Трактат о книжности
	Здоровый образ жизни, умеренное вегетарианство, ежедневные
	десятикилометровые прогулки создают подходящее настроение для
	написания работ «Судьба бытия», «Смысл сокровенного», «Дух и
	Истина» и проч. Хочется, знаете ли, написать нечто фундаментальное
	о месте книги в жизни человека и о феномене книжности.
	Что такое книга в человеческой жизни, до сих пор не вполне ясно.
	Книги принято сильно хвалить, дескать, все лучшее, что в нас
	есть — это все от них. Однако беспристрастному взгляду или
	взгляду, приспособленному везде прозревать принцип
	дополнительности (в том смысле, как о нем говорил Нильс Бор),
	открывается некая двойственность книг: с одной стороны, это ловкий
	способ установления отношений с Истиной, с другой же стороны —
	манифестация человеческой ущербности и несостоятельности.
	Христианская книжность видела в книге дело спасения, благое,
	преобразующее человека начало. Была у меня книга ХVIII века
	«Трактат об отделении тела от души и о Втором Пришествии
	Христовом», бесследно сгинувшая в водовороте перестройки, в ней один
	из читателей накарябал в конце: «Сию книгу читал Екентий
	Прокушев со вниманием и со страхом». Откуда-то помню — «Жену
	имам и дети кормлю, не наше есть дело почитание книжное, но
	чернеческое». Книжное дело было монастырским; монах писать мог
	лишь с благословения игумена и книгу начинал всегда так —
	«Благослови, отче!».
	Книга всегда начиналась там, где человек отказывался говорить устно,
	что равносильно простой беззаконной болтовне. Благоговение
	перед книгой — это благоговение перед Истиной, перед
	Законом, перед возможностью Слова Божьего достигать людей через
	слово человеческое. Создание книги было делом тяжелейшим и
	очень ответственным: и здесь можно было бы много и красиво
	писать о работе с пергаментом, о том, как бритвой снимали жир и
	пятна, пемзой счищали волосы и жилы, выглаживали пергамент
	особым ножом. И здесь надо вспомнить как в Европе в VII веке
	за прекрасно сделанный молитвослов отдавали имение; как
	бережно обращались с книгой в России веке в XVI — пишут, что если
	страница рвалась от ветхости, то аккуратно вклеивали
	чистую, тщательнейше переписывали полууставом текст, досконально
	копируя почерк создателей книги. (Нечто подобное было и во
	времена моего советского детства, когда время от времени нас
	отправляли в библиотеку «лечить» книги, т.е. подклеивать
	страницы и обложки. Сомневаюсь, что в нынешней школе такое
	возможно). О, роскошь заглавных букв! О ленты, украшенные
	позументом и тесьмой, служившие закладками!
	И тут же в христианском мире возникает малопривлекательная фигура
	законника-книжника, бредущего по тропам Закона и настолько
	уверенно и комфортно себя на них чувствующего, что он может
	даже отвернуться от возникшего вдруг живого Бога и предпочесть
	ему свои проторенные дорожки. От них же, от книжников, так
	называемый «Бог философов», появившийся на свет по милости
	книжного разума, доказуемый предикатами и готовый подчиняться
	подготовленным для него основным принципам; карикатура на
	Бога Откровения. И здесь же в христианском мире появляется
	чернокнижие — книжность, ведущая к погибели. Через века
	вариантом чернокнижия, несомненно, стала
	революционно-пропагандистская литература, взращивающая насилие, жажду разрушения и
	слепые страсти бушующей толпы, стремящейся захватить храмы,
	виллы и дворцы администрации. Литература, взращивающая утопии,
	которые потом становятся душей коллективных тел, как об этом
	красиво написал Алексей Цветков.
	С началом книгопечатания начинается постепенный процесс превращения
	книги из того, чем она была ранее, в товар. Есть ареалы, где
	рукописная книга сохраняет свое влияние очень долго
	(например, у старообрядцев рукопись соперничает с печатной книгой
	вплоть до ХХ века), но отступление рукописной книги под
	натиском печатной продукции неминуемо. Капитализм не приемлет
	никакой иерархии духа: доступная всем истина может быть
	демократично куплена за определенную сумму денег и поставлена на
	полку. Возникает массовая литература, появляются детективы,
	где поиски Истины заменяются поисками того, кто украл
	подштанники или кокнул вахтершу; развивается «народная литература»
	(г-н Погосский, пишущий для солдат) и проч.
	С приходом эпохи недоверия к метаповествованиям книга превращается в
	мусор, в нечто пригодное лишь для того чтобы полчаса
	полистать в метро или час в самолете, а потом выбросить в мусорную
	корзину, как бумажку от «Орбит» или использованный
	презерватив. Для книги уже не нужно предисловие, а тем более
	комментарии; нужно только обложку приятного цвета, коммерческое
	название и удобный формат. Не вполне понятно кому еще нужны
	книги, если Бог умер, Отец умер, человек умер, автор умер,
	короче, все они умерли. В мире без четких ориентиров и высших
	ценностей, где все однородно-гомогенно, уныло-неиерархично,
	несимволично, безжизненно и бесперспективно, книга утрачивает
	свою специфику, вновь сливаясь с устной речью, вновь
	становясь простой бессмысленной болтовней о том и о сем. Зачем
	пишет нынче тот или иной литератор? Что он хочет сказать толпе
	людей с мутными глазами и непременным пивом в руках? От чего
	еще хочет освободить и раскрепостить пресытившуюся,
	растленную и наглую публику? Да он и сам не знает: живет пока
	живется и пишет пока пишется...
	Думаю, что в XXI веке, который обещает быть не только тяжелейшим и
	кровавым, но и веком невиданного доселе социокультурного
	разнообразия, на многих территория земного шара книга совсем
	исчезнет, вернее, сохранится в качестве некоего курьеза,
	интересного лишь небольшой группе коллекционеров. Но, следует
	ожидать и второго пришествия книги, которая вдруг станет
	необходимой для того, чтобы выразить новый небывалый опыт жизни в
	страшном мертвом обезбоженном и обесчеловеченном мире, опыт,
	по сути дела, религиозный. Книга вновь станет уникальной,
	авторской, обращенной к единицам тех, кто сможет ее прочесть и
	понять. Книга вновь станет рукописной, хранящей уникальный
	почерк того, кому вопреки непроходимой демагогической
	социальности удалось оказаться дальше и выше того места, где все
	мы будем обитать.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             