Лаборатория бытийной ориентации #37. Таджик в Тюмени
	Это рассказ Владимира Глухова, замечательного тюменского художника,
	т.е. не тюменского, а среднеазиатского, но переехавшего в Тюмень
	и живущего теперь здесь. Глухов таджик не по национальности, а
	потому, что родина его в Таджикистане. В Тюмени ему плохо и неуютно;
	он говорит со мной уже порядком поддатый, и это чувствуется, поскольку
	Владимир перескакивает с одной темы на другую... иногда мысль
	обрывается, так и не получив должного развития...
	«Когда я приехал в Тюмень, позвонил другу в Питер, а он и говорит:
	«А слабо тебе сказать – что такое Тюмень?» Почему, говорю, слабо?
	Могу сказать – пьяно и грязно. Зимой холодно, что я терпеть не
	могу. Весной – грязно. А летом – летит этот тополиный пух, от
	которого вся морда горит. Но весь этот экстрим подстегивает тебя
	как-то, заставляет суетиться. В Таджикистане у нас, когда идет
	«афганец» (самум) – это вообще страшное давление на организм.
	Но я тогда был молод: отец и мать у меня сильно страдали, а мне
	хоть бы что. И это был, конечно, повод для живописи. Интересно,
	как Солнце сквозь пыль пробивается. И пыльная буря в горах...
	Ты видел как на картинах у китайцев: передний план четкий, потом
	– туман, потом опять четкий вид возникает...
	Маленькими мы находили деревья и строили на них гнезда, скрепляя
	их алюминиевой проволокой. В нашем дворе у всех были гнезда. Заберешься
	в гнездо и уроки сразу сделаешь – влёт! Гнездо – это твой маленький
	домик на дереве. Потом смотришь, как дерево постепенно начинает
	проволоку обволакивать – нигде такого не видел! Упадок начался
	с того момента, как мы начали строить гнезда лежачие... Удивительно,
	но 1.000.000 лет назад, на том месте, где сейчас Душанбе, обитали
	жирафы. Факт!
	Есть такое понятие – «душанбинский характер»: открытость, душа
	нараспашку... А тюменский характер... это люди в своем большинстве
	с тройным, а то и с четверным дном, очень скрытные и негостеприимные.
	И Тюмень... Что за город без градостроительной концепции, в самом
	городе какая-то временщина заложена. Полюбить Тюмень мне бы очень
	хотелось! Сравнить картины душанбинского и тюменского периода:
	тюменские пронзительнее, но такие мало кто купит... Я Тюмени благодарен
	за образ Васи, это совершенно реальный был Вася; картина в Третьяковке
	сейчас. А потом – посмотрю на многих (вот на Ельцина), да это
	же Вася! Самые пронзительные вещи в Тюмени написаны... Оказалось,
	что я очень люблю грибы собирать (сам не знаю, откуда это во мне),
	но лес вот совсем не люблю. Как любить это однообразие стволов?
	А пустыня – она другая, в ней постоянно все течет и меняется...
|  | 
	Картина В. Глухова "Вася и гаражи", купленная Третьяковкой.
	В 92-м году таджики убивали всех памирцев, памирцы стреляли в
	таджиков. Парень кагэбэшник мне тогда уже сказал: «Уезжай – все,
	ничего здесь больше не будет!» На юге нефть нашли, тут и Америка,
	конечно, вставит свои 15 копеек. Гражданскую войну в Азии просто
	сделать: приходишь и расстреливаешь семью; «кто?!» – отвечаешь,
	что, мол, из соседнего кишлака. До этого говорили, но всегда с
	иронией: кулябцы – менты, Ленинабад всегда у власти. А есть еще
	Памир, есть Вахшская долина. Много группировок: то дрались, то
	мирились. Я думал, что победит Ленинабад – у них деньги и власть,
	а победил Куляб. Ленинабадцы совсем, видно, зажрались. В 92-м
	году дом пришлось продать за гроши. Отец, заслуженный деятель
	науки СССР, член-корреспондент, остался в Таджикистане. Он получает
	пенсию 500 рублей. У моих племянников два часа в неделю уроки
	– какое образование они там получат? А мой дед, бабка и с ними
	отец приехали поднимать этот край. Тут до них вообще ничего не
	было... Как написала жена моего друга, поэт Марина Некрасова,
	– «мы уехали и забрали с собой город...» Приехал в 96-м году,
	встречали Новый Год, пошел к друзьям, выпивали. Надо домой идти,
	а на улице темно. «Не ходи!» Да ну, вы что! Моя родная улица.
	Приставили пистолет к голове, сняли все, ботинки не успели – кто-то
	подъехал и фары направил... Вернулся туда, где сидел. «Ну, что
	мы тебе говорили?» Фигушки – а ботинки-то остались! Очень я тогда
	обиделся – на моей родной улице!
	Я благодарен Тюмени на 100 процентов: приютила, дала возможность
	зарабатывать. Есть люди, с которыми могу посидеть и поговорить
	от души; их немного, но они есть. Но у города нет своей идеологии.
	Город сдвинулся: от одного берега отплыл, а к другому не приплыл.
	Как писалось, если не можешь выбрать время, когда умереть, то
	место ведь можешь. Я бы хотел умереть дома. Приехал в Тюмень в
	первый раз, пошел от вокзала до Красина, зимой было дело, и самое
	теплое место у меня просто заледенело. Но и в Тюмени есть нечто
	хорошее – ожидание. Вот Васю надыбал, глядишь, еще что-нибудь
	надыбаю. Но, последний раз кисточку в краску обмакнул я еще в
	августе! Все таджики здесь плохо адаптируются, однако, во всяком
	правиле есть исключения...
	Вот Чемакин Тюмень понимает. И Олег Федоров понимает. И Захаров.
	И они, в отличие от меня, любят ее. У меня в окно виден храм,
	смотрю на него, а в голове война. Позвонила знакомая из Парижа:
	«Ты что сейчас в окно видишь?» «Храм.» «Какой кайф!» А у меня
	война в голове. С Тюменью я хотел разобраться через живопись –
	что она такое? Вокруг раздрай, не могу связующее поймать. Академик
	Кроллау, первый директор Музея изобразительных искусств в Тюмени,
	приезжал сюда из Питера, я его пригласил посмотреть мои картины.
	Он говорит: «У вас есть три варианта: уехать на родину, спиться
	или полюбить Тюмень». Мол, боль вас убьет – в картинах все это
	есть. Вот в Таджикистане я написал серию в цветах таджикского
	флага: красный, белый, зеленый и еще один красный внизу. Был я
	у друга, а он рисовал флаг, и вдруг сверху красная краска потекла...
	Тут я все и увидел. Ведь красный и зеленый – антагонисты, и между
	ними идет постоянная война. А белый между ними посредник. А Азию
	я понял, когда в Душанбе один раз в автобус вошел; там сидела
	женщина-таджичка, платком закрыто пол-лица, и тут я понял – вот
	это Азия. Глаза есть, но молчит. Через эту полузакрытость я многие
	вещи тогда просек. Например, почему в азиатских домах нет окон
	на улицу. Мне очень хочется Тюмень написать, но не могу найти
	единую черту. Я смотрю всегда предвзято. Я себе вдолбил в голову,
	что я ее не люблю. Я говорю себе: ведь эта же земля тебя приютила.
	Меня не грязь угнетает, а то, что я эту грязь не понимаю».
|  | 
- Владимир Глухов. Зоопарк
Предыдущие публикации:
- Лаборатория бытийной ориентации #36. Апрельский дневник
- Лаборатория бытийной ориентации #35. Интернет-коммунизм и проблема теодицеи.
- Лаборатория бытийной ориентации #34. Любовь как любовная ненависть и ненавистная любовь
- Лаборатория бытийной ориентации #33. Дневник экспедиции
- Лаборатория бытийной ориентации #32. Череда странных лет
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             