Комментарий | 1

К 95-летию Мераба Мамардашвили

 

Мераб Мамардашвили

 

 

… лекции о Прусте исполнял так, что становилось понятно: у писателей есть свои способы изучения времени и пространства, и щупальца фраз, запускаемые Прустом в оные, были из самых важных.

Мераб Мамардашвили был и сам хорошим стилистом: даже производя сложнейшие исследования материи мысли, он писал нескучно, порою занятно, юмором стягивая определённые фрагменты текста, завораживая самим процессом мысли.

Неустанным.

Постоянным.

Словно – данником её был, но и рыцарем.

Аристотель, некогда давший определение сущности жизни, мыслью своей повлиял на Мамардашвили, полагавшего смысл оной в самореализации.

Сияющее ядро.

Человек, идущий разными путями, всегда, по сути, двигается дорогами самореализации.

 Иначе – не исполнится в качестве Человека, не прозвучит его музыка.

 Символически используя библейскую фразу о человеке как образе и подобии Божьем, Мамардашвили толкует её в метафорическом ключе, будучи вообще приверженцем метафорического подхода к яви: в том числе – к яви философии.

 Существо человека непрестанно возобновляется: так философ описывает круг бытия, и то, что роковой ошибкой Мамардашвили считает отождествление себя с «ходячим идеалом», свидетельствует о нестандартном подходе к действительности вообще.

Где не должно быть ничего ходульного, где всё сложно, как его «Курс философии», кумулятивный эффект от прочтения которого, однако, заставляет метафизическое сердце биться иначе.

Вострит мысль.

 Его философия была очень живой: прекрасный лектор, он понимал, насколько философия требует работы над собой, не позволяя ни расслабляться, ни останавливаться.

Он не останавливался и сам – картезианец, толкователь Пруста, мастер афоризма, очень живой, переполненный всем человек.

 Античная философия и Кант в равной мере оказывались ему близки: главное – чтоб пульсировала она: мысль: постоянно, не спешна, играя парадоксами, оттенками поражая.

 Интересно его разделение – на реальную философию и философские системы; реальная – это то, с чем работают философы, системы же умозрительны.

Философ конкретики, Мамардашвили разбил интересный сад трудов, сияние от которого не меркнет.

Мераб

Мне посчастливилось слушать лекции Мамардашвили на психологическом факультете МГУ, они оставили несмываемый след в моём восприятии мира и мышления. Само понимание сознания как со-знания, рефлексии, определяющей предмет философии; мысль (восходящая в Фрейду), что человек в каждый момент времени является "мгновенным завершением своей автобиографии"; линия, ведущая от Декарта к Марксу, Фрейду и Хайдеггеру - все эти, и многие другие магические открытия (не говоря уже о "Зияющих высотах", где иронически царили Художник--Неизвестный и Мыслитель--Мамардашвили) составили важную часть моей жизни. Мне довелось встречаться с Мерабом и на домашнем московском семинаре, устроенном моим близким другом Степаном Пачиковым (кажется, я даже написал акростих в честь Мераба, но он не сохранился). Спасибо за прекрасное эссе!

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка