Комментарий | 0

Неопознанное

 

 

 

Мы исходим из того, что древнейшая эволюционная функция мозга – обеспечение выживаемости организма в целом. А ее эффективность напрямую зависит от скорости и своевременности необходимых реакций и действий человека в той или иной ситуации. Поэтому нет ничего необычного в том, что, как выяснилось, вначале мозг принимает решение и только после этого, с определенной задержкой, мы осознаем его решение как свое.

При этом, как бы ни утверждали обратное, свобода воли и выбора никак и ничем не ограничивается. Стадия бессознательного принятия решения – это всего лишь часть работы мозга; следующая стадия, на которой нами осознается решение, – продолжение непрерывной, целенаправленной работы того же мозга. Принятие решения и его осознание – два не отделимых друг от друга, следующих в последовательном и неизменном порядке процесса. На каждый отводится фиксированный отрезок времени. В итоге целостная, не разделенная на этапы работа мозга, выполняемая за определенный промежуток времени, трактуется нами как свобода воли.

Как известно, человек,  в зависимости от задействованного типа восприятия, на начальной фазе распознавания образов воспринимает окружающее неравновеликими, разрозненными пятнами. Далее наш мозг с максимально возможной скоростью достраивает наблюдаемое до полной картины и делает интуитивный выбор, реагирует.  

Но при освоении ранее не знакомой среды, когда необходимые знания и опыт еще не накоплены, наблюдаемое порой не поддается опознанию и остается в копилке памяти одним из элементов формирующегося опыта. И в этом случае принятие мозгом оперативного решения как непосредственного отклика на вызов в большинстве случаев невозможно или откладывается до заключительного этапа сбора необходимой информации.

В сфере визуального искусства физические риски для зрителя сведены почти к нулю. Материальные объекты, художественные образы не представляют опасности для физического существования наблюдателя, поэтому нет необходимости в защитных реакциях и незамедлительных решениях. Эмоциям могут предшествовать стадии анализа и осмысления.

Нам только кажется, что между тем, что мы видим, и тем, на что смотрим, нет зазора. В этом плане изображения, вызывающие определенные трудности при их восприятии, например абстрактные, могут содержать то, что целиком или частично не соответствует приобретенному ранее опыту и даже ему противоречит. В силу этого мозг не в состоянии завершить опознание и стандартным способом достроить картину. Поэтому у зрителя появляется возможность созерцать картину на холсте или в цифровом формате такой, какая она есть, – не замутненной его личным опытом, без привязки к чему-либо виденному ранее.  

Произведения визуального искусства, вызывающие у зрителя пограничные состояния, способствующие накоплению нового, до поры отложенного опыта, необходимы – для того, чтобы в дальнейшем, попав в незнакомую, еще не освоенную среду, наблюдатель не пережил культурный или эмоциональный шок, а мог, воспользовавшись отложенным опытом, не только сориентироваться в художественном пространстве, но и правильно идентифицировать окружающее в реальной природной или урбанистической среде, был способен, безошибочно оценив существующие угрозы, выжить.

 

             30-10-2020     

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка