Проективный словарь философии. Новые понятия и термины (36)

Проективный словарь философии

Новые понятия и термины (36)

Философия единичного и повседневного (1)

От философии языка мы переходим к следующему разделу Словаря
- философии повседневности, которая включает в себя мир вещей,
индивидов, уникумов, мельчайших составляющих мироздания.


Имена собственные как философские термины.

Существоведение - наука о единичных существах в их отличии от
существования и сущности.


ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ

Наряду с служебными словами (такими, как предлог «В»),
имена собственные составляют важный источник пополнения
философской терминологии, в которой по традиции господствовали
имена нарицательные. Каждый индивид не только представляет место
скрещения множества универсалий, но и сам может выступать как
универсалия, как свойство «быть данным индивидом», точнее, «иметь
свойства данного индивида». Так, Ж. Делез и Ф. Гваттари придают
особое значение таким концептуальным комплексам, которые включают
имя собственное как метку уникального события, «этости»,
типа «Петр-гулять-6 часов вечера» («Тысяча плато»).

Философия не ограничивается общими терминами и категориями («субстанция»,
«бытие», «протяженность»), но может работать со словами, обозначающими
конкретные вещи и лица, в том числе с именами собственными,
придавая им статус универсалий. Например, любовь, испытываемая
самыми разными людьми, может иметь некие свойства, принадлежавшие
индивиду Платону и описанные в его сочинениях, а именно, свойства
идеальности, устремленности к вечному, к порождению «прекрасного
в духе», и в таком случае называться его именем – «платоническая
любовь». «Платоническое», «гегелевское», «ницщеанское», «марксистское»
– уже известные универсалии, образованные от имен собственных
и способные применяться ко множеству вещей («кантовская вещь-в-себе»,
«кантовский императив», «гегелевские раб и господин», «гегелевское
государство», «шопенгауэровская воля», «ницшеанский сверхчеловек»).

В принципе, любое имя собственное может быть превращено
в обобщающий термин, если оно обозначает какую-то черту, которая
в данном индивиде выражена сильнее, чем в других, и, значит, может
называться его именем. «Иван» или «Мария» могут быть именами-универсалиями
и относиться к особому типу предметов, явлений, событий, которые
обнаруживают в себе «ивановость» или «марьевость», т.е. отчетливые
индивидуальные свойства данных личностей. Например, можно мыслить
«марьевость» в определенного типа занавесках, пирогах, обстановке
быта, манере разговора, несущих на себе отпечаток того склада
личности, который полнее всего был выражен в данной Марье. Человек,
родившийся в Измайлове и сроднившийся с ним, может осмыслить феномен
«измайловства», найти какие-то черты «метагеографии» в этом старинном
районе Москвы.

На путях восхождения от абстрактного к конкретному философия начинает
все больше оперировать именами собственными, осваивать
мыслимость отдельных лиц, вещей и событий, универсальность их
индивидуальных свойств. При этом имя собственное может
дополняться обобщающим суффиксом «-ость» или «-ство», раскрывающим
в индивиде особую смысловую потенцию, универсалию, которая по-разному
актуализируется и в других индивидах.

Лит: Павел Флоренский. Имена. М., Харьков, 2000.


СУЩЕСТВОВЕДЕНИЕ (study of individual creatures,
entities; entiology, от лат. ens, сущее, существо;
греч. einai – быть) – наука о существах, реальных
и воображаемых, природных и искусственных, телесных и духовных,
и о том, что делает их существами (субъектами, актантами), выделяет
из мира идей и объектов. Существо – это категория особого
рода, отличная и от сущности, и от существования, несводимая
к эссенциализму и экзистенциализму.

Существо – «самосущностно», оно само определяет формы своего существования,
в этом смысле оно «всегда право», оно больше сущности и существования.
Существо – это самодействующее «некто», бытие которого определяется
его собственной волей, желаниями, интенциями, потребностями, автономными
по отношению к среде обитания. Существо – то, что может себя
вести
, т.е. быть субъектом желания и действия. Возвратное
местоимение «себя»
впервые появляется в языке по отношению
к существу, как особая логико-грамматическая категория,
центральная для существоведения.

Существо отличается от персоны, поэтому существоведение
не следует отождествлять с психологией или персонологией. Вряд
ли можно говорить о персоне (личности) Жар-птицы или Змея-Горыныча,
хотя они, несомненно, являются существами.

Область существоведения начинается с животных и простирается
до ангелов и Верховного Существа. Выделяются следующие пять основных
разрядов существ:

1. Природные существа, или организмы, среди которых различаются
животные и люди.

2. Иноприродные существа: неведомые нам обитатели других планет
и миров.

3. Сверхприродные существа: Бог, ангелы, духи.

4. Вымышленные (иллюзорные, фантастические) существа: мифологические,
фольклорные, литературные, художественные персонажи. Сюда же относятся
те материально воплощенные образы живых существ – игрушки, изваяния,
– которые сами могут «анимироваться», восприниматься как отдельные
существа.

5. Искусственные (технические) существа, продукты электронных
и биологических технологий, творения человека, носители искусственного
разума: киборги, андроиды, гиноиды, роботы.

Общее свойство существ – способность носить имя собственное
(см. выше), т.е. быть уникальным, выделяться из разряда подобных
себе. Это свойство переносится на домашних животных и детские
игрушки, которым дают клички. К существу можно привязываться,
влюбляться, не уметь обходиться без него, даже если это игрушка
(«плюшевый мишка») или паук, сплетший паутину в углу тюремной
камеры – единственное живое существо, к которому может обращаться
заключенный. С существом можно устанавливать личные отношения
(«муравей Джек», «гусеница Лиза»); даже если они фактически безответны,
они строятся на презумпции взаимности, в расчете на отзыв.

При этом остается вопросом: что такое – существо, чем оно отличается
от всех других явлений сущности и существования? Другие дискуссионные
вопросы существоведения:

Как логически эксплицировать разницу между «нечто» и «некто»?
Как интуиция существа, в его отличии от сущности и вещи, оформляется
в грамматическую категорию одушевленности?

Что или кто есть Бог: существо (личность), существование (бытие),
или сущность (принцип, абсолют, начало)?

Всякий ли живой организм, даже простейший, одноклеточный, можно
назвать существом?

В какой момент машина (компьютер) становится существом, достаточно
ли для этого встроенной способности самореференции и самодетерминации?

Один из основателей философского существоведения
Э. Левинас, который собрал в 1947 г. свои эссе под общим заглавием
«От существования к существующему». Однако, по замечанию Ж. Деррида,
«под «существующим», «сущим» Левинас почти везде и всегда понимает
существующее человеком, сущее в форме Dasein»._ 1

Существоведение вместе с вещеведением (см. Реалогия)
входят в цикл дисциплин, изучающих единичное.


1. Ж. Деррида. Письмо и различие. М., Академический
проект, 2000, с. 139.

X
Загрузка