Комментарий | 0

Наука. Культура. Опыт моделирования.

 

 В книге «Концепты. Тонкая плёнка цивилизации» семиотик и философ Ю.С.Степанов, выделяет два класса  доминирующих, хотя бы по числу посвященных им страниц, концептов – концептов «научного» и «художественного». К научным относит «…концепты, которые формируются как синонимические, минимум парами, являются парными утверждениями (или в большом количестве), не являются изолированными».  Художественное, как предлагает автор, «…может быть определено путём отрицания от научного: художественное – не научное». «"Научное" - "излагает с о е д и н е н и е концептов», «"Художественное" – н е п о в т о р и м ы е  н е с о е д и н и м ы е концепты». 

Инструментом для изучения «научного» в рамках данной книги служат «изотемы» – не случайно соединенные изолиниями «изотермины».

«Изотемы вообще – это, в сущности, части некоего воображаемого двуязычного, наподобие "русско-английского" словаря, в котором сопоставленные термины принадлежат один одной, а другой другой научной области гуманитарной науки». 

Если без кавычек, изотемы – ментальные связи между понятиями, терминами, концептами гуманитарного научного знания. Ю.С.Степанов вводит новый важный для современной культурологи термин – «изотема».  

Автор подчеркивает, изотемы проявления  создаваемой новой всеобщей антропологии, объединяющей разные виды искусств и разделы наук о них,  «Это – наука  объединяющая: философия, логика, словесность и поэтика, живопись, ваяние, зодчество и науки о них, музыка и музыковедение. Под воздействием их контактов изменяются и сами ее “виды”». 

И надо сказать,  ни «Современная антропология» Вяч. Вс. Иванова, ни «Синергийная антропология» С.С. Хоружего пространство для дальнейшего развития и продвижения «Новой всеобщей антропологии» не ограничивает. Напротив, каждый из проектов дополняет и развивает сильные стороны двух других.

 

  Исходя из этих и других утверждений Ю.С.Степанова, мы попытаемся развить несколько другую линию и показать, куда она приводит. Вначале мы, основываясь на идеях Павла Флоренского, проясним место и роль междисциплинарного в взаимоотношениях с гуманитарным и естественнонаучным знанием, а затем по аналогии создадим продуктивную модель, выявляющую существующие или возможные связи между понятиями, терминами, концептами и научного знания, и искусства, и многими другими областями человеческой деятельности. Обратимся к «научному», чтобы проявить и рассмотреть область «междисциплинарного» – постоянно существующую область общую для проявлений гуманитарного и естественнонаучного знаниий. Объём  научного составляют в основном естественнонаучное и гуманитарное знание, а междисциплинарное, в его нынешнем понимании, в лучшем случае существует на стыке различных наук или проявляется в синтезе различных видов искусства. Но именно эта область является важнейшей в плане возникновения новых для науки в целом идей, моделей и терминов.

Отметим, что речь идёт не о создании единого языка или терминологии для всего научного знания: понятно, что возврат во времена, например, античного мировоззрения невозможен и даже утопичен (если утопию понимать как нежизнеспособное в обществе, науке, искусстве соотношение, конфигурацию набора констант ментального мира). Но аналогии, параллели, изотемические связи с обстоятельствами, событиями, понятиями прошлого и различными областями современной культуры допустимы. И они очень красноречивы в описании формирующегося в других обстоятельствах, в другое время нового мироощущения. Точнее, уместней будет сказать, изменяющего мироощущения.

   Связи части концептов научного гуманитарного с терминами и понятиями естественнонаучного знания в книге очевидны. Порой концепт, умозрительно, конечно же, формируется и “добывается” в сфере естественных наук, а потом минимализируется и переживается в сфере гуманитарной. Например, «Изотема 8. Гармоникология. Гармонический (формантный) анализ в лингвистике & Гармонические ряды; ряды Фурье в математике & Второй закон термодинамики & Понятие энтропии»  выявляет и раскрывает связи между понятиями  и терминами акустики, математики, физики. А если смотреть на нее извне, из гуманитарного пространства, окидывая ее внешним культурологическим взглядом,  речь идет о тонкостях звучании музыкальных инструментов, человеческого голоса, возможных вариантах развития Вселенной, границах чего либо.

   Ряд изотем обнаруживают и содержат связи с  терминами и из других областей  естественнонаучного знания, далеко выходя за рамки гуманитарной области. В наше время подобные связи определяют и такие существенные черты всего современного научного знания, как понимание того, что преобладавший ранее процесс дробления, расщепления наук, после достижения  определённого предела, сменился на свою противоположность, и, возможно, не случайно с этой сменой совпадает осознание того, что определяющим в функционировании  мозга является не только ассиметрия и дополнительность в работе полушарий, а, главным образом, вовлеченность в его работу множества взаимосвязанных ансамблей нервных клеток, расположенных во многих областях обеих полушарий.

   Возможность сказать «всего современного научного знания», подразумевая и естественнонаучное, и возникающее на стыках наук  междисциплинарное знание,  существует в самом определении концепта: «Концепт можно определить как понятие, но понятие, расширенное в результате всей современной научной ситуации... Понятие “определяется”, концепт же “переживается“. Он включает в себя не только логические признаки, но и компоненты научных, психологических, авангардно-художественных, эмоциональных и бытовых явлений и ситуаций. Концепт … описание типичной культурной ситуации». 

   Вот что пишет Ю.С.Степанов о сближении терминов из области словесности и биологии – дискурса и ценоза: «Разница между дискурсом и биологическим понятием лишь в том, что гуманитарии абстрагируются от физических особей, определяя их только через семиотический способ их общения». Практически это  сформировавшаяся изотема (концепт), утратившая при формировании части значения естественнонаучного термина. И нам представляются вполне уместными изотемы (концепты) способные существовать как в «общенаучном ареале» гуманитарной науки, так и в  естественнонаучной, изотемы, содержащие и связывающие, в различных смысловых соотношениях, несколько терминов из областей научного знания, искусства, деятельности.

   Попытаемся, это наша цель, прояснить и смоделировать, а также представить графически  связи между понятиями, терминами, концептами гуманитарного, естественнонаучного и  найти место для междисциплинарного, подобрав соответствующую модель с аналогичными связями. Вспомним работу Павла Флоренского «Мнимости в геометрии. Расширение области двухмерных образов геометрии. (Опыт нового истолкования мнимостей)» и последовательно докажем, что  созданная им модель для изучения и графического отображения мнимых образов  в своей основе подходит и для решения нашей задачи, независимо от того, верна или ошибочна теория Флоренского. Здесь нам не обойтись без ряда общеизвестных математических фактов.                                                                                                                   

   Согласно «Справочнику по элементарной математике» М. Я. Выгодского комплексное число имеет вид a + bi; «…здесь a и  b - действительные числа, а i - число нового рода, называемое мнимой единицей». « “ Мнимые” числа составляют частный вид комплексных чисел (когда  a = 0)».   Что важно, при b = 0 - действительные (т. е. положительные и отрицательные) числа являются частным видом комплексных чисел. Для того чтобы геометрически отобразить комплексное число нужно выбрать на числовой (комплексной) плоскости прямоугольную систему координат. «Комплексное число a+bi мы изображаем точкой М, у которой абсцисса х равна абсциссе a комплексного числа, а ордината y равна ординате b комплексного числа... Действительные числа (в комплексной форме они имеют вид а +  0i) изображают точками оси X, а чисто мнимые (вида O + bi) - точками оси Y». 

  Теперь соотнесём, произвольно, множество точек-чисел действительной оси с областью естественнонаучного знания, а множество точек-чисел мнимой оси с областью гуманитарного. Таким способом  мы пытаемся через геометрическое изображение комплексного числа визуализировать область междисциплинарного - в данном случае точка М, возможно, одно из проявлений междисциплинарного характера. Сделав это предположение, мы продвинулись к заявленному пониманию междисциплинарного, но сказанного пока явно недостаточно.

   В качестве первого шага мы рассмотрели геометрическое отображение комплексных чисел, в качестве следующего рассмотрим числовую функцию – функцию действительного переменного. В этом случае концепт «функция» можно расценить в качестве междисциплинарного только рассматривая его как явление, функционирующее на стыке наук в гуманитарном пространстве: с точки зрения геометрии, это односторонняя двумерная поверхность с линиями, соединяющими точки-концепты. 

   Продвигаясь далее в выбранном направлении,  видимо, должны  рассмотреть функции комплексного переменного. И как мы увидим далее, именно функция комплексной переменной, её пространственное представление Павлом Флоренским, ближе всего к модельной структуре, отражающей организацию научного гуманитарного, научного естественнонаучного, неотделимых от междисциплинарного. 

  В современном (стр. 542) «Учебном словаре-справочнике русских математических терминов» Э. А. Томберга, Г. С. Микуцкой читаем: « Как и всякая функция, функция комплексного переменного (дальше - Ф.к.п.)  имеет график функции. Однако наглядного геометрического представления этот график не имеет, поскольку расположен в пространстве четырёх измерений. Некоторые геометрические представления о Ф. к. п. можно получить следующим образом. Рассмотрим два экземпляра комплексной плоскости: на одной из этих плоскостей будем изображать точки z=x+iy, т. е. значения аргумента функции, на другой - точки w = f(x)= u+iv, соответствующие значениям функции. Тогда Ф.к.п. можно представлять как отображение точек одной плоскости в другую».

   То есть, современное представление о Ф.к.п. до сих пор соответствует исторически сложившемуся пониманию. В свое время несогласие с традицией, желание найти свое решение вопроса и послужило для Флоренского первоначальным толчком.

  Обратившись к работе Павла Флоренского,  к той ее части, которая нам интересна, проследим в ней механизм, ход устранения пробелов в геометрическом представлении функции комплексного переменного. И мы, стремясь добраться до сути междисциплинарного, рассмотрим часть его работы от отправной точки до полного, как считал математик, геометрического представления Ф.к.п. Вот что он писал: «Ведь в теории функций комплексного переменного в с я плоскость занимается под изображение переменного независимого, и потому переменному зависимому ничего не остаётся, как разместиться на самостоятельной плоскости, решительно ничем не связанной с первой. И потому, хотя мы и утверждаем, что будто точки на этой второй плоскости изображают зависимое переменное, однако, именно только утверждаем, но ничуть не показываем и не доказываем, ибо то, что одно только и могло бы геометрически показать и доказать эту зависимость, - самая связь двух переменных, - остаётся никак не представленной геометрически и, в порядке геометрическом, т.е. в порядке самой интерпретации, есть голословное утверждение, лежащие вне возможности проверки, т.е. геометрически не существует».

   Так много мы говорим о полноте отображения Ф.к.п. потому, что междисциплинарное также не имеет определённого места и общепринятого характера отношений с гуманитарным и естественнонаучным в пространстве научного. Поставленную задачу математик сформулировал следующим образом: «...расширить область двухмерных образов геометрии так, чтобы в систему пространственных представлений вошли и мнимые образы. Короче говоря, необходимо найти в пространстве м е с т о для мнимых образов, и притом ничего не отнимая от уже занявших свои места образов действительных». Перефразируя Флоренского, мы формулируем собственную задачу: найти в пространстве научного место для междисциплинарного, притом ничего не отнимая от уже занявших своё место гуманитарного и естественнонаучного.

   Рассмотрев с о д е р ж а н и е функции, и функцию как целое, - как ф о р м у, связующую это содержание, Флоренский расширил понимание коплексной плоскости в качестве носителя комплексных чисел: если двумерную одностороннюю комплексную плоскость представить как двухстороннюю двумерную и прозрачную, то, в новой интерпретации мнимостей Флоренского («...открытии оборотной стороны плоскости и приурочении этой стороне - области мнимых чисел»), в ряде случаев, координатные оси как бы разделятся - абсцисса, ось действительных чисел, останется на верхней поверхности (стороне) плоскости, на которой будет находиться своя координатная система, совпадающая с действительной, а ордината - ось чисто мнимых чисел как бы переместится на нижнюю поверхность одной и той же плоскости, там будет находиться координатная система мнимых точек.  Поскольку плоскость прозрачна, мы одновременно видим обе её стороны - на верхней действительную систему координат, на нижней, оборотной, - мнимую систему осей. Введя вместо «бесконечной плоскости» понятие «бесконечная пластина» (с толщиной и параллельными верхней и нижней поверхностями), выявив все возможные сочетания координат точек трёх типов - а, ai, a+bi, где a и b действительные числа, Флоренский сделал их геометрически наглядными. И мы видим, что при этом графические линии на модели Флоренского будут соединять и точки, находящиеся на отдельно взятой поверхности, и точки в толще пласта. Линии могут прошивать (прорезать, протыкать) и всю толщину пластины, и не выходить на поверхность, и начинаться или заканчиваться на поверхности или в толще пластины.

 Модель Флоренского – прозрачная пластина условной толщины, с  прозрачными   параллельными поверхностями – и есть искомая нами модель. Модель пригодная для моделирования и структурирования областей  научного и междисциплинарного; графического отображения  концептов, терминов, понятий в виде точек, и ментальных связей между ними в виде линий. С верхней поверхностью  пластины  мы соотнесём, конечно же, условно, для наглядности, гуманитарную область, с нижней – естественнонаучную, а область междисциплинарного соотносима с толщей  пластины.

  То есть,  на верхней поверхности графически, в виде точек и изотемических линий,  отображаются гуманитарные научные термины, понятия, концепты и связи между ними, если они имеются; на нижней – естественнонаучные термины, понятия, концепты и связи между ними, если они существуют; соответственно  в толще пластины – отображаются междисциплинарные термины, понятия, концепты и связи между ними, если они есть.

   Но, исходя из модели Флоренского, мы видим, что также  возможны связи  между понятиями, концептами, терминами, находящимися на верхней гуманитарной поверхности с терминами, понятиями, находящимися на нижней естественнонаучной, а также с междисциплинарными, разместившимися в толще пластины.  В таком случае линии, графически отображающие связи между понятиями, концептами, терминами, находящимися на верхней, нижней поверхностях и в толще пластины, в зависимости от того, между какими концептами, терминами, понятиями существуют связи, будут и прошивать пластину в противоположных направлениях, и заканчиваться или начинаться в толще пластины. А также пересекаться и соединяться.

  И вот здесь изотем уже недостаточно. И нам представляется, к изотемам следует добавить обозначающее слово,  начинающиеся морфемой эпи-, что значит « [< греч. epi на, над, сверх, при, после]. Первая составная часть сложных иноязычных слов, обозначающая расположение поверх, выше, возле чего-н., следование за чем-н., напр.: эпителий, эпицентр, эпигенез».  То есть, «эпитема». В нашей, уже описанной модели, эпитемы также обладают значениями “меж” и “сквозь”. Эпитема – ментальная точка пересечения нескольких изотем, - как минимум, двух. Эпитема отображает ментальные связи между всеми понятиями, терминами или концептами пересекающихся изотем.  В простейшем случае графическое отображение эпитемы – это две пересекающиеся линии соединяющие пять точек (одна из них - точка пересечения). В нашем случае, линии отображают связи между понятиями, концептами, терминами, находящимися на верхней, нижней поверхностях или в толще пластины.

  В принципе, и это главное к чему мы пришли, наша модель применима к любой из сфер человеческой деятельности – искусству, бизнесу, политике и т.д., а не только науки. Пластин может быть и две, и большее количество. Пластины могут накладываться, образуя более сложные модели с большим количеством поверхностей и толщ.  Поэтому эпитемы могут отображать ментальные связи между концептами, понятиями, терминами, принадлежащими  к любой из сфер человеческой деятельности.  Имеются в виду и синонимично-антонимичные связи – когда «нечто одно – это то же самое, что и нечто другое, но при некоторых несущественных отличиях».                                                                                                

   Для наглядности, поверхности другой пластины, аналогичной описанной,  соотнесем, например, с определенными терминами, понятиями, концептами бизнеса и книгоиздания, а толщу – с благотворительностью, и опишем существующие, а также возможные связи. В итоге мы можем прочитать статью «Благо и книги», анализирующую  реальное состояние благотворительного книгоиздания в нашей стране («Литературные известия», № 12(80), 2011 г.).

  Кстати, и наша статья сама по себе – моделирование и рассмотрение существующих ментальных связей между определенными терминами, понятиями, концептами математики, культурологии и литературы. Почему литературы?

   Ю.С.Степанов писал: «изотемы – это и есть концепты в их не художественном, а общенаучном ареале».

  Далее автор все же уточняет – « концепты имеет смысл обсуждать – как изотемы – не только в аспекте “научного”, но это может иметь смысл и в аспекте ”художественного” с мелкими отличиями в деталях».

   Как видим, определение и уточнение изотемы подразумевает существование мыслящего, чувствующего, анализирующего, способного творить наблюдателя, а также словесную, языковую, или иную другую художественную форму для передачи информации и эмоций. В общем все, что требуется для творчества, в частности, для литературного творчества. Кажется, возможно и культуру определить, как интертекстуальное, контекстное существование изотем и эпитем.

  Наука утверждает, дальнейший рост возможностей головного мозга будет происходить не за счет увеличения его объема, количества нейронов, а в силу увеличения числа связей между ними. Возможно, изотемные и эпитемные связи еще один резерв. Речь идет о существующих и возможных связях между удаленными семантическими, эволюционными рядами, наукой, искусством, общественной деятельностью.

 

P.S. Первый вариант статьи был написан в 2008 году, но, по отзывам коллег и друзей, тексту не хватало четкости и логики в изложении. Через три года, используя подходы и модель, в ней же и описанные, статья была завершена. Данный текст – теория и практика одновременно.   

                                             

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка