Комментарий | 0

Личность и индивидуальность

 

 

 

 

Хотя двойственность сознания человека к настоящему времени не слишком уж подвергается сомнению, но, тем не менее, характеризуя того или иного человека, чаще всего указывают на его индивидуальность, а о личности вспоминают большей частью в том случае, когда речь заходит о героях, а также о выдающихся деятелях науки, культура и великих государственных деятелях.
Возможно, по этой причине даже возникла теория о том, что именно эти личности, а не кто или что другое являются двигателями истории.

В частности, британский писатель, историк и философ Томас Карлейль на основе интеллектуальности стал проповедовать культ героев: «… всемирная история, история того, что человек совершил в этом мире, есть, по моему разумению, в сущности, история великих людей, потрудившихся здесь, на земле. Они, эти великие люди, были вождями человечества, воспитателями, образцами и, в широком смысле, творцами всего того, что вся масса людей вообще стремилась осуществить то, чего она хотела достигнуть. Всё, содеянное в этом мире, представляет, в сущности, внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежавших великим людям, посланным в наш мир» [1, с. 7].

С другой стороны, существует мнение, что эта теория насквозь фальшива. Например, выдающийся русский философ Фёдоров Н. Ф. отнюдь не переоценивал роль личностей в истории: «Деятельность личностей создает не историю, а комедию всемирной истории. История, которую создают особняки по принципу историософистики, есть борьба этих особняков за право руководить толпой к цели, к идеалу, который служит только приманкой, чтобы овладеть народом…» [2, часть 1, примечание 9].

Еще более принизил личность Лев Толстой, который считал великих людей лишь орудиями провидения, рабами истории: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершённый поступок, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка… Царь есть раб истории. История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей» [3].

Объединить на некоем основании эти взгляды на роль личности в истории попытался Плеханов Г. В., указав на явное противоречие и недостатки как действия в истории одних общих закономерностей, так и только личностей: «Столкновение этих двух взглядов приняло вид антиномии, первом членом которой являлись общие законы, а вторым – деятельность личностей. С точки зрения второго члена антиномии история представлялась простым сцеплением случайностей, с точки зрения первого ее члена казалось, что действием общих причин были обусловлены даже индивидуальные черты исторических событий» [4, с. 32].

Пытаясь диалектически сочетать некие «непреложные законы» с определенным влиянием на ход исторического процесса личностей, Плеханов ставит на место движущей силы исторического процесса развитие производительных сил, полагая, что именно ими «…обусловливаются последовательные изменения в общественных отношениях людей» [там же, с. 33], но вместе с тем приписывает влияние на ход исторических событий особенных причин.

Эти причины, по его мнению, есть «та историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил у данного народа и которая сама создана в последней инстанции развитием тех же сил у других народов, то есть той же общей причиной» [там же, с. 33].

Однако эти исследователи человеческих душ даже не попытались проникнуть в их глубину, без которой невозможно разрешить данную проблему, которая упирается в различие индивидуальности и личности. А это отличие одного от другого, в свою очередь, зависит от особенностей сознания каждого человека.

Поэтому имеет смысл показать, откуда и почему возникла индивидуальность, по крайней мере, более-менее развитых живых существ, а уж затем продемонстрировать ее отличие от личности человека, так же появившейся не на пустом месте, и показать связь индивидуальности и личности, поскольку личность не способна формироваться в отрыве от индивидуальности.

При этом, необходимо проследить взаимодействие индивидуальности и личности, соседствующих и влияющих друг на друга в каждом человеке, как отражения влияния его животного сознания на самосознание и наоборот, отметив роль неудовлетворенности сознания как в целом, так и в ее как бы отделенных исторически частях, всегда проявляющейся в сознании человека в этом взаимодействии.

Сама по себе индивидуальность живого существа определяется его геномом и окружающей средой, в которой живое существо оказывается динамической составляющей этой среды. Поэтому основным признаком индивидуальности любого живого существа является его адаптивность, без которой возможность выживания в собственном окружении отсутствует.

Однако индивидуальность является вторичным признаком взаимодействия живого существа со своим окружением, за которой стоит то, что понуждает это существо вести активный образ жизни.

Активность живых существ, в отличие от остальных объектов бытия, подчиняющихся только естественным законам: законам сохранения, закону неубывающей энтропии. законам Ньютона и т.д., должна быть в сознании – единственном отличии живых существ от прочих объектов бытия. В противном случае, активность живых существ ничем бы не отличалась от круговращения остальных объектов бытия, но мы этого не наблюдаем.

Но активность живых существ должна чем-то проводиться, понуждая каждое живое существо не стоять на месте, а изменяться, реагируя на обстоятельства жизни и окружающую среду, понижая или повышая уровень этой активности в соответствии со складывающейся ситуацией.

В сущности, активное отличается от пассивного спонтанным стремлением к изменениям как своего окружения, так и себя ради не только выживания, но и более полного удовлетворения себя в получаемых ощущениях, безотчетно развивая себя и свой род в поколениях.

Таким образом. для любого живого существа активность проявляется в перманентной неудовлетворенности собой, влекущей созидание и разрушение окружающего, в процессе которого происходит как изменение активности, так и изменение самого носителя активности.

Эта неудовлетворенность ведет любое живое существо вперед, отражаясь в неосознанных действиях по преодолению непрестанного сопротивления среды в стремлении не только выжить, но и попасть туда, где теплее, безопаснее, сытнее.

То есть действие неудовлетворенности сознания обычного живого существа проявляется инстинктивно, без явной цели - методом проб и ошибок, в его стремлении к выживанию, размножению, удобству и безопасности. Поэтому живое, или активное существо стремится прочь от того, что у него есть, туда, где, как оно предполагает, лучше, чем сей момент, то есть благоприятнее.

Однако обычные существа в виде флоры и фауны не имеют субъектности, проявляясь в окружающей среде лишь в виде не сознающих самих себя динамических составляющих среды, которые, хотя и действуют, придавая развитие этой среде, но действуют инстинктивно-рефлекторно., то есть их сознание ограничено потреблением ощущений, и оно не выходит за рамки окружающей среды, а само развитие оказывается очень медленным в сравнении с осознанными действиями. Поэтому такой изначальный тип сознания может квалифицироваться как низшее сознание, единственно присущее всем живым существам, кроме человека, обладающего неким дополнением к нему.

Подобное поведение живых существ в более развитых их представителях внешне проявляется в их индивидуальности, свойства которой позволяют им лучше приспосабливаться к окружающей среде без производства, например, миллионов икринок, подавляющее большинство которых погибает ради продолжения рода.

Как правило, приспосабливаться к среде менее сложно в группе.

Поэтому индивидуальности существа приходится проявлять себя в стадности сообщества определенных существ, то есть индивидуализм соседствует с коллективизмом.

При таких обстоятельствах, живое существо подчиняется тренду выживания и получения, по возможности, приятных ощущений, не стремясь понять откуда и почему приходят эти ощущения, то есть рефлексия у них отсутствует, и понимание текущего времени им не требуется – оно безотчетно влечется в этом времени подобно щепке в бурном потоке, довольствуясь лишь тем, что имеют возможность, благодаря неудовлетворенности собственного сознания, окружающим избегать, по возможности, гибели и неприятных ощущений.

Иначе говоря, все эти существа настроены на возможность «получать», а не «отдавать» согласно собственному пониманию реальности, которое у них ограничено лишь анализом собственных ощущений.

Восприимчивость и способность к анализу ощущений, и, как следствие, эффективность их активности внешне проявляется у этих существ в характерной для каждого из них индивидуальности.

Индивидуальность формируется на основании генотипа, к которому добавляется воздействие соответствующей среды, которое определяется неудовлетворенностью сознания особи имеющимися условиями в отношении питания, размножения и статуса в стае или стаде.

Сам термин «индивидуальность» явственно указывает на главное свойство любой особи – ее эгоцентризм, то есть на первостепенную заботу о себе одном как индивиде, желающем сохранить собственные ощущения, смягчающееся, правда, тем, что вынужденное пребывание особи в группе не может не отразить ее отношение к членам этой группы, выражающееся в поведении, которое диктуется групповым, то есть коллективным сознанием.

Сознание этой более развитой особи, например, примата, то есть сознание животного, стремится только к питанию, собственной репродукции, возможному улучшению своего положения в среде и комфорту, используя такие основные свойства своей индивидуальности, выработанные за миллионы лет эволюции, как сообразительность, чувствительность, впечатлительность, решительность, ту или иную степень общительности, любопытство, доминантность, настойчивость, кооперация в действиях, составляющие в своей совокупности, уровне и взаимоотношениях индивидуальность животного сознания вместе с его нажитыми или генетическими признаками - такими, как внешний облик, темперамент, добавляя только к ним приобретенные в своей нише существования жизненный опыт, навыки, манеру поведения.

Все эти свойства присутствуют и у человека по той простой причине, что он – полу-примат.
Однако же, настойка на адаптивность у человека, дополнилась настройкой, которая заставляет человека иногда выбираться из одного только потока ощущений, в частности, на берег размышлений о сущности этого потока, получая знания о возможностях избирательно менять ход его течения.

Отсюда возникает понимание прихода ощущений в определенной последовательности, которая отмечается человеком течением времени от прошедшего к будущему через настоящее, и как следствие, ограниченности срока жизни, но, вместе с тем, понимания различных возможностей изменения этой жизни в лучшую сторону, опять же, благодаря неудовлетворенности тем, что есть.
Таким образом, это новое существо – человек – начинает понимать, что ощущения можно получать не только вынужденно, приспосабливаясь к их потоку, но и избирательно, с помощью определенных рычагов управления потоком ощущений, а на самом деле, потоком информации, отдавая соответствующие команды собственным органам и используя определенные подручные средства.

Таким образом, постепенно к человеку приходит осознание того, что известный поток ощущений есть не более чем текущее время жизни, которая в нем как начинается, так и кончается.

На этой новой основе понимания человеком исподволь того, что он находится во временном потоке, - не только календарном, а собственном, - который он способен осознанно изменить, внешне выраженном в постоянно сменяющихся ощущениях, в сознании человека начинают возникать соображения об изменении своей жизни в лучшую сторону не только методом проб и ошибок, а своими собственными осознанными усилиями по изменению окружающей среды, которые могут продлить или, увы, сократить его время жизни, но сделать его более насыщенным и интересным.

С возникновением собственности некоторая часть ее владельцев, получив свободное время для обстоятельных размышлений о жизни, стала задумываться не только о ее приятных моментах, но и о ее смысле.

Появилась культура, стали развиваться технологии, возникла наука на основе применения новых методов хозяйствования, дающих избыточный продукт для обмена и развития торговли между отдельными специализированными регионами.

Отношения индивидов в состоянии стадности так же изменилось в сторону оценки собственного, личного существования со всеми вытекающими из этого последствиями. То есть стала формироваться личность со всеми ее отрицательными и положительными особенностями, в основе которой, тем не менее, была индивидуальность, но основное отличие личности от индивидуальности заключалось в ее стремлении не только брать, но и сознательно, а часто бескорыстно отдавать.

Именно этим позитивным свойством осознанного альтруизма, отраженном в личности, и эгоцентричности индивидуальности в одном и том же человеке, стало создавать в большей или меньшей мере напряженность, а значит и движение для разрешения противоречия между ними, которое производилось в пользу того или другого, но, в целом, продвигало человека в его сообществах вперед, развивая его самосознание и делая общественные отношения более эффективными и благоприятными для развития общества.

Как бы то ни было, но индивидуальность человека, за которой скрывалось его примитивное животное сознание, замыкающееся на ощущениях, никуда не делось, и вся жизнь человеческая стала протекать в непрерывных борениях индивидуализма животного сознания с альтруизмом самосознания в стремлениях получать и отдавать в ходе сознательного изменения окружающей среды, разрушая ее и созидая в ней новое, отличаясь только степенью проявления неудовлетворенности той или иной формы сознания, что конечном итоге создало всю общественную иерархию.

В процессе развития живых существ адаптивная по настройке низшая, точнее, природная форма сознания претерпевает сравнительно незначительные изменения, поскольку ни одно существо не способно изъять свое основное свойство – безотчетное стремление к выживанию, основанное на изначальной активности любого живого.

Высшее сознание (самосознание), всегда включающее в себя элементы альтруизма на любом уровне развития человека, является коренной противоположностью природному – эгоцентричному - сознанию.

При наличии высшего сознание в живом существе, это существо как бы прозревает, становясь не столько «влитым» в среду, сколько отделенным от нее, и, стало быть, оно обретает возможность посмотреть на нее и на себя со стороны, оценить это соотношение в попытках осознанно ставить себе цели в виду тех или иных недостатков в собственном существовании, которые, по мнению этого существа, можно было бы преодолеть, и добиваться осуществления поставленных целей в действиях.

Всё это явно выпадает из инстинктивно-рефлекторной сферы действия низшего сознания, и даже начинает противоречить ей, поскольку высшее сознание часто пренебрегает утилитарными соображениями, гоняясь за чем-то недостижимым, но любезным сердцу и уму.

Из всего изложенного выше видно, что для живых организмов имеется только одна возможность выбраться из существования в качестве рабов ощущений - осознанно выработать способы собственного изменения, а именно: хотя бы частично избавиться от полного подчинения окружающей среде, став в некоторой степени над ней, и получив тем самым возможность не только адаптироваться к ней, но и приспосабливать ее под себя, соображая, как это лучше сделать сначала тоже для улучшения качества ощущений, а потом и для автономных размышлений о смысле жизни, ее курьёзах и собственном совершенствовании.

Подобная возможность реализуется в человеке, который оставаясь животным, или адаптивным к среде существом, вместе с тем приобретает возможность сознательно воздействовать на окружающую среду, приподнимаясь тем самым над ней, то есть вырываясь из полного адаптивного рабства, и получая возможность через это осознанное воздействие ускоренно развивать собственное сознание, в основном проявляющееся через мозг, изменение которого непосредственно отражается на росте возможностей сознания воздействовать на окружающее, что, в свою очередь, меняет мозговую структуру, а следовательно, и сознание.

Иначе говоря, человек становится по отношению к окружающей среде не ее рабом, а в некоторой степени, хозяином, то есть личностью с ее определенными и новыми по сравнению с индивидуальностью свойствами.

По ходу дела, человек становится более сообразительным, то есть изобретательным. Леность приматов сменяется трудолюбием. Способность осознанно исправлять ошибки развивает его самокритичность и ответственность за сделанное. Стремление к познанию окружающего мира формирует в нем любознательность, абстрактное мышление и развивает воображение, что, в свою очередь, вызывает возникновение в ходе общения речь, волю и креативность.

Трудовые усилия способствуют возникновению таких черт личности, как доброта, дружелюбие, сопереживание, сочувствие, милосердие, жертвенность, а это не что иное как бескорыстная забота о других, что можно обозначить как альтруизм.

Вместе с тем такие свойства индивидуальности как сообразительность, чувствительность, впечатлительность, решительность, та или иная степень общительности, любопытство, властолюбие (доминантность), упрямство (настойчивость), та или иная слаженность (кооперация) в действиях, свойственные как каждому животному, так и человеку, перешли по наследству от индивидуальности животного к индивидуальности человека практически без изменения.

Эти характеристики имеют отношение именно к индивидуальности, а не личности, в отличие от таких свойств, как осознанное трудолюбие или леность, самоуверенность или самокритичность, вежливость или грубость, ответственность или недобросовестность, убежденность или беспринципность, которые являются особенностями личности человека, большей частью производясь его умом, который, уже являясь свойством личности человека, имеет существенные отличия от сообразительности как свойства индивидуальности по своей направленности не только на питание, размножение и доминантность.

Однако главной характеристикой личности является альтруизм, противоположный неизменному эгоизму животного сознания.
Поэтому можно констатировать, что в каждом человеческом сознании индивидуальность, отражающая в основном эгоизм животного сознания, соседствует с альтруизмом, лежащем в основе личности каждого человека. И обе эти ипостаси сознания человека большей частью из-за различия решаемых задач всячески сражаются друг с другом, объединяясь только в критические моменты существования ради выживания. И место каждого человека в социуме определяется, как правило, преобладанием тех или иных свойств индивидуальности и личности, а также их уровнем, который существовал или был достигнут соответствующим человеком.

Формирование личности, тем не менее, производится на основании индивидуальности. Поэтому, в частности, сообразительность (природный интеллект), являясь свойством индивидуальности человека, вместе с тем кладет начало его уму, упрямство (настойчивость) предшествует и производит волю, оставаясь так же в сознании человека в качестве особенности его индивидуальности. Оно отличается от воли тем, что в нем отсутствует целеполагание.

Воздействие на личность индивидуальности и конкурентной среды могут производить в ней свойства, которые способствуют человеку занять место в обществе, которое он не заслуживает, если исходить из степени его ума и способностей.
Эти свойства личности включают в себя хитрость, лицемерие, коварство, угодничество, использование любых, даже недостойных средств для достижения выгодного или ведущего положения в обществе.

Всё это делает сообщества людей крайне разнородным и противоречивым, замедляя их развитие и приводя в итоге к краху, поскольку возможности человека в его сообществах довольно ограничены в потреблении информационных потоков, и при их избыточном объеме для возможностей человека в рамках цивилизации воспринимать эти потоки приводят цивилизации к распаду, но, как правило, не окончательно, позволяя им возродиться на той же конкурентной основе двойственного сознания.

 

Библиография

1. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М., ЭКСМО. 2008.
2. Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела. 1906. https://predanie.ru
3. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3, часть 1. М., Лексика. 1996.
4. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в 5-ти тт. Т. 2. М., 1956, с. 300-334.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка