Комментарий | 0

Иона

 
 
 
Книга пророка Ионы (значение имени: голубь) — пятая в составе книги малых пророков. В ней четыре главы, 48 стихов. В первой части (1-2 главы) рассказывается о пророке, пытающемся бежать от своей миссии, о его покаянной молитве и чудесном спасении из чрева рыбы. Вторая часть — рассказ о вторичном призвании, о покаянии жителей Нинве, их спасении Господом. Таким образом, ведущая тема книги — раскаяние, что и обусловило литургическое использование: ее читают в качестве ѓафтары в послеполуденной молитве в Йом Кипур (Судный день).
Книга Ионы во многом отличается от книг других пророков. Это книга одной темы, в ней нет обличений, в ней нет врагов, в ней вообще нет «плохих». Матросы, выбрасывающие в пучину моря Иону, ценой жизни другого спасающие себя, и те страдают, раскаиваясь, в поступке, совершение которого обусловлено обстоятельствами.
Большая часть текста написана ритмической прозой. Молитва Ионы, вознесенная из чрева рыбы, — поэзия. Текст очень тщательно выстроен. Его основа — темы верха и низа (Бог — человек, небеса — преисподняя), а также: Он — и он, он — и они, соотносящееся с: Ты — и ты, Я — и вы, мы — и ты.
Драматическое пророчество Ионы — один из самых востребованных в мировом искусстве сюжетов.
 
 
 
 
Глава 1
 
1. Было слово Господа  Ионе сыну Амитая(а), сказал Он.
 
2. Встань, иди в Нинве(б), город огромный, и огласи,
ибо до Меня их зло поднялось.
 
3. Встал Иона — от Господа убежать в Таршиш(в)
спустился в Яфо(г), отыскал корабль, плывущий в Таршиш, дал плату, спустился в него — идти с ними в Таршиш от Господа.
 
4. Но Господь напустил могучий ветер на море, началась на море великая буря,
корабль был близок к крушению.
 
5. Устрашились матросы, каждый к богу своему возопил, груз с корабля сбросили в море, чтобы легче им было,
а Иона спустился вниз корабля, лег и уснул.
 
6. Подошел к нему кормщик, сказал: «Что с тобой? Спишь?
Встань, своему богу кричи, может, Бог помилует нас — не погибнем».
 
7. Сказали друг другу: «Пойдем, бросим жребии и увидим из-за кого нам это зло»,
бросили жребии, на Иону пал жребий.
 
8. Сказали ему: «Скажи, ты, из-за кого нам это зло,
каково твое ремесло, откуда пришел, из какой ты земли, какого народа?».
 
9. Сказал им: «Иври(д) я,
страшусь я Господа Бога небес, сотворившего море и сушу».
 
10. Устрашившись страхом великим, сказали: «Что ты натворил!»,
знали, что от Господа он бежит, ибо сказал им.
 
11. Сказали ему: «Что же нам делать с тобой, чтобы для нас море утихло,
 ибо оно продолжает бурлить».
 
12. Сказал им: «Поднимите меня, бросьте в море, для вас море утихнет,
я знаю, из-за меня на вас эта огромная буря».
 
13. Стали грести они — возвратиться на сушу, но не смогли:
море против них бурлить продолжало.
 
14. Воззвали к Господу и сказали: «Господи, молим, да не погибнем мы из-за души этого человека, чистую кровь на нас не возложи,
 ведь Господь Ты: что пожелал — сотворил».
 
15. Подняли, бросили в море Иону —
море свой гнев прервало.
 
16. Огромным страхом Господа они устрашились,
жертву Господу принесли, дали обеты.
 
 
***
(а) Иона сын Амитая. О царе Яроваме сыне Иоаша (Яроваме II, царствовавшем с 789 по 748 гг.) сказано: Он пределы Израиля восстановил от входа в Хамат до моря пустыни,// по слову Господа Бога Израиля, сказанному через раба Своего Иону сына Амитая, пророка из Гат Ѓахефера (Цари 2 14:25).
(б) Нинве. Находился на восточном берегу Хидекеля. Столица Ашура (Ассирийской империи); согласно Торе (Вначале, Брешит 10:11-12) основан Нимродом.
(в) Таршиш. Существует ряд гипотез, пытающихся отождествить этот топоним: местность в Испании, Сардинии, Малой Азии, город "за морем".
(г) Яфо. Порт на побережье Великого (Средиземного) моря, известный с древнейших времен. В настоящее время Яфо образует один город с Тель-Авивом.
(д) Иври. Свою родину Иосеф называет «землей иврим» (Вначале, Брешит 40:15).
 
 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS