Вознесенский, АндрейМирослав Немиров (10/12/2001) Вознесенский, Андрей
В 1960-е - да и в 1970-е тоже - народный кумир и поп-звезда, считаясь в народе авангардистом, лихачом и удальцом, отчаянно противостоящем всей остальной сплошной замшелости, посконности и кондовости, царивших в СССР как ни в сказке сказать, ни топором не вырубить. А в таких медвежьих как углах как, например, Тюмень - так и в 1980-е. Ярым любителем сочинений А.Вознесенского например, был Владимир Рогачев, заведующий кафедрой советской литературы филологического факультета Тюменского университета. Который, будучи также еще и вождем самодеятельного университетского театра, много лет без перерыва ставил со своими студентами театрально-поэтическую композицию "Антимиры", в которой бичевал мещанство в лице персонажа по фамилии Букашкин, за то, что у него кальсоны - цвета промокашки. Был некоторое время увлечен сочинениями А.Вознесенского и М.Немиров: Под брандсбойтом шоссе мои уши кружились как мельницы по безбожной, бейсбольной по бензоопасной Америке; или: Автопортрет мой, неона реторта, апостол небесных ворот, - аэропорт. или: Худы прогнозы. И ты, в ожидании бури, как в партизаны, уходишь в свои вестибюли; или Не тронь человека, деревце, Костра в нем не разводи, И так в нем такое делается - Господи, не приведи! и так далее. Это нравилось мне - и в 1980-м, и в 1981-м, и, немного, и в 1982-м. Но потом я к такому стихосложению охладел, постепенно научившись видеть, сколь нестерпимо пошл его романтический пафос. И назойливая сверхметафоричность - тоже. Что остается верно и сегодня, 10 декабря 2001 года, 1:56 ночи. 2. Вот смешное четверостишие А.Вознесенского, и к тому же подтверждающее высказанное выше: Рву кожуру с планеты, срываю прах и тлен, спускаюсь вглубь предмета, как в метрополитен. Автор предполагает, что он в этих строчках выразил свою удаль и дерзость. 3. Глубочайше найуважаемый А. Тер-Оганян! Есть у меня подозрение, что я, являяся пьян, Будучи у тебя двое прошлых суток в гостях, Вовсе не с лучших сторон себя проявлял алкогольных на радостях. Ехал обратно во всяком я случае ох, с приключениями: заплутал; Сел не в ту сторону: аж на Каширской; потом на Динамо; потом еще где-то еще побывал; Помню, что спал на полу; и сапог потерял; и в ментах побывал; Но был отпущен, и с ужасом думаю, что, может быть, и стихи им читал; В общем, позор, и позор, и позор, и позорный я просто шакал. Поэтому я, Хоть особо и нечего мне тебе сообщать, На всякий случай это письмо отправляю, уведомить дабы тебя В моем глубочайшем на самом-то деле почтеньи и протчая (мать-мать-мать-мать), А если я спьяну чего навысказывал слишком обидное - Могу лишь одним оправдаться: очень теперь стыдно мене. Это, конечно, уже не А.Вознесенский. Это письмо автора этих строк моему другу А.С.Тер-Оганяну, а вставлено оно сюда потому, что среди, что было навытворено мной у Оганяна в гостях, помню еще (очень смутно), вел я обличительные речи против тех мастеров искусств, которые являются козлами продажными, ничего не придумывая нового, а все бессовестно торгуя тем, что придумали 20 лет назад. Оганян мне в ответ говорил, что видел новые произведения Джаспера Джонса. И он делает, в принципе, то же самое, что делал и 40 лет назад, и это, безусловно, не является контемпорари артом. Но он это делает настолько здорово, что это все равно не ширпотреб и массовое производство на продажу, а - очень хорошо. И вот: подумав над этим в трезвом виде, я пришел к выводу, что Оганян прав. И могу подтвердить его примеры и другими, от Кушнера и Бродского, до самоего Тютчева - авторов, нашедших однажды свою манеру, и всю дальнейшую жизнь продолжающую ее уточнять, развивать, совершенствовать и т.д. без каких-либо резких поворотов - и при этом вовсе не являющихся продажным говном, а только становящимися все лучше и лучше. Подумав еще, понял я, и откуда моя злоба и раздражение. А оттого, я понял, что слишком много я читаю находимых мною на помойках периодических печатных изданий типа "МК", "Семи дней", "Мира Новостей" и всего прочего этому подобного. А в них - все сплошь интервью то с Гребенщиковым, то с Макаревичем, то с Сукачевым, то со Скляром, главарем группы "Ва Банк", то с Ю.Шевчуком, совестью советского рока, то с Вознесенским, автором видеом, то с Роллинг Стоунсом, Питером Габриэлом или Стингом. Они-то меня и приводят в бешенство и ярость. Но, послушав Оганяна, я подумал и осознал: не в том дело, что Б. Гребенщиков раньше был хороший, а теперь стал говно, и говно он теперь не из-за того, что продолжает то, что - - -; а дело в том, что сочинения его - и всех вышеперечисленных и им подобных - и с самого-то начала были говно и третий сорт. И это, в общем, кстати, все понимали, но делали скидку на особые условия жизни: в СССР и на то, что зато эти - - - новенькие, молодые и наши, а третий сорт они, дескать, пока, а со временем, дескать, разовьются и станут сортом первым. Но они развиться оказались неспособны. И так и остались третьим сортом - и притом даже и не понимают этого! А гордо торчат на всех экранах и газетных полосах, в полной уверенности, что то, что они сочиняли и сочиняют, это-то и есть самый первый сорт. Это-то меня и приводит в бешенство и ярость, и подвигает на неправомерные обобщения. Мораль: меньше нужно читать бульварной прессы. Мораль 2. Наличествует в Оганяне, обнаружил я, куда большая доброжелательность и терпимость к людям и их проявлениям, нежели это свойственно мне. С грустью я должен констатировать факт, что являюсь личностью куда более склонной к нетерпимости и злобе, и даже и к зависти, что отнюдь не есть то, что хорошо.
Последние публикации:
Тюмень и тюменщики. Вокзал железнодорожный. –
(13/05/2002)
Тюмень и тюменщики. Буэнос-Айрес. Варкин. –
(06/05/2002)
Тюмень и тюменщики. Браслеты. Букинистические магазины. –
(24/04/2002)
Не могу молчать! –
(17/04/2002)
Тюмень и тюменщики. Панков, Евгений. –
(19/03/2002)
Тюмень и тюменщики. Бакулин, Мирослав. –
(08/03/2002)
Тюмень и тюменщики. "Армия Власова". –
(01/03/2002)
Афанасьев, Яков, первопроходец тюменского самиздата. –
(11/02/2002)
Тюмень и тюменщики. Армянский коньяк. –
(07/02/2002)
|
|||
|