое разделение населения на несколько ведущих страт, определяющих развитие общества каждого государства.
Эти страты, так называемых, народа и нации, а, на самом деле, населения в рамках конкретного государства, представлены властной элитой с соответствующим силовым и правовым приложением; неформальной оппозицией ей; креативными персонами в области технологий, науки, искуства и управления; обывателями, спектр которых очень широк – от интеллигенции, зависимой от власть имущих, до работников в сфере производства товаров, торговцев, работников сферы услуг, мелких предпринимателей, пенсионеров, домохозяек и прочих клерков, озабоченных, как правило, лишь собственным благополучием.
Таким образом, основная масса населения любой страны представлена простыми людьми, или обывателями.
Обыватели ориентируются в основном на собственный рассудок и опыт: занятые собой и собственным благополучием, они не стремятся ни к «высоким», ни к «низким» целям, ограничиваясь желанием беспроблемной и сытой жизни, в которой неприятности желательно видеть только на экране монитора. Обыватели не испытывают стремления к новому за счет собственных усилий, добиваясь более комфортного состояния в жизни с позиции простого приобретения и потребления ее благ.
Такая «растительная» жизнь, к которой они быстро привыкают, отчасти напоминает существование животных, которые, как известно, озабочены только проблемами питания, размножения и достижения, желательно, большего комфорта.
Поэтому они напоминают стадо травоядных, которое спокойно пасется, если его особенно не тревожить.
Отсутствие стремлений к беспокойной жизни обусловливается низким уровнем сообразительности, нежеланием использовать свой ум, если даже он сравнительно неплох, слабой чувствительностью в отношении к чужим неприятностям и бедам, недостаточной впечатлительностью, решительностью, общительностью, любопытством и любознательностью, доминантностью, то есть обыватели имеют своего рода низкосортную индивидуальность и непримечательную личность.
Тем не менее, такие черты их личности и индивидуальности для отдельных персон, как качество ума, любознательность, воля, трудолюбие-леность, самоуверенность-самокритичность, вежливость-грубость, ответственность-недобросовестность, убежденность-беспринципность, а также сообразительность, чувствительность, впечатлительность, решительность, та или иная степень общительности могут испытывать значительные колебания, в силу которых сравнительно небольшая – флюктуирующая - часть обывателей способна поставлять в другие страты населения продукты этих флюктуаций.
Условия существования, низкий уровень самосознания, ограниченность интересов не способствует превращению всей этой массы людей в сообразительных, образованных, культурных, креативных, энергичных и коммуникабельных субъектов.
Таковых из него выделяется всего лишь несколько процентов.
Но в них эта безликая масса населения обретает развитие, которое внешне осуществляется в рамках борьбы представителей масс во власти и в неформальной интеллектуальной оппозиции к власти.
В частности, среди обывателей всегда находятся субъекты с несколько более высоким уровнем некоторых особенностей индивидуальности, являющейся, в основном, продуктом животного сознания, которые в данном случае способны вызвать у них стремление не только к сытой, спокойной и благополучной жизни, но и к - доминированию среди себе подобных.
Ориентируя себя в основном на такие свойства индивидуальности, как достаточную долю сообразительности; коммуникабельность вплоть до угодничества; склонность к обману в форме искажения информации и ловкости в ее преподнесения; нажитые профессиональные навыки; и на такие свойства личности, как достаточно сильную волю; уверенность в себе; беспринципность, выражающуюся в хитрости и коварстве; а также значительную долю безответственности, выражающуюся в кажущимися выгодными для себя, но явно вредными для населения экспериментах, эти субъекты получают преимущество перед остальными - более инертными членами сообщества в виде обывателей, высокоморальных интеллектуалов разного рода и прочих вялых или озабоченных другими делами представителей народонаселения, не способных ловко оттеснить или оболгать соперника, а также с толком насладиться унижением нижестоящих, и вместе с тем терпеть издевки вышестоящих.
Личность их существенно обужена, так как альтруизм, то есть такие его черты, как доброта, дружелюбие, сопереживание, сочувствие, милосердие, выражающие в бескорыстной заботе о других, им практически не свойственны.
Недостаток ума они компенсируют привлечением многочисленных советников, но, поскольку решения в итоге приходится принимать им, постольку они, как истинные творцы собственного счастья, сначала рассматривают их с позиции личного (корпоративного), а не народного блага с креном в сторону удержания власти, обретения большей степени собственного доминирования и приобретения всевозможных благ, засоряя к тому же руководство различных управляющих и хозяйственных структур своим большей частью бездарным потомством.
Неформалы-интеллектуалы, преследуя в основном цели, противоположные целям представителей властной элиты, вынуждены апеллировать к народу, доказывая свою правоту и антинародность элиты-угнетателя, которая в свою очередь должна оправдываться и клеймить позором гнилых фантазеров-неформалов, умеющих только говорить, а не управлять и властвовать.
Под неформалами-интеллектуалами следует понимать неравнодушных людей умственного труда, интеллектуалов разного рода, а также сравнительно немногочисленных представителей остального населения, сумевших так или иначе подняться в своем самосознании до того уровня, который диктует им отвращение к аморальному и корыстному поведению властной элиты.
Эти люди питают надежду на переустройства общества в сторону гармонии, то есть равенства, братства и вместе с тем свободы, не понимая, что свобода всегда противостоит равенству, справедливости, разрушая любую стабильность. Но эта надежда на гармоничное мироустройство не может исчезнуть в их благостном сознании никогда: они, как истинные гуманисты, не способны поверить, что ужасы нашего мира не могут перейти в благоденствие каждого человека и всего человечества в конце концов.
Неформально-оппозиционная часть интеллектуалов, к которым можно отнести разнообразных образованных выходцев из народа в том или ином поколении, - активных, честных, искренне желающих блага народу, то есть с доминантой высшего сознания, выражающейся в высокой степени альтруизма их личностей, никогда не примыкали и не примкнут к лицемерной и корыстолюбивой управляющей элите государства, тем более что именно им свойственно чувство собственного достоинства, не позволяющее угождать вышестоящим.
Другими словами, совершать подлые поступки им не позволяет уже достигнутый уровень высшего сознания, выражающийся в альтруизме их личности, ставящий материальные блага на последнее место в ряду ценностей жизни. Поэтому они всегда будут разоблачать нечистоплотных, лицемерных и вороватых власть имущих, бороться за права и гражданские свободы трудящихся, как можно более широко привлекая их к этой борьбе.
Борьба между этими слоями общества при, большей частью пассивном поведении остального населения происходит непрерывно с доминированием более энергичной управляющей элиты, провоцирующей ненависть к себе со стороны всех остальных, и тем самым образуя тот антагонизм, который не дает обществу остановиться в развитии.
Кроме борцов за власть и борцов за угнетенных это властью в любом государстве находятся персоны, более всего интересующиеся открытием нового в разных сферах жизни – от изобретения различных приспособлений и устройств для облегчения этой жизни до первооткрывателей законов, управляющих нашим миром, и создателей копий прекрасного, которое они обнаруживают в окружающем.
То есть одна часть этих творческих персон более всего интересуется познанием окружающего мира, применяя полученные знания как к расширению сферы познания, так и для прикладных целей изменения окружающей действительности – это ученые и изобретатели, чья деятельность ведет к развитию технологий и в итоге – к постоянному переоснащению техническими средствами производства, торговли, вооружений и быта. Наиболее эффективно подобная трансформация среды, в которой обретаются остальные аборигены, производится путем применения творческого подхода к изменению реальности.
Поэтому, наряду с совершенствованием общественного уклада так или иначе происходит с той или иной скоростью изменение технологической оснащенности общества и, следовательно, его экономики, включая рост производительности труда и возникновение его облегченных форм.
Таким образом, процесс технологического развития цивилизации обеспечивает именно эта группа личностей, а не какие-то иные силы, группы или отношения. Поэтому креативные персоны выполняют роль движителя технологий, но, опять же, в основе их креативных свойств заложены особенности их сознания, а не какие-то иные силы.
Любое движение в обществе, включая повороты и перевороты в общественном укладе, особенно кардинальные, происходит только при достаточно высоком уровне культуры, если и не всего населения, то ведущих его слоев, основной вклад в достижение которого вносит третья группа интеллектуалов, проявляющая себя в той сфере развития общества, которая наиболее близка внутреннему миру человека, то есть - его самосознанию.
Эта группа интеллектуалов, интересующаяся больше внутренним миром человека и его сообществ, пытается разными способами проникнуть в него, соотнося одних людей с другими, сопоставляя человека с природой и обществом, а также выясняя способности человека отражать эти отношения в искусственных формах.
Именно эти креативные персоны в разной степени, но всё же, производят культурные ценности в разных формах, и непосредственно воздействуют на умы и чувства населения, затрагивая самые чувствительные струны самосознания каждого человека, благодаря чему постепенно меняется как индивидуальное, так и коллективное самосознание: смягчаются нравы, растет тяга населения к знаниям, увеличивается число интеллектуально и эмоционально развитых людей.
Подобное культурное развитие воздействует на рост альтруистической составляющей самосознания населения, расширяя тем самым прослойку интеллектуальной оппозиции власти, желающей гармонизации общественных отношении.
Результатом этого культурного развития общества, казалось бы, далекого от политической борьбы, является, тем не менее, нарастание противостояния неформальной интеллектуальной оппозиции властной элите вследствие распространения альтруизма в массах. Кроме того, рост культуры и образованности населения позволяет повысить процент выделения из него креативных персон, которые представляют собой, по сути, единственный эффективный рычаг ускорения технологического и культурного развития общества.
Тем самым действия интеллектуалов сферы культуры оказывают решающие влияние на рост альтруистической составляющей самосознания населения, создавая условия для развития общественного уклада.
Поэтому кардинальные перевороты в жизни общества происходят на этом культурно-просветительном фоне в случае наложения недовольства значительной части общества существующим строем жизни на успехи в развитии науки и техники.
Иначе говоря, максимальный вклад в технологическое и культурное развитие цивилизации вносят креативные персоны.
Им свойственны такие личностные качества, как умственные способности, любознательность, трудолюбие, уверенность в своих возможностях, убежденность и немалая доля альтруизма, обеспечивающие со стороны личностных свойств их креативность. Однако при этом для них всё же преобладающими являются такие черты индивидуальности высокого уровня, как любопытство, доминантность, настойчивость и решительность, заставляющие индивида стремиться, несмотря ни на что, к достижению нового и необычного для выделения из общей массы населения и повышения своего общественного статуса, но с пониманием и общественной пользы своего труда благодаря довольно высокому уровню альтруизма его личности.
Иначе говоря, в социуме благодаря указанному сочетанию особенностей индивидуальности и личности находятся индивиды, всегда переполненные глубинным чувством неудовлетворенности по отношению к окружающей их среде, которое приходит к ним от животного (низшего) сознания в его стремлении к созданию больших удобств для собственного существования вследствие изначального эгоцентризма животного сознания. Однако это чувство сочетается с альтруизмом их самосознания, неудовлетворенность которого недостаточным общественным комфортом, развитием науки и культуры, достигая высокой степени, требует распространить достижения цивилизации и культуры на всех.
Но доминируют при этом свойства индивидуальности, определяющиеся животной формой человеческого сознания, поскольку активность этих индивидов проявляется большей частью инстинктивно, без особых размышлений, давая, тем не менее, наиболее творчески активные персоны из всех живущих.
То есть отмеченное сочетание особенностей индивидуальности и личности отдельных персон, независимо от наличия талантов или просто способностей, неизменно влечет их к творческой деятельности, хотя она не всегда дает позитивный результат, то есть – новые эффективные устройства и системы, приводит к открытиям новых закономерностей, изобретению удобных систем жизнеобеспечения и созданию высоких образцов культуры, но креативные индивиды – это именно та сравнительно небольшая группа населения, которая обеспечивает ускоренное развитие технологической цивилизации в условиях частнособственнических отношений.
В результате, именно креативные персоны в рамках борьбы властных элит и неформальной оппозиции ей, то есть в условиях антагонистического общества
обеспечивают процесс созидания как в общественных отношениях, так и в технологиях и культуре, существенно влияя друг на друга так, что при их пересечении могут происходить повороты, сменяющие один уклад жизни сообщества или государства иным – более совершенным и удобным для населения во всё увеличивающимся его охвате, в чем, собственно, и состоит процесс развития цивилизации в рамках собственнических отношений - от рабовладельческого строя до капитализма.
Однако борьба властных элит и неформальной оппозиции подменяется в глазах общественности борьбой или взаимодействием трудящихся и эксплуататоров, хотя в ряде стран трудящихся и эксплуататоров уже трудно разделить. К тому же, если эксплуатируемый трудящийся вдруг разбогатеет или станет предпринимателем, он точно так же начинает заботиться прежде всего о себе, а не об обиженных и угнетенных, не испытывая сильных нравственных проблем. Объяснение этого феномена опять же находится в сфере сознания, поскольку у подавляющего большинства эксплуатируемых и эксплуататоров уровень самосознания в его альтруистической компоненте крайне низок, а уровень животного сознания с его эгоцентризмом – достаточно высок.
Поэтому уровень развития общества в любом государстве определяется не народом в целом, а, прежде всего, не чем иным как влиянием неформальной оппозиции на властную элиту, то есть ее силой; численностью, и эффективностью творческих личностей в государстве; а также минимальным количеством обывателей, равнодушных ко всему, кроме себя.
В свою очередь, в основе результативности этого действа лежит высокий уровень альтруистического самосознания неформальной оппозиции, сочетающийся со упадком уровня природного сознания (слабостью) властных элит; высокая степень неудовлетворенности природного сознания и самосознания креативных персон; достаточная степень вовлечения борьбу за свои права простых людей, на что влияет в значительной степени уровень их образования.
Библиография
1. Малахов В. С. Новая философская энциклопедия. М. Мысль. 2010. ISBN 978-5-244-01115-9.
2. В. А. Тишков. Большая российская энциклопедия. Электронный ресурс. 2023.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы