Новые полунощники
	Вчера, посоветовав моему другу прочитать замечательный рассказ
	Лескова «Полунощники», я перечитала его в охотку, восстав посреди
	ночи. А, перечитав, подумала, что я и сама недавно побывала
	в ситуации, подобной той, которая когда-то застигла автора
	рассказа, коль скоро ему довелось стать невольным слушателем
	разговора двух женщин, проводивших бессонную ночь в
	«Ажидации», то бишь, в ажидации, в ожидании аудиенции у одного
	молитвенного старца.
|  | 
Впрочем, обо всём по порядку.
	Истекшей зимой по делам службы мне довелось на несколько дней
	отлучиться в командировку в один город, столицу епархии. Сейчас в
	благочестивых кругах город этот известен тем, что его
	освящает своим присутствием некий Старец – удалившийся от дел
	вдовый священник, который живёт тут «на покое», в «келье» – в
	особливом домике, нарочито выстроенном для него на подворье
	того самого храма, где он и прослужил последние тридцать лет
	своей жизни. Имя его в соответствующих «сферах» известно
	столь хорошо, что даже и не упоминается, а посему приверженные к
	нему господа и мадамки просто так его и называют – Старец.
	И всем сразу становится понятно, о ком идёт речь.
	Однако я, как человек скептический, к такого рода
	гальванически-восторженному «старчеству» отношусь более чем недоверчиво, по
	старинке предпочитая верить не в Старца, а в Бога и Его
	Единородного Сына, а также полагая, что все эти «ажидации»
	чудотворного заступничества ходатайством очередного «Старца»
	проистекают, в основном, от лени и, строго говоря, от безверия.
	Хотя, конечно, столь заметная, на благочестивом-то горизонте,
	фигура поневоле должна, словно свет керосиновой лампы на
	дачной веранде, притягивать к себе разного рода перемещающихся
	в пространстве тварей – от самой мелкой и гнусной мошкары до
	самых благородных и красивых бабочек. И именно поэтому в
	любой околостарческой «толпучке» всегда можно встретить
	«каждой твари по паре» – как говорится, «от земли до самых верхних
	нот».
Впрочем, обо всём по порядку.
	В этом самом епархиальном городе (назовём его Н.) я оказалась, как
	уже было сказано, по делам службы, хотя, вопреки обыкновению,
	меня поселили не в гостинице, а именно что в «Ажидации» на
	территории вышеупомянутого прихода. Скорее всего, так
	устроителям моего пребывания было несколько выгоднее, что,
	впрочем, меня не только не расстроило, но, напротив того, принесло,
	по части новых впечатлений и новых знакомств, несомненные
	преимущества, о чём я сейчас и расскажу.
	Итак, на обширной территории прихода, отвоевавшего себе новое
	жизненное пространство у снесённой подчистую мещанской слободки,
	много чего располагалось: и монументальная крестильня, и
	приходской домик, больше похожий на фантастический замок
	людоеда, и здание воскресной школы, и даже какой-то «миссионерский
	отдел», хотя всё это жило, крутилось и кормилось благодаря
	скромной трёхоконной бревенчатой избушке у самой ограды, где
	всегда горела неугасимая лампада, а молитвенный Старец
	неусыпно бодрствовал в своих духовных попечениях о спасении
	человечества. Дверь в домик всегда была плотно закрыта и заперта
	снаружи, и только раз в неделю, по воскресеньям, после
	поздней обедни, её отворяла смиренная фигура в подряснике,
	каковая потом, некоторое время спустя, выводила оттуда Старца, и
	он, эскортируемый двумя широкоплечими казачкАми в бутафорских
	фуражках, медленно, едва ступая ревматическими ногами,
	передвигался по асфальтовой дорожке к зданию «Ажидации», где для
	него была устроена особливая приёмная, вход в которую потом
	начинали охранять те же самые казачкИ, туда его
	эскортировавшие: Старец должен был иметь общение исключительно с
	личностями, с глазу на глаз, но никак не с «толпучкой».
	Словом, всё было строго продумано, обставлено соответствующим
	протоколом и церемониалом, и оставалось только молить Бога о том,
	чтобы Он продлил дни Старца елико можно больше, а
	сложившееся вокруг его персоны ООО продолжало бы приносить
	соответствующие прибыли.
	Ну, а теперь – несколько слов о самой «Ажидации», в которой мне
	довелось иметь временное, но небесполезное пристанище. Она
	представляла собой длинное кирпичное здание казарменного типа,
	выстроенное несколько месяцев назад бригадой таджикских
	гастарбайтеров, – как говорят, по дешёвке, за смешную цену, едва
	ли не за один только харч. «Мана сизга результат» («вот вам и
	результат»), как говорят узбеки: в итоге здание из дешёвого
	сырого кирпича (кое-где даже и битого), еле скреплённого
	жиденьким раствором, уже начало проседать, даже и не
	устоявшись, что всего через несколько лет грозило неминуемым
	падением. Хотя даже и этот факт, скорее всего, относился к категории
	«сие важно в-пятых», потому что через эти несколько лет
	Старец, по всей вероятности, всё-таки переселится в мир иной, и
	тогда здание, прежде чем превратиться в окончательную
	руину, будет пущено по хозяйственной надобности. Так что, всё, в
	общем-то, было строго продумано, ежели постараться это
	осмыслить.
	У «Ажидации» – два входа: один, широкий, – для гостей и постояльцев,
	а другой, узенький, боковой, – для самого Старца, что,
	опять-таки, наверняка имеет и своё богословское обоснование,
	если вспомнить евангельские слова о том, что широкие врата
	ведут в погибель, а узкие – во спасение. Я, как и все прочие,
	входила широкими вратами.
	Внутри «Ажидация» разделена капитальной стеной надвое: в одной части
	находится приёмная Старца и его исповедальная комната,
	обставленные, как говорят очевидцы, с образцовым комфортом,
	тогда как вторая часть, предназначенная для постояльцев, то бишь
	для богомольной «толпучки», представляет собой безобразную,
	вокзального типа, и даже неоштукатуренную «залу», которая
	посредством перегородочек из древесно-стружечной плиты
	разделена на «стойлица», где и имеют своё временное пребывание
	богомольцы, отчего у постояльца и в самом деле создаётся
	ощущение того, будто он попал в зал ожидания на вокзале
	плохонького губернского города. «Ажидация» всё время полна звуков:
	кто-то в ней стонет от боли и немощи, кто-то зычным голосом
	читает акафист, кто-то, извиняюсь за выражение, пердит или
	икает... И все эти разнородные, разнообразные звуки
	концентрируются и резонируют под общим потолком «Ажидации». Вот такая
	вот юдоль плача, в которой я, по возможности, почти и не
	проводила времени, потому что, во-первых, была занята делами и,
	во-вторых, осматривала, по зимнему-то морозцу,
	достопримечательности этого знаменитого исторического города. Возвращалась
	я в «Ажидацию» почти за полночь, что, с другой стороны, и
	не возбранялось, потому что «келейная», то бишь
	старушка-привратница, бодрствовала тут каждую ночь, а при наступлении
	ранней обедни сдавала своё дежурство бодрому инвалиду, «бывшему
	офицеру бывшей армии»... Я же говорю, организация
	обслуживания ООО «Старец» была поставлена на недосягаемую высоту, и
	это радовало.
	Моя персональная конурка помещалась в самом углу, а её обстановка
	состояла из пружинной койки, тумбочки и фотографической иконы
	софринского производства. И, в общем, мне этого вполне
	хватало. От кирпичной стены, от угла, несло нестерпимой сыростью,
	но зато насыщенный тяжёлыми испарениями воздух был, в свою
	очередь, нестерпимо душен. Заснуть, в такой обстановке,
	решительно не было никакой возможности. Пару раз я выходила
	подышать воздухом во двор, отчего взгляд келейной привратницы
	становился всё более жёстким и неумолимым, так что на третье
	путешествие я уже не решилась, но, прикрывшись дублёнкой
	поверх скудного солдатского одеяла, стала прилагать
	нечеловеческие усилия к тому, чтобы заснуть.
	Но вот как раз тут-то и завели свой разговор две
	соседки-полунощницы, по-своему почти столь же колоритные, как и описанные
	Николаем Семёновичем Марья Мартыновна и Аичка. Правда, звали их,
	как выяснилось из разговора, несколько по-иному – Клавдия
	Валерьяновна и Генриетта Наумовна. Из контекста беседы мне
	стало понятно, что они обе приехали (или, вернее сказать,
	прилетели) из очень далёкого, и тоже епархиального, города –
	бывшей столицы бывшей союзной республики: там эти женщины были
	прихожанками одной и той же церкви, а на совместное
	путешествие, сопряжённое с немалыми неудобствами и расходами, они
	решились ради того, чтобы, путём взаимной поддержки, достигнуть
	здесь, в городе Н., вожделенной цели соответствующих
	молитвенных устремлений. Клавдия Валерьяновна приехала молить о
	сыне, а Генриетта Наумовна – о муже.
	С той только разницей, что сын у Клавдии Валерьяновны был, а вот
	мужа у Генриетты Наумовны не было. И именно за этим она и
	приехала к Старцу. Как говорится, «святая Катерина, пошли мне
	дворянина» – несмотря на то, что Генриетте Наумовне явно не
	светил не только что дворянин, но даже и простой сантехник,
	хотя, как мы знаем, святая молитва творит чудеса, отчего
	перспектива дворянина, который истомился в ожиданиях, надеясь на
	встречу с Генриеттой Наумовной, не была такой уж
	беспочвенной, если вдуматься.
	На следующий день я увидела их обеих, поспешающих к обедне:
	Генриетта Наумовна представляла собой полную, солидную даму лет
	пятидесяти семи – в мелких кудрях и с фигурой в форме гигантских
	размеров бочонка от лото, тогда как Клавдия Валерьяновна
	была сухой, энергичной и поджарой старухой сильно за
	семьдесят: она шла легко, бодро, целеустремлённо и даже пружинисто,
	тогда как бочкообразная Генриетта Наумовна, или,
	по-фамильярному, Геня, едва поспешала за ней на своих бутылковидных
	коротеньких ножках.
	Итак, продолжаю. Из полунощного разговора этих двух «припАдающих»
	женщин выяснилось, что Геня, особа иудейского происхождения,
	для какой-то неизвестной надобности крестилась, получив во
	святом крещении имя Галины, к которому она, однако, так и не
	смогла до сих пор привыкнуть. По воскресеньям Геня ходила в
	приход, по субботам – в гости к своим родственникам
	иудейского происхождения, а в остальные дни – на работу, в сберкассу,
	где она трудилась операционисткой. У Гени имелась прилично
	обставленная двухкомнатная квартира, имелись приличные
	сбережения, но ей не хватало мужа, с которым она непременно
	хотела венчаться, ради чего, собственно, она и приехала к Старцу.
	Вот такая вот история. Собственно, больше об этой
	Генриетте-Галине мне сказать и нечего, потому что история Клавдии
	Валерьяновны, рассказанная ею своей попутчице в полунощной
	тишине, произвела на меня несравненно большее впечатление. Вот,
	собственно, её-то я в общих чертах и поведаю.
	Всю свою сознательную трудовую жизнь Клавдия Валерьяновна
	проработала директором школы рабочей молодёжи, каковая её усилиями, за
	несколько пятилеток, была приведена в образцовое состояние.
	Не одно поколение юных хулиганов и забулдыг получило, её
	стараниями, «путёвку в жизнь». Все девяностые годы Клавдия
	Валерьяновна боролась как за саму школу, своё детище, так и за
	её помещение, защищая и то, и другое от посягательств
	местных чиновников и мафиози. Которые по ходу дела срослись
	настолько тесно, что были уже практически неотличимы друг от
	друга. Местные чиновники от образования всё хотели протолкнуть в
	городском собрании указ об упразднении школы рабочей
	молодёжи под предлогом того, что в ходе реформ рабочий класс был
	ликвидирован как класс, поскольку здание школы очень
	подходило, по своим характеристикам и местоположению, для размещения
	в нём мафиозного банка. Две пятилетки Клавдия Валерьяновна
	защищала этот «окоп» практически в одиночку и оставила его
	только после того, как её, в свою очередь, «ушли» на пенсию. И
	вот тогда-то всё и рухнуло. «Укатали сивку крутые горки», –
	как со вздохом говорила она сама. На пенсии Клавдия
	Валерьяновна посвящала своё время и свою пока ещё немалую энергию
	двум делам – во-первых, устройству приходских дел, что
	вводило её в неизбежные противоречия с церковным жульём и местным
	духовенством, и, во-вторых, попечению о любимом и
	единственном сыне.
	И вот тут-то я и подхожу к самой сути моего рассказа. У Клавдии
	Валерьяновны имелся сын по имени Алёша, мужчина неопределённого
	возраста – скорее ближе к сорока, чем к тридцати. Кто был
	его отцом, так никто никогда и не узнал: Клавдия Валерьяновна
	поднимала своего ребёнка сама и на праздные вопросы
	посторонних не отвечала. Да, собственно, её настолько уважали и
	побаивались, что даже и не решались приступать к ней с такого
	рода вопросами. Ну, сын и сын, чего тут толковать... Алёша
	хорошо учился, рос послушным, воспитанным и деликатным. В
	старших классах он проявил склонность к физике и математике,
	сосредоточился на учёбе, а потом уехал в Москву, поступать в
	престижный, с хорошей репутацией, технический вуз. Поступил
	туда с первой попытки, хорошо учился и там и весьма успешно его
	закончил. Научно-производственные связи соединяли этот вуз
	с одной секретной отраслью нашей тогда ещё живой оборонной
	промышленности, которая нуждалась в таких, как Алёша, молодых
	кадрах – в меру инициативных, аккуратных, честных и
	исполнительных. Алёшу взяло на работу одно почтенное оборонное
	заведение, выделив ему для жилья ведомственную комнату в
	коммунальной квартире. И Алёша начал там жить, работая на оборону
	своего Отечества.
	А потом он женился. В основном, конечно, по любви. Хотя, в немалой
	степени, и по расчёту. Дело в том, что в те времена грянули
	первые залпы перестройки. Началась конверсия. Оборонную
	промышленность залихорадило, и стало понятно, что дни её сочтены.
	Коллеги Алёши, такие же, как и он, провинциалы, начали
	увольняться, по мере возможности стараясь приватизировать свои
	служебные комнатёнки. Но возможности эти имелись, конечно,
	далеко не у всех. Во-первых, нужно было «знать ходы», а,
	во-вторых, юркие гешефтники очень быстро взяли это дело, дело
	учёта и контроля жилплощади, под свою опеку, в результате чего,
	после ликвидации предприятия, на котором трудился Алёша,
	ему предстояло покинуть жилое помещение и отправиться по месту
	постоянной регистрации.
	И вот тут-то Алёша и познакомилась с Жанной Борисовной – женщиной
	разносторонних дарований. Вообще-то, по происхождению, она
	была из Киева, но, в результате разного рода махинаций с
	квартирами предыдущих мужей, стала не только москвичкой, но и
	обладательницей недвижимости в виде двух квартир – маленькой и
	большой. В большой она жила и устраивала свои артистические
	вечера, а маленькую сдавала, на что и существовала весьма
	безбедно. Сама Жанна Борисовна называла себя поэтессой и
	художницей, хотя её стихи составлялись из сочетаний рифм по типу
	«пальто» и «полупальто», а также «полковник» и
	«подполковник», а картины представляли собой настолько немыслИмые
	абстракции, что даже и небезвестный Малевич наверняка отнёсся бы к
	ним с немалым уважением.
	Но главное заключалось в том, что Жанна Борисовна держала свой
	салон, чем и была широко известна в столичных кругах. В него
	как-то раз и привёл Алёшу его приятель по бывшей работе. И
	Алёша, по своему провинциальному простодушию, был всем этим
	несказанно очарован – и томными взглядами, и хрупкими пальцами,
	нервно сжимающими ножку бокала, и дымом колечками, и ногой в
	сетчатом чулке, и рифмами «пальто» и «полупальто», и
	немыслИмой мазнёй.
	И Алёша женился – за несколько дней до того, как его должны были
	изгнать со служебной жилплощади. В начале их семейной жизни всё
	складывалось хорошо: Алёша устроился на работу в какую-то
	новообразованную фирму, а Жанна Борисовна продолжала сидеть
	дома, оставаясь там днём за хозяйку, принимая в отсутствие
	супруга поклонников своего таланта, а также сочиняя стихи и
	мазюкая картинки. Через год у неё родился сын, Петя. Петя был
	не очень похож на Алёшу, но последний его до безумия полюбил
	и каждый день, сидя у себя на службе, думал только и
	исключительно о нём, опасаясь, как бы Жанка не вылила на него
	кастрюлю с горячим молоком. Однако каким-то чудом Петя всё-таки
	оставался в живых, но зато крах поджидал Алёшу совсем с
	другой стороны.
	Во-первых, фирма, на которой он работал, лопнула, и он в очередной
	раз лишился места. Во-вторых, одна из бывших жён одного из
	бывших мужей Жанны Борисовны отсудила у неё маленькую квартиру
	– ту самую, на сдачу которой в наём она и жила. В итоге
	Жанна Борисовна начала скандалить и называть Алёшу паразитом.
	«Из-за тебя, сволочь, я должна идти работать», – говорила
	она. И Жанна Борисовна действительно пошла на работу.
	Впрочем, эта её работа оказалась весьма специфического свойства:
	войдя в долю с такими же артистическими феминистками, как и она
	сама, Жанна Борисовна стала совершать рейды, или чёсы, по
	квартирам и особнякам новых хозяев новой жизни. Артистические
	дамы читали им, хозяевам, свои стихи, вели с ними разговоры
	о возвышенном, закусывали и выпивали. Любой художественный
	вечер заканчивался широкомасштабной оргией с участием
	артистических дам и немалочисленных братков. Платили артистическим
	дамам хорошо – деньгами и ширпотребом. Один браток даже
	подарил Жанне Борисовне машину, и она окончательно охамела.
	Однажды, вернувшись домой после недельного отсутствия – абсолютно
	пьяная и с кругами под глазами, – она, падая в изнеможении на
	запачканное винными пятнами покрывало, произнесла только два
	слова: «Пошёл вон», – и надолго отрубилась. Проснувшись,
	она повторила те же самые слова, и уже на следующий день Алёша
	находился в поезде, который вёз его домой. Сидя на жёсткой
	лавке, одной рукой он прижимал к себе тощенький портфель со
	стихами Жанны Борисовны, а другой – дитя, мальчика Петю.
	Встретив сына и внука, Клавдия Валерьяновна не стала пускаться в
	расспросы, не стала охать и ахать. Целую неделю она просто
	откармливала сына, а также отмывала и обихаживала внука.
	Мальчонка у бабушки прижился, а сын, отдохнув в родных пенатах
	душой, пошёл работать сторожем на плодоовощную фабрику. И на
	работе, и дома он читал новейшую литературу по
	программированию, которой его снабжали здешние друзья, а ещё через три
	месяца, пройдя собеседование, начал работать в местном отделении
	одной зарубежной фирмы. И жизнь снова стала ему улыбаться.
	Мальчика Петю Клавдия Валерьяновна устроила, благодаря старым
	связям, в хороший детский сад, и Алёша с отменным удовольствием
	забирал его оттуда каждый день после работы. А ещё Пете
	повезло с воспитательницей, которую звали Зульфия Дормидонтовна.
	Мамашей этой самой Зульфии была некогда знойная женщина
	предельно обобщённой восточной национальности, а отцом – токарь
	высшего разряда Дормидонт Савельевич, который познакомился со
	своей будущей супругой ещё в студенческом отряде.
	Зульфия Дормидонтовна была тиха, скромна и глупа, что не помешало ей
	уяснить ту истину, что путь к сердцу мужчины лежит через
	сердце ребёнка, которого он любит. Зульфия Дормидонтовна
	нахваливала выдающиеся способности мальчика Пети, закармливала
	его плюшками и конфетами, безжалостно отнимая их у всех прочих
	малолетних воспитанников, и, наконец, набралась смелости и
	стала сопровождать Алёшу с Петей до самой их квартиры, где
	иногда оставалась даже и ночевать. Клавдии Валерьяновне это
	не очень нравилось, но она дипломатично помалкивала, понимая,
	что её сын вернулся из столицы с серьёзной душевной травмой
	и что ему, как ни крути, нужна «разрядка».
	Однажды Зульфия Дормидонтовна задержалась в их квартире на целую
	неделю, после чего за завтраком, пока она ещё спала, Алёша, без
	всяких преамбул, сообщил матери, что собирается на этой
	Зульфии жениться. Клавдия Валерьяновна вздохнула: «Смотри,
	сынок, не ошибись… как в тот раз…» – «Ну, что ты, мама!» – «Твоё
	дело, сынок…»
	И Зульфия Дормидонтовна водворилась на жительство. Первым делом она
	уволилась из детского садика под предлогом того, что её муж
	и так достаточно получает, а также под предлогом того, что
	она должна сосредоточиться на воспитании мальчика Пети. Алёша
	не возражал. Однако через две недели Зульфия сплавила Петю
	к своим родителям-пенсионерам, которые были не против
	воспитывать даже и чужого внука – при отсутствии-то родного.
	Алёша, по слабости характера, не нашёл что возразить, и Зульфия
	Дормидонтовна зажила при нём почти так же, как когда-то жила
	при нём и Жанна Борисовна: теперь она просыпалась глубоко за
	полдень, выгребала из холодильника харч, приготовленный для
	сына Клавдией Валерьяновной, стремительно его пожирала, а
	потом, затянувшись цигаркой, садилась в кресло, ставила на
	колени телефон и начинала обзванивать своих подружек, жалуясь
	им на свою разнесчастную жизнь с этаким «иродом». Зачастую
	она приводила «в гости» и своих восточных родственников –
	двоюродных и троюродных братьев, которые подъедали содержимое
	холодильника подчистую, а потом устраивались на ночлег в
	ногах самого супружеского ложа – или на раскладушках, или прямо
	на полу, вповалку: Зульфия Дормидонтовна была очень
	привержена своей родне.
	Таким вот манером прошло четыре года. Детей у супругов так и не
	появилось – прежде всего потому, что Дормидонтовне они были не
	нужны, а Алёша, по своей деликатности, не смел настаивать.
	Кроме того, печальная участь мальчика Пети, этого вечного
	сироты при живых родителях, тоже не настраивала мужчину на
	чадолюбивый лад. «Попал, сынок, как кур в ощип», – иногда
	говорила ему Клавдия Валерьяновна. Алёша безмолвно кивал головой,
	но всё оставалось по-прежнему.
	А потом он запил. Потерял работу. Потом снова устроился сторожем.
	Жизнь утратила для него всякий интерес и свелась даже не к
	выживанию, а к доживанию. И это при том, что ему не было и
	сорока... Однако вот тут-то и произошло ещё одно событие,
	которое он опрометчиво посчитал для себя эпохальным: в город
	приехала с гастролями оперная труппа из Москвы, и Алёша как
	человек, получивший в детстве, стараниями своей матери, неплохое
	музыкальное образование, пошёл послушать оперу Доницетти
	«Любовный напиток».
	«Una furtiva lacrima», – напевал он по пути в театр: он был в
	отличном расположении духа, в каком не бывал вот уже многие годы.
	Голова кружилась от предчувствия чего-то необыкновенного. И
	оно – произошло. В нескольких ариях этой знаменитой оперы
	солировала певица – уже немолодая, но всё ещё достаточно
	миловидная (во всяком случае – под слоем грима). Но, Боже мой,
	как она пела! Она не стреляла глазами, не заламывала рук, не
	форсировала звук, но… но возвращаясь домой, Алексей в
	каком-то упоении повторял про себя: «Casta diva, casta diva…»
	На «Любовный напиток» сын Клавдии Валерьяновны ходил четыре раза,
	всякий раз вручая певице по три гвоздики. На пятый раз, когда
	он уже направлялся к гардеробу, пожилая капельдинерша его
	спросила: «Вам нравится, как поёт Мария Леонидовна?» – «Мария
	Леонидовна? – переспросил он, потому что до сих пор не знал
	её отчества и не сразу понял, о ком идёт речь. Однако, когда
	он это всё-таки понял, то восторженно, по-мальчишески,
	ответил: – Конечно!» – «Вас к ней проводить?» – спросила
	служительница. «А разве это можно?» – наивно спросил её поклонник
	искусства. – «А почему нет?» – ответила ему женщина. Алексей
	торопливо сунул руку в карман и передал ей, не считая,
	несколько купюр. И его провели за кулисы.
	...Про то, что происходило потом, Клавдия Валерьяновна Гене не
	рассказывала, поведав ей только финальный аккорд, который был
	таким: Мария Леонидовна пришла к ним домой под вечер, когда её
	сына не было дома (потому что он как раз работал в ночь), и
	прошла в «гостиную», где Зульфия Дормидонтовна занимала свою
	обычную позицию – в кресле, с телефоном на коленях и с
	цигаркой в зубах. Сначала разговор между двумя женщинами был
	таким тихим, что Клавдия Валерьяновна из своей комнаты ничего
	не слышала, но потом, постепенно разгораясь, перешёл на
	мощное forte. Зульфия визжала: «Не отдам я тебе ребёнка!.. Нет
	его здесь, в городе!.. Я его в другое место отправила!..
	Нечего тут!.. Зариться на чужое имущество!» Из контекста
	разговора было очевидно, что «имуществом» тут считался
	многострадальный Алексей.
	Вскорости Мария Леонидовна ушла, на выходе вежливо попрощавшись с
	Клавдией Валерьяновной. Певица была спокойна, но бледна. А на
	следующий день труппа уехала. Алексей, вернувшись с работы,
	лёг на диван, отвернулся лицом к стене и так, в
	каталептическом состоянии, пролежал почти целую неделю. Клавдия
	Валерьяновна неотлучно сидела всё это время при нём, гладила его по
	голове и поила клюквенным морсом. Потом он, правда, всё-таки
	оклемался, но зато теперь, по выражению пожилой женщины,
	ходит «как без пружины» – весь какой-то малохольный и как бы
	тронувшийся умом.
	Вот, в принципе, ради этого и совершила Клавдия Валерьяновна столь
	долгое и столь затратное путешествие в город Н., к Старцу –
	чтобы тот молил Бога об исцелении её дитяти от чёрной
	меланхолии.
	Вот такую вот историю мне и довелось выслушать в «Ажидации» в ту
	памятную зимнюю ночь, но уже на следующий день я с облегчением
	покинула и сам город, и эту приходскую империю, и её
	обитателей.
	Помню только, что на обратном пути, в поезде, я всё размышляла о
	том, удалось ли добиться просимого этим двум благочестивым
	полунощницам…
Бог весть.
А потом эта история забылась.
Но вот сейчас почему-то вспомнилась.
Оттого-то я вам её и рассказала.
Так что извините, если что не так.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             