Комментарий | 0

Иерушалаим в еврейской традиции (9)

 
 
 
 
 
 
7
 
Место «собрания изгнанников»
 
 
 
                                                                              На твой свет пойдут племена
                                                                                                   (Иешаяѓу 60:3).
 
                                                            Строит Иерушалаим Господь, изгнанников Израиля собирает                                   
                                                                                               (Восхваления 147:2).
 
   
 
 
1. Когда родился Мессия?
 
Иерушалаим в руинах, осквернённое Святилище — и смех рабби Акивы. Смеётся рабби, потому что в час смерти Иерушалаима-Храма родился Мессия. Рассказ из Иерусалимского талмуда (Брахот 2:4, 5а) — о еврее, пахавшем в поле. Мимо проходил иноверец. Услышав мычание, сказал еврею: «Распряги быка, отвяжи плуг, ибо разрушен Храм!» Снова мычание. Сказал еврею: «Запряги быка, привяжи плуг, ибо родился царь Мессия».  
После катастрофы мессианство становится одной из ведущих идей иудаизма. Её истоки — в идеях пророков об избавлении, сущность — вера в приход царя-избавителя из рода Давида, который в конце дней принесёт еврейскому народу духовное и политическое избавление на земле Израиля, мир и благоденствие народам мира. Развитая мессианская концепция включает в себя не только царя из рода Давида, но и его предшественника из рода Иосефа, который восстановит царство, построит Храм и возобновит службу. Он погибнет в битве с Гогом и Магогом, его тело будет лежать на улицах Иерушалаима непогребённым до прихода Мессии из рода Давида (по другой версии будет погребено ангелами). Важная роль в мессианских концепциях отводится пророку Элияѓу (Илия), который накануне наступления последних времён разрешит все споры в толковании Учения и совершит семь чудес, в т.ч. вернёт утраченные во время вавилонского пленения храмовые святыни: ковчег завета, сосуды с маном (манна) и елеем. С особой силой зазвучавшая после Девятого Ава 70-го года и во время восстания Бар Кохбы мессианская идея в течение короткого исторического периода покорила еврейский мир. Эту идею можно по-разному толковать — в национально-религиозном, универсально-всемирном, отвлечённо метафизическом и т. д и т.п. духе — но её нельзя было отвергнуть даже в моменты крушения мессианских надежд. Подобно Учению, Иерушалаиму, мессианство обрело статус онтологический: Учение, Храм и Мессия (или имя его) предшествовали созданию мира, являясь превечными сущностями, полное раскрытие которых — в конце времён. Это будет, а тем временем Мессия видится автору притчи (Санѓедрин 98а) сидящим среди нищих в Риме, у ворот городских. Прокажённый, он постоянно меняет повязки на ранах, готовый ежемгновенно приступить к своей миссии. В его облике — черты Моше, ибо он призван вывести народ Израиля из изгнания — Рима, подобно Моше, выведшему народ из Египта.
Во дни Мессии сбудутся пророчества о восстановлении царства Давида  (Иешаяѓу 11:10; Амос 9:11-12; Ѓошея 3:5; Иехезкэль 37:15-28); Господь возобновит завет с народом Своим (Ирмеяѓу 31:30-33; Иехезкэль 16:60, 34:25); наступит полное избавление, которое принесёт благоденствие всем народам мира (Иешаяѓу 11:1-10). Мир полностью преобразится на началах справедливости, все народы уверуют в Бога, и воцарится всеобщий мир (Иешаяѓу 2:2-4). Израиль и народы мира будут жить, не зная войн, угнетения, несправедливости (Иешаяѓу 2:4, 11:1-9, 60:5-16, 61:4-9; Ѓошея 2:21). Слава Господа явится всему миру (Иешаяѓу 40:1-5); все народы отвергнут идолопоклонство и станут почитать Бога Израиля (Иешаяѓу 19:18-25, 45:20-25; Ирмеяѓу 3:17, 12:16; Хавакук 2:14; Цефания 2:11; Зхарья 2:15, 8:20-23, 14:16-21). В конце дней  Израиль станет народом-пророком (Иешаяѓу 49:2-3, 51:16, 59:21), распространяющим учение Господа (Иешаяѓу 42:1-4), «светочем народов» (Иешаяѓу 42:6, 49:6), несущим во все концы земли благословение Бога (Иешаяѓу 45:22-24). В заветный день исполнится слово пророка:
 
Ликуй, дочь Сиона, Иерушалаима дочь, торжествуй: царь твой идёт, праведник и спаситель,
беден он, на осле восседает, ослёнке.
 
Колесницу Эфраима уничтожу, коня — Иерушалаима, будет лук войны истреблён, будет мирно он с народами говорить,
власть его от моря до моря, от реки — до края земли
(Зхарья 9:9-10).
 
Мессианское избавление придаёт направленность и смысл истории, все важнейшие события которой не только произойдут, но и произошли в Иерушалаиме. Из Сиона, подобно свитку Торы, мир был развернут. В него он в конце дней и свернётся.
 
 
2. Было
 
 
            Возгласил пророк Ирмеяѓу:
 
                           Престол славы возвеличен извечно,
     место святилища нашего
                                          (17:12).
 
Идея изначальной избранности Города-Храма, главного места мира, развивается в многочисленных текстах, а наиболее цельное выражение находит, вероятно, в книге мидрашей Пиркей рабби Элиэзер, датируемой второй половиной 8 в., написанной неизвестным автором, приписанной р. Элиэзеру бен Ѓоркеноса, которого называли Великим. Подобно классическим ранним мидрашам, Пиркей рабби Элиэзер стремится объяснить святой текст: прояснить тёмные места, перевести на современный автору язык отдельные слова и выражения, устранить нестыковки повествования, реконструировать единый, целостный контекст. Приёмы автора Пиркей рабби Элиэзер восходят не только к поэтике классического мидраша, но и к молитве, древней поэзии. Иногда он пренебрегает прямым смыслом текста, «не помнит» мешающее, подменяет детали. Во имя чего? В Брешит раба целостная единица текста —отдельный мидраш. В Ваикра раба — отдельная глава. Пиркей рабби Элиэзер — эклектичное сочинение, в котором почти нет новых толкований. Цель его автора — создать философско-религиозное и литературное единство иного порядка: целостный текст книги, в духе своего времени полагая, что пришло время собирать не только камни, но и слова. Он любит упорядоченность и стройность: десять нисхождений Всевышнего в мир, десять испытаний Авраѓама. Числа, особенно сакральные, будят его воображение, подпитывают творческую энергию. В свой рассказ он вовлекает не только отдельные стихи из традиционного круга цитирования классического мидраша, но и целостные повествования: сорок седьмую главу пророка Иехезкэля о водах, выходящих из-под порога Храма и оживляющих пустыню, рассказ о пророке Ионе. Важнейшее средство, с которым пришёл упорядочить мир автор Пиркей рабби Элиэзер, — сквозные мотивы, сшивающие части повествования в единое целое. Иногда мотив, впервые прозвучавший в начале книги, развивается в середине, а его финальный аккорд раздаётся в конце. Иногда отдельные звенья единого мотива рассыпаны по всему тексту, и дело читателя — синтезировать их, с тем чтобы, подчинившись авторской воле, по-новому священный текст прочитать. Читателю этой книги трудно поверить, что Бейт-Эль не связан непосредственно с Храмом, а молитва Ионы звучала не в избранной точке пространства — из бездны под Храмом, но в месте ином. Учение, Иерушалаим, Мессия — сущности еврейского мира. Учение, Иерушалаим, Мессия — лейтмотивы Пиркей рабби Элиэзер, книги, ставшей важным этапом создания модели мира, в центре которой Иерушалаим-Храм, место, избранное Всевышним и построенное человеком. Перефразируя знаменитое изречение из Пиркей авот (3:19): всё предвидено Господом, и свобода выбора дана человеку для исполнения воли Творца.
 
Итак, история человечества по Пиркей рабби Элиэзер (в скобках главы из книги).
Было...
Создал Всевышний первого человека из места чистого и святого. Оно — место Храма (12).
Адама, изгнанного из Ган Эдена, Господь поместил на горе Мориа, к которой врата Ган Эдена примыкают. Оттуда взят, туда же и возвращён. С какого места взят? С места Храма (20).
Сказал раббан Гамлиэль. Послал Авраѓам за Шемом, чтобы тот сделал ему обрезание. Когда это было? В Судный день. Поэтому каждый год Всевышний видит кровь союза обрезания Авраѓама и прощает все прегрешения наши. В том месте, где было совершено обрезание, и осталась кровь, построен жертвенник Храма (29).
Автор Пиркей рабби Элиэзер задаётся вечным вопросом: каким образом Авраѓам понял, что именно на этом месте он должен принести в жертву сына? И Ицхак это же понял. Согласно р. Ишмаэлю, на это место Всевышний указал Авраѓаму перстом, сказав, что это место жертвенника, на котором приносили жертвы Каин и Ѓевель, Ноах и его сыновья. А р. Ханина бен Досы говорил: из ягнёнка, принесённого в жертву вместо Ицхака, ничего не пропало. Из пепла — основание внутреннего жертвенника. Из жил его, которых десять, — десять струн музыкального инструмента, на котором играл Давид. Из шкуры его — пояс пророка Элияѓу. Два рога его — шофары. В левый трубил на Синае Всевышний. Правый рог — больше левого. Он предназначен для трубления в грядущем, во время собирания изгнанников (31).
На это же место пришёл Яаков по дороге к Лавану. Уснул там. Двенадцать камней, которые положил себе в изголовье, стали камнем единым. Так и двенадцать сыновей праотца, двенадцать колен станут народом единым. Названо место это Бейт-Эль, Дом Бога — Храм (35).
В него войдя, Тит-злодей осквернил Святое святых. За гордыню свою он был наказан. Залетел в нос комар, проник в мозг, вырос до размеров птенца голубиного, мучил злодея до смерти его (49).
В мгновение гибели Храма рождается Храм величественнее погибшего. В погибшем время-смерть раз в году исчезало. В родившемся времени-смерти не было и не будет. Погибший трижды в году паломников собирал. В родившийся навсегда пришли праотцы, и каждое мгновение изгнанники возвращаются. 
Вывод понятен: то, что важного было, всё то, что случалось, было, случалось на месте, которое Всевышний избрал, оно названо Иерушалаим.  
 
 
3. Будет
 
Иерушалаим в Пиркей рабби Элиэзер — центр мироздания. Когда рождается эта идея, когда избранное место само время уничтожает? На этот вопрос отвечает автор, у которого мы не обнаруживаем интереса к подробно описанному в ТАНАХе завоеванию Иерушалаима и строительству Храма. «Есть» не может вобрать в себя «было». Только мессианское «будет», вбирая и «есть» и «было», время уничтожает. Отсюда интерес автора Пиркей рабби Элиэзер к двум моделям грядущего обновления — у Иехезкэля и у Иешаяѓу.
В пророчестве коѓена Иехезкэля, чья жизнь до изгнания была связана с Храмом, он в мистической вещественности предстаёт: пророк предсказывает возрождение, видя отстроенный Храм. Пятьдесят первая глава Пиркей рабби Элиэзер является мидрашем — парафразой сорок седьмой главы пророка Иехезкэля.
Будет…
Р. Пинхас говорит. Воды источника, из-под порога Храма поднявшись, текут и разделяются на двенадцать потоков — по числу колен, по три в разные стороны света, и в пустыню спускаются. Каждое бесплодное поле и каждый бесплодный виноградник по пути орошают — плодоносить они начинают. Попадают воды в Солёное (Мёртвое) море. Рыбы в море Великом спариваются по виду своему и поднимаются по потоку к Иерушалаиму, добычей рыбаков становясь. На берегах деревья произрастут, плоды их будут из месяца в месяц люди благословлять. Больной, умывшийся этой водой, — исцелится (51).
Вода — символ жизни, первоначало сущего, символ зачатия и порождения. Вода — оплодотворяющее мужское начало, заставляющее землю рожать. И вода — океан, водная бездна — символ смерти. Чрево водного чудовища в книге Иона — олицетворение преисподней. И у Иехезкэля, и в Пиркей рабби Элиэзер воду-смерть (Солёное море) вода-жизнь оживляет, исходя из точки пространства, избранной Богом.  
Столь же двойствен и символ рыбы. Она — олицетворение жизни, плодородия, и символ смерти, тьмы, водного хаоса. Согласно Традиции, в конце мира левиафан станет пиршеством Мессии и праведников.
Возрождение Иерушалаима в конце дней — важнейший лейтмотив Пиркей рабби Элиэзер. Две главы книги посвящены апокалиптическому слому: от смерти — к жизни, от Солёного моря — к живому, от разрушенного Иерушалаима — к возрождённому. Кроме пятьдесят первой главы, это — десятая, древнейший из известных нам мидраш книги пророка Ионы.
Иерушалаим — центр мироздания. На одной из «карт», иллюстрирующих эту идею (16 в.), Город находится в центре мира, а континенты, расходящиеся от него, омываются водами океана. Подобное в Пиркей рабби Элиэзер.
Будет...
 
Воззвал Иона из чрева рыбы к Всевышнему и сказал: «От очей Твоих изгнан,// но продолжаю Твой Храм святой видеть» (Иона 2:5). «Душа во мне изнемогла — Господа вспомнил,// дошла до Тебя молитва моя, до Твоего храма святого» (там же 8). С какого места воззвал Иона к Всевышнему? Из вод океана, из пучины вод под Храмом. Ибо сказал Иона рыбе: «Остановись на этом месте —вознесу я молитву». И сказал Иона: «Властелин мира, наречён Ты Низвергающим и Возвышающим. Низвергнул меня — подними! Наречён Умерщвляющим и Оживляющим. Душа моя к смерти приблизилась — оживи!» И не было ответа, пока не вышло из уст его: «Данный обет исполню» (там же 10). Дал обет принести левиафана в жертву Тебе — в день спасения Израиля его я исполню (10).
 
В Пиркей рабби Элиэзер Иона попадает на корабль, на котором семьдесят языков, т.е. весь мир. Значение имени Иона — голубь, символ еврейского народа. Вспомним иерусалимский цикл из трактата Гитин, рассказ о злодее Тите, чей мозг терзает простейшая тварь — комар, который со временем вырастает до размеров птенца голубиного (Гитин 56б). Матросы каждый на своём языке к своему богу взывают. Они дважды погружают Иону в воду и лишь в третий, убедившись, что в этом воля Всевышнего, они его топят. Символика очевидна: матросы — народы мира, Иона — избранный народ. И пророк Иона, и избранный народ не могут уйти от миссии, возложенной Богом. Погружение в воду — погружение в первобытный хаос, пребывание во чреве рыбы — пребывание в преисподней: таковы испытания, которые проходит Иона, бегущий от воли Всевышнего, полагая, что там, в море, в воде Его нет. Ведь сказано: «Слава Его над небесами» (Восхваления 113:4), и «вся земля полна славы Его» (Иешаяѓу 6:3), но не сказано, что слава Всевышнего в море, в воде.
Как и в ТАНАХе, в мидраше кульминация сюжета — молитва Ионы. Автор Пиркей рабби Элиэзер меняет оригинальный порядок стихов. Рисуя свою картину, играя со стихами ТАНАХа, он стремится приблизить героя к заветной точке. Видения проходят перед Ионой: Великая река, Ям Суф, место валов морских, столпы земли и основание её, преисподняя, чрево преисподней. Все они (не так в ТАНАХе) предшествуют главному: из самой нижней точки мира Иона-Израиль взывает к Всевышнему. Эта точка — место под Храмом. Шесть речений произносит Иона, и после седьмого, из бездны произнесённого, под святым местом — Иерушалаим стоит на семи холмах! — молитва принята, моленье исполнено.
Путь Ионы не постепенное приближение к абсолютной святости (вспомним мишну, описывающую обряд принесения первых плодов), но: из гибели в бездне — к возрождению в Боге.
Книга Ионы, включённая в состав двенадцати малых пророков, резко отлична от иных пророческих текстов. Этот текст — аллегория, из материала которой автор мидраша, перекраивая, шьёт видение мессианского грядущего, основываясь на представлении об Ионе как Мессии сыне Иосефа, Мессии-предтече, призванном предуготовить приход Мессии сына Давида.
И Иона и моряки в Пиркей рабби Элиэзер не идут, не приходят, но возносятся из бездны в Иерушалаим, на гору святую (Даниэль 9:16; Восхваления 99:9), на пуп земли (Иехезкэль 38:12), в центр мира, как сказано: «Это — Иерушалаим, среди народов его поставил,// вокруг него — страны (там же 5:5).
Сион — место единения Бога и человека, место, где в Sanctum sanctorum, Святом святых обитает имя Его.
О горе святой говорится:
 
Прекрасная высота,
отрада земли,
гора Сион, сторона севера,
царя великого город
(Восхваления 48:3).
 
Сион — место не природного, но сакрального времени, место «цельности красоты» (Восхваления 50:2), «красы совершенство», «земли всей отрада» (За что? 2:15), Сион — это Ган Эден, место творения мира.
Будет...
Иона исполняет волю Создателя. Спасшиеся моряки возвращаются в Яффо и оттуда совершают восхождение в Иерушалаим — жертвы там принести. «Разве жертву они принесли? Ведь жертва иноверцев не принимается. Это была кровь обрезания, а она — как жертвоприношения кровь». Дал Иона обет — исполнил. Дали и исполнили обет матросы — «привести каждому жену свою и каждого, который у него, к страху —почитанию Бога Ионы. Дали обет — исполнили» (10).  
Падение, нисхождение в бездну смерти-воды Ионы-Израиля начинается в Яффо. В названии этого города-порта — намёк на чуждое иудаизму начало. Ноахом сыну предсказано: «Иефету Бог даст простор (яфет)» (Вначале 9:27). Яффо — ворота, ведущие к чужим просторам — противопоставлен Иерушалаиму. Из Яффо Иона бежит. В Иерушалаим он и матросы восходят — в место, откуда вода-жизнь исходит. Не случайно и то, что несколько раз в мидраше об Ионе настойчиво повторяется иерусалимский корень «шлм» в слове «исполнить».  
Подобно тому, как идея всеобщего мира (Иешаяѓу 2:4) рождается во время беспощадно жестокой войны, Иерушалаим, земной и небесный, рождается в час беспощадно жестокого его разрушения.
Иерушалаим был заповеданной целью тех, кого вывел Господь из Египта (Цари 1 8:21). В мессианском грядущем Иерушалаим будет местом собрания изгнанников — евреев со всех концов земли, желанной целью народов многих, народов сильных (Зхарья 8:22), он станет светом, к которому народы придут (Иешаяѓу 60:3).
Было... Земной и небесный Иерушалаим.
Будет... Иерушалаим отстроенный.
 
Будет в конце времён: утвердится гора дома Господня вершиной всех гор, всех выше холмов,
и все народы к ней устремятся.
 
Многие народы пойдут, говоря: «Идите, взойдём на гору Господню, в дом Бога Яакова, Он научит Своим путям, и будем ходить стезями Его,
ибо из Сиона выйдет Учение, из Иерушалаима — слово Господне»
(Миха 4:1-2; Иешаяѓу 2:2-3).
 
Не умолкну ради Сиона и ради Иерушалаима не успокоюсь,
пока, как сияние, не взойдёт победа его и факелом горящим спасение.
 
Увидят народы победу твою, цари — твою славу,
и нарекут тебе новое имя, устами Господа изречённое.
 
Венцом величия в руке Господа будешь,
знаком царским — на Божьей руке.
 
О тебе больше не скажут «брошенный», о стране — не скажут «пустынная», «желанным» тебя нарекут, мужней — страну,
ибо Господь тебя возжелал, страну — Он познал.
 
Как познаёт юноша деву, тебя сыновья познают,
как рад невесте жених, Бог рад тебе будет.
 
На стенах твоих, Иерушалаим, поставил Я стражей, день и ночь им не молчать,
напоминая о Господе, и вы не молчите.
 
И Ему молчать не давайте,
пока не утвердит, не поставит Иерушалаим земною хвалою.
 
Десницей поклялся Господь, рукой мощи Своей:
Больше в пищу врагу хлеб твой не дам, вино, над которым трудился, не пить чужеземцам.
 
Есть его собирающим, Господа восхваляя,
во дворах Святилища пить.
 
Проходите, проходите ворота, путь торите народу,
ровняйте, ровняйте дорогу, от камней очищайте, народам знамя вздымайте.
 
Господь краю земли возглашает: Дочери Сиона скажите, идёт спасенье её,
вот, награда Его, перед Ним — Его воздаяние.
 
Нарекут их народом святым, спасёнными Господом,
а тебя назовут городом нужным и не покинутым
(Иешаяѓу 62).
 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка