Криминальный триптих
Вот, скажем, сам Денис Савельев считает себя почвенником. Или это Лев Пирогов считает Савельева почвенником (сам в Живом Журнале видел), а всё почему? Большую часть жизни живёт человек в Заполярье, под Воркутой, так, значит, сам Бог велел ему быть почвенником и воспевать простые и понятные радости? Между тем, достаточно прочитать весьма изящную прозу Савельева, чтобы решить, что он просто хороший автор, сочинитель историй, что дела (то есть, в данном случае, тексты) куда больше говорят, чем ярлыки и клички. Прекрасный стилизатор, заставляющий вспомнить сказовые интонации Гоголя и просвещенный модернизм Фолкнера, Савельев — живой и развивающийся литератор, чья эволюция вряд ли укладывается в схемы. И это правильно. И это хорошо.
1. На речном вокзале
  Информация живет по своим законам; здесь невозможны строгие логические
  построения именно потому, что более поздние впечатления вытесняют
  из человеческого сознания первичную информационную базу. Происходит
  неминуемое нарушение в причинно-следственном механизме, где ситуация
  post factum выстраивается в законченную картину, напрочь отсекая
  все то, что мешает созданию этой статистической завершенности.
  Таким образом, берясь за эту рукопись, я ставил перед собой две
  цели: 1) попытаться воссоздать трагедию на речном вокзале N-ска,
  как ее видел я, то бишь отсеять все поздние информационные наслоения;
  2) пережив все это еще раз (но теперь уже на бумаге, а не в реальной
  жизни), я хочу излечиться от своих новоприобретенных фобий; вот
  именно, ситуация прямо по Фрейду — разбирая детально свой кошмар,
  можно понять сущность собственного страха. Честно говоря, я в
  это не очень верю, но другого выхода у меня нет. Чем быстрее пройдет
  мой страх перед людьми — не людьми вообще, а каждым человеком
  в отдельности — тем быстрее произойдет мое возвращение к полноценной
  человеческой жизни. И это не пустые слова. Дело в том, что я,
  взрослый здоровый мужчина, сижу, запертый, в доме моих родителей,
  куда меня временно поместила жена (она и в самом деле беспокоится
  о моем здоровье). Я сижу в кресле перед столом, поджав под себя
  ноги. Мое немытое голое тело накрыто плащом, в углу стола лежит
  высохший бутерброд с сыром. С тех пор, как я приехал из N-ска,
  есть мне вовсе не хочется. В голове моей кружатся малознакомые
  математические формулы, хотя по образованию я учитель истории
  в средней школе. Мне не хочется ни умываться, ни спать, ни чистить
  зубы, ни читать газеты по вечерам, как это случалось раньше. Зачем
  все это — задаюсь я вопросом. Одним словом, я схожу с ума, ибо
  каждый момент времени и каждой молекулой своего тела думаю о смерти.
  Уверен, это не лучшее, чем стоит заниматься в жизни. И только
  мысль о возможном спасении заставляет меня сейчас водить черной
  шариковой ручкой по этому листу бумаги.
***
  Пожалуй, нет ничего более устойчивого в нашей стране, более непоколебимого,
  чем уклад провинциальной жизни. Суровая историческая реальность
  была жестока к провинции, но одновременно и милосердна к ней —
  не будь российская глубинка местечковой старосветской Йокнапатофой,
  трудно представить, сумела бы она сохраниться вообще в жерновах
  кипучей государственной стройки. Впрочем, сейчас нас не интересует
  существование (прозябание) провинции в ее историческом развитии.
  Речь на этих нескольких страницах пойдет о не менее суровых провинциальных
  буднях, то бишь о современности. Живописание этой современности
  мне, как историку по образованию, представляется весьма трудным,
  поэтому не будем затягивать экспозицию, и сразу перейдем к тому,
  ради чего, собственно, и было затеяно все это литературное дилетантство.
  Городок N-ск привлекал меня с тех пор, как я побывал здесь в первый
  раз. Случилось это на втором курсе педагогического института,
  в котором я получал образование, а именно в начале второго курса,
  осенью. Дело в том, что мой приятель по институту (приятельствовали
  мы с ним еще со времен абитуриентства, в институте же, как единственные
  сельские жители со всего курса, прямо-таки сроднились с ним, поселились
  в одной комнате и делили поровну, как говорится в таких случаях,
  все беды и радости) — так вот, приятель мой после первого курса
  неожиданно бросил институт и подался послушником в N-ский мужской
  монастырь. Это был не то чтобы смелый — это был совершенно не
  понятный моему разумению поступок. Хотя наш среднерусский городок
  и славился определенной «реакционностью» в вопросах морального
  воспитания (уроженцем нашего города был один выдающийся религиозный
  мыслитель!), но с подобным я все же сталкивался впервые. И тут
  было чему удивиться! Уже более ста лет через наш город ходили
  поезда, биологи обоих полушарий год от года становились ближе
  к разгадке ДНК, в лаборатории нашего института появилась первая
  электронно-вычислительная машина (смотреть на нее водили студентов
  всех факультетов, как на экскурсию), телерадиовещание прочно вросло
  корнями в быт простого обывателя страны — одним словом, я был
  уверен, что в монастыри уходят только литературные персонажи,
  но никак не живые люди. Как бы то ни было, но факт оставался фактом,
  и мне ничего другого не оставалось, как принять его.
  Я навещал своего приятеля каждый год — в конце лета или осенью.
  Выбор времени года был связан с тем, что добирался я до N-ска
  следующим образом: сначала по железной дороге до Твери, а дальше
  по реке на катере — благо Волга в этих краях была особенно красива,
  и лишний раз в году увидеть ее казалось мне лучшим, что может
  пожелать себе во время отпуска простой российский учитель. Конец
  лета или начало осени (а первую неделю сентября я сижу на бюллетене)
  — это единственное время в году, когда я бываю свободен. Конечно,
  можно выкроить время и зимой, например, на школьных каникулах,
  но тогда невозможно совершить путешествие по Волге. А это путешествие,
  признаться, всегда было для меня не менее важно, чем встреча со
  старым товарищем.
  Дружба наша с Михаилом (условно назовем его этим именем, дабы
  не впутывать во всю эту неприятную историю), как мне казалось,
  крепчала год от года. Мои поездки в N-ск, старинный русский городок,
  коих великое множество не только по берегам Волги-матушки, но
  и по всей России — мои поездки в N-ск стали регулярными. Я не
  сопротивлялся этой само собой уложившейся традиции; справедливости
  ради надо сказать, что это мне давалось без особых трудов — податься
  в отпуск на юга не позволял весьма скромный семейный бюджет (мы
  оба с женой преподаватели), а просиживать все лето на даче родителей
  жены тоже представлялось мне занятием утомительным. Комариные
  орды отбивали у меня охоту копаться в земле уже в мае-июне, и
  по негласному соглашению с супругой, в одно лето я был великодушно
  отлучен от всех этих грядок и парников — поймите меня правильно,
  у меня тонкий слух, и если на слова «помидор» и «огурец» я еще
  в состоянии реагировать адекватно, то от слов «тыква» и «брюква»
  у меня в буквальном (почти) смысле начинается морская болезнь.
  Одним словом, эти спасительные поездки в N-ск были для меня очень
  важны и ожидаемы в течение всего года.
  В этом же году поездка в N-ск была для меня тем более важна. Дело
  в том, что Михаил, бывший в монастыре уже одиннадцатый год, в
  феврале месяце был рукоположен в протоиереи и стал настоятелем
  соборной церкви монастыря. Хотя мы с ним никогда не говорили на
  эту тему, но я знал, догадывался, что он стремился к этому всем
  своим существом. Нет, он отнюдь не был карьеристом в дурном понимании
  этого слова. Для Михаила было важно вовсе не продвижение по иерархической
  лестнице православной церкви, важным для него было то, что его
  старания и радения были отмечены — вполне заслуженно отмечены
  — церковной метрополией.
  27 августа я приехал в N-ск и застал настоятеля в самом благоприятном
  расположении духа. Как и в прошлые приезды, мне выделили келью
  для гостей, в которой я прожил три дня. Не обремененный никакими
  заботами, я гулял по N-ску, посетил музей-квартиру какого-то второсортного
  революционера, беспечно прогуливался по набережной — сезон отпусков
  закончился, и здесь, на набережной, было совсем безлюдно, если
  не считать двух-трех скучающих рыбаков, которых я встречал каждый
  день на одном и том же месте. Я помнил их еще со времен моих прошлых
  приездов — они все стояли здесь, неторопливо размахивая своими
  длинными телескопическими удилищами. С отцом Михаилом мне удалось
  поговорить только на третий день, перед самым отъездом. Он сам
  поднялся ко мне в келью и без промедления перешел к главному,
  что хотел мне поведать. Жизнь меняется, говорил он мне, жизнь
  меняется и мы меняемся вместе с нею. Таков закон мироздания и
  роптать мы не смеем. Жизнь меняется, и мы должны это принимать
  без печали. А чтобы жизнь наша стала более стройной и завершенной,
  мы должны себя все время ограничивать, поступать вопреки собственной
  воле, так говорил мне Михаил. С самого начала я понял, куда он
  клонит, и облегчил ему задачу — мне не в чем себя упрекнуть. Я
  сказал, что все понимаю и постараюсь больше не приезжать в монастырь
  «к своему старому товарищу» — я так и сказал «к своему старому
  товарищу», давая ему понять, что, несмотря на его новый статус
  и на чрезмерную занятость, все равно считаю и помню его не церковным
  иерархом, а своим институтским товарищем; но вместе с тем, сказал
  я, вместе с тем мне никто не может помешать приезжать в N-ск как
  частному лицу, никто не может,— сказал я.
  — Так без обид? — спросил меня Михаил с такой наивной простотой,
  что я не мог удержаться и невольно улыбнулся.
— Без обид,— ответил я.
![]()  | 
  Двумя часами позднее я уже стоял на причале, облокотившись на
  деревянные перила, в ожидании катера. Досадуя и на свою глупость
  и на вдруг испортившуюся погоду, я мучался над каким-то непонятным
  вопросом в кроссворде на последней полосе газеты. В кармане моего
  плаща лежал билет до Твери. Катер опаздывал. Здесь же, по причалу,
  недалеко от меня, разгуливала эта парочка. Я почему-то сразу обратил
  на них внимание. Они были похожи на молодоженов-москвичей. Знаете,
  есть сейчас у молодых и преуспевающих жителей столицы такое развлечение
  — выехать на пару-тройку дней в глухую провинцию отдохнуть, так
  сказать, от интенсивного ритма жизни Москвы — отведать в местном
  ресторане какую-нибудь известную закуску аборигенов (по их карману
  это совсем недорого), пошляться по пыльным и узким улочкам города
  и, переночевав в ближайшей гостинице, наутро вернуться обратно
  в Москву. Эдакая сладкая жизнь. Парочка эта привлекла мое внимание
  своим странным поведением. Впрочем, уже несколькими минутами спустя,
  когда я вник в суть их сиюминутных отношений, это поведение перестало
  казаться мне странным. Молодые, пылко влюбленные друг в друга
  любовники, были в ссоре — это не вызывало никаких сомнений. Мария
  все отворачивалась от него, сохраняя при этом молчание — когда
  в очередной раз она отвернулась от своего спутника и невольно
  оказалась анфас ко мне, я заметил, что кончик ее носа совсем покраснел
  от скопившейся внутри сырости, а в уголках красивых васильковых
  глаз, окаймленных четким черным контуром, выступили слезы — тушь
  потекла — она отворачивалась от него, а Борис все не отпускал,
  он обходил ее сбоку, что-то при этом громко говоря (порывистый
  ветер доносил до меня только клочки его фраз), старался взять
  ее за руку, но она не давала.
  Тут порыв ветра иссяк — так же неожиданно, как и начался. И слова,
  которые он говорил ей, стали вполне отчетливы.
  — Она не имеет для меня никакого значения,— говорил он.— Маша,
  поверь мне, она не имеет для меня никакого значения. Эта минута
  пройдет, а нам с тобой еще жить и жить. Ты должна простить мне.
  Все оказалось просто, банально и правдиво, как это бывает в жизни.
  Молодая семья, интрижка мужа где-то на стороне, это стало известно
  ей, в итоге — ссора, которая, конечно, со временем забудется (с
  кем не бывает?), но прежнего доверия между ними не будет никогда.
  Такова жизнь.
  Мне было очень интересно узнать, чем дело у них закончится — к
  тому же это могло отвлечь меня от тяжелых воспоминаний о разговоре
  с Михаилом — но тут я увидел, что взор девушки устремлен прямо
  на меня; я почувствовал себя неловко, словно являлся очевидцем
  какого-то постыдного человеческого поступка — пересилив свой интерес,
  я оторвался от деревянных перил, на которых вальяжно разлегся,
  и медленно прошел вглубь вокзала. Внешняя мотивация моего поступка
  была безупречна — как раз в это время начал накрапывать мелкий,
  уже по-осеннему холодный, дождь.
  Крохотный зал ожидания N-ского речного вокзала был полупуст. Я
  сел в ближайшее к двери жесткое деревянное кресло, исцарапанное
  ножом цифрами и маловразумительными иероглифами, и снова раскрыл
  свою газету. Но то ли газета к тому времени уже была прочитана,
  то ли читать местечковые новости города, из которого я должен
  был вот-вот уехать, показалось мне вдруг нелепым и бессмысленным
  — я уже не помню причину — одним словом, я снова отложил в сторону
  газету и стал просто изучать пассажиров катера, с которыми мне
  предстояло плыть до Твери. Имею же я, в конце концов, право просто
  смотреть на людей, не рассчитывая даже на то, чтобы завести с
  кем-нибудь из них ничего не значащую беседу, дабы скоротать и
  так весьма недолгие часы путешествия.
  Пассажиров, как я уже сказал, было мало. Для каждого из них у
  меня нашлась своя легенда, объясняющая — скорее всего, во многом
  ошибочно — что подвигло того или иного из них совершить это речное
  паломничество. Прежде всего, я обратил внимание на громадного
  старика — он был именно громаден, а не толст — который внешностью
  своей напоминал мне Зевса-громовержца. Еще большее сходство, с
  властителем Олимпа, нежели фигура, придавали ему спутанные седые
  волосы, доходившие до плеч. Он был в резиновых сапогах и выцветшем
  под солнцем, сейчас кое-где заляпанном глиной дождевике. На спине
  старика был туго набитый, тоже весьма потрепанный рюкзак, он так
  и сидел в кресле, не снимая рюкзака — видимо, чтобы взгромоздить
  его на могучие плечи, сил требовалось несоизмеримо больше, чем
  снять его со спины. Этот тип людей я знал достаточно хорошо, относя
  туда без разбору всех любителей пошляться по осеннему лесу — грибников,
  ягодников, рыбаков и прочих праздных туристов.
Продолжение следует.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             
