Комментарий | 0

Наиболее характерные утопии нынешнего века (2)

 

(Начало)

 

 

 

(Окончание)

 

5. Идея о продлении жизни избранных персон.

 

Некоторые ученые, в частности, Ди Грей [14], считают, что можно разработать некие компенсационные механизмы, с помощью которых удастся устранить «внеклеточный мусор», «внутриклеточный мусор», гибель и атрофию клеток, мутации в ядре и митохондриях, старение клеток, поперечные связи между молекулами биополимеров, сделав человеческий организм практически бессмертным.

В дополнение к этим соображениям, следует добавить возможность заморозки в криогенных камерах тел богатых энтузиастов бессмертия, чтобы подождать торжество науки на этом фронте.

На столь соблазнительные посулы уже к настоящему времени клюнуло немало богатых клиентов.

Утопизм их воззрений в данном случае граничит с идиотизмом, но чего не сделаешь ради даже призрачной возможности продления удовольствий жизни миллионеров.

На самом деле, продолжительность жизни любого организма имеет вполне естественные ограничения.

Прежде всего, отметим, что естественный, а для человека и искусственный отбор, происходящий во взаимодействии каждого организма с окружающей средой, способствуют совершенно определенному ограничению жизненного цикла любой отдельной особи в пользу продолжения рода этой особи, выводя тем самым из обращения те организмы, которые уже не сочетаются с изменившейся средой или наименее способны к адаптации. Эти организмы или погибают (поедаются, вытесняются) в конкурентной борьбе за пищу и наиболее благоприятные условия существования, или же у них происходит спад жизненных процессов, а произведшие потомство лососевые тут же погибают.

Иначе говоря, меняющаяся среда диктует необходимость последовательной смены организмов, производя тем самым отбор наиболее «живучих», что требует само по себе ограничения длительности жизни любого организма во благо выживания как его потомства, так и всего рода.

То же относится и к человеческому роду, только для него большее значение приобретает уже искусственный отбор в соответствии с меняющимися общественными потребностями.

В этом отношении, даже максимально близкая к идеальной компенсация тех или иных нарушений в функционировании организма не исключает воздействия окружающей среды на немногие нестареющие организмы, которые погибают как случайно, так и из-за неспособности конкурировать с более молодыми и, значит, более адаптированными к среде особями собственного рода, или они погибают от нарушения функционирования тех или иных органов, в частности, неблагоприятного изменения их размеров, не позволяя ему нормально питаться или дышать, а также при существенном изменении параметров окружающей среды, а также - от неизлечимых травм и врагов.

Однако для высших млекопитающих с развитым мозгом компенсационные механизмы, так или иначе восстанавливающие нормальное функционирование клеток организмов с примитивными управляющими центрами (практически безмозглыми), не оказываются эффективными из-за сложности как нейронов мозга, так и связей между ними. Малейшие сбои в функционировании нейронов, или их постепенное отмирание приводят к расстройству управления как отдельными органами, так всем организмом. А накопление ошибок в работе нейронов неизбежно случается со временем хотя бы в результате несовершенства удаления из них продуктов распада.

Для человека подобная неспособность конкурировать с более молодыми индивидами означает потерю возможности следовать устоявшимся привычкам в изменившейся среде, затруднения в приспособлении к новым формам работы, в общении с более молодыми людьми, которые имеют совершенно иные взгляды и интересы, в непонимании изменившихся отношений и связей между людьми, использующих другие технические средства, в том числе и для общения, и т. д.

То есть участие в общественной жизни и продуктивной деятельности, где, собственно, сосредоточены все важнейшие интересы любого человека, становится для него практически невозможным. Остается только «коптить небо», что совершенно не интересно, и смерть тут становится благом. И в этом отношении особенно глупо помещать человека в криостат, предполагая разморозить его в «высокотехнологичном будущем», или внедрять человека в виртуальную среду,

Другими словами, информация, которая накапливается с возрастом в ячейках памяти человека, постепенно формирует достаточно консервативный круг понятий и отношений – его еще именуют опытом и привычками.

Этот круг связан преимущественно с самосознанием человека и не имеет отношения к компенсационным механизмам, которые реально проявляются наиболее эффективно в «бессмертных» организмах, и которые, как считают некоторые ученые, в частности, Ди Грей [14], можно разработать.

К тому же, подобное «лечение» старения организма, то есть вмешательство в тонкую работу генома и внутриклеточных механизмов, а они отлаживались десятки и сотни миллионов лет естественным отбором в условиях определенной среды и для конкретного вида организмов, которых набралось к настоящему времени всего около полутора десятка из всего множества, в частности, некоторые виды акул, китов, черепах, моллюсков, медуз, а также омары, морские ежи, гидры, голотурии, вегетативная форма планарий (червей), для человека оказывается неэффективным вследствие значительного отрыва в развитии его мозга от управляющих центров всех остальных живых существ, которые у нестареющих организмов, как это видно из их перечня, довольно примитивны, поскольку предназначены для простейшего инстинктивно-рефлекторного функционирования в неизменных условиях.

Управляющий центр человека содержит 11-19 миллиардов нейронов коры человеческого мозга и 150 миллиардов всех нейронов человеческого организма, которые функционируют на принципе распространения и преобразования в течение всего времени жизни человека информации посредством появляющихся и исчезающих связей – своего рода импульсов обновления - между нейронами, которые не запрограммированы и не поддаются моделированию, и число которых за определенный интервал времени может быть во много раз больше, чем самих нейронов.

Накопление с возрастом неизбежных нарушений в работе клеток мозга (болезнь Альцгеймера и болезнь Пика), что, как правило, происходит после 65 лет и усиливается к 80 годам, приводит к гибели части нейронов и соответствующей потере отдельных синаптических связей (атрофия коры мозга и подкорковых образований), а это означает потерю памяти или развитие слабоумия в той или иной форме.

Компенсировать подобные нарушения в клетках коры головного мозга, в отличие от нарушений в работе клеток простейших организмов, практически невозможно вследствие слишком сложных механизмов совокупного функционирования нейронов, появившихся в течение более чем двухмиллионного периода развития мозга гоминидов.

Поэтому более-менее полноценная жизнь человека, за редкими исключениями, возможна только до девятого десятка лет.

Как бы то ни было, но и опыт, и привычки человека невозможно устранить или компенсировать никакими средствами.

Поэтому при существенном изменении обстановки или обстоятельств, требующем кардинального изменения поведения, человек в возрасте, тем более «долгожитель», под давлением «накопленных» догм начинает принимать ошибочные решения. Сначала он теряет креативность, а затем утрачивает и способность к формированию адекватной логики своих поступков, что в итоге приводит его к нарушению контактов с социумом и фактическому выпадению из него.

Поэтому попытки многократно продлить срок жизни человека сами по себе бессмысленны и их можно отнести только к спекуляциям на почве боязни человеком смерти для выкачивания на эти бесполезные действия из бюджета или богатых спонсоров немалых средств для мошенников.

Что касается определенности в ограниченности календарного жизненного цикла человека, то приходится волей-неволей констатировать, что человеческое тело эволюционно практически полностью унаследовано от приматов, срок жизни которых в благоприятных условиях мог достигать 60 лет, о чем можно судить по продолжительности жизни шимпанзе (50-60 лет).

Естественно, этот же календарный срок жизни тела перешел в наследство к гоминидам, но в течение нескольких миллионов лет с ростом и усложнением их мозга продолжительность жизни неандертальцев и кроманьонцев по сравнению с приматами в 1,5-2 раза снизилась, составив по известным статистическим данным около 30 лет, но к настоящему времени она выросла до 67 лет в среднем в основном благодаря прогрессу в сфере медицины, о чем более подробно изложено в статье «Почему время жизни таково, каково оно есть?» [15, часть 2, §5].

 

6. Идея об уходе наиболее продвинутого человечества в космос.

 

Любое пространственное перемещение представляет собой поиск пропитания и иных ресурсов для существования, а также может быть и стремлением к новым впечатлениям, знаниям, и основой для достижения этих целей являются новые контакты, а вслед за этим - отношения.

Поэтому при пространственных перемещениях человек ищет возможности для лучшей жизни и себе подобных прежде всего, а все омертвленное для него, в сущности, значения не имеет.

В свое время К. Э. Циолковский продекларировал, что земное человечество должно заселить космос.

По-видимому, он имел в виду достижение упомянутых выше целей.

Но, к настоящему времени выяснилось, что в этой системе, кроме Земли, не имеется обитаемых планет.

По-видимому, связано это обстоятельство с тем, что условия для зарождения и существования органической жизни на этих планетах отсутствуют, и заселить их в обозримое будущее не представляется возможным.

Правда, в принципе, можно посетить Марс, но он, подобно Луне, холоден и безжизненен, и если поинтересоваться у энтузиастов полета на эту планету, что они там собираются делать, то конструктивного ответа вы не дождетесь, кроме невнятных выражений об исследовательском зуде и демонстрации могущества человечества непонятно перед кем.

Тем не менее, утверждается, что конечной целью этих мероприятий является поиск ресурсов. Кроме того, их осуществление предполагает развитие новых технологий, экономическое оживление, получение новых знаний.

Однако, к настоящему времени не разработана защита от смертельного излучения в открытом космосе, но миллиарды долларов для пилотируемых полетов на Марс уже истрачены и продолжают тратиться.

Главной опасностью при межпланетных полетах является облучение людей высокоэнергетическими частицами, к которым относятся галактические и солнечные.

Галактические космические лучи представляют собой ядра водорода, гелия и прочих легких элементов с энергией в среднем 10 млрд. эВ. Для полного поглощения этих лучей потребовался бы свинцовый экран толщиной 15 метров. На Земле от этого излучения людей защищает ее магнитное поле, которое, кстати, на Марсе практически отсутствует (оно слабее земного магнитного поля в 800 раз), вследствие чего люди будут облучаться высокоэнергетическими частицами и на поверхности Марса.

При однократном полете на Марс человек получит дозу облучения 0,3 Зв (зиверт), причем летальная доза облучения составляет 3 Зв. Однако и 0,3 Зв достаточно для необратимого повреждения клеток мозга и последующего за этим слабоумия.

Кроме галактического излучения, в космосе возникают при хромосферных вспышках на Солнце потоки в основном протонов и ядер гелия с энергией порядка 199 МэВ. Плотность этих потоков может превышать плотность галактического излучения в тысячи раз и эти вспышки невозможно прогнозировать.

Попадание космонавтов в зону хромосферного излучения означает неминуемую смерть от лучевой болезни

Все эти смертельные риски для людей в течении довольно длительного перелета без соответствующей защиты в сопоставлении с целями экспедиций делают полет на Марс, как и вообще полеты на прочие безжизненные планеты Солнечной системы, совершенно неприемлемыми, по крайней мере, до разработки эффективной системы защиты экипажа от излучений и появления более скоростных средств перемещения в космосе.

К тому же, полеты человека к любым необитаемым мирам – бессмысленны, поскольку только изучение живого и общение с ним может представлять для человека истинный интерес, а живое из всех планет Солнечной системы представлено лишь на Земле.

Что же касается каких-то неизвестных пока науке данных о других планетах Солнечной системы, то они могут быть получены соответствующими автоматами и роботами, тем более что жизненного интереса эти данные не несут [15, часть 3, §2].

Несмотря на очевидную глупость перемещения людей в пустой и холодный космос, через который ни до одной из планет, аналогичных Земле, в обозримое время добраться не удастся, тем более что до сего времени никаких сигналов от неких инопланетян не поступало, идея освоения этого безжизненного пространства, являющегося всего лишь инфраструктурой для сравнительно редких заселенных планет (экзопланеты), разбросанных на немыслимых для пилотируемых полетов к ним в ближайшее время, вполне себе процветает в умах отнюдь не бездарных представителей интеллектуальной элиты [там же].

В современном обществе в основном писатели-фантасты и примыкающие к ним футурологи продвигают, как им кажется, очевидную идею о выделении из человечества неких сверхсуществ с иными интеллектуальными возможностями, другими жизненными устремлениями, правда, неизвестно какими, и удалением от «убогого» человечества в глубины космоса.

Аркадий и Борис Стругацкие в своем романе «Волны гасят ветер» [16] наименовали их люденами и охарактеризовали этот процесс превращения так:

«Любой Разум – технологический ли, или руссоистский, или даже героический – в процессе эволюции первого порядка проходит путь от состояния максимального разъединения (дикость, взаимная озлобленность, убогость эмоций, недоверие) к состоянию максимально возможного при сохранении индивидуального объединения (дружелюбие, высокая культура отношений, альтруизм, пренебрежение достижимым). Этот процесс управляется законами биологическими, биосоциальными и специфически социальными. Он хорошо изучен и представляет здесь для нас интерес лишь постольку, поскольку приводит к вопросу: а что дальше? Оставив в стороне романтические трели истории вертикального прогресса, мы обнаруживаем для Разума лишь две реальные, принципиально различающиеся возможности. Либо остановка, самоуспокоение, замыкание на себя, потеря интереса к физическому миру. Либо вступление на путь эволюции второго порядка, на путь эволюции планируемой и управляемой, на путь к Монокосму.

Синтез разумов неизбежен. Он дарует неисчислимое количество новых граней восприятия мира, а это ведет к неимоверному увеличению количества и, главное, качества доступной к поглощению информации, что, в свою очередь, приводит к уменьшению страданий до минимума и к увеличению радости до максимума. Понятие «дом» расширяется до масштабов Вселенной. Возникает новый метаболизм, и, как следствие его, жизнь и здоровье становятся практически вечными. Возраст индивида становится сравнимым с возрастом космических объектов при полном отсутствии накопления усталости. Индивид Монокосма не нуждается в творцах. Он сам себе и творец, и потребитель культуры. По капле воды он способен не только воссоздать образ океана, но и весь мир населяющих его существ, в том числе разумных. И всё это при беспрерывном, неутолимом сенсорном голоде.

Каждый новый индивид возникает как произведение синкретического искусства: его творят и физиологи, и генетики, и инженеры, и психологи, эстетики, педагоги и философы Монокосма. Процесс этот занимает, безусловно, несколько десятков земных лет и, конечно же, является увлекательнейшим и почетнейшим…

«СОЗИДАЙ, НЕ РАЗРУШАЯ!» - вот лозунг Монокосма.

Монокосм не может не считать свой путь развития и свой модус вивенди единственно верным…

Первое: вступление человечества на путь эволюции второго порядка означает практически превращение хомо сапиенса в Странника (сверхчеловека).

Второе: скорее всего, далеко не каждый хомо сапиенс пригоден для такого превращения.

… поиск, выделение и подготовка к приобщению созревших индивидов не могут не сопровождаться явлениями и событиями, доступными внимательному наблюдателю. Можно ожидать, например, возникновения массовых фобий, новых учений мессианского толка, появления людей с необычными способностями, необъяснимых исчезновений людей, внезапного, как бы по волшебству, появления у людей новых талантов и т.д.».

Действительно, известно, что наша цивилизации в своем развитии подойдет к точке сингулярности. Под этой точкой Джон фон Нейман имел в виду не астрофизическое понимание, а точку, за которой экстраполяция начинает давать бессмысленные результаты. На точку сингулярности, или предельную точку на оси времени, где сходятся сокращающиеся по закону прогрессии исторические циклы, в 1994 году обратил внимание историк И. М. Дьяконов [17].

Подтверждением того, что с приближением точки сингулярности грядет эпоха фундаментальных изменений в развитии цивилизации, является наступающий информационный коллапс.

Информационный коллапс определяется как состояние сетевого информационного пространства, угрожающее его стабильности и нормальному функционированию. Информационный коллапс характеризуется резким снижением пропускной способности каналов связи и возникает при ситуации, когда существующие технологии не в состоянии передать нарастающие объемы трафика.

Проявление начала информационного коллапса сказывается в постоянном увеличение скорости появления новой информации и накоплении этой информации в Интернете. Ознакомление с лавинообразным потоком информации становится все более затруднительным и еще более затруднительным становится вследствие этого ее адекватное использование, поскольку фактически единственным методом упорядочивания информации становится ее фильтрация, как правило, по сомнительным критериям. Это ведет к быстрой потере обществом перспективных ориентиров развития, замене истинных целей на корпоративные цели, к оглуплению подавляющего большинства пользователей Интернета.

Однако оптимистичные футурологи точку сингулярности истолковывают как переход в новое, улучшенное состояние. Она, по их мнению, означает гипотетический взрывоподобный рост скорости научно-технического прогресса, предположительно следующий из создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграции человека с вычислительными машинами, либо значительного увеличения возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий.

Тут-то, как полагают футурологи-фантасты, и появляются людены, то есть сверхлюди, которые, в отличие от обычных людей, используют ситуацию информационного коллапса для собственного «подъема» и удаления от глупого и порочного человечества.

Тем не менее, точка сингулярности есть, как минимум, точка бифуркации, в которой из-за невозможности находиться в прежнем качестве цивилизация распадается или переходит в иное русло существования, которое можно охарактеризовать как равновесное.

Иначе говоря, можно все же найти отдушину, или временную лакуну для установления в определенной степени справедливого общества, но только при определенном ограничении свободы индивида, точнее, ее самоограничении в пользу коллектива, общества, или установления цивилизации без государств, несмотря на все внутренние противоречия, всегда раздирающие общество.

Для этого потребуется установить такое общество, при котором равнодействующая всех противоборствующих сил станет практически равной нулю.

Поскольку в развивающемся обществе это невозможно, постольку процесс развития должен быть приостановлен или же – выражен крайне слабо. Иначе говоря, цивилизация, общество должно временно потерять возможность развития.

В таком состоянии цивилизация может быть только равновесной.

Ее основные признаки состоят в следующем.

Во-первых, она должна находиться в экологическом равновесии с природой, то есть она должна вернуться в основном к присваивающей экономике с сохранением и добавлением некоторых ресурсосберегающих технологий.

Во-вторых, отказавшись от сложной государственной системы управления, цивилизация должна вернуться к простейшим формам общественных отношений в виде локальных самоуправляющихся ячеек различной направленности по видам деятельности, связанных между собой не только горизонтально, но и вертикально, в отличие от первобытных общин.

В-третьих, задачами цивилизации должно быть не развитие технологий и общественных отношений, а самообеспечение в отношении создания для каждого человека приемлемых жизненных условий и поддержание функционирования самоуправляющихся ячеек без появления крена в сторону их отхода от самоуправления. Для этого единственным «лекарством» является максимально частая ротация избираемого управляющего персонала.

В этом отношении отличие данной структуры от первобытных общин состоит в более высоком уровне сознания членов самоуправляющихся ячеек, накопленном за шесть тысячелетий предшествующего цивилизационного развития, и, в связи с этим, появлением возможности сознательного решения всеми членами ячеек возникающих проблем цивилизации в рамках простейших структур.

В-четвертых, свободное время каждого члена сообщества, которое может быть весьма значительным благодаря сохранению ряда производящих пищу и предметы быта технологий, должно быть посвящено его саморазвитию в той сфере, к которой он имеет склонности: искусству, ремеслам, борьбе с болезнями, процессу обучения соплеменников и т.д.

Таким образом, цивилизация как бы консервируется. Конечно, рано или поздно она разложится, но время ее существования и вполне спокойной жизни людей в ней может быть на порядки длительнее, чем время существования известной нам технологической цивилизации.

Тому, кто скажет, что процесс развития нельзя остановить, можно привести пример подобной приостановки в развитии человеческих сообществ, точнее, его крайнего замедления. Этим примером являются хорошо известные и изученные первобытные общины, существовавшие примерно в одном и том же состоянии несколько десятков тысяч лет, пока не пробудились от «спячки» примерно 10 тысяч лет назад, в результате чего, отчасти, сформировалась нынешняя цивилизация около 6 тысяч лет назад. Равновесные с природой сообщества существуют и сейчас в естественном виде, например, австралийские аборигены. Существуют они и в искусственном виде различных сект, например, духоборов. Близкие к ним общественно-производственные образования – кибуцы в Израиле - так же отделяют себя от общества и государства по образу жизни, близкому к равновесному.

 

7. Причины появления подобных утопий.

 

Причины появления упомянутых утопий находятся как в стремлении объять необъятное, так и в банальной корысти, а также в надежде обмануть время и попасть в вечность или устроить земной рай, что, конечно, приятно в ощущении хоть каких-то перспектив, но рассыпающихся при одной лишь мысли о неминуемой смерти каждого человека со всей его уникальной личностью.

Основная же причина возникновения столь «захватывающих» утопических идей, оказывающихся при ближайшем рассмотрении обычной глупостью, состоит в том, что в основу всех этих соображений заложена вроде бы правдоподобная гуманитарная идея: человек – венец вселенной, и поэтому человечество должно существовать вечно и управлять всем, точнее, этим венцом могут быть только лучшие представители человеческого рода, а не всё многомиллиардное население.

Из этой гуманитарной идеи автоматически следует соображение о том, что, с одной стороны, неплохо было бы собраться с силами и воскресить хотя бы самых великих покойников, а с другой стороны, постараться лекарственными и высокотехнологическими средствами продлевать жизнь лучших представителей человеческого рода на сотни и тысячи лет даже при условии их симбиоза с искусственным интеллектом.

Подобного рода гуманизм также требует изыскания любых средств для того, чтобы обеспечить вечное существование нынешней человеческой цивилизации, но только опять же в лице ее «лучших» представителей вплоть до последовательного переселения с Земли на иные планеты с распространением по всей Вселенной и дальнейшим управлением ею же.

Однако все эти «замечательные» соображения «лучшие» представители человеческого рода никак не соотносят со всеми остальными смертными, видимо, находя, что их не только слишком много, но они или просто не имеют должного образования, либо ум их недалек, либо они нищи, больны, порочны и т. д. По этой причине «счастьем» следует обеспечить только тех, кто сумел пробиться в элиту, то есть всплыть, как известное дерьмо, наверх при непротивлении менее проходимистых индивидов.

Естественно, эти «лучшие», а в сущности, полу-приматы, которые считают себя правителями мира, с трепетом относятся к подобным завиральным теориям, наивно полагая, что могут попасть в земной рай, прихватив туда необходимую обслугу. А эта обслуга, главным элементом которой являются весьма квалифицированные в отдельных сферах советники, на самом деле втихаря смеется над ними, собирая неплохой навар на их глупости, втирая им идеи о завтрашнем получении неисчерпаемой энергии за счет термоядерных установок, что в земных условиях не осуществимо, или о бессмысленных пилотируемых полетах в далекий космос, или получения верных средств для тысячелетней жизни сей момент, но момент всё длится и длится, а эти болваны всё ждут и надеются.

Такова истинная логика гуманизма, кажущегося на первый взгляд грандиозным созданием человеческого духа, который радеет о благе этого перла создания, но приходит в итоге к указанным выше соображениям, граничащим с геноцидом всего человеческого рода, включая и их самих, поскольку у них отсутствует понимание того, что без живого «материала» им не на ком будет паразитировать.

Для уточнения истинного смысла гуманизма имеет смысл процитировать отрывок из моей книги «Человек как голограмма» [18, гл. 8].

«Как и расовые теории, гуманизм, который, по определению, атеистичен, то есть ищет опору не в Боге, а в человеке, совершенно неадекватен, хотя на первый взгляд он весьма симпатичен, вследствие провозглашения им лозунга: определять смысл и формы собственной жизни должен сам человек, живущий в духе разума и использования своих способностей.

Как это происходит всегда, опора теоретиков гуманизма на собственно человека, на его возвышение сразу же заводит гуманизм в тупик.

Во-первых, подавляющее большинство людей, которые не хуже остальных, вынуждены жить в нечеловеческих условиях, часто - в голоде и холоде; им - на грани выживания - не до жизни в духе разума и использования своих способностей, которые еще надо определить, что весьма затруднительно при фактическом отсутствии системы образования и на грани выживания. То есть теория гуманизма элитарна и в этом отношении весьма отвлечена от рода человеческого в его большинстве.

Во-вторых, построение гуманного общества посредством этики, основанной на гуманитарных ценностях, в духе разума и свободного поиска потерпела полный крах: наиболее богатое общество в лице западных стран, обирая слаборазвитые страны, и имея высокий уровень жизни, тем не менее, находится в глубоком идейном и экономическом кризисе, и разлагается.

Человек в странах «золотого» миллиарда сведен к жалкому, эгоистичному существу в среде ложной демократии, он останавливается в своем развитии, «зацикливаясь» на потреблении электронно-информационных новинок цивилизации, пожирающих все его свободное время. Любые его протесты бессмысленны или жестоко пресекаются. Он становится равнодушным и неспособным к решительным действиям, податливым к лживой пропаганде ложных ценностей технократического общества, в основном потребительских.

С другой стороны, нищие в большинстве своем мусульмане, составляющие значительную часть населения Земли, оказались антигуманистами в своем стремлении к ветхим религиозным догмам, противоречащих как разуму, так и свободе отношений, поиску новых ценностей, развития. Сама же элита мусульманских стран, в сущности, пытается насильно заставить остальных людей принять эти средневековые воззрения, тянущие мир к единообразию, дикости и самовластию.

В-третьих, гуманизм не способен решить проблему выбора между интересами и нуждами собственно человека и группы людей.

Признавая самоценность человеческой личности, гуманизм ведет к эгоцентризму, разрушая всегда природно и темпорально ограниченную личность человека, не способного стать сверхчеловеком при всем стремлении к этому.

Признание же гуманизмом в качестве первостепенных тех или иных групповых интересов и ценностей означает прямой путь к тоталитаризму и сведению человека тем самым к ничто.

В-четвертых, гуманизм отрицает религиозные ценности, отталкивая большинство людей от себя, поскольку в глубине своей каждый человек чувствует свою слабость, ограниченность, смертность и не может обойтись без поддержки хотя бы и выдуманных внешних сил.

Таким образом, признание самоценности человека как перла создания без обращения к его основе – сознанию, оказывается и бессмысленным, и бесполезным.

Это подтверждает и практика: свобода, счастье, развитие, несмотря на все усилия гуманистов и ООН, остаются в стороне, а доминируют, по сути, лишь жажда наживы, сознание собственного превосходства, утилитаризм, то есть осуществляется перевод властными структурами ложных ценностей в ценности, определяющие жизнь. Тем самым образуется своего рода раковая опухоль, быстро разъедающая человека и его цивилизацию».

Любопытно, что среди этих идей, горделиво возносящих человека на самый высокий пьедестал, втуне остался всем известный факт, состоящий в конечности не только человеческой жизни, но всего прочего материального, вплоть до Вселенной. И с этим фактом не поспоришь, но его можно аккуратно обойти, заморочив голову обывателям различными завиральными представлениями или полуправдой, первое место среди которых занимает религия, а второе – наука, хотя, конечно, не всё так просто. Религия облегчает народам ужасную и краткую жизнь, а наука несет технологический прогресс, благодаря которому мы пользуемся смартфонами и теплыми жилищами. Но, оперируя только воспроизводящимися явлениями и логикой, наука ничего не может ни открыть, ни объяснить за их пределами.

Получается, что все упомянутые «плодотворные» идеи бесконечного прогресса человеческого рода зиждятся на абсолютно ложной основе, выбранной в лучшем случае бессознательно, а в худшем – с целью преследования сиюминутных корыстных интересов, используя надежды обывателей и болванов разного рода на лучшее будущее и мечты элиты о вечном блаженстве.

Однако, известно, что кроме конечного есть и бесконечное.

Но в бесконечном отсутствует время. Поэтому для него существует единственный вариант проявиться – через временное конечное.

Поскольку единственным существом, способным на осознанные действия, является человек, постольку, среди всех смертных созданий он действительно есть наивысшая форма, в которой бесконечное может не только временно реализовываться с наибольшим успехом, но и продлевать это время до бесконечности за счет постоянной дискретности собственного существования через человеческие жизни, которые раз за разом воспроизводятся.

Можно долго и, в сущности, бессмысленно спорить об этом бесконечном: что это – высший разум, бог, единое сознание, дух или что-то еще. Но и так предельно ясно, что друг без друга бесконечное и конечное существовать не способны. Поэтому для того, чтобы бесконечному хоть как-то реализоваться в процессе действия и развития, то есть проявиться во времени, оно должно, объединившись с конечным, но оставшись бесконечным, оказаться тем самым и тут, и там.

Именно этот альянс бесконечного и конечного случается в живых существах, которые потому и живые, в отличие от всего прочего, что предоставляют возможность одной из форм бесконечного – активного – через другую его форму -  пассивное - временно, но вместе с тем и вечно – через дискретность существования (последовательно умирание, воскрешение, беспамятное для индивида, и жизнь до следующего умирания), контролировать каждого человека и вместе с тем не лишать его свободы воли, разрешая проблему и человеческой жизни, и проблему развития сознания через человека бесконечно.

 

Библиография
 
1. Низовцев Ю.М. Чудеса в решете, или увлекательная механика. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
2. Сирота А. Закономерности в немецкой истории. Партнер (Дортмунд), №6 (105) maranat.de (2006)
3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. «Избранные произведения». Москва, издательство «Российская политическая энциклопедия». 2006.
4. С. Хантингтон. Столкновение цивилизаций. М. ООО «Издательство АСТ». 2003. ISBN 5-17-00723-0.
5. И. Кант. Сочинения в шести томах. Т. VI. М. 1963-1966.
6. К. Маркс. Манифест Коммунистической партии. Женева. 1882.
7. Гоббс Т. Левиафан. Соч. в 2 тт. 2 т. М. 1991, с. 192.
8. Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. 1. СПбГУ. Алетейа. 2000. ISBN 5-89329-259-6.
9. Низовцев Ю.М. Всё не так !? а как?! 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
10. Mark O. Riedl. The Lovelace 2.0 Test of Artificial Creativity and Intelligence». Association for the Advancement of Artificial Intelligence, 22. 10. 2014.
11. Низовцев Ю.М. Что в действительности представляет собой интеллект? Журнал «Топос». 02.04.2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.topos.ru
12. Низовцев Ю.М. Ключ к непознаваемому (сборник). 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru.
13. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Том 2. 1999 г. Минск. Издательство ООО «Попурри».
14 Обри ди Грей. Отменить старение. 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //studfiles.net/preview/1779703/
15. Низовцев Ю.М. Всё наоборот. Ответы на каверзные вопросы об интересном (сборник). 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
16. Аркадий и Борис Стругацкие. Волны гасят ветер. «Мир полудня (сборник)». Москва, АСТ. 2016.
17. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. КомКнига. Москва. 2007г.
18. Низовцев Ю.М. Человек как голограмма. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка