Комментарий | 0

Героизм и формы его проявления (3)

 

 

 

3. Примеры основных типов героев.

 
3.1. Герои общего блага.
 
3.1.1. Народные герои (альтруисты).

 

Итальянский революционер и полководец Джузеппе Гарибальди (1807-1882)

Гарибальди с юности мечтал освободить Италию от австрийских оккупантов. В 1834 году пытался поднять восстание в Генуе. Заговор провалился, но ему удалось скрыться. Гарибальди был заочно приговорен к смертной казни.

Потом он добровольно работал в холерном бараке в Марселе, участвовал в войне за независимость Республики Риу-Гранди против Бразильской империи, был ранен в бою с аргентинским кораблем, арестован, подвергался пыткам, участвовал в войне против уругвайских консерваторов.

В 1848 году Гарибальди получил известие о начале восстания по всей Италии против австрийцев. Он быстро присоединился к восставшим и скоро вступил в бой с превосходящими силами противника при местечке Луино, одержав победу. Против его небольшого отряда были направлены крупные воинские соединения австрийцев, и он был вынужден отступить и перейти границу Швейцарии.

В конце 1848 года Гарибальди с небольшим отрядом присоединился к восставшему народу в Риме, который осадили противники. Гарибальди успешно отразил штурм, а затем разбил войска неаполитанского короля.

В середине 1849 года крупные силы французских оккупантов подошли к Риму. Восставшие были вынуждены его оставить. Революция потерпела поражение. Гарибальди эмигрировал из страны.

В 1858 году началась война за объединение Италии. Гарибальди принял в ней активное участие. Он с отрядом волонтеров в 3000 человек несколько раз разбил австрийцев, но неудачно атаковал австрийцев при Трепонти, едва избежав полного уничтожения, что явилось результатом предательства объединенного командования союзников (Сардинское королевство и Франция). Гарибальди отказался от всех чинов, званий и вернулся к себе домой.

В 1860 году в Сицилии вспыхнуло восстание. Гарибальди немедленно присоединился к восставшим и после нескольких сражений очистил от неаполитанских войск весь остров. Он начал раздавать землю крестьянам, освободил политических заключенных.

После освобождения Сицилии отряд Гарибальди высадился в Калабрии и после нескольких сражений освободил всю южную часть Италии, и передал власть королю Сардинии, который возглавил теперь уже Итальянское королевство.

Во время австро-прусско-итальянской войны Гарибальди снова одержал ряд побед над пруссаками и австрийцами, и к Итальянскому королевству была присоединена Венеция.

В 1867 году Гарибальди решил освободить Рим, но его небольшой отряд был разбит объединенными папскими и французскими войсками, он был арестован и отправлен в ссылку.

В 1870 году Гарибальди помог Франции в войне с Пруссией отстоять юг Франции от вторжения немцев.

В своих мемуарах Гарибальди отметил: «Я привык подчинять любые свои принципы цели объединения Италии, каким бы путем это ни происходило» [18, p. 341].

Свою общую позицию герой сформулировал так: «Будучи сторонником мира и дружбы между народами, я оказываюсь вновь вынужденным браться за оружие, что противоречит моим принципам… Я не люблю войну, это слёзы угнетенных заставляют меня взяться за оружие» [19, p. 4].

 

Китайский революционер Сунь Ятсен (1866-1925)

Сунь Ятсен еще во время учебы в медицинском институте совместно с друзьями задумал свергнуть ненавистную китайцам маньчжурскую династию Цин, правящую в Китае. Со временем он пришел к мнению, что только революционные меры могут вернуть страну в ряд ведущих держав мира и вывести ее население из нищеты.

Он создал первую революционную организацию Китая, но власти раскрывают ее, и он вынужден бежать в Японию.

Во время революции 1912 года Сунь Ятсен был избран временным президентом Китая и основал национальную партию Китая Гоминьдан.

Сунь Ятсен взялся за разработку основных принципов, реализация которых позволит сделать Китай могущественной и процветающей державой.

По его мнению, необходимо прежде всего исключить эгоцентризм из политической жизни и объединить различные народности Китая в борьбе за независимость.

Сунь Ятсен также предложил провести демократические реформы в Китае, предоставив всем гражданам право на выборы, право на отзыв избранных представителей, право на законодательную инициативу и право на референдум.

Он посчитал в соответствии с китайскими традициями добавить контрольную и селективную власть к законодательной, исполнительной и судебной.

Благосостояния народа, по соображениям Сунь Ятсена, можно было бы достигнуть только созданием индустриальной экономики и обеспечения равенства крестьянского землевладения, а китайское правительство должно было бы следить за тем, чтобы у населения было в достатке жилье, одежда и нормальное питание.

Таким образом. Сунь Ятсен полагал, что Китай может уклониться от недостатков, присущих капитализму, а социализм может быть построен просвещенными людьми с помощью государства вне классов.

В 1919 году он восстановил Гоминьдан, а в 1921 он снова занял пост временного президента, но его власть ограничивалась только одной провинцией Китая.

На съезде Гоминьдана в 1924 году, которым он руководил, был принят революционный манифест.

Сунь Ятсен попытался объединить весь Китай при поддержке Коминтерна, но во время одной из поездок по Китаю умер.

 

Латиноамериканский революционер Эрнесто Че Гевара (1928-1967)

Весьма характерным примером героя – борца за народное благо против любых угнетателей может служить вроде бы поначалу обычный аргентинский врач и выходец из буржуазной семьи Эрнесто Че Гевара, который влился в ряды малочисленных борцов другой страны с диктатором Батистой – безжалостной американской марионеткой на Кубе.

Че Гевара, несмотря на хроническую астму, работал в лепрозориях и объехал многие страны Латинской Америки. Он насмотрелся на ужасные условия жизни простых тружеников, издевательства над ними плантаторов и фабрикантов, душа его наполнилась отвращением к подобному порядку, и он посвятил свою жизнь улучшению положения широких масс трудящихся. Но, как только появилась возможность реальной борьбы с угнетателями, он не преминул вступить в нее, хотя всего-навсего 82 человека практически не имели шансов одержать победу над многочисленными войсками кубинского диктатора Батисты с танками и самолетами.

Действительно, после первого боя уцелело только несколько десятков человек. Тем не менее, они начали партизанскую войну, к которой постепенно примкнули кубинские крестьяне, которым надоел негодяй Батиста. Борьба за правое дело увлекла народ Кубы и через несколько лет активные борцы одержали победу. Диктатор сбежал с острова. Несколько лет жизни на руководящих постах на социалистической Кубе показались скучными для героя, привыкшего к безжалостной и кровавой борьбе.

Поэтому он сложил с себя все звания, высокие должности и даже кубинское гражданство, и уехал поднимать бедняков на революцию в других странах.

Однако, многого Че Гевара не учел. В частности, в Конго крестьяне отнеслись к отряду кубинских революционеров враждебно и им пришлось оставить эту страну. Поднять революционное движение в Боливии Че Геваре так же не удалось. Население не поддержало Че Гевару, его партизанский отряд численностью 50 человек был разгромлен отрядом правительственных войск из 650 солдат, он был ранен и через несколько дней убит.

Нет сомнений, что презрение к смерти Че Гевары означает не его самодурство, а слабость чувства самосохранения, которое заложено в основе каждого природного сознания, в то время как его беспощадная борьба с угнетателями простого народа была сущностно заложена в его самосознании, имеющего настолько высокий уровень, что оно не позволяло ему жить обычной жизнью, а всё время толкало его на вполне осознанную борьбу за достойную и счастливую жизнь всех трудящихся на Земле.

 

3.1.2. Герои идеи.

 

Что касается идейных героев, то они отличаются своей верой в правильность той или иной идеи, которую они приняли своим умом, ведущей как будто к общему благу и счастью, будь то анархизм, коммунизм или еще какая-нибудь утопия.

В большинстве своем они не успевают разочароваться в этой вере, поскольку первыми погибают в борьбе за торжество утопий, оставляя поле деятельности всяким проходимцам на фоне обывателей.

 

Французский революционер Максимилиан Робеспьер (1758-1794)

Таковым идейным борцом за свободу, равенство и братство, которые на самом деле, как показали дальнейшие события, являлись несовместимыми лозунгами, был Максимилиан Робеспьер.

Робеспьер занимался работой провинциального адвоката во Франции второй половины XVIII века. Он славился своей неподкупностью и прямолинейностью. Воспитан он был на идеях таких просветителей, как Монтескье и Руссо. Он стоял за реформы, был скромен, выступал за расширение прав граждан.

Во время революции его ораторский талант, энтузиазм, открытая ненависть к прогнившей королевской власти, а также лозунг: истина, свобода и общество дороже жизни вывели его на передний план. Он в своих речах выражал готовность умереть в борьбе с тиранами. Его крайне левые взгляды привели его к организации террора против всех врагов свободного отечества и общественного блага, которыми он считал не только роялистов и богачей, но всё среднее сословие.

После уничтожения своих политических конкурентов, Робеспьер стал фактическим главой управления страной и начал проводить политику уменьшения крупных состояний, помощи нуждающимся, введения единообразного воспитания. Был возвещен культ Верховного Существа, а террор был признан средством для исправления душ.

Поклонение Верховному Существу означало ненависть к неверию и тирании, стремление к наказанию изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных, оказание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла.

Однако негодность террора, как средства исправления общества, довольно быстро восстановила против Робеспьера почти всех других руководителей республики, желавших прекращения террора. Конвент признал Робеспьера тираном. В конечном итоге он был объявлен вне закона и обезглавлен.

На смену идейному Робеспьеру – борцу за справедливость, как он ее понимал, пришли обычные проходимцы и коррупционеры, защищавшие интересы богачей, во главе которых встал беспринципный карьерист Баррас.

 

Российский революционер Владимир Ленин (1870-1924)

Ленин, ограниченный недальновидными соображениями Карла Маркса, бросил русский народ в топку борьбы за типичную утопию – коммунизм, но он поверил Марксу и посулил всем народам, по сути, перенесение райских кущ на землю, что довольно примитивно и сильно отдает религией.

Население России было в значительной степени истреблено в этой бессмысленной борьбе за мировое господство с целью приведения всех остальных народов к счастью якобы подлинного равенства и братства, что на самом деле привело к утрате свободы народами, попавшими в плен к этой привлекательной, но насквозь ложной идее, а сам Ленин умер, познав на практике несостоятельность марксизма.

Тем не менее, его деятельность, отличаясь бескорыстием, жертвенностью, осознание своей великой миссии, преданностью обретенным идеалам, и ненавистью к угнетателям трудящихся, подвигла остальные народы на борьбу за права трудящихся и вывели мир на новую орбиту существования, где сословия в большинстве стран были уничтожены, а трудящиеся получили больше прав и свобод.

 

Русский революционер и анархист Нестор Махно (1888-1934)

Махно уже в 18 лет стал членом группы анархо-коммунистов и участвовал в террористических актах, подвергался арестам, был приговорен к смертной казни, замененной бессрочной каторгой.

В 1917году вышел из тюрьмы и возглавил Крестьянский союз своего уезда, а затем местную группу анархистов.

Махно выступал за радикальные революционные преобразования. Он создал Комитет спасения революции в своем уезде и начал конфискацию помещичьих земель. Национализировав землю, он раздал ее крестьянам.

Свои соображения по новому общественному устроению идейный анархист Махно выразил так: «Организуем его (новый строй) на началах свободной общественности, содержание которой позволит всему не эксплуатирующему чужого труда населению свободно и независимо от государства и его чиновников, хотя бы и красных, строить всю свою социально-общественную жизнь совершенно самостоятельно у себя на местах, в своей среде…» [20].

В 1918 году Махно возглавил борьбу крестьян и анархистов с немецкими оккупантами и войсками гетмана Скоропадского.

Он раздавал имущество и продовольствие, отобранное у богатеев населению.

В боях Махно проявил необыкновенную храбрость, мужество и смекалку, всё время развивая свои боевые успехи. Он лично водил конницу в атаку.

Отряды Махно сражались с петлюровцами и войсками генерала Деникина, то объединяясь с Красной армией, то действуя отдельно от нее.

Действия Махно в тылу белых частей разрушили надежды Деникина взять Москву. В то время, когда белые части отступали, Махно создал на Украине анархо-крестьянскую республику на основе вольных советов без коммунистов, где земля передавалась в свободное пользование тем, кто ее обрабатывает, подлежа перераспределению по едокам. Махно отрицал право собственности на землю, как природное достояние для всего народа.

Армия Махно была использована красными частями для борьбы с белыми войсками генерала Врангеля, но после поражения белых войск была сначала частично, а затем и практически полностью уничтожена красными войсками.

Раненый и контуженный Махно был перенесен последними его бойцами через границу в Румынию и интернирован.

Махно оказался за границей совершенно без денег, но ему помогли не умереть с голоду американские анархисты. Он, как идейный анархист, отказался сотрудничать как с украинскими националистами, так и польскими коммунистами. После прибытия в Париж он работал столяром и плотником.

В прессе Махно публиковал очерки, а также привлекал свидетелей для опровержения инсинуаций своих врагов, и в конце концов общественность признала, что якобы зверства махновцев над населением и участие их в еврейских погромах являются злостным вымыслом.

Испанские революционеры звали Махно возглавить революцию в их стране, но больной Махно мог помочь им только советами и скоро умер от костного туберкулеза.

 

3.2. Герои с претензией на роль сверхчеловека (антигерои).

 

Французский анархист-революционер Ансельм Бельжарри (1813-1890)

В 1844 году вышла книга Макса Штирнера «Единственный и его собственность» (Der Einzige und sein Eigentum), в которой он изложил новую концепцию, так называемого, индивидуалистического анархизма, в соответствии с которой права человека ограничены только его силой, в свою очередь, ограничиваемой силой других людей: «... то, чем ты в силах стать, на то ты имеешь право. Все права и все полномочия я черпаю в самом себе. Я имею право на всё то, что я могу осилить. Я имею право низвергнуть Зевса, Иегову, Бога и так далее, если я могу это сделать, если же не могу, то эти боги всегда останутся относительно меня правыми и сильными, я же должен буду преклониться перед их правом и силой… Я только на то не имею право, чего я не делаю вполне свободно и сознательно, то есть на то, на что я сам себя не уполномочиваю» [21, с. 176-177].

Именно эта идеология проникла в сердце Ансельма Бельжарри, по-видимому, во время его путешествий и встреч до революции 1848 года во Франции, в которой он активно участвовал. Он, как истый анархист, находящийся на краю анархистского фронта, отмежевался от позиций остальных революционеров, заявив, что истинная революция есть окончательная ликвидация необходимости в правительстве. Бельжарри призывал к неподчинению правительству, которое он считал формой рабства, и утверждал, что анархия – это порядок.

За опубликование анархических памфлетов Бельжарри подвергся преследованиям.

Крайняя форма его анархо-эгоизма подтверждается следующим заявлением Бельжарри: «Я отвергаю всё, я утверждаю только себя… Я есть единственный достоверный факт. Всё остальное – абстракцию, которая падает в математический Икс, в неизвестное… Не может быть на земле интересов превыше моих, интересов, для которых я хотя бы частично пожертвовал своими интересами» [22, с. 276].

Надо полагать, подобные волюнтаристские заявления подчеркивают природу героизма этого индивидуалиста, которая состоит в неудовлетворенности его самосознания состоянием общества, недостаточности его демократических устоев, выражаясь в ненависти к любой власти, кроме самоуправления, при котором власть каждого человека равноценна власти каждого из остальных. Эта неудовлетворенность его самосознания поддерживалась неудовлетворенностью его природного сознания, что внешне выражалось в его стремлении к доминированию во всех видах деятельности, в частности, он называл все политические партии Франции того времени «чумой нации» и призывал к гражданскому неповиновению.

 

Русский революционер Сергей Нечаев (1847-1882)

Слушая лекции в Санкт-Петербургском университете, Нечаев проникся идеями Михаила Бакунина и Николая Чернышевского.

Заняв крайнюю позицию в революционном движении того времени, Нечаев стал руководителем его радикального крыла, призывая к подрывной деятельности, беспощадному террору и использованию любых средств для ликвидации существующего строя.

В соответствии со своей крайне волюнтаристской позицией, Нечаев разработал «Катехизис революционера», в котором он призвал «истребить целую орду грабителей казны, подлых народных тиранов… …избавиться тем или иным путем от лжеучителей, доносчиков, предателей, грязнящих знамя истины» [23, с. 576].

Свои радикальные воззрения и превосходство над соратниками Нечаев решил подтвердить решительными действиями, убив члена своего кружка студента Иванов за отказ подчиняться ему.

 

Итальянский литератор и политик Габриеле д´Аннунцио (1863-1938)

Габриеле д´Аннунцио, кроме сочинения стихов и романов, по своей неугомонной натуре, не мог не принять участия в Первой мировой войне, хотя и был уже довольно пожилым человеком, проявив себя в ней бесстрашным героем, добравшимся к тому же до подполковника от лейтенанта, но потеряв один глаз.

Популярному в народе поэту и боевому офицеру д´Аннунцио в 1919 году группа офицеров предложила возглавить освободительный поход на город Фиуме, несправедливо отторгнутый, как считали многие, от Италии.

С горсткой соратников д´Аннунцио захватил город, где его гордая и безответственная натура развернулась вволю.

Воспользовавшись нерешительностью всех заинтересованных государств, д´Аннунцио провозгласил независимую республику Фиуме и был признан ее вождем.

Народ в городе пел песни и грабил проходящие корабли, там же устраивались шествия и свободные политические дискуссии с вождем, снисходительно общавшегося с массами. В общем, процветала вольница.

По прошествии года конфликт между Италией и Королевством сербов, хорватов и словенцев был улажен, но д´Аннунцио отказался покинуть город, и только после его обстрела сложил с себя полномочия дуче.

Д´Аннунцио пытался повлиять на политику Муссолини, чтобы сблизить ее с моделью его управления Фиуме, и отговаривал Муссолини от контактов с Гитлером, называя того «свирепым клоуном», но потерпел неудачу.

Все литературное творчество д´Аннунцио указывает на его индивидуализм, эгоцентричность и необыкновенные амбиции. Он воспевал наслаждения и волю собственного Я, а в своих решениях был типичным волюнтаристом.

Не имея определенных политических позиций, д´Аннунцио всегда был склонен к переменам, полагая, что своим великим примером он воздействует на социальные институты.

Фантастичность и амбициозность его сверхчеловеческих задач и иллюзорных целей состояла в том, что он хотел устроить систему государства на манер музыкальной симфонии, где отдельные корпорации образуют сведенную вместе систему, в которой основные решения принимают творческие «аристократы духа», задающие импровизацию, преобразующую мир.

 

Российский революционер Лев Троцкий (1879-1940)

Троцкий не имел твердых убеждений в верности известных доктрин по изменению заскорузлого общества Российской империи, но зато он был убежден в своих талантах, твердости духа и возможности стать великим только через революционную борьбу.

Поэтому Троцкий еще совсем молодым начал вести активную агитацию среди рабочих, участвовал в создании на юге России союзов рабочих, подвергался преследованиям, арестам, тюремному заключению и ссылкам.

Вместе с тем он успешно занимался журналистикой, изучал марксизм, и во время первой эмиграции приобрел большую известность. Уже тогда он вызывал удивление своей образованностью, ораторскими способностями и апломбом.

Он вполне справедливо критиковал Ленина за раскол в партии, подозрительность и доктринерство, предложив доработанную им теорию перманентной революции в слаборазвитых странах.

Сама по себе эта теория, предложенная Марксом и Энгельсом, о переводе буржуазной революции непосредственно к завоеванию власти пролетариатом, была совершенно фантастической, и авторы от нее довольно быстро отказались.

Троцкий, напротив, как истый индивидуалист и оригинал, решил всех удивить, доработав эту теорию до такого состояния, при котором она станет внешне приемлемой и сможет захватить энтузиастов.

И он сначала удивил всех замечательным кульбитом, указав на возможность совершить социалистическую революцию сразу, ввиду неспособности буржуазии слаборазвитых стран осуществить буржуазно-демократические требования: «Она (буржуазия) не могла вести за собой рабочих, которые враждебно противостояли ей в повседневной жизни и очень рано научились обобщать свои задачи. Но она оказалась в такой же мере неспособной вести за собой крестьянство, потому что была связана сетью общих интересов с помещиками и боялась потрясения собственности в каком бы то ни было виде» [24, с. 41].

Действительно, Троцкому удалось совместно с большевиками захватить власть в России, несмотря на колоссальные жертвы среди населения, вовлеченного в борьбу за утопические цели.

Но этого Троцкому показалось мало. Он полагал, что с помощью новой России можно разжечь пожар мировой революции прийти к коммунизму в мировом масштабе.

Именно эту мысль он заложил в «развитие» идеи классиков марксизма, доказывая, что построить социализм и коммунизм в мировом масштабе можно только, если социалистическую революцию из мелкобуржуазной России перенести на промышленно развитой Запад, который, в свою очередь поспособствует России в окончательном ниспровержении классов угнетателей. Если же этого не сделать, то Россию ждет реставрация капитализма.

Однако идею перманентной революции с помощью России реализовать не удалось в силу слабости самой России, и Запад так и остался капиталистическим, а Россия в течение нескольких десятков лет пыталась отдельно от остальных стран стать коммунистическим раем, но – не удалось, и, как предсказывал Троцкий, в ней произошла реставрация капитализма.

Победы коммунизма не случилось ни в отдельной стране, ни во всем мире с помощью перманентной революции.

Все начинания Троцкого закончились крахом, как, впрочем, и действия его противников-сталинистов, в силу иллюзорности их целей перевода антагонистического по своей неизменной природе человеческого общества, что способствует развитию сознания, в гармоническое – болотное – существование, не совместимое с развитием.

Тем не менее, Троцкий до сих пор популярен среди волюнтаристов-бунтарей, пленников бессмысленных, но привлекательных идей.

О таких ограниченных энтузиастах, стремящихся стать из ничтожества персонами мирового масштаба как Троцкий, Ницше выразился так: «Что до героя, я не столь уж хорошего мнения о нем – и всё-таки: он – наиболее приемлемая форма существования, в особенности, когда нет другого выбора… Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить себя» [24, с. 725-726].

 

4. Лжегерои.

 

Полководец и правитель Рима Гай Юлий Цезарь (100 – 44 до н. э.)

Цезарь прославился в основном своими военными победами, личной храбростью, стратегическим талантом и удачливостью, а также многими другими талантами, в частности, и литературным. Он был активным политиком, занимая последовательно высшие должности в республике.

Однако малоизвестно, что он был банальным интриганом и большим мошенником.

В частности, ради получения высшей должности в системе римских религиозных магистратур он подкупил все группы избирателей, затратив на это колоссальные суммы. Но его кредиторы не поскупились, понимая гарантированный возврат денег, поскольку эта должность привлекла к нему всеобщее внимание и обеспечила успех в политической карьере.

Интригами, подкупом, родственными связями, военными успехами, периодическими щедрыми подачками плебсу, в немалой степени сообразительностью, организаторскими талантами и решительностью, а также успешным устранением конкурентов, основным из которых был знаменитый полководец Гней Помпей, Цезарь выдвинулся на первое место в Римской республике, став сначала одним из консулов (59 г. до н. э.), а после победы над Помпеем – полновластным диктатором.

Ранее он трепетал перед знаменитым жестоким диктатором Рима Луцием Корнелием Суллой, а выдвинувшись на первые роли в республике, он стал с презрением относиться даже к сенаторам, не учитывая давно сложившиеся республиканские традиции государства.

Он считал собственные интеллектуальные способности и свершения уникальными и поэтому не препятствовал всевозможным почестям в свою честь, вплоть до пожизненной диктатуры, отца нации, изваяния рядом с богами, в управлении государством делал, что хотел, например, вопреки отечественным обычаям назначал должностных лиц на много лет вперед.

Кроме доминирующего в нем властолюбия, им владела и страсть к стяжательству: «Бескорыстия он не обнаружил ни на военных, ни на гражданских должностях. Проконсулом в Испании, по воспоминаниям некоторых современников. Он, как нищий, выпрашивал у союзников деньги на уплату своих долгов, а у лузитанов разорил, как на войне, несколько городов, хотя они соглашались на его требования и открывали перед ним ворота. В Галлии он опустошал капища и храмы богов, полные приношений, и разорял города чаще ради добычи, чем в наказание. Оттого у него и оказалось столько золота, что он распродавал его по Италии и провинциям на вес, по три тысячи сестерциев за фунт. В первое свое консульство он похитил из капиталийского храма три тысячи фунтов золота, положив вместо него столько же позолоченной меди. Он торговал союзами и царствами: с одного Птолемея он получил около шести тысяч талантов…» [25, с. 25].

В промежутке между первым консульством и диктаторством Цезарь в качестве проконсула начал захватнические войны в Галлии, захватив в итоге к 50г. до н. э. территории современной Франции и частично – Германии и Бельгии. Он устроил на территориях настоящий геноцид населения, сократив его более чем на миллион. Грабеж новых территорий дал Цезарю астрономические суммы, которые в немалой степени способствовали успешному ведению им гражданской войны.

Кроме властолюбия и стяжательства, Цезарь был страстным женолюбом: «На любовные утехи он был падок и расточителен. Он был любовником многих знатных женщин – в том числе Постумии, жены Сервия Сульпиция, Лоллии, жены Авла Габиния, Тертуллы, жены Марка Красса, и даже Муции, жены Гнея Помпея… Но больше всех остальных любил он мать Брута, Сервилию…» [там же, c. 24].

Таким образом, в Цезаре совершенно явно сконцентрировались основные признаки природно-примитивного сознания, главным из которых была эгоцентричность в стремлении выделиться и занять ведущее место в иерархии сообщества, ради чего не следует брезговать любыми средствами, не вспоминая о морали. То есть Цезарь был доминантом высокой степени по типу альфа-самца, дорвавшегося до власти и хватающего всё лучшее подряд – от роскоши до множества привлекательных самок, благо властные полномочия это позволяют.

Приведенные факты указывают также, что кроме доминантности в нем отчетливо проявились еще два свойства низшего сознания – стремление к комфортной жизни с пирами, дворцами и триумфами (наилучшее питание и условия проживания для живых существ), а также стремление оплодотворить как можно больше самок как для собственного удовольствия, так и (неосознанно) для продолжения себя в потомстве (передача собственного генома следующим поколениям).

 

Император Франции Наполеон Бонапарт (1769-1821)

Наполеон считается необыкновенно великим – истинным наследником античных героев, гениальным полководцем, талантливым организатором и правоведом, поставившим мир на новую – более адекватную – основу своим Гражданским кодексом.

Действительно, он был не только великим полководцем, но и талантливым администратором, храбрым воином, многократно раненым.

Вместе с тем, стремясь укрепить свою власть, Наполеон поставил прессу под контроль, создал мощную полицию и тайную службу, ограничил оппозицию, вернул католицизм, закрепил право на собственность и равенство перед законом, и далее, сделал себя, подобно Цезарю, пожизненным консулом.

Новый порядок Наполеона состоял прежде всего в поддержке французской буржуазии в ее экспансии за пределы Франции, чему более всего препятствовала Великобритания, у которой имелись аналогичные интересы на внешнем рынке.

Основным стремлением Наполеона являлось не что иное как властолюбие, подтверждением чего является устранение им в начале своей карьеры основных соперников – генералов Пишегрю (был удавлен в тюрьме) и Моро (был выслан из страны).

Французский историк Ж. Тюлар подтверждает амбиции и факт гротескно преувеличенного мнения Наполеона о себе в своей книге о нем следующими словами Наполеона: «Не для того я взял на себя труд управления Голландией, чтобы прислушиваться к мнению амстердамской черни или поступать так, как угодно другим… Подвластные мне народы Италии хорошо меня знают и должны помнить, что в одном моем мизинце больше ума, чем во всех их головах, вместе взятых» [26, с. 286].

Экспансионистская политика Наполеона состояла в ведении им бесконечных войн, которые он, благодаря незаурядному таланту полководца, как правило, выигрывал. Кроме этого он справедливо полагал главным способом укрепления и удержания власти ведение грабительских войн, в ходе которых можно не только приобрести популярность своими победами, но и существенно обогатиться военной добычей, а часть ее раздать для всё того же укрепления собственных позиций во власти.

Однако оборотной стороной войн являются потери живой силы. На численность этих потерь указывается в одной из французских энциклопедий: «Жертвами наполеоновских войн стали по меньшей мере 5 миллионов человек – военных и гражданских лиц» [27. P. XVII-XVIII].

Биограф Наполеона Ж. Тюлар пишет: «В 1813 году французы, у которых стали призывать в армию 16-летних сыновей, прозвали Наполеона людоедом» [26, с. 321].

Таким образом, в жертву своему властолюбию и амбициям Наполеон принес невиданное ранее множество жертв войны, да и сама Франция стала жертвой его амбиций, превратившись из ведущей во второстепенную державу, уступившую Великобритании первенство и в Европе, и в мире.

Как и Цезаря, безденежного поначалу Наполеона не миновала страсть к богатству, роскоши и прочим атрибутам «сладкой» жизни в полном соответствии с инстинктивным желанием любого живого существа как можно лучше устроится для получения наиболее приятных ощущений.

Он жил в стильных дворцах, окруженный многочисленной прислугой и образованным им новым дворянством в галунах, эполетах и золоте.

Правда, денег на всю эту роскошь у него хватало, поскольку во всех походах Наполеон занимался неприкрытым грабежом, вывозя из Италии, Египта, оккупированных стран Европы золото, украшения, предметы искусства в астрономических количествах.

Другим его инстинктивным желанием, как и у Цезаря, несмотря на занятость Наполеона военными и государственными делами, было перенесение собственного генома с помощью привлекательных самок в будущее.

Согласно Э. Робертсу [28], Наполеон с декабря 1804 года по август 1813 года подарил своим любовницам, которых было не менее 21, свыше 480 тысяч франков. Это составляет почти 10 миллионов долларов в современном эквиваленте.

 

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1874-1965)

Высокородный аристократ, величайший политик, остроумный чудак, гурман, трудоголик и нобелевский лауреат. Таким видится Черчилль историкам, а с их подачи и всей прочей публике.

Сами британцы назвали Черчилля в 2002 году величайшим человеком за всю историю своего государства.

Действительно, Черчилль в начале своей политической деятельности еще не закоснел в полной и окончательной любви к себе и своему клану. Поэтому он поддерживал социальные реформы, проводившиеся правительством либералов в начале ХХ века. В частности, в 1908 году он стал инициатором закона о минимальной заработной плате, который устанавливал нормы продолжительности рабочего дня и оплаты труда.

Мартин Гилберт в предисловии к своей книге о Черчилле [29] характеризует его так: «Проницательный, рассудительный и осторожный политик, Черчилль при этом был всегда сторонником смелых действий. Одним из его величайших талантов было исключительное владение словом, любовь к языку, что позволило ему красноречиво и доступно излагать важнейшие вещи, убеждать и вдохновлять людей. Он обладал прекрасным чувством юмора».

Черчилль имел и творческое воображение. В частности, он предложил разбрасывать фольгу с самолетов, чтобы сбить радары немцев, высказал идею создания трубопровода под Атлантическим океаном, предложил конструкцию навигационного прибора для летчиков, не без успеха занимался журналистикой и литературой, получив в итоге Нобелевскую премию.

Надо также сказать, что в немалой степени его энергия и жесткое управление страной в войне с гитлеровской Германией позволили мобилизовать Великобританию, несмотря на жертвы и лишения, на всемерную борьбу с противником, увенчавшуюся успехом.

Однако первостепенной целью Черчилля было достижение высшей власти в стране, да и, по возможности, в мире, раз в Британской империи не заходит солнце. Этой цели он следовал неизменно до последнего премьерства, находясь уже в совершенно немощном состоянии, но отказываясь уйти на покой.

Черчилль однажды признался своей матери: «Если я не преуспею, для меня это будет катастрофой! Неудачи разобьют мне сердце, ведь амбиции – моя единственная опора» [30. P. 441].

А один из известных премьер-министров Великобритании – Ллойд Джордж, работавший с Черчиллем, охарактеризовал Черчилля персоной, которая готова сделать барабан из кожи собственной матери, чтобы пробарабанить марш в свою честь.

Примером для Черчилля в его стремлении к высшей власти был Муссолини.

Пьер Мильза отмечает в своей книге «Муссолини» слова Черчилля о нем: «Муссолини – величайший из живущих законодателей» [31].

А на одной из пресс-конференций в Риме в январе 1927 года Черчилль сказал: «Если бы я был итальянец, уверен, что я был бы полностью с вами от начала и до конца вашей победоносной борьбы против зверских аппетитов и страстей ленинизма» [29, гл.22].

Для карьерного продвижения Черчилль активно пользовался своими связями в высших кругах общества.

Власть требовалась Черчиллю не только сама по себе, но она предоставляла множество других возможностей, в частности, получать неплохие деньги за счет коррупции, чем он неоднократно пользовался.

Черчилль, не имевший капиталов, но желавший жить в роскоши, оказывал услуги банкирам, получая за это соответствующую мзду.

Севастьянов А. Н. в своей книге о Черчилле пишет следующее: «Еврейский банкир Кассель обеспечил ему участие в выпущенном японским правительством займе на сумму в 10000 фунтов (в нынешних деньгах – 500000 фунтов стерлингов). Черчилль написал своему брату Джеку об этой финансовой операции: «Я надеюсь получить от этого небольшую прибыль». В 1905 году Кассель оплатил меблировку в холостяцкой квартире Черчилля в лондонском районе Мэйфэр. Финансовая поддержка Касселя была постоянной. Доходы от акций железной дороги «Этчисон, Топека и Санта-Фе», купленные им для Черчилля в 1907 году, позволили политику оплачивать услуги машинистки. Когда Черчилль в 1908 году женился на клементине, Кассель подарил им на свадьбу 500 фунтов стерлингов, то есть около 25000 фунтов в пересчете на нынешние деньги» [32, с. 20].

В годы Первой мировой войны для производства взрывчатых веществ в Великобритании в огромном количестве (тридцать тысяч тонн) потребовался ацетон, отсутствовавший на рынке. Государство готово было платить за него сполна, не торгуясь… Вейцман, руководитель Еврейского агентства, получил из рук Черчилля монополию на производство ацетона в масштабах всей империи. Можно представить себе, какую сказочную прибыль приносят подобные контракты! [32, с. 21.].

Черчилль как истый доминант-властолюбец не мог не вести или, по крайней мере, сопровождать войны и локальные конфликты, что не только должно было поддерживать его имидж великого стратега, но и укреплять позиции во власти в качестве борца за интересы Британской империи.

В частности, он приложил немалые усилия по созданию перманентной конфликтной ситуации в Палестине – территории, подмандатной Британии, фактически столкнув евреев и арабов для того, чтобы в дальнейшем «ловить рыбу в мутной воде», проложив путь не только для Британии, но и для США к беспрепятственному фактическому распоряжению богатейшими нефтяными ресурсами этого региона.

Что касается Второй мировой войны, то Черчилль, будучи главой своей страны, по согласованию с Рузвельтом всячески затягивал эту войну, резонно считая ее итогом ослабление своих противников – СССР и Германии. Конечно, он имел в виду интересы Британии и США, то есть англосаксов и себя самого как их защитника.

Черчилль не дает пощады своим противникам и участвует в целом ряде карательных операций и войн: он воюет с бурами в англо-бурской войны, едет на Кубу, где подавляют восстание Хосе Марти, участвует в карательных операциях в Судане, репрессиях против ирландцев, сомалийцев, родезийцев, яростно борется с большевиками.

Но самым большим его «достижением» был бенгальский голодомор в Индии в 1943-44 годах, фактически организованный им, в котором по оценкам самих индийцев погибло около 7 миллионов человек.

Личный и корпоративный эгоизм, соответствующий животному эгоцентризму, а также подозрительность и предубеждение, соответствующие животной осторожности, ярко выразились в явной ненависти и презрении к иным сообществам: «Я не считаю, что собака на сене имеет какое-либо право на сено, даже если она долго на нем лежала. Я не признаю за ней такого права. Я не признаю, например, что большая несправедливость была совершена по отношению к красным индейцам Америки или черным аборигенам Австралии. Я не признаю, что несправедливость была совершена по отношению к этим людям, потому что более сильная раса, более высокоразвитая раса, более мудрая раса, скажем так, пришла и заняла их место» [33].

Как и все самцы среди животных, достигшие власти и способные получить то, что им было угодно, Черчилль, благо доходы это позволяли, стал гурманом, потребляя лучшие деликатесы, самый дорогой коньяк и шампанское, кубинские сигары. Он также любил играть в казино, использовал для себя роскошную казенную яхту и отдыхал на самых дорогих курортах мира.

Отсюда ясно, что несмотря на внешний блеск, в Черчилле, как и во всех лжегероях, собрались все основные свойства низшего сознания: доминантность выразилась в их яростном стремлении к власти; создании наиболее благоприятных условий для себя, отразившись в стремлении к комфортной и благоустроенной жизни, где можно было получать всё лучшее. Все свои таланты и умения, а также неплохой интеллект Черчилль использовал, как это видно из его поступков, несмотря на отвлекающие маневры в виде литературного творчества, для вхождения во власть и закрепления в ней, принимая решения прежде всего не для улучшения жизни хотя бы граждан собственного государства, а для сохранения господства крупных собственников своей страны и международного капитала, служа им, не щадя сил, и получая от них немалые бонусы и привилегии.

 

Заключение

Поскольку неудовлетворенность сознания человека, будучи его основным состоянием, которое поддерживает его активность. способна меняться весьма существенно под воздействием резких перемен, постольку, практически, каждый человек способен стать героем, то есть, как минимум, спасителем кого-то или чего-то, например, в обстановке катастрофы с риском для жизни, хотя это, отчасти, напоминает поведение крысы, загнанной в угол, и, наоборот, героическая личность в обстановке тихой и спокойной жизни теряется и может превратиться в заурядного обывателя.

Подобные перемены неудовлетворенности сознания человека вызывают массовый героизм при землетрясениях, наводнениях, во время войн, революций и прочих потрясений, пропадая при благоприятных и комфортных условиях жизни, когда почти ничего выдающегося не происходит.

Полное отсутствие героев в сообществе может служить мерилом застоя в его жизни, несмотря на внешнее благополучие, и, следовательно, показателем последующего распада или поглощения этого стагнирующего сообщества более активными сообществами.

Вместе с тем у отдельных индивидов степень неудовлетворенности как природного (животного) сознания, так и самосознания может быть в силу разных причин, которые в некоторой степени отмечены выше, довольно устойчивой в течение жизни – стабильно низкой или высокой.

Следствием этого фактора является то, что внешнее проявление обеих форм сознания может быть весьма специфичным и существенно отличаться по таким свойствам личности, как мужество, стойкость, бесстрашие, бескорыстие, ответственность, воля, обаяние, коммуникабельность, энергия, чувство самосохранения, гордость собой, харизма, властолюбие, честолюбие и т. д.

Это различие было показано нами выше на примере разного типа героев, у которых особенности внешнего проявления их сознания имели определенные отличия, что позволила распределить их по двум основным группам – альтруистов и эгоцентристов, а также отделить от них лжегероев.

Тем не менее, в течение жизни, под воздействием обстоятельств и возрастных изменений неудовлетворенность сознания может существенно меняться, вызывая в свою очередь изменение характера человека, его умственных способностей, эмоционального состояния и различных внешних свойств – от бесстрашия до страха смерти, от благородства до презрения к людям и т. д.

Кроме того, невозможно установить жесткие рамки между указанными типами героев, сознание которых не только меняется с течением времени, но и его состояние в один момент может не совпадать с состоянием в другой момент. Поэтому трудно охарактеризовать определенно личность, которая является вполне ответственной сегодня и уклоняющейся от ответственности на следующий день в других обстоятельства.

Этот фактор, безусловно, не может не влиять на разделение героев по отмеченным группам, делая часто довольно зыбкой грань между ними.

Большей частью, героев вызывает время. Со временем они и исчезают, в основном. возвращаясь к прежним занятиям.

Однако подобное возвращение может и не произойти, если в процессе героических деяний обстоятельства вызовут понижение степени неудовлетворенности самосознания, и вместе с тем – повышение степени неудовлетворенности природного сознания с его типично животными проявлениями, например, в виде усиления доминирования над ближними.

Таких временных героев-трасформеров, превращающихся рано или поздно в свою противоположность, можно назвать полу-героями-полу-злодеями.

У этих персонажей в течение жизни сознание претерпевает существенные изменения, что отражается на его внешних проявлениях в виде конкретных действий, то героических, то вероломных или корыстных. Эти деятели в какое-то время могут быть фактически героями, а в другое время – негодяями или жалкими и трусливыми неудачниками.

Довольно типичными представителями временных полу-героев являются правитель СССР первой половины ХХ века И. В. Сталин и правитель Италии первой половины ХХ века Б. Муссолини.

Иосиф Сталин поначалу довольно искренне пытался сделать страну закоперщиком мировой революции, по крайней мере, в Европе для построения в ней коммунизма согласно заветам Карла Маркса и Владимира Ленина, представляясь самому себе идейным героем, но довольно быстро понял своим прагматическим умом бесперспективность мировой революции и, в отличие от Льва Троцкого, стремившегося к ней всегда несмотря ни на что, просто сделал себя через некоторое время диктатором в стране «победившего» социализма, а после войны и генералиссимусом, что было не совсем заслуженно и совсем не героично.

Его эгоцентричная натура, правда, удерживалась довольно долго в рамках бескорыстия, свойственного любому настоящему герою, но это бескорыстие превратилось с течением времени в показную скромность при реальности многочисленных резиденций, а желание величия хотя бы в собственных глазах претворилось в банальное диктаторство и уничтожение всех своих противников.

Такому превращению способствовали скрытые поначалу его властолюбие, честолюбие, изворотливость, отсутствие благородства, отваги и жертвенности, презрение к людям, боязнь смерти. Естественно, основой проявления со временем этих негативных особенностей личности этого полу-героя, полу-злодея является изменение степени неудовлетворенности самосознания в сторону понижения с фактическим замещением ее неудовлетворенностью животного сознания, сделавшего Сталина своего рода альфа-самцом целой страны.

То есть неудовлетворенность самосознания состоянием общественных отношений этого деятеля с течением времени понизилась до того предела, при котором общественные нужды перестали его интересовать, сменившись стремлением к единоличной власти и ее удержанию. Это властолюбие было поддержано высокой степенью неудовлетворенности его животного сознания или, другими словами, повышенной доминантностью. То есть, фактически, он сменил образ идейного героя даже не на образ лжегероя, а на образ банального бесконтрольного правителя-злодея, держащего в страхе своих подданных.

Диктатор Италии первой половины ХХ века Бенито Муссолини в начале своей карьеры присоединился к социалистическому движению. Он стал редактором социалистического еженедельника, а затем ежедневной газеты, и впоследствии – еженедельного журнала «Классовая борьба» в которых критиковал правительство, защищавшего, по его мнению, интересы капиталистов. Он организовывал забастовки, подвергался арестам.

В 1911 году Муссолини выступил против войны в Ливии. Он пытался помешать отправке войск на фронт, организовывая забастовки и его неоднократно арестовывали.

Муссолини в эти предвоенные годы стал одним из лидеров социалистов Италии.

Однако после начала Первой Мировой войны Муссолини неожиданно заявил, что победа Германии положила бы конец свободе в Европе, и стал бороться с социалистами.

На фронте Муссолини проявил необыкновенную храбрость, первым бросаясь в атаку.

После окончания войны Муссолини заявил, что социализм пришел к краху, и его надо заменить новой доктриной. Так возник фашизм, который был фактически поддержан буржуазией, которая избрала его противовесом коммунистическому движению.

Муссолини стал диктатором Италии, развернул политические репрессии, начал официально поддерживать расистские теории, устроил в Италии полицейское государство, ввязался в войны.

Кроме того, он проявил непомерное властолюбие и честолюбие, сделав себя не только диктатором (дуче), но и премьер-министром, а также возглавив сразу семь министерств и обвешал себя различными орденами.

Муссолини мечтал сделать Италию великой империей на базе Средиземноморья, но потерпел полный крах, превратившись из борца за права трудящихся и храброго бойца в защитника паразитирующего правящего класса и милитариста, проигравшего войну.

Так же, как и у Сталина, основой изменения с течением времени его самосознания от альтруизма к эгоизму послужило понижение степени неудовлетворенности самосознания, заместившись в значительной мере неудовлетворенностью животного сознания, что подтверждается не только его всеохватным властолюбием, но и количеством любовниц, а также спорадических связей с женщинами, которые трудно пересчитать.

Для сравнения с этими полу-героями-трансформерами имеет смысл дать краткую характеристику отнюдь не герою, но всё же выдающемуся деятелю в области управления и политики – русскому правителю и затем царю Борису Годунову (конец XVI и начало XVII века).

Борис Годунов был практичным и ответственным интеллектуалом-государственником, желавшим не только власти, но и помышлявшим повысить благосостояние населения.

Вместе с тем он не проявил себя в сражениях, но оказался талантливым интриганом, прорвавшимся с самого низа к вершинам власти, воспользовавшись обстоятельствами, став к тому же еще в бытность свою еще только правителем страны самым богатым человеком в государстве. И если такие внешние особенности героев-альтруистов, как ответственность, высокоразвитый интеллект, а также большие организаторские способности и коммуникабельность отрицать за ним нельзя, то у него были и такие отнюдь не героические свойства, как приспособленчество, коварство, властолюбие, корыстолюбие, лицемерие, а также отсутствие доблести, смелости, решительности, отваги, жертвенности и презрения к смерти.

 Так что, несмотря на свой выдающийся ум, значительные успехи в восстановлении государства после катастрофического правления Ивана IV и определенные заслуги в присоединении к своей державе Западной Сибири, он является просто выдающимся представителем властной элиты, не совершившим никаких подвигов.

То есть содержание самосознания Годунова мало чем отличается от самосознания любого представителя властной элиты, который в силу его низкого уровня видит в основном себя, оценивая свои перспективы в занятии более высокого места в господствующей иерархии, а ведущее место в его сознании занимает животное сознания, которое призывает его к оттеснению соперников от власти и приобретению всевозможных привилегий, совпадая в этом отношении с его урезанным самосознанием.

В заключение следует отметить, что главными внешними отличиями любого героя от лжегероя или от полу-героя-трансформера являются непреходящее искреннее бескорыстие, жертвенность, осознание своей великой миссии в стремлении к благу, как герой его понимает, или великим целям, преданность обретенным идеалам и презрение к власть имущим как типичным паразитам и недостойным представителям человеческого рода.

 

Библиография
 
1. Бруно Д. О героическом энтузиазме. Киев. 1996.
2. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М., ЭКСМО. 2008.
3. Карлейль Т. Этика жизни. Люди и герои. СПб.
4. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга 2. Москва, Издательство «Канон». 1995,
5. Ницше Ф. Сочинения. Т. 1. Издательство «Мысль», Москва. 1990.
6. Франсуа Ларошфуко «Мемуары. Максимы и моральные размышления». Минск. Издательство «Попурри». 1999.
7. Weber M. The sociology of religion. L. Methuen. 1965. – LXVII.
8. Weber M. Economy and society. University of California Press. 1978. Vol. 1.
9. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество. Из сборника «Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции. – Москва, 1909.
10. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. Институт психологии РАН. 2019.
11. Рерих Е. И. Записи учения Живой Этики. Учения Живой Этики. Беспредельность. Часть 2. § 797. Издательство – Андрей Люфт. 2011.
12. Рерих Е. И. Письма. В 9 т. Т. 5. С. 148. М. МЦР, Благотворительный фонд им. Е. И. Рерих, Мастер Банк, 2003.
13. Шапошникова Л. В. Мудрость веков. М. МЦР, 1996.
14. Шапошникова Л. В. Рерих как мыслитель и историк культуры. «Культура и время». 2008. № 3.
15. Низовцев Ю.М. Почему невозможно распознать сущность сознания. 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
16. Низовцев Ю.М. Всё не так!? А как?! (сборник). 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
17. Низовцев Ю.М. Всё и ничто. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
18. Garibaldi G. Memorie, v. 2.
19. Garibaldi G. Scritti…, vol. V.
20. Махно Н. И. Воспоминания. Париж. 1936. Глава «На распутье». Hoaxer.
21. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков. «Основа». 1994.
22. Джордж Вудкок. Анархизм: история либертарной мысли и либертарного движения. 1962.
23. Нечаев С. Г. Катехизис революционера. Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. М., Археологический центр. 1997.
24. Троцкий Л. История русской революции. 1 том из двух. Февральская революция. М., «Терра» «Республика», 1997.
25. Гай Светоний Транквилл. Жизни двенадцати цезарей. Божественный Юлий. М., «Художественная литература», 1990г.
26. Тюлар Ж. Наполеон, или Миф о спасителе». М. Молодая гвардия. 1-е изд. 1996. ISBN: 978-5-235-03157-9.
27. The encyclopedia of the French revolution and Napoleonic Wars: a political, social, and military history. Gregory Fremont-Barnes. – ABX-CLIO, 2006. ISBN 978-18510-96466. Roberts A. Napoleon the Great. Penguin. 2014. ISBN 978-0-241-01919.5.
28. Roberts A. Napoleon the Great. Penguin. 2014. ISBN 978-0-241-01919.
29. Мартин Гилберт. Черчилль. Биография. 1991. ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус». 2015.
30. Churchill Randolph S. Op. Cit. V. I. 1899. 11.01.
31. Milza, Pierr. Mussolini. Paris, Fayard. 1999.
32. Севастьянов А. Н. Преступник номер один. Уинстон Черчилль перед судом Истории. 2017. ООО «Яуза-пресс».
33. To the Peel Commission (1937) on Jewish Homeland in Palestine.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка