Комментарий | 0

Русская философия. Совершенное мышление 165. Философия внимания. Первые обобщения

 

 

     За годы удерживаемого мною внимания на современности сформировался континуум феноменов, который можно рассматривать как первую целостную модель современности, достаточную для того, чтобы исследовать, реконструировать и конструировать дух времени и самих себя. В ходе вглядывания в природу человека в этих размышлениях была произведена действительная революция, или коперниканский переворот в философии, который формулируется следующим образом: во-первых, видообразующей характеристикой человека является не сознание, а внимание; во-вторых, человек претерпел три видовые трансформации, существо которых определяется изменением типа его внимания и, в-третьих, на основе этих видоизменений определяются три эпохи в истории человечества.
 
 
     Эпохи
 
     В развитии человечества были выделены, как минимум, три эпохи: первобытная, родовая (магическая) и современная. Первобытная эпоха характеризуется возникновением/появлением человека как вида, формирующей (то есть собственно видовой) особенностью которого является особый – первобытный или простой тип внимания. Здесь термин «простое внимание» не следует воспринимать буквально: в данном случае имеется в виду, что данный тип внимания прост не вообще, а именно для человека или у человека. Внимание первобытного человека сложно, представляет собой полиэлементное, сложнопроцессное, многофункциональное, то есть системное образование. Родовой человек, кроме простого типа внимания, стал способен к родовому или общественному типу. И, наконец, у современного человека к первым двум типам добавился третий тип внимания – рефлексивный (когитальный). Понятно, что как для родового, так и для современного человека решающим становится координация наличных типов внимания.
     Если обратиться к человечеству как целому, то реконструкция первобытной эпохи пока находится в своей начальной стадии, однако одно можно сказать с достаточной степенью достоверности. А именно: впервые в истории вселенной появился субъект (живое существо), который стал способен «расширять» себя благодаря сочетанию двух феноменов – способности удерживать внимание и наличию первого и самого совершенного до сих пор «гаджета» вселенной – кисти (руке). Дело не только и не столько в том, что человек стал способен манипулировать предметами, к этому были способны многие существа, а в том, что он смог удерживать внимание на этой манипуляции, продолжая, удлиняя, расширяя некое действие за его (действия) пределы.
     Способность к расширению привела к стремлению человека к расширению себя за свои границы, что в свою очередь и в итоге привело к первой трансформации уже собственно человека: к появлению рода. Род – это такое целое, которое включает в себя в качестве своих составляющих множество разнородных элементов – людей живых и мертвых, рек, гор, лесов, звезд, ветра, животных, растений и многого, многого другого, но в то же время не бесконечного, а ограниченного числа элементов. К первобытному общению своим родом как семьей, родовой человек добавляет общение родом, расширенным не просто за пределы семей, но даже за пределы человеческой природы. Человек расширил себя и свою семью до рода, что одновременно и неизбежно – расширило горизонт его внимания от соседних родов до других галактик, то есть далеко за пределы его рода. Что с такой же неизбежностью вернуло его к самому себе, но вернуло уже изменившимся – способным удерживать во внимании того, кого раньше не существовало как отдельного, удерживать во внимании самого себя.
     Появляется человек современный, способный к простому, родовому (общественному) и рефлексивному типам внимания одновременно. Наступает современная эпоха, в которой единственным родом для человека становится вся вселенная, а он сам – самим собой, тем, кто теперь совершенно и принципиально один, поскольку существенной его способностью становится возможность, а, следовательно, и необходимость внимать себе самому, координируя себя с другими одиночками и миром.
 
 
     Цивилизации
 
     В современности можно выделить, как минимум, две прошедшие полный цикл своей истории цивилизации: индоевропейскую и арабскую. Здесь не имеет принципиального значения, можно ли считать существующими сейчас (именно как цивилизации) цивилизации американские – индейскую северной Америки, ацтекскую южной Америки и другие. Пока наиболее подробно мною исследована индоевропейская цивилизация, в которой были выделены три модуса: западный (историческая Европа, современная северная Америка), восточный (Индия, Китай, Япония, юго-восточная Азия) и срединный или славянский (Россия, восточная Европа). Западная цивилизация характеризуется своей направленностью на предметность мира, восточная – направленностью на элементность мира, а срединная (славянская или русская) – направленностью на стихию творения или на единство, целостность.
     Несомненно, что все эти модусы индоевропейской цивилизации исчезнут (или уже исчезли) в едином континууме современности так же, как исчезнут в нем и обломки исчезнувших цивилизаций, впрочем, как и цивилизация арабская. Однако, как элементы, тензоры, факторы или эгрегоры, с той же несомненностью они будут существовать в этом континууме. Арабская цивилизация пока осталась вне моего внимания, но совсем не потому, что этого внимания не заслуживает.
 
 
     Культуры и современность
 
     Грядущее единство человечества совсем не отрицает, но даже усиливает разнообразие культур, однако это разнообразие уже существует в едином континууме современности, что неизбежно «оставит» в этом континууме только то, что сможет в нем остаться, сохраниться. Я имею в виду то, что элементы современности, например, литература или наука, возникают внутри конкретных культур, например, французской или английской, но они возникают не как французская и английская литература и наука, а как современная литература и наука во Франции и Англии. Это относится и к русской литературе и науке.
     Столь решительное обращение к фундаментальности своих национальных традиций, которое можно наблюдать сегодня, вызвано разными причинами, но главным образом – потерей этими традициями своей фундаментальности. Культурные матрицы перестали работать на воспроизводство своих культур, если, конечно, они не соответствуют матрицам континуума современности, а если они соответствуют, то они уже не матрицы традиций. Стремление сохранить изношенные социальные, религиозные, образовательные и другие институты будет нарастать до тех пор, пока они почти полностью не потеряют свое значение, пока сквозь и помимо них не прорастут новые, отвечающие духу времени, формы. Теперь не образование вводит нас в единое информационное поле, а единое информационное поле втягивает нас в образование.
 
 
     Современный человек
 
     Современный человек, получивший в науке определение как «человек разумный», представляет собой особый вид человека, принципиально отличающийся как от первобытного, так и родового видов человека. Любые попытки представить их как один вид, а такими попытками наполнена наука о человеке до сегодняшнего дня, закрывают от нас как действительную природу современного человека, так и природу его предков. Три вида человека отличаются друг от друга наличием или отсутствием трех типов внимания – простого, родового (общественного) и рефлексивного.
     Современный ученый, как человек современный, принципиально не может ставить себя на место древних, поскольку они имели другую природу; но вполне может реконструировать древнего человека, если будет вооружен данной философией внимания. Так родовой человек не обладал способностью к рефлексии, в связи с чем не мог отделить себя от рода или выделить себя внутри рода в качестве отдельного существа. Если это был род красного попугая, то человек и был красным попугаем; он не поклонялся красному попугаю, он им был, со всеми вытекающими последствиями. То есть родовое или общественное внимание оторвало древнего (первобытного) человека от его семьи, которая обживала некий ареал, и подняло до общения, общности, родства, единства с ним. При этом оказалось, что каждый цветок, птица или стая волков образуют целое не только между собой и непосредственным окружением, но и с движением планет и звезд. Вот это целое или взаимосвязь и было родом, тем, что живет и действует как одно, как субъект. Полнота проживания, всестороннее испытание себя родом, удерживание внимания на сохранении и воспроизводстве родового единства отложились в человеке новой способностью или новым типом внимания – рефлексией.
     Становление современного человека становится обучением сложнейшему процессу – координации трех типов внимания – простого, общественного и рефлексивного в одном, точнее, одним человеком, которому противостоит целая вселенная. Впервые в истории человечества действующим субъектом становится индивид, отдельный человек.
 
 
     Намерение и стихия творения
 
     Каждый новый тип внимания, появлявшийся в арсенале человека, создавал принципиально новые возможности для этого человека. Так простое внимание позволило первобытному человеку расширить свое тело, восприятие и память за пределы самого себя. Появление способности к родовому вниманию позволили родовому человеку создать новый феномен вселенной – род. Однако для нас сегодня гораздо важнее те возможности, которые открылись современному человеку как тому, кто стал способен удерживать внимание на самом себе. Что же принципиально нового позволяет делать координация трех типов внимания?
     НАМЕРЕНИЕ ИЛИ ТАКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ, КОТОРОЕ ОТКРЫВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТИХИЮ ТВОРЕНИЯ!
     Человек не создает намерение, намерение создается само, но человек может создать условия, при которых степень возникновения намерения достаточно высокая. А именно: человек может направить свое внимание на определенный предмет (в самом широком смысле этого слова, например, на возможность полета или, как я, на современность) и удерживать свое внимание на этом предмете настолько долго, насколько это для него возможно. Удержанное внимание постепенно начинает «собирать» множество совершенно разнородных, но относящихся к этому предмету элементов, которые могут стать основой будущего намерения, если это намерение сформируется и начнет «работать».
     Здесь следует заметить, что намерение не является прямой способностью человека, однако несомненно, что оно появляется именно как возможный, вполне вероятный результат определенных усилий человека. Впервые в истории человечества человек получает возможность искусственного развития, сегодня перед ним открывается доступ к стихии творения, при этом посредником между человеком и творением становится намерение - скоординированное, сформированное и удержанное внимание.
 
 
     Феноменология творения или философия
 
     Современная философия – это философия внимания, потому что внимание – единственный ресурс современного человека, однако ресурс, актуализация которого делает человека способным к участию в творении. При этом рефлексия как один из трех типов внимания, составляющий природу человека, не является видообразующим феноменом человека. В определении вида современного человека как «человека разумного», «разум» предполагает не доминирование рефлексии, а скоординированность всех типов внимания в одном уме, то есть в одном человеке.
     В соответствии с этим современная философия по необходимости феноменологична, но не потому, что для рефлексии весь мир представляется только как феномен, а потому, что философия учитывает природную феноменологичность координации внимания, объединяющего в целостности действия человека множество разнородных элементов. Философия внимания, в отличие от трансцендентальной философии, замыкающей человека на самого себя, открывает ему дорогу к действительно деятельному взаимодействию с миром.
 
 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка