Комментарий | 0

Эстетика и чувственное познание (4)

 

 Предыдущие выпуски 

                2. Рационализация чувственного опыта.
 
   2.1. Рационализация восприятия. Как мы выяснили, формы реальности, данные в ощущениях, преобразуются в процессе восприятия в некую новую форму, своего рода реконструкцию ощущений из готовых блоков-эталонов, взятых из памяти. Эта новая форма, назовем ее, форма образа, в силу понятных причин искажает и огрубляет реальность, поставляет сознанию некий суррогат, подделку, часто имеющую мало общего с первоисточником.
     Так в чем же смысл такой процедуры? Почему сознание не использует непосредственно первоисточник – форму, данную в ощущениях? В ответе на этот вопрос – ключ к пониманию механизма познания.
     Дело в том, что информация, содержащаяся в образе, качественно отлична от мозаики ощущений. Это информация о структуре ощущений, о взаимном расположении, соотношении, организации отдельных элементов в целое. А какой смысл в структуре? Почему именно она становится «главным действующим лицом» восприятия? Потому что структура однозначно идентифицирует вещь или явление. А «смысл осмысления» образа состоит в его классификации, в  определении принадлежности его к той или иной категории вещей или явлений: дерево, человек, человек вдали, собака близко, Сидоров, Сидоров злой, Сидоров веселый... «Море» информации, содержащейся в мозаике ощущений, в конечном счете, преобразуется в значение. Восприятие работает как мощный фильтр, выделяющий значения из структуры ощущений.
     Однако вопрос не исчерпывается структуризацией. Как отмечалось выше, интеллект способен воспринять только то, что создал сам, результат синтеза. В способе, при помощи которого интеллект под контролем ощущений создает собственные восприятия, заключен один из важнейших аспектов познания.
      «Условие познания – общезначимые априорные (доопытные, врожденные) формы, упорядочивающие хаос ощущений» (И. Кант). В принципе, одних форм-эталонов недостаточно. Необходимы также алгоритмы процедур «конструирования» образа (п. 1.6).
     Если человек способен воспринимать звуковой тон (от природы), то он достаточно просто может научиться воспринимать звуковой интервал – последовательность двух тонов. Среди всех интервалов он может выделить гармонические, – для которых имеет место одинаковость звучания составляющих звука (совпадение частот обертонов). В свою очередь, интервалы – исходные элементы для построения музыкальных фраз и далее – мелодий. Для восприятия мелодии необходимо освоить ее временное измерение – ритм, а также научиться удерживать в памяти ее значительную часть (лучше – полностью). Последнее условие очень существенно, поскольку собственно звуковая форма, каковой является мелодия, определяется через структуру звуковых и временных интервалов, и для восприятия формы необходимо охватить всю структуру. В противном случае восприятие мелодии распадется на интервалы и музыкальные фразы, целое исчезает. Способность удерживать мелодию в памяти непосредственно связанас процессом внутренней реконструкции музыкальной формы. Неспособность к реконструкции формы означает невозможность ее восприятия. Это справедливо по отношению к восприятию любых форм. Если человек, глядя, к примеру, на треугольник, внутренне не соединил все три угла прямыми линиями и не воспринял его как целостную форму, то он фактически не увидел треугольника. Важно само осознание структуры формы как ее «квинтэссенции». Мелодия остается сама собой, будучи исполненной в любой тональности, в любом темпе, регистре и тембре; треугольник остается треугольником при любом размере и соотношении его сторон и углов, так как это –  структуры.
     В классическом опыте В. М. Бехтерева козла ставили на станок и закрепляли. Далее, вспыхивала лампочка, и через небольшой интервал времени козел получал удар электрическим током в одну ногу. Когда спустя некоторое время лампочка вспыхивала вновь, животное начинало рваться и дергаться – возникала эмоциональная оценка значимости события – зажигания лампочки. Через определенное число повторений характер поведения козла менялся: после включения лампочки козел тут же отдергивал ногу, а затем ставил ее на место без малейших эмоций. Мозг козла зафиксировал связи событий и разработал программу устранения опасности. В основе программы лежит чувственный опыт: восприятие зажигания лампочки, эмоции при ударе током, временная последовательность и пространственная локализация событий. Алгоритм работы программы: восприятие загорания лампочки преобразуется в сигнал на поднятие ноги. Можно сказать, что произошла рационализация чувственного опыта козла, поскольку его чувственная, эмоциональная реакция сменилась набором рациональных действий, адекватно отражающих логику событий. При этом самой рационализации соответствует вполне определенный материальный результат, имеющий вид новых нервных связей, реализующих программу действий козла. Этим нервным связям соответствует реальная связь между двумя событиями – зажиганием лампочки и ударом током. Как только козел воспринял эту связь, все остальное стало «делом техники»: он постиг структуру ощущений – наличие определенного интервала времени между двумя стимулами. Рационализация чувственного опыта явилась основой для выработки сенсомоторной схемы,работающей под контролем восприятия(п.1.7). Следовательно, в основе действий козла – рационализация восприятия.
      Рационализация восприятия проходит две стадии. На первой – интеллект устанавливает наличие той или иной связи в структуре ощущений или структуре восприятий. Это собственно рационализация – творческий момент, часто сопровождающийся положительными эмоциями, – познание нового. В мозге устанавливаются временные нервные связи, которым соответствует синтез нового знания и осознание этого знания. Далее следует рутинный процесс: в результате многократных актов восприятия, в которых фиксируется данная связь, происходит закрепление однотипной процедуры в виде долговременных нервных связей – материальных образований в мозге. Назовем это явление термином закрепление. Вновь образованные мозговые связи могут в дальнейшем использоваться в общей системе интеллекта при любых мыслительных процессах: интеллект поднимается еще на одну (возможно, очень маленькую) ступеньку своего развития. С позиций информатики, рационализация представляет собой выделение новой рациональной информации и преобразование информационного кода, например, преобразование восприятий в сигнал к запуску сенсомоторной схемы, как в рассмотренном случае. Рационализация восприятий происходит на чувственном уровне и представляет собой элемент чувственного познания.
     Наиболее типичный случай рационализации – переход от образов к значениям. В процессе рационализации происходит переорганизация информации в интеллекте и совершенствование ее структуры. Новая информация образуется в интеллекте в результате образования новых связей.
     Рационализация – это переход от чувственного к рациональному, в то время как осмысление обозначает переход от ощущений к образам. Поэтому осмысление можно трактовать как частный случай рационализации на самом низком ее уровне. Кроме того, понятие осмысление или осмысливание используют в более широком смысле для обозначения процесса восприятия и  понимания всякой (в том числе рациональной) информации. В этом случае рационализацию можно понимать как переход от осмысления-чувства к осмыслению-форме (гл.4).
     Похожее, но более узкое значение имеет принятый в психологии термин интериоризация, означающий «...превращение внешних действий во внутренние умственные процессы...»  (А. Н. Леонтьев). Вместе с тем, в психологии термином рационализация называют рациональное объяснение субъектом своих иррациональных действий. Однако при этом имеется в виду, что на самом деле – это псевдообъяснение, своего рода, извращение мышления, рационализация в кавычках. В философии под рационализацией понимают перевод в логическую, понятийную форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. По сути, здесь это философское понятие, доведено до уровня индивидуального интеллекта. Здесь нет противоречия, если учесть, что интеллект способен хранить информацию и алгоритмы только в логической форме.
     Разберемся более подробно в процессе рационализации. Входная информация представляет собой, комплекс воспринимаемых образов, в общем случае, сопровождающийся внешними воздействиями. При многократном воспроизведении ситуации (а иногда – при однократном, п. 2.4)  интеллект выявляет новые связи (между событиями, между событиями и формами, в структуре формы и т. д.), которые имеют рациональный характер, то есть могут быть представлены в виде алгоритма (для форм – п. 1.6, для событий – причинно-следственные, функциональные, операциональные, логические связи). Восприятие этих связей сопровождается синтезом в интеллекте соответствующей модели, включающей при необходимости выдачу необходимых сигналов для сенсомоторных схем и т. п. Можно сказать, что в процессе рационализации реализуется принцип: анализ ситуации – синтез ее модели. При анализе происходит понижение уровня структуры отдельных элементов, характеризующих ситуацию, вплоть до уровня простейших логических связей, а точнее – до уровня  моделей, уже хранящихся в интеллекте. При синтезе модели интеллект создает новую структуру, опираясь на структуры (модели) более низкого уровня.
     Интеллектуальная модель (или просто модель) явления или формы представляет собой структуру материальных связей в интеллекте, которая соответствует уровню осмысления (в более общем случае – уровню понимания) данного явления или формы. Можно сказать, что рационализация сопровождается синтезом соответствующей модели (структуры связей).
     Модель, сформировавшаяся в интеллекте козла, соответствует непосредственно воспринимаемым событиям. Человек, будучи поставлен на место козла, сформировал бы более широкую и глубокую модель ситуации, включающую личность экспериментатора, действие электрического тока на организм и т. п. Психолог, проводящий эксперимент, формирует свою, еще более глубокую модель, включающую характер протекания психических процессов. Но главное, в чем проявляется сила человеческого интеллекта – стремление и умение выявить причинно-следственные связи, в отличие от козла, который выявляет логические связи (в данном примере – это связь соответствия или корреляции двух событий).
     Как правило, необходимость в рационализации возникает в ситуациях, сопровождающихся чувствами. (Чувственно нейтральная ситуация не представляет интереса). Рационализация восприятия сопровождается переходом эмоций в чувства. (Более детально этот вопрос будет рассмотрен ниже в гл. 4).
     Увидев хищника, опытная антилопа не шарахается сломя голову, а продолжает есть траву, если хищник достаточно далеко. Чувствуя приближение зимы, человек не злится на погоду, а готовит дрова и теплую одежду. Разумный человек старается избегать чрезмерно острых ситуаций, используя как свой рациональный опыт, так и полученные знания.
     Из природы восприятий и эмоций (п. 1.2, 1.8) следует, что они содержат составляющие неинформационного характера – ощущения. Ощущения, поступающие из органов чувств, а также эмоциональные ощущения не могут быть рационализированы. Рационализируется только их информационная составляющая.
  2.2. Программы. Процессы восприятия и сенсомоторные схемы функционируют автоматически. Следовательно, существуют программы, реализующие эти процессы. Программы содержат алгоритмы, обрабатывающие информацию, а также саму информацию – так называемые, данные. Среди них – ощущения и восприятия – меняющаяся часть данных и, кроме того, – эталоны для построения форм образов и эталоны моторных реакций – постоянная (медленно меняющаяся) часть данных. Алгоритмы преобразуют данные в воспринимаемые формы, в модели, а также в схемы моторных реакций (движений).
     Рационализация  восприятия  совершенствует как набор  эталонов, так и алгоритмы обработки. В число эталонов могут включаться достаточно большие и сложно структурированные формы, хорошо закрепившиеся в памяти. Алгоритмы, реализующие анализ-синтез форм, могут дополняться новыми механизмами (помимо перечисленных в п.1.6), либо структурами исходных алгоритмов в виде специализированных подпрограмм. Все вместе колоссально повышает скорость и эффективность работы восприятия и сенсомоторных схем. Отсюда – «моментальность» процедуры опознавания объекта и большая скорость и точность двигательных реакций. Благодаря рационализации чувственного опыта, собственно, и происходит его актуализация, превращение в рабочий действующий механизм, в интеллект более высокого уровня.
     Один из наглядных примеров  действия программ – эффект генерализации образов и структур. Интеллект пропускает через себя комплексы ощущений, пытаясь подогнать их под хорошо знакомые образы и типы форм и структур, действует «по аналогии». Это явление хорошо знакомо собирателям грибов: мельком увиденное пятно подходящего цвета психика грибника моментально преподносит как определенный гриб. Более внимательное разглядывание выявляет ошибку. Человек видит знакомый образ там, где присутствует лишь намек, его отдельные черты. Программа обработки входного сигнала «пробует на зуб» поступающую информацию и в случае ее недостатка с готовностью конструирует образ с подходящей структурой.
     Полное «программное обеспечение» человека имеет столь сложную организацию, что она пока недоступна сколько-нибудь глубокому анализу. Ясно, что она глубоко структурирована и содержит большое количество подпрограмм, действующих практически автономно, но, вместе с тем, обеспечивает функционирование всего организма как единого целого. К примеру, программа ходьбы (сенсомоторная схема) включена в общую систему таким образом, что все прочие подсистемы и подпрограммы (ориентации, устойчивости, мышечной активности, дыхания, кровообращения, гормональной деятельности и т. д.) функционируют как единый механизм, направляемый волей, под контролем внимания, стимулируемый чувствами и управляемый восприятием.
     Уровень сложности работы интеллекта соответствует уровню структур, реализующих эту деятельность. Исходными «кирпичиками» этих структур являются простейшие модели, по-видимому, генетического происхождения, реализующие элементарные операции, скорее всего, логического характера, а также первичные формы-эталоны и алгоритмы работы с ними (п. 1.6). В конечном счете, любая деятельность интеллекта сводится к функционированию этих исходных моделей. При  рационализации чувственного опыта, происходящего на самых ранних стадиях развития организма, уровень анализа соответствует самому низкому уровню исходных моделей. Обогащение опыта сопровождается образованием более сложных структур, служащих основой новых моделей и т. д.
     Мы исходим из того, что любой вид деятельности организма, включая деятельность мозга, имеет естественную материальную природу.
     Это означает, что психическим процессам соответствуют материальные процессы, протекающие в мозге, а программы и данные, закрепившиеся в интеллекте, изменяют материальную структуру мозга. Грубо говоря, мозг людей разных профессий должен иметь специфические особенности, проявляющие себя в форме. В 19 веке существовала «наука», френология, изучавшая связь между психическими особенностями человека и особенностями формы его черепа. На самом деле, следовало бы изучать не форму черепа, а форму того, что под черепом и лучше – на микроскопическом уровне, позволяющем установить плотность нервных связей.
     Изучение деятельности мозга сопровождается накоплением аргументов, свидетельствующих о цифровом, дискретном характере его работы. В конечном счете, все сводится к «игре» нулей и единиц, как это происходит в компьютере. Любая аналоговая величина может быть превращена в цифры и вновь воссоздана из цифр. В этом проявляется всеобщее единство непрерывного и дискретного, присущее природе: непрерывность и многообразие форм природы, суть проявления внешних сторон иерархии структур, дискретных на достаточно низком уровне. Любое энергетическое воздействие дискретно (квантовано), любая информация сводится к набору дискретных наименьших единиц. Пифагор, считавший, что цифра – основа всего сущего, был глубоко прав. Даже человеческая душа происходит не из святого духа, а из цифры.
     Внутренние процессы, происходящие в интеллекте, столь сложны, многообразны и интенсивны, что они не могут быть до конца рационализированы в рамках этого интеллекта, то есть, осознаны и осмыслены. Мы вынуждены принять как данность, что способны воспринимать только ничтожную часть – внешние осознаваемые проявления интеллектуальной деятельности. Интеллект представляет собой самоорганизующуюся систему, которая получает входную информацию из органов чувств и выдает результаты в виде осознаваемой деятельности и чувств. Связь интеллекта с внешним миром реализует сознание.
     Откуда берутся алгоритмы, и структуры данных в интеллекте? Значительная (и не самая худшая) их часть создана эволюцией. Мы получаем их по наследству от родителей, и они определяют наши врожденные способности. По-видимому, программы построения форм и эмоциональной деятельности (п. 1.6, 1.8), а также связанные с ними схемы инстинктивного поведения, относятся к числу эволюционно наиболее древних. Согласно некоторым гипотезам, способность к речи также заложена в генах (Н. Хомский). Если это действительно так, то этой способности должен соответствовать мощный врожденный аппарат логики (или способности к логике), работающий на чувственном уровне, то есть, минуя процедуры, идущие через сознание.
     Сейчас ясно, что все способности интеллекта актуализируются только в результате его деятельности. Другими словами, в результате деятельности интеллекта создается некоторое материальное образование из нервной ткани, способное реализовать врожденные потенции (способности). Если это так, то содержание интеллекта основано на процессах восприятия, рационализации и закрепления в интеллекте моделей и сенсомоторных схем, то есть на процессы, идущие через сознание (по крайней мере – на начальных этапах) и является результатом сознательной деятельности, опирающейся на совокупный результат познания, накопленный в интеллекте. (Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже в гл. 4). Здесь мы только подчеркнем, что хотя процессы рационализации восприятий идут через сознание, функция сознания сводится к выбору объекта восприятия и контролю над процессом рационализации, который проявляется в виде чувств, специфичных для конкретной ситуации (например, гамма чувств, сопровождающая переход от чувства непонятности к чувству очевидности, при рассматривании нового объекта). Эти чувства являются отражением скрытых от сознания процессов, протекающих в интеллекте и управляющих деятельностью организма с целью ее оптимизации. Интеллект – система, постоянно перерабатывающая информацию (даже во время сна) создающая новую информацию и нуждающаяся в поступлении внешней информации. Познание – это необходимое условие функционирования и саморазвития интеллекта. Стремление к познанию есть проявление этой необходимости.
     Когда сознание во время сна отключено интеллект освобождается от переработки восприятий и занимается систематизацией и реструктуризацией информации. Сам интеллект отдыхает очень мало, возможно, только в стадии, так называемого, глубокого сна. Но частичный контроль внешней обстановки продолжается и во время сна. В это время можно установить контакт непосредственно с интеллектом минуя сознание. Можно создать особое состояние гипнотического сна, когда сознание отключено, а слуховой канал связи с интеллектом продолжает функционировать. Установки, полученные интеллектом помимо сознания, начинают проявляться в деятельности человека после пробуждения.
 
   2.3. Модели. Что же представляет собой форма образа – форма, в которой воспринимается объект или явление?  Такая  конструкция, созданная интеллектом и приближенно отображающая реальность, как мы выяснили, носит название  модель, а  само преобразование ощущений в воспринимаемые образы есть моделирование реальности. Выше мы установили, что модель создается в результате анализа информации (в данном случае – ощущений) и последующего синтеза новой структуры из структур более низкого уровня, причем этот процесс по своей природе не может в полной мере отображать реальность.
     Первый этап моделирования заключается в абстрагировании от части информации, поступающей из органов чувств, другими словами, –  в игнорировании этой информации. Это свойство – частный случай проявления общего свойства – фильтрации входного сигнала, присущего информационным системам. Возможности мозга по скорости переработки информации вполне определенны и ограничены, поэтому отбирается только часть ее, подлежащая обработке. Избирательность восприятия регулируется функцией внимания и временем перцепции (п.1.5).
     Художники знают, как самая простая с виду натура становится непреодолимо богатой и  сложной в процессе ее изображения. Открываются все новые и новые детали, буквально бесконечность нюансов форм и цвета. Многократно усиленное внимание по сравнению с обычным рассматриванием, а также достаточно большое время, обеспечивают глубину и полноту восприятия натуры. Неактивный несосредоточенный глаз видит очень мало, только то, что «хочет» видеть.
     После процедуры фильтрации интеллект начинает собственно построение (синтез) модели. Как мы знаем, делает он это далеко не идеально, а, используя все, что «попадется под руку», в зависимости от отпущенного времени.
     Когда начинающие художники рисуют розетки трилистники и т. п. поначалу они сильно упрощают и огрубляют формы. Но самое удивительное, что они не видят различия между натурой и изображением. Требуется приложить массу усилий и ученику и учителю, чтобы научиться воспринимать тонкие нюансы формы. По сути, речь идет о совершенствовании механизма восприятия, перестройке интеллекта путем рационализации восприятия, формирования новых моделей. Человек с малоразвитым восприятием не отличит живописный подлинник от подделки, не оценит качество живописи или уровень исполнения музыкального произведения.
     Качество моделирования определяется уровнем развития соответствующих отделов интеллекта. История искусства показывает, что даже у лучших представителей человечества это качество было не всегда совершенно.
     Уровень моделирования ребенка примерно соответствует уровню детских рисунков: «точка, точка, два крючочка, носик, ротик, оборотик...» Основные погрешности моделирования геометрических форм – упрощение формы кривых (типа отождествления эллипса и овала), частичное игнорирование величин отношений и наличия тех или иных связей. В цвете – игнорирование различий между отношениями насыщенности и светлоты, насыщенности и цветового тона, упрощение цветовых множеств. В звуке – нечувствительность к изменениям ритма, динамики, интонации и тембра, неспособность воспринять структуру больших форм.
     Переход от формы реальности к форме образа по существу состоит в заполнении формы упрощенными идеализированными эталонами, «зашитыми» в памяти. Это упрощение – идеализация реальности – определяется качеством эталонов и алгоритмов обработки информации, в частности, способностью выявлять связи и отношения в структуре формы, другими словами, – совершенством интеллекта. Если интеллект не выявил структуру мелодии (геометрической формы, цветовых сочетаний), он не создал соответствующую модель, либо создал ее с большой степенью идеализации, в меру своего «понимания». Следовательно, воспринимаемый образ отображает не только структуру  реальности, но также структуру интеллекта. Отношение между реальностью и ее восприятием есть отношение формы и ее модели. Восприятие есть создание модели – индивидуальный творческий процесс. Совершенствование восприятия идет по пути рационализации структуры ощущений и превращения ее в модель.
     Модели восприятия могут иметь характер форм-образов или форм – дискретных событий, связанных определенными отношениями (как в примере с козлом Бехтерева п. 2.1). Эти два типа моделей имеют существенные различия, о чем будет речь ниже.
 
   2.4.Представления. Мы приходим к выводу, что информация, содержащаяся в воспринимаемом образе, отчасти отображает реальность, отчасти – создана самим интеллектом. Оказывается, интеллект сам является генератором информации. Он не только способен восполнять недостающую информацию (п.1.6), но создавать образы реальности в отсутствие самой реальности – так называемые представления. Если представления памяти воспроизводят ранее виденные образы, то представления воображения – образы, не имеющие аналогов в действительности, а также воссоздающие представления – образы, «сконструированные» интеллектом из знакомых элементов по описаниям – это новая информация, созданная интеллектом. Исследования показывают, что характер возникновения образов представлений (представляемых образов) аналогичен таковому при перцепции (деятельности в процессе восприятия). То есть, мозг действительно строит изображение или звуковую картину при полном отсутствии информации, поступающей извне, как если бы она поступала.
     Возникает вопрос: зачем это интеллекту нужно? Может для того, чтобы продемонстрировать свою мощь? Но разве ради этого стоит мучить человека, не давая ему уснуть, «прокручивая» в воображении одну и ту же эмоционально острую ситуацию?
     Природа ничего не делает зря. И, заливая остроту проблемы стаканом водки, человек нарушает разумный естественный ход событий. Представьте себе человека на месте козла в опыте Бехтерева (п. 2.1). Его закрепили в станок, зажгли лампочку, а затем нанесли удар импульсом электрического тока по ноге. Опыт единичный, человека отпускают. В спокойной обстановке начинается так называемое переживание случившегося. Мозг раз за разом воспроизводит ситуацию в представлениях во всех подробностях. (Как мы знаем, эмоциональность восприятия усиливает запоминание). Через несколько «прогонов» мозг фиксирует связь между зажиганием лампочки и ударом тока. Включается механизм воображения – моделирования ситуаций. Рассматриваются различные варианты поведения, наконец, решение найдено: в данной (аналогичной) ситуации после зажигания лампочки следует немедленно поднять соответствующую ногу. (Естественно, рассмотренная ситуация слишком элементарна для мощного интеллекта человека, но она наглядно демонстрирует характер процессов).
     Итак, произошла рационализация единичного чувственного опыта. Дело в том, что, в отличие от лаборатории Бехтерева или Павлова, жизнь не повторяет свои уроки многократно. Кроме того, каждый такой урок может оказаться вообще последним. Но, как мы знаем, «повторение – мать учения», а трудные уроки нужно повторять многократно. Интеллект организовал такую возможность «своими силами»: переживания представлений как раз являются повторениями, необходимыми для усвоения урока – обнаружения новых связей и отношений (рационализации) и их закрепления в интеллекте. Воображение позволяет интеллекту моделировать различные варианты развития событий, тем самым предсказывать будущее и стратегию поведения в этом будущем. Можно сказать, что переживания представлений являются важнейшими уроками жизни, которые обогащают чувственный опыт и совершенствуют интеллект. Они также помогают эффективно воспринимать чужой опыт посредством сопереживания.
     В  результате рационализации опыта резко снижается эмоциональность переживания, и затем мозг перестает генерировать представления. Урок усвоен.
     К сожалению, настоящая школа жизни невозможна без переживания отрицательных эмоций, потому что жизнь многогранна. Чтобы хорошо усвоить истину, ее следует пережить, а это переживание не всегда сладко. Прожив, так называемое, «счастливое детство», ребенок может превратиться в эмоционально черствого и интеллектуально бедного человека. Опыт показывает, что уличные полудикие кошки намного умнее ленивых, откормленных домашних созданий. Они поддаются дрессировке, улавливают интонации человеческого голоса, выживают в экстремальных ситуациях... Дикие животные, выращенные людьми, вообще теряют всякую способность к самостоятельному существованию. Впрочем, чрезмерная эмоциональная нагрузка может оказаться губительной для психики. Интеллект имеет пределы своих возможностей, при выходе за которые управление берут на себя инстинкты. Человек становится полуживотным.
     Факт рационализации и закрепления опыта (изменения структуры интеллекта) в результате переживаний подтверждается случаями радикальных сдвигов в мировосприятии людей после сильных эмоциональных потрясений.
     Функции представлений не ограничиваются рассмотренным аспектом. Интеллект представляет собой концентрат так называемой структурной информации, являющейся мерой организованности и упорядоченности системы. Работа интеллекта скрыта от сознания, подобно тому, как скрыта работа пищеварения или кровообращения. Воспринимаемый продукт работы интеллекта есть представление. Если интеллект общается с внешним миром, он генерирует представления под управлением ощущений – восприятия. Они очень четкие, поскольку интеллект стремится добиться максимального соответствия формы образа и формы ощущений. Но воспринимает человек (животное) только то, что нашло отражение в структурной информации (в интеллекте). Все, что осознается, имеет соответствие в интеллекте (в виде памяти, процессов, нервных связей, материальных структур и т. д.). Осознать – значит быть способным представить, а мера осознания есть мера способности к представлению. Фраза: «Я не могу себе этого представить» – очень точно отражает суть дела. Она равносильна фразе: «Я не могу этого осознать».
     Внешние проявления работы интеллекта могут быть совершенно ничтожны. После стрессовой ситуации интеллект может «уйти в себя» и заняться анализом ситуации «по горячим следам». Человек при этом впадает в заторможенное состояние и не способен адекватно реагировать на обстановку, поскольку весь его интеллектуальный ресурс направлен на «переваривание» актуальной информации. Огромную работу по структуризации, накопленной за день информации, производит интеллект во сне. Возможно, именно во сне происходит замещение временных нервных связей на постоянные. Какое отношение к этому имеют образы, созданные интеллектом и видимые в сновидениях, мы не знаем.
Интеллект способен генерировать очень четкие зрительные и слуховые образы, не уступающие восприятиям. Он демонстрирует это в галлюцинациях. Но представления лишены излишней четкости и конкретности, способной ввести сознание в заблуждение, относительно происхождения образа.
    Индивидуальностьвосприятия обусловлена тем, что организация интеллекта отображает рационализированный индивидуальный опыт человека. Различие в характере восприятия одних и тех же явлений разными людьми может быть колоссальным. Интеллектуально зрелая личность имеет мало шансов на существенную модернизацию восприятия. Это было бы равносильно радикальной перестройке материальной структуры интеллекта, системы долговременных нервных связей.
     Природа поступает очень мудро, начиная жизнь каждого нового человека «с чистого листа», обеспечив лишь самым необходимым: инстинктами, простейшими эталонами форм, но также мощными алгоритмами, обширной памятью и уникальным потенциалом развития. Мозг ребенка усваивает сразу новый уровень отношений, новые стандарты, систему ценностей и т. п. Формируется так называемое «новое поколение», которое совершенно по-другому воспринимает мир, особенно после периодов значительных общественных потрясений.
     Факт наличия представлений, свидетельствует, что в интеллекте синтезирована соответствующая модель. Откуда взялась эта модель? Возможность одна – в результате рационализации восприятий. Интеллект способен синтезировать модели образов без участия сознания. Функция сознания ограничивается выбором объекта восприятия и контролем результата этого процесса. Контроль действует по принципу – запомнил – не запомнил. Если не запомнил – опять глазеешь на объект внимания, пока не получишь сигнал из интеллекта: «хватит, все ясно». Интеллект способен также синтезировать модели образов без участия восприятия и даже без контроля со стороны сознания, реализуя самостоятельный творческий процесс. Синтез моделей образов представляет собой одну из форм чувственного познания.
     На самом деле, сознание может до некоторой степени отслеживать сам процесс синтеза образа: интеллект руководит перцепцией, и это проявляется, например, в характере движений и фиксации направления взгляда на тех или иных особых точках формы при зрительном восприятии образа. Но все это происходит без волевых усилий со стороны сознания. Взглядом управляет только чувство.
   2.5. Значения. Замечательна способность интеллекта – опознавать структуру (форму) саму по себе, безотносительно к конкретному ее наполнению.
     Эта способность присуща также высшим животным. Если лису научить узнавать конкретный треугольник (с помощью пищевого стимула), то в дальнейшем она с легкостью будет опознавать треугольник любой формы и размера, то есть треугольник вообще, определенную структуру.
     Структура представляет собой абстрактное качество формы в том смысле, что она никак не привязана к конкретной форме, а характеризует класс форм. Принадлежность конкретного объекта  (явления) к определенному классу форм представляет собой значение данного объекта (явления). Способность интеллекта мыслить значениями на образном уровне наглядно проявляется в возможности представления абстрактных образов: человека вообще, лошадь вообще, дерево вообще и т. д. Эта способность возникает только в результате обнаружения и закрепления в интеллекте соответствующих структур, то есть в результате рационализации опыта. Следовательно, рационализация чувственного опыта сопровождается преобразованием кода образов в код значений. Этот процесс может протекать без участия сознания. В этом случае он является процессом чисто чувственного познания, связанного с глубоким абстрагированием.
     Для чего нужны значения? Во-первых, поскольку значение абстрагировано от полного содержания образа, то количество информации, требующейся для идентификации значений, невелико, следовательно, значительно повышается скорость осмысливания информации до уровня значений. Переход к значениям существенно повышает быстродействие интеллекта и экономит его ресурс за счет перехода на более высокий структурный уровень.
     В рассмотренном выше (п. 1.6) примере с опознаванием льва, антилопе достаточно определить структуру –  по сути –  грубую схему образа, из которой сразу вытекает его значение. Человек осмысливает в форме образа в первую очередь значение и лишь затем – конкретное наполнение. Если объект удален или виден (слышен) нечетко, воспринимается только его значение.
     Во-вторых, значения непосредственно воспринимаемых образов представляют собой минимальные структурные единицы, эталоны, для образования структур значений. Механизмы анализа – синтеза структур значений, аналогичны таковым при работе интеллекта с формами. Точно так же значения могут объединяться в структуры различных уровней организации (человек, машина, улица, город...), причем каждая структура более высокого уровня после ее осмысления также может стать значением. Следовательно, далеко не каждому значению должен соответствовать воспринимаемый реальный образ. Ему может соответствовать представление значения.
     Скажем, ребенок спрашивает у родителей: «Кто такой волк?» Ему объясняют, что волк похож на собаку овчарку, только очень злой и живет в лесу. Ребенок, зная значения слов, входящих в «определение» волка, составит представление о волке в виде сочетания представлений абстрактных образов: овчарки вообще, злости вообще, в виде оскала, леса вообще, в который поместит волка и т. д. В дальнейшем, возможно, ему удастся увидеть живого волка, и он уточнит свои представления: известномуранее значению будет соответствовать конкретный образ. Он сможет похвастаться перед друзьями: «Я видел настоящего волка!» Увидеть нечто «настоящее» означает – получить информацию, качественно отличающуюся от той, что содержится в структуре значений, образующих данное значение. Это может быть радикальное изменение представлений о предмете, поскольку предмет предстал «вживую», в восприятиях. Фразы типа: «Я видел это своими глазами!», «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – в полной мере характеризуют соотношение между воспринимаемым образом и образом представления структуры значений. Как правило, реальность оказывается богаче и, главное, точнее представлений. Вспоминается диалог из одного кинофильма: «Бабушка, вы любили когда-нибудь?» – «Нет, но я так много об этом слышала, что отлично все себе представляю».
     Эталоны значений (из которых составляются новые значения в виде структур эталонов) имеют в своей основе реальные восприятия. Вся сложная и разветвленная структура значений происходит из определенного числа восприятий, подобно тому, как каждый листочек и веточка дерева связана с корнями. И так же, как мощная корневая система способна питать огромную крону, богатство впечатлений реальности обеспечивает полноту и глубину  образов представлений значений. Множество значений, находящихся на самом верху иерархии и полностью абстрагированных от реальности, тем не менее, опираются на представления реальности, а они в свою очередь – на восприятия образов.
     Вместе с тем, поскольку значение создано интеллектом, оно содержит в себе нечто, не следующее из простого обобщения восприятий. Это нечто обусловлено приобретенным, а также врожденным опытом, закрепленным в алгоритмах интеллекта, инстинктах, эмоциях. Индивидуальное значение, включающее результаты субъективного осмысления, есть смысл. (Значению и смыслу соответствует значение слова исмысл слова, п. 3.2).
     Коль скоро значениям соответствует обобщенный и осмысленный опыт, то в значениях этот опыт актуализируется: к каждому значению как бы прикреплен готовый набор качеств и свойств, являющийся результатом познания. Значение актуализирует опыт.
     Способность воспринимать значения образов свидетельствует о довольно высоком уровне абстрагирования. Достаточно сказать, что представители народов, находящихся на уровне предшествующем началу цивилизации, не различают человека, его имя, его изображение и его тень.
 
(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка