Грамматика любви, или Опять о Бунине
|  | 
  У Ивана Алексеевича есть один рассказ, который я люблю, пожалуй,
  не меньше знаменитого «Солнечного удара», хотя обычно на него,
  как правило, не обращают внимания, – «Грамматика любви».
  Посмотреть со стороны, так он, казалось бы, ни о чём. Так – просто
  воспоминание о воспоминании. Отстранённость в квадрате, можно
  сказать. Да и сюжет, если посмотреть, вроде бы совершенно пустяковый
  – про то, как некто Ивлев едет летом в дальний край своего уезда
  и по дороге, от скуки, заезжает в имение покойного помещика Хвощинского,
  известного тем, что он-де помешался от любви к своей горничной
  Лушке, умершей прежде него, и там, в имении, тот же Ивлев покупает
  у сына Хвощинского оставшуюся после отца старинную книгу «Грамматика
  любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым».
  Вот и всё, в сущности – всего десяток страниц, и как бы ни о чём,
  об одних пустяках: нет там никаких ни страстей, ни трагических
  тайн. Только там всего и есть, что предельно отстранённое, по
  слухам и рассказам, воспоминание о сумасшедшем чудаке, который
  после неожиданной кончины своей возлюбленной затворился в той
  комнате, где она жила и умерла, и сам прожил там, никуда не выезжая,
  больше двадцати лет.
  «Но что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или
  просто какая-то ошеломлённая, вся на одном сосредоточенная душа?»
  – думал Ивлев. Да нет, он был, конечно, не сумасшедшим, а совсем
  даже наоборот, и так считали все, кто с ним общался – и старики-помещики,
  признававшие его за редкого умника, и соседка-графиня, утверждавшая,
  что он отнюдь не был помешанным – «просто он был не теперешним
  чета…»
  Хотя, при всём том, он был, конечно, ошеломлённым и
  предельно сосредоточенным, потому что любовь, если вдуматься,
  предполагает такую высокую степень сосредоточенности, концентрации,
  что, в общем, со стороны всё это действительно может производить
  впечатление неотмирности, сродни монашеской. Да, собственно, Ивлев
  так и прожил всю свою оставшуюся, после смерти Лушки, жизнь –
  прожил не просто монахом, а больше чем просто монахом – затворником,
  всё внимание которого было сконцентрировано на одном, только на
  одном. И этим предметом его сосредоточенности были, если судить
  по контексту, отнюдь не какие-то там слюнявые старческие воспоминания;
  нет-нет, это была мысль, эмоциональная мысль, достигшая высшей
  степени чистоты, глубины и сконцентрированности. Ну а при наличии
  такой, именно такой мысли всё остальное естественным образом теряет
  свою цену и лишается всякого интереса: в самом деле – не в штосс
  же было ему, как и всем прочим, играть и не торговать же было
  ему ни рощами, ни мёртвыми душами…
  Просто неинтересно – и всё. Потому что всё это, пустое и постороннее
  – оно за гранью того единственного, благодаря которому существует
  всё сущее. И Ивлев, возвращаясь из имения Хвощинского с «Грамматикой
  любви» – единственным и драгоценным своим приобретением – недаром
  сравнивает это чувство, к которому он только прикоснулся, да и
  то издали, с чувством сугубо религиозным:
  Он всё думал о Лушке, о её ожерелье, которое оставило
  в нём чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то
  в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой.
  
  «Вошла она навсегда в мою жизнь!» – подумал он о предмете такого
  обожания.
Вот и я так думаю, но только о своём предмете.
  Где-то так, примерно. Хотя и не могу сформулировать это ни так
  точно, ни так поэтично, как это удалось Ивану Алексеевичу.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             