Время колокольчиков продолжается
Рецензия на сборник финалистов IV конкурса поэтов «Время колокольчиков. Прямая речь", посвящённого А.Н. Башлачёву (Москва, «Стеклограф», 2025)

Сборник стихов финалистов IV поэтического конкурса «Время колокольчиков. Прямая речь», посвящённого А.Н. Башлачёву, вышел в московском издательстве «Стеклограф» этой осенью.
В книге собраны лучшие произведения участников конкурса, вдохновлённых личностью и творчеством поэта Александра Башлачёва. Эти стихи отражают его духовное наследие, его философию и эмоциональную глубину. Все произведения в сборнике финалистов конкурса демонстрируют разнообразие стилей и тем, объединённых памятью, я не побоюсь этого слова, – великого русского поэта.
Конкурс «Время колокольчиков. Прямая речь» был создан для поддержки и популяризации современной поэзии, а также для сохранения наследия Башлачёва, продолжающего через годы оказывать сильное влияние на сегодняшнюю поэзию. Расскажу о проекте подробнее для тех, кто ещё с ним не знаком. Конкурс проводится по инициативе семьи Башлачёвых и проходит в рамках фестиваля «Время колокольчиков» при финансовой поддержке компаний «Северсталь» и «ФосАгро». Организаторы: Мэрия города Череповца, Управление по делам культуры Мэрии города Череповца, МАУК «Череповецкое музейное объединение», МАУК «Дворец химиков».
В состав жюри IV конкурса поэтов вошли Сергей Шаулов – заведующий отделом «Дом-музей М.Ю. Лермонтова» Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля, кандидат филологических наук – в качестве председателя, а также Леонид Лавров — директор Камерного театра, Заслуженный работник культуры Вологодской области, кандидат филологических наук, Юрий Доманский – профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Российского государственного гуманитарного университета, рок-филолог, главный редактор научного журнала «Русская рок-поэзия: текст и контекст», доктор филологических наук и Дана Курская – поэт, издатель, культуртрегер, член Союза писателей Москвы, автор семи книг стихов, основатель и главный редактор издательства «Стеклограф». Жюри провело огромную, на мой взгляд, работу, выбирая самых достойных из большого количества присланных на конкурс стихотворений. Знаю, что тексты на конкурс присылали не только со всех уголков России, но даже из других стран – имя Башлчёва важно миллионам людей, это правда.
В итоге в сборник вошли тексты победителей – Дмитрия Михеенко, Алёны Филоненко и Виктора Лукьянова, тексты спецпризёров – Анны Хрусталёвой и Андрея Таюшева и финалистов – Виктории Беляевой, Светланы Блохиной, Надежды Горбик, Анны Кейс, Марии Крупениковой, Юлии Лещук, Татьяны Лукиной, Стаса Павлюка и Марины Рыбкиной.
Каждого автора предваряет цитата из текстов самого Башлачёва, это служит своеобразным ключом ко всем представленным поэтам, помогает пристальнее разглядеть их образы через призму того, кем они были вдохновлены. При быстром перелистывании страниц цитаты мелькают словно некой лесенкой, помогающей подняться к памятнику самого, на мой взгляд, непостижимого русского поэта.
Стихи финалистов конкурса понятны и представителям профессиональной литературной сферы, и широкому кругу читателей, поскольку они, как и тексты самого Александра Башлачёва, звучат о самом главном – о человеческой душе и её пути к свету. Больше всего лично мне отозвались строки и образы Анны Хрусталёвой, пишущей о Боге и его проявлениях в мирской нашей жизни. Стихи Дмитрия Михеенко, занявшего первое место, – это голос современного разудалого, кабацкого Есенина, который всегда близок русскому народу. Алёна Филоненко, серебряный призёр, – полисемантический автор, в чём-то даже инфернальный. Обладатель третьего места, Виктор Лукьянов, напротив, очень медитативен. Виктория Беляева пишет наотмашь, наследуя в этом Башлачёву, а Светлана Блохина – осенне-созерцательна. Тексты Андрея Таюшева ассоциируются у меня с ещё одним рок-поэтом, Янкой Дягилевой, гуляющей по трамвайным рельсам в никуда. Надежда Горбик – мастер образной системы, а в стихах петербуржанки Анна Кейс, на мой взгляд, чудится эхо одновременно Бродского и Вени Д’ркина. Мария Крупеникова пишет о мире посмертия, а Юлия Лещук – тонкий философ. Татьяна Лукина – поэт пространств, охватывающий в своих текстах разные места силы бескрайней планеты, а лирический герой Стаса Павлюка – свой, родной, узнаваемый парень с Питерского района. А вот Марина Рыбкина говорит с Александром Башлачёвым напрямую, её стихи, пожалуй, ближе всех к нему самому.
Все 14 поэтов, представленные в сборнике, звучат – каждый по-своему, сливаясь в один мощный аккорд на призрачной гитаре в руках кого-то свыше. И это именно та самая, прямая речь.
Важной виньеткой сборника является то, что в финале стоит тот самый Башлачёвский текст «Время колокольчиков», как бы ставящий одновременно и точку, и многоточие в этой поэтической истории.
Выход сборника стал событием в литературном мире, ведь он служит не только ещё одним литературным памятником Башлачёву, но и вдохновением для новых поколений поэтов, продолжающих его творческое наследие.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
