Сибирская сказка

За меня не будете в ответе,
Можете пока спокойно спать. 
Сила – право, только ваши дети
За меня вас будут проклинать. 

Александр Пушкин

11 июля 1949 года Томский областной суд в отсутствие свидетелей
приговорил Николая Евгеньевича Мартьянова по статье 58-10 УК РСФСР
«За антисоветскую агитацию и пропаганду» к высшей мере наказания
– расстрелу. Расстрел впоследствии был заменён 10 годами каторги
в заполярных лагерях. Так случился самый яркий эпизод таинства,
о котором до сих пор ничего неведомо и которое можно назвать сибирской
сказкой
.

Николай Евгеньевич Мартьянов был учёным-геологом и занимался только
научной деятельностью, которая, понятное дело, никакого отношения
к «антисоветской агитации и пропаганде» не имела. Но зато она
ниспровергала основы геологии и естествознания в целом, – в этом
и состоит сюжетная фабула сибирской сказки. Но не Мартьянов был
первооткрывателем этого таинства. В 1936 году академик Михаил
Андреевич Усов, которого числят первым академиком Сибири, провозгласил:
«Земля не потому сжимается, что охлаждается, а потому охлаждается,
что сжимается». Реакция в научном мире на такое заявление была
аналогична, как, если бы некто решился обнажить в благородном
собрании оба полушария своего мягкого места. Неоспоримо, что сжимание
есть следствие охлаждения или уменьшения температуры, – таков
непререкаемый закон физики, подтверждённый многократными экспериментами.
На этом зиждется вся геология, и Земля в таком разе значится просто
физическим телом в Солнечной системе. А Усов утверждает прямо
противоположное: Земля самостоятельно сжимается и его следствием
становится физическое снижение температуры или охлаждение. Эту
дерзость академику не простили и его научная монография, готовая
к печати, была запрещена, а набор рассыпан. Потрясённый академик
М.А.Усов слёг и в 1939 году умер.

Процесс чередования сжатия и расширения Земли называется пульсацией.
До Усова гипотезу пульсаций пытался внедрить в геологию Михаил
Михайлович Тетяев, который на тот момент был первым геологом Союза,
и геологи с почтением называли его «Мих-Михом». Тетяев использовал
при своих исследованиях официальную идеологию диалектического
материализма, и, тем не менее, Мих-Мих был репрессирован и сослан
в Забайкалье. От идеи пульсаций Земли, которая, так или иначе,
отвергает гегемонизм физических наук, поочерёдно отказались виднейшие
представители геологии того времени: на Западе – Уолтер Бачер,
в Советском Союзе – академик В.А.Обручев.

Итак, идея пульсаций стала крестом, на котором распинали вольнодумцев
и еретиков, хотя тема пульсаций формально дозволялась геологической
теорией. Но не дозволялась мысль, из-за которой, в сущности, пострадали
Тетяев и Усов, что Земля способна обладать собственными законами
развития, которые независимы от физико-математических выводов
и постановлений. Вот тут-то и появился Н.Е.Мартьянов. Усовская
трагедия проходила на его глазах, – в это время он учился на геологическом
факультете Томского университета. Мартьянов взял у Усова эту самую
еретическую мысль и продолжил сибирскую сказку дальше: идею пульсаций
он превратил в идеологию, а мысль о самостоятельных законах Земли
сделал мышлением. Даже приговор Томского суда, жестокий и несправедливый,
не остановил смелого сказителя: в условиях ГУЛАГа Мартьянов сумел
сотворить фундаментальную теорию пульсаций вещества Земли, которую
можно поставить в один ряд с теорией относительности А.Эйнштейна
и теорией естественного отбора Ч.Дарвина.

О чём же повествуется в сибирской сказке? О Земле, которая, находясь
в составе Солнечной системы, живёт своей собственной жизнью и
следует своим внутренним закономерностям. Нагляднее всего это
можно продемонстрировать на примере человека. Человек является
самым очевидным и наиболее совершенным макетом пульсационной механики:
сжатие – расширение (работа человеческого сердца и системы кровообращения),
вдох – выдох (дыхание человека), сокращение – растяжение (движение
человека). Тот же закон пульсаций Мартьянов распространяет и на
всю Вселенную. Пульсационное дыхание Земли, – извержения, землетрясения,
наводнения, зной, морозы, цунами, ураганы, – мы наблюдаем повседневно,
а в наше время ритмы свирепой стихии приобрели незнаемый ранее
размах и частоту. И в этом содержится значительная доля вины человека,
– такова мораль сибирской сказки, если её рассказывать в духе
Мартьянова. Точь-в-точь по Пушкину: «сказка – ложь, да в ней намёк
– добрым молодцам урок». Мартьянов единственный в геологической
теории держал руку на пульсе Земли. Но Мартьянову не дали сказать,
приговорив сибирскую сказку к высшей мере наказания.

Мартьянов происходил из касты сибирских просветителей (его дед
является основателем знаменитого Минусинского прирородоведческого
заповедника), и он не мог не обращать внимания на окружающую жизнь.
Его врождённая аналитическая способность непроизвольно выливалась
в оценки этой жизни, которыми он, в силу природной открытости
и с присущей ему прямолинейностью, делился в беседах с друзьями-приятелями.
Он говорил, «…что советское общество в своём развитии идёт к господству
правящей части коммунистической партии. И диктатура пролетариата
– это диктатура правящей в СССР некоторой части компартии, которая
захватила командные высоты в стране», и ещё: «Россия идёт по собственному
пути, который характеризуется деспотическим режимом. Как и во
Франции, революция в России закончится деспотическим режимом и
возвратом к господству частной собственности». Четверо из «друзей-приятелей»
донесли на Мартьянова в НКВД, придав этим беседам форму антисоветской
агитации. На следствие Мартьянов заявил: «Об этом я говорил своим
друзьям (перечисляет их фамилии – Г.Г.). Но я перед ними изливал
душу, а не преследовал цели повлиять на их убеждения и склонить
на свою сторону». Подлые доносы были лишь поводом для лишения
свободы вольнодумца Мартьянова, а подлинный «антисоветизм» заключался
в его научном мировоззрении, то есть, в сибирской сказке.

Н.Е.Мартьянов скончался в Красноярске в 1983 году, в нужде и безвестности.
В предисловии своего труда «Размышления о пульсациях Земли» Мартьянов
написал: «Однако, оставаясь при еретическом убеждении, что идеи
стоят дороже, чем их доказательства, я решился, дорогой потомок,
представить их на твой суд. Я это делаю потому, что у своих современников
я не сумел добиться того успеха, который называется признанием».

Неверно, что рукописи не горят, – горят, и ещё как! Не горят и
не пропадают в забытье истины и идеи. С четвертьвековым
опозданием сибирская сказка ожила: труд Н.Е.Мартьянова был издан
в Красноярске в 2004 году, а Томский государственный университет
написал в своём печатном органе «Alma mater»: «Открытия Н.Е.Мартьянова
войдут в историю цивилизации как прорыв науки к новому знанию
о структуре планеты Земли вопреки господствующим теориям» (2004г.)

Русский гений Н.Е.Мартьянов подарил своей стране прелестную сибирскую
сказку. А чем ответила страна? Потомки великого учёного, – вдова,
дочь и сын, – пребывают нынче в нищете и с трудом выживают. У
дочери Ольги тяжело и опасно болен старший сын, и она не в состоянии
обеспечить его лечение. Внук русского гения в опасности!
В своём обращении к президенту В.В.Путину я написал:

Г-н Президент! Научное наследство Н.Е.Мартьянова есть национальное
достояние России. Забота о национальном достоянии является прямой
обязанностью верховной власти, и в эту обязанность входит создание
достойных условий существования наследников того, кто отдал своей
родине всё, что имел. В этом акте должно проявиться раскаяние
не только в связи с осуждением невинного человека, но и в том,
что была искалечена жизнь одного из русских гениев. Я прошу Вас
напомнить местным властям, что оказание внимания вдове, дочери
и внуку великого учёного есть акт по охранению государственного
престижа России».

У русских сказок имеется прелестное свойство – оканчиваться счастливым
концом. Будет ли счастливым конец у сибирской сказки, зависит
от условий проживания семьи Ольги Николаевны Мартьяновой, не позорящих
память её отца – великого русского учёного. О.Н.Мартьянова проживает
в г. Томске 634062, ул. Иркутский тракт, 83, кв.49; телефон 3822-67-63-40.

Генрих Грузман

X
Загрузка