Русская философия. Феноменология творения 31. Полис и государство

 

 

Продолжим всматриваться в тему сирости или сиротства русской земли.

Количество очагов в полисе ограничено некоторым числом (величиной), превышение которого ведёт к необратимой трансформации полиса, разрушению его существенных особенностей, появлению новых общественных форм, в которых принципы полисной жизни уже не выполняются.

Полис как единство многообразного сменяется государством как единством однообразного.

В философии и науке до сих пор нет адекватного исследования перехода от полиса к государству и поэтому нет понимания того, что такое государство, как оно возникло, как оно развивалось и как оно исчезнет. Такое исследование и понимание не востребовано именно потому, что оно может изменить, точнее, не изменить, а ускорить исчезновение государства как социальной формы. Государства в таком исследовании не заинтересованы, но заинтересованы люди, живущие в этих государствах.

Самое существенное и принципиальное отличие полиса от государства заключается в том, что в полисе нет и не может быть никакого института власти, то есть института подавления/подчинения, не важно власти одного над всеми, или всех над одним, или нескольких над остальными, или большинства над меньшинством, или меньшинства над большинством и т.д. В полисе не было никакой власти, кратии; соответственно, в полисе не было и демократии. Демократия – это уже государственная форма.

Полис – это предельно простая и одновременно предельно сложная форма, которая представляет собой некоторое количество людей (атомов), связанных друг с другом множеством связей, имеющих разовый, не повторяющийся и не фиксируемый характер. Атомистика Демокрита удивительно точно характеризует жизнь полиса.

Существуют атомы и пустота.

Атомы – это люди, они не имеют частей, то есть целостны, и не могут соприкасаться друг с другом, поскольку соприкосновение атомов меняет их природу, разрушает их целостность, что для жителя полиса невозможно. То есть атомы полиса должны сохранять свою целостность=индивидуальность=свободу. Однако это совсем не означает, что атомы не могут взаимодействовать, то есть участвовать в социальной динамике. Атомы не могут касаться друг друга, но вполне могут быть захвачены общим движением, "вихрем" в терминологии Демокрита, двигаться в одном направлении. Более того, атомы, каждый в отдельности, могут испытывать сходные состояния, сходные "потряхивания" по Демокриту, сотрясения, вибрации.

Существуют атомы и пустота. Не атомы и пустоты, а атомы и пустота. Пустота – это не бесконечность, в которой находятся атомы, а наоборот, очерчивающая их конечность, конечность очагов, возможных в данном полисе (по Платону). Или конечность данного вихря, захватившего своим движением некоторое количество атомов (по Демокриту). Или количество одинаково содрогающихся, потряхивающихся атомов (всё по тому же Демокриту). Пустота – это горизонт событий данной сферы, какой бы величины она (сфера) ни была. Тогда это была сфера каждого отдельного полиса. Скоро это будет сфера всего человечества

Полис – очень динамичная и одновременно устойчивая система, способная в каждый данный момент образовывать из своих атомов разнообразные структуры, или, что то же самое, каждое данное потряхивание атомов, то есть каждая данная активность людей, образует своеобразную социальную структуру. У данной системы нет никакого внешнего ему правила, даже правила самосохранения, самодления, то есть выживания. Полис исчезает ровно в тот момент, когда исчезает возможность сохранения целостности составляющих его атомов, причём исчезает без малейшего сопротивления, то есть насилия.

Смерть Сократа – это смерть полиса и рождение государства.

Государство рождается в насилии. Потому что основано на воздействии одних на других, воздействии, которое лишает человека его атомарности, целостности, трансформирует его природу, превращает его из целостного и свободного в частное существо, социальную партикулу, накрепко связанную многочисленными нитями в некоторую устойчивую, повторяющуюся, самосохраняющуюся, в том же самом виде воспроизводящуюся структуру. Одинаковое воспроизведение, повторение, фиксация, воспроизводство всего таким же, без изменений, сохранение – характерные тенденции государства.

Если посмотреть на историю развития государств, то начинают они с разнообразных форм демократии, которые достаточно быстро перерастают в деспотии, царства, княжества, королевства и монархии, после чего вновь движутся в направлении демократии, но движутся очень медленно, так как достигнув зрелых форм государство задействует все свои ресурсы на самосохранение. Государство – это не полис, добровольно оно свои позиции не сдаст и будет биться за собственное выживание до последнего патрона.

Одним из основных ресурсов развития государства, кроме внутреннего структурирования, является внешняя экспансия, расширение, в основном за счёт насилия над более слабыми соседями. Раз демократия – это форма государства, то не стоит удивляться, что одним из арсеналов его существования будет военная экспансия, например, в целях распространения/навязывания этой самой демократии. Война, явная или скрытая, - верный признак такой социальной формы как государство, особенно если возможности его внутреннего развития исчерпаны, а задача выживания актуальна.

Почему полис исчез, а государство появилось? Первое, что бросается в глаза, это изменение количества людей: их стало так много, что потребовалась новая форма взаимодействия, изменение в сторону усложнения порядка полиса (в математическом смысле). Достигнув горизонтального максимума, то есть максимума количества одинаково, однопорядково свободных атомов, система создала новый уровень, как бы удвоилась, расслоилась на два, а затем и более уровней, каждый из которых должен был бы сохранять принципы начальной формы полиса, то есть сиюминутность, неповторяемость и уникальность каждого мгновения/решения/действия/человека.

Интересным является вопрос, почему полис не смог сохраниться как многоуровневая, а не одноуровневая система; несомненно только одно – человечеству предстояло теперь осваивать и накапливать опыт многоуровневой социальной жизни, внутренне ориентируясь на матрицу полиса. Наступила эпоха иерархий – земных и небесных, которая сегодня достигла предела своего внутреннего развития и поэтому становится тормозом развития человека.

Однако увеличение количества людей не объясняет исчезновение принципов жизни полиса в новой социальной форме государства. Объясняет это другое, а именно: изменение человека, атома полиса, которое заключается в том, что накопление им опыта жизни целостным атомом развило в нём индивидуальное внимание наряду с привычным уже родовым.

Именно сочетание этих двух факторов – усложнение социальной структуры и усложнение внимания человека, привело к трансформации полиса в государство. Соответственно, принципы полиса восстановятся тогда и только тогда, когда всё человечество станет одним полисом. Когда вертикаль и горизонталь социального взаимодействия обеспечит свободу индивидуальности, а индивидуальное внимание достигнет гармонии с родовым.

Сократ завершил полис и начал государство. Завершил полис тем, что поступал в соответствии со своей свободой гражданина полиса, а начал государство тем, что так же свободно принял на себя долг подчинения ему.

Почти через две тысячи лет завершил государство и начал человечество как один полис Декарт. Завершил тем, что нашёл бога в себе, а начал тем, что нашёл себя как мыслящее бытиё. Подобный опыт среди русских осуществил Лев Николаевич Толстой, со свойственной ему мощью принявший данную ему жизнь среди других людей как свой личный долг, и с той же мощью освободившийся от него как от временного ограничения. Для Толстого долг человека быть среди других не отменяет долга быть самим собой. Что и есть принцип полиса.

 

X
Загрузка