Комментарий | 0

Амос (1)

 

Предисловие
 
Книга пророка Амоса — третья в составе книги малых пророков. Она разделена на 9 глав, в ней 146 стихов. Место текста в составе двенадцати пророков подчеркивается перекличкой первого (после заголовочного) стиха с одним из последних в пророчестве Иоэля, предшествующего Амосу в составе книги.
Пророческая миссия Амоса осуществлялась в Израиле в период царствования. Иоравама II, царствовавшего с 789 по 748 гг. В результате успешных войн в его царствование были расширены границы государства. Амос — современник еще трех пророков. Велика вероятность того, что его пророчество началось после Ѓошеи, а вслед за Амосом пророчествовали Иешаяѓу и Миха. Написан текст самим Амосом или кем-то иным неизвестно.
Сведения о пророке довольно скупы. По собственному признанию, он не пророк и не сын пророка (выражение, ставшее чрезвычайно употребительным в иврите), а взят Господом из пастухов. В начале пророчества Амос предупреждает соседние народы о наказании Господа. Но большая часть текста обращена к Израилю и его элите, которую он обличает в отходе от Господа, алчности, показной набожности, издевательстве над бедными. За это Израиль будет наказан Господом, который обращается с многочисленными предупреждениями, но не желающая расстаться с покоем и благосостоянием (что соответствовало исторической реальности) элита предупреждениям не внимает.
Последнюю часть книги (главы 7 — 9) называют книгой видений. Один из создателей эсхатологии, Амос первым заговорил об угрозе изгнания из страны и употребил в этом значении глагол «изгнать».
Завершается пророчество эсхатологическим видением: грешное царство будет уничтожено и установлено царство праведное, изгнанники Израиля возвращены на свою землю.
Точный лаконичный язык, рефрены, аллитерация, упругий ритм повествования, а главное — повторяющиеся выражения, которые обрамляют фрагменты повествования, делают стиль Амоса неповторимым.
 
 
Глава 1
1. Слова Амоса, что из скотоводов Текоа(а),
провидевшем об Израиле в дни Узии, царя Иеѓуды, и в дни Яровама сына Иоаша, царя Израиля(б), за два года до землетрясения.
 
2. Сказал он: «С Сиона Господь зарычит, из Иерушалаима голос возвысит,
пожухнут пастбища пастухов, вершина Кармеля засохнет»(в).
 
 
3. Так сказал Господь: За три преступленья Дамэсека и за четыре от него не отвращу,
за то, что молотили Гилад железными молотилками(г).
 
4. Огонь нашлю на дом Хазаэля(д),
пожрет он дворцы Бен–Ѓадада(е).
 
5. Запоры Дамэсека сокрушу, обитателей Бикат-Авена и скипетр держащего из Бейт-Эдена истреблю,
народ Арама уйдет в изгнание в Кир, — сказал Господь(ж).
 
 
6. Так сказал Господь: За три преступления Азы(з) и за четыре от нее не отвращу,
за то, что изгнали их в изгнание без возврата, предавая Эдому(и).
 
7.Огонь на стены Азы нашлю,
ее дворцы пожрет он.
 
8. Обитателей Ашдода и скипетр держащего из Ашкелона Я истреблю,
руку на Экрон обращу, остаток плиштим погибнет, — сказал Господь Бог.
 
 
9. Так сказал Господь: За  три преступления Цора(к) и за четыре от него не отвращу,
за то, что Эдому предали изгнанников без возврата, союз братский не помнили(л).
 
10. Огонь на стены Цора нашлю,
его дворцы пожрет он.
 
 
11. Так сказал Господь: За три преступленья Эдома и за четыре от него не отвращу,
за то, что с мечом преследовал брата, уничтожив жалость, всегда гнев терзает его, вечно хранил он ярость.
 
12. Огонь на юг Я нашлю,
дворцы Боцры(м) пожрет он.
 
 
13. Так сказал Господь: За три преступления сынов Амона(н) и за четыре от него не отвращу,
за то, что беременных рассекали в Гиладе, — границы свои расширить.
 
14. Огонь в стенах Рабы(о) зажгу,
ее дворцы пожрет он, под звук труб в день битвы, в вихре в день бури.
 
15. Их царь в изгнанье уйдет
вместе с вельможами, — сказал Господь.
 
***
Пророчество о наказании государствам, соседствующим с Израилем.
(а) Текоа. Город в районе Иерушалаима, в Иеѓуде, или в Израиле, в Галилее.
(б) Провидевшем об Израиле в дни Узии, царя Иеѓуды, и в дни Йаровама сына Иоаша, царя Израиля. Узия. Узияѓу, Озия, Азария. Десятый иудейский царь из дома Давида, царствовал 52 года. Был благочестивым и богобоязненным царем, удачно воевавшим с окрестными народами, укрепившим Иерушалаим. Умер 68-ми лет от проказы, постигшей его, как говорится в ТАНАХе, за гордыню и за то, что посягал на жречество. О нем рассказывается: Млахим 2 14:21-22, 15:1-7; Диврей ѓайамим 2 26. Яровам сын Иоаша. Иоравам II. Царствовал 41 год, с 789 по 748 гг. В результате успешных войн в его царствование были расширены границы государства. О нем рассказывается: Млахим 2 14:23-29.
(в) Сказал он: «С Сиона Господь зарычит, из Иерушалаима голос возвысит,// пожухнут пастбища пастухов, вершина Кармеля засохнет». Первый стих (после заголовочного) Амоса продолжает один из последних стихов предшествующего ему в составе «Двенадцати» Иоэля: Ср.: С Сиона Господь зарычит, из Иерушалаима голос возвысит, небеса и земля содрогнутся (4:16). Кармель. Высокая гора на севере Израиля, ныне в районе Хайфы.
(г) За три преступленья Дамэсека и за четыре от него не отвращу,// за то, что молотили Гилад железными молотилками. За три преступленья Дамэсека и за четыре от него не отвращу. Смысл: за множество преступлений не отвращу наказания. Дамэсек. Столица государства Арам-Дамэсек, находившегося севернее Израиля. Во времена Амоса находился под властью Израиля. Гилад. Вероятно, речь идет о территории в Заиорданье.
(д) Хазаэль. Один из царей Арам-Дамэсека.
(е) Бен-Ѓадад. Один из царей Арам-Дамэсека.
(ж) Запоры Дамэсека сокрушу, обитателей Бикат-Авена и скипетр держащего из Бейт-Эдена истреблю,// народ Арама уйдет в изгнание в Кир, — сказал Господь. Запоры Дамэсека. Запоры в воротах городской стены. Бикат-Авен. Долина греха. Какой долине соответствует неизвестно. Бейт-Эден. Местонахождение неизвестно. Вероятно, Бикат-Авен и Бейт-Эден далеко отстояли друг от друга. Прием, часто встречающийся в ТАНАХе. Значение: вся страна. Арам. Группа государств севернее Израиля, которые назывались Арам + название столицы. Кир. Местонахождение неизвестно.
(з) Аза. Один из пяти городов плиштим. Остальные (Ашдод, Ашкелон, Экрон, 8; Гат, 6:2) также упомянуты в тексте.
(и) За то, что изгнали их в изгнание без возврата, предавая Эдому. Неясно, о каком событии идет речь. Смысл: плиштим участвовали в изгнании евреев или северного, или южного царств, предав их Эдому. Эдом. Эсав. Брат Яакова. Народ, близкий евреям, находился на юго-востоке от Иеѓуды.
(к) Цор. Тир. Древнейший город-государство, упоминавшийся в египетских документах конца 19 в. до н.э. Находился на ливанском побережье Средиземного моря к югу от современного Бейрута, около двадцати километров севернее современной границы Израиля и Ливана. Греки называли его Финикией. Славился своими мореплавателями и купцами. Имел колонии в различных местах Средиземного моря. Власть Цора распространялась на ряд городов.
(л) За то, что Эдому предали изгнанников без возврата, союз братский не помнили. И Цор совершил по отношению к евреям преступление, подобное тому, которое совершили плиштим (см. предыдущее прим.). Пророк Иоэль говорит о том, что Цор, Цидон и плиштим продавали сынов Иеѓуды и Иерушалаима в рабство (4:6). Союз братский не помнили. Речь идет о союзе царя Цора Хирама с  царем Шломо при строительстве Храма: Хирам поставлял лес взамен пшеницы и масла (Млахим 1 5:15-26).
(м) Боцра. Главный город Эдома.
(н) Сыны Амона. Соседи евреев с востока.
(о) Раба. Столица Амона.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка