Проективный словарь философии. Новые понятия и термины № 24

Философия искусства и культуры (7)

Транскультура: между глобализмом и многокультурием.

Как обрести свободу от своей родной культуры.

ТРАНСКУЛЬТУРА (transculture) - новая сфера культурного развития за
границами сложившихся национальных, расовых, гендерных,
профессиональных культур. Транскультура преодолевает замкнутость
их традиций, языковых и ценностных детерминаций и открывает
поле "надкультурного" творчества.

Транскультура контрастно определяет себя (1) в отношении концепций
глобальной культуры и многокультурия; (2) в отношении
растущей специализации разных культурных областей.

1. Глобализм и многокультурие

В последнее время много говорят о глобальной культуре, безудержно
распространяющейся по всему миру после падения железного
занавеса. Составляющие этой глобальной культуры - новые
коммуникативные сети (в частности, интернет), свободный
информационный обмен и поток капиталов, экспансия межнациональных
корпораций, туризм, и т.д. Фактически, под глобальной культурой
чаще всего явно или скрыто, одобрительно или осудительно
понимается панамериканизм.

С другой стороны, все еще пользуется влиянием концепция
многокультурия (multiculturalism), согласно которой все культуры, даже
малочисленные или исторически подавленные, обладают
собственной ценностью и должны быть одинаково представлены и внутри
больших национальных культур, и на международной арене.
"Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов" рождать
не только российская земля, но и африканская, и гренландская.
Вопреки надменному евроцентризму и культурному
колониализму, у чукчей есть свои Анакреоны, а у зырян - свои Тютчевы.

Между глобализмом и многокультурием идут идеологические войны, а
иногда вспыхивают и уличные потасовки (движение
антиглобалистов). Обречены ли мы на это противостояние - или третье
все-таки дано?

Мне одинаково мрачными представляются перспективы и глобализма, и т.
н. "многокультурия". Одна и та же культура по всему земному
шару, все те же Голливуд и рок музыка, с маленькими
местными вариациями ("американское по содержанию, национальное по
форме")... Или множество замкнутых в себе малых культур,
которые выходят в большой мир только для того, чтобы
продемонстрировать свою "гордость" (pride), а затем снова скрыться в
этническом анклаве или сексуальном клозете...

Общее между глобализмом и многокультурием - детерминизм. В одном
случае детерминизм выступает как "необратимая тенденция
мирового развития, общая для всех стран и народов" (глобализм); в
другом - как "непреодолимая зависимость культуры от пола,
расы, этноса, сексуальных ориентаций ее представителей"
(многокультурие). В рамках этих концепций не остается свободы
выбора для личности, обреченной на ту или иную культуру либо
фактом своего физического происхождения, либо фактом всемирного
влияния единственной сверхдержавы.

Возможно, мир движется даже к совмещению этих двух детерминизмов -
горизонтального и вертикального: американо-глобализмa в одном
измерении ("массовая культура") и американского же типа
многокультурия в другом ("гордость меньшинств"). Но если две
мрачные перспективы складываются вместе, они не становятся
светлее. Два детерминизма не делают человека свободнее, хотя и
создают иллюзию, что можно сыграть на их противоречиях и
спрятаться от одного в щелку другого.

Транскультура - это иная модель развития культуры, не
уравнительно-глобалистская и не замкнуто-плюралистическая. Среди множества
свобод, которые провозглашаются неотъемлемыми правами
личности, возникает еще одна, быть может, самая емкая: свобода от
собственной культуры
, в которой родился и был воспитан.

Это совсем не то, что политическое право на свободный выбор места
жительства, эмиграцию, пересечение государственных границ.
Множество людей, покидающих географическое место своей
культуры, до конца жизни остаются пленниками ее языка и традиций.
Другие переселенцы, отвернувшись от прошлого, становятся
пленниками иной, новообретенной культуры. Пожалуй, лишь меньшая
часть, приобщаясь к двум или нескольким культурам, сохраняет
свободу от каждой них.

Транскультура приобретается нами на выходе из своей культуре и на
перекрестках с чужими. Транскультура - это такая свобода,
которую нельзя провозглашать, можно только к ней стремиться и ее
частично осуществлять рискованным опытом своих собственных
культурных странствий и трансмутаций.

2. Культурология и транскультура

Концепция "транскультуры" возникла в России в начале 1980-х в связи
с системным кризисом "глобалистской" по своим притязаниям
советской цивилизации и в ходе развития культурологии как
сравнительного анализа разных культур.

Транскультура, как она представлялась мне в 1980-е гг., - это
практический результат деятельности культурологии и других
гуманитарных наук, создающих новые позиции остранения,
"вненаходимости" (М. Бахтин) по отношению ко всем существующим
культурам. В исследованиях советских культурологов 1960-х-80-х годов
обнаруживалось, что культуры многообразны, что "наша",
советская - лишь одна из них, не лучшая, но, возможно, и не
худшая, что у отдельных ее элементов есть аналоги в других
эпохах. Трудами М. Бахтина и А. Лосева, Ю. Лотмана и Д. Лихачева,
С. Аверинцева и А. Гуревича, В. Иванова и В. Топорова, В.
Библера и Л. Баткина, Г. Гачева и В. Рабиновича расширялось
культурное пространство, доступное нашим современникам.
Открывалась перспектива Культуры культур, т.е. такой универсальной
системы знаков (семиосферы), в которой представлены, как
бесчисленные варианты, все существующие культуры и возможности
еще несбывшихся культур.

Сама культурология в своей потенции - это не просто знание, но
особый способ транскультурного бытия: на перекрёстке культур.
Если другие специалисты так или иначе живут и действуют внутри
определённой культуры, бессознательно принимая на себя её
определения, то культуролог делает предметом определения саму
культуру и тем самым выходит за её предел. Этим достигается
терапевтическое воздействие культурологии на сознание людей,
одержимых идеями и комплексами, навязанными той или иной
культурой. Обнажая условность каждой из них, культурология
приближает нас к безусловному. Таким образом, культурология
содержит в себе предпосылки транскультурного движения -
умножает степени свободы внутри культуры, в том числе и
конструктивной свободы от самой культуры (в отличие от варварства,
которое, разрушая культуру, попадает обратно в плен к природе).

Транскультура - это особое состояние человека, освобождённого
культурой от природы и культурологией от культуры
. Этот
транскультурный мир ещё никогда по-настоящему не был описан, потому
что сам путь к нему через культурологию был открыт
сравнительно недавно. Некоторые предварительные постижения этого мира -
в основном, его художественные интуиции - можно найти в
описании Кастилии и Игры у Г. Гессе ("Игра в бисер"), в
произведениях Х. Л. Борхеса, в размышлениях О. Шпенглера и Т.
Манна. Не следует представлять этого мира как чего-то замкнутого,
обособленного, лежащего в стороне от реальных, исторических
культур. Скорее, этот транскультурный мир лежит внутри всех
существующих культур, как непрерывный Континуум, объемлющий
все культуры и лакуны между ними. Транскультурный мир - это
единство всех культур и некультур, тех возможностей,
которые еще не были реализованы в существующих культурах.

В транскультуре "Книга перемен" корреспондирует и взаимодействует с
музыкой Баха и теорией множества Г. Кантора. Но в отличие от
гессевской Игры, которая носила принципиально
репродуктивный характер и исключала творчество новых знаков и ценностей,
транскультура есть творчество в жанре и объеме культуры как
целого. Если учёный, политик, художник, философ творят
внутри разных областей культуры, то культуролог исходит из
существующих культур как материала своей работы и творит из них
транскультуру, пользуясь и философией, и наукой, и искусством,
и политикой как инструментами этого транскультурного
творчества. Исследуя существующие культуры, он вместе с тем
создает зачатки, гипотезы, проекты возможных культур.

3. Транскультура и междисциплинарность

Транскультура - культура, осознающая целостность всех своих
дисциплинарных составляющих (научных, художественных, политических,
религиозных) и творящая себя сознательно в формах этой
целостности. Интегральное самосознание необходимо культуре,
представляющей огромный и все более разнородный агрегат наук,
искусств, традиций, профессий и конфессий. Почему сферой
творчества может быть наука или искусство, политика или философия,
но не культура как таковая? Транскультура есть культура,
творимая не внутри отдельных своих областей, а непосредственно
в формах самой культуры, в поле взаимодействия разных её
составляющих.

В начале 1980-х становится очевидным коллапс советской культуры - и
вместе с тем возникает теоретическая "жалость" к ней, идея
воспользоваться ее уникальным свойством - утопичностью,
проектизмом, тотальностью - и произвести из одного
концептуального центра многоразличные сферы и дисциплины, образующие
новую, постсоветскую культуру. Транскультура исходит из опыта
тотального "управления культурой", "построения новой культуры",
"культурной революции", которые предпринимались в
коммунистических странах, - но превращает тотальность из
политического орудия в творческий прием. Подобно тому как писатель, или
художник, или философ создают произведения в каком-то
определенном жанре искусства - романа, картины, трактата, -
возникают произведения в жанре культуры как целого, точнее,
проекта такой культуры.

Я приведу несколько записей из своих "Писем о транскультуре" (1982-83):

Культура так относится к разнообразным искусствам, как древесность -
к разным породам деревьев. Мы в своем российском саду
разводим не деревья, а древесность, и получаем с нее не плоды, а
плодовость. Это некая абстракция или эссенция культуры,
которой важно сохранить себя и отличить от не-культуры, от
враждебного мира за оградой сада.

Транскультура - это новый вид искусства, объемлющий все остальные.

Сейчас такая пора, когда можно и нужно не только что-то делать
внутри определенной области искусства, философии, науки, но и
создавать целую культуру - как единое произведение. Именно так
искони существует культура в России - не как стихийное
порождение почвы, народа, а как искусственное и искусное
создание. Вся русская литература от Ломоносова до Блока - единое
произведение, варьирующее 10-12 тем и героев. Сейчас положение
таково, что культура еще более компактна, ее может создавать
один человек или сплоченная группа людей, - не
разнообразные произведения искусства, а единство культуры как таковой.
[1]

Параллельно с теоретическими проектами создавались и сами
"произведения в жанре культуры". Примером культуроники -
транскультурного творчества может служить деятельность "московской номы"
- концептуальной среды, включавшей группы "Коллективные
действия" (А. Монастырский и др.) и "Медицинская герменевтика"
О. Ануфриева и П. Пепперштейна. К транскультуре можно также
отнести деятельность питерских "митьков", "тотальные
инсталляции" и "Дворец проектов" Ильи Кабакова, такие
междисциплинарные объединения, как Клуб эссеистов, клуб "Мысль и образ" и
Лаборатория современной культуры (Москва, 1982-1989).

В транскультуре часто используются те жанры и формы, которые
традиционно служили сохранению и иследованию культуры: словарь,
тезаурус, склад, архив, музей, мусор, свалка, экспонат,
документ, отчет, реферат, каталог, альбом, комментарий... В этих
формах культура выступает как целое, поскольку предполагается,
что наступило время ее сохранения, собирания. Именно
потому, что культура опредмечена в этих жанрах регистрации и
консервации, они становятся ведущими в транскультуре, только
выступают уже как творческие, порождающие: культура осваивает
все формы собственного отчуждения.

4. Транскультура vs. многокультурие

С середины 1990-х годов транскультурное вИдение (transcultural
vision) начинает распространяться и на Западе в связи с кризисом
концепции "многокультурия". В отличие от "многокультурия",
которое устанавливает ценностное равенство и
самодостаточность разных культур, концепция транскультуры предполагает их
открытость и взаимную вовлеченность. Здесь действует принцип
не дифференциации, а интерференции, "рассеивания"
символических значений одной культуры в поле других культур. Если
"многокультурие" настаивает на принадлежности индивида к "своей",
биологически и биографически предзаданной, "природной"
культуре ("черной", "женской", "молодежной", "голубой" и т.д.),
то "транскультура" предполагает диффузию исходных культурных
идентичностей по мере того, как индивиды пересекают границы
разных культур и ассимилируются в них.

Вместе с тем транскультуру не следует отождествлять с глобальной
культурой, распространяющей одинаковые модели (преимущественно
американские) на все человечество. Транскультура есть не
общее и идентичное, присущее всем культурам, но культурная
разнообразие и универсальность как достояние одной личности.
Транскультура - это состояние виртуальной принадлежности одного
индивида многим культурам
.

Транскультура - это область "вненаходимости" по отношению ко всем
наличным культурам, свобода каждого человека жить на границах
или за границами своей "врожденной" культуры, белой или
черной, французской или грузинской, мужской или женской. Хотя
культура по мере своего становления отделяется от природы, она
сoхраняет в себе много природного, этнического,
психофизического, социоклассового. Транскультура есть следующий шаг
культуры к выходу за стены собственной языковой тюрьмы,
идеологических маний и фобий.

О потребности такого "бегства от себя" говорит судьба Мераба
Мамардашвили (1930-1990), крупного советского философа,
вынужденного на склоне лет стать "грузинским философом" и познать
прелесть вынужденной идентификации со своей "родной" культурой.
Мамардашвили отметил угрозу несвободы в таких лозунгах
многокультурия: "Каждая культура самоценна. Надо людям дать жить
внутри своей культуры. ...А меня спросили?... Может быть, я
как раз задыхаюсь внутри этой вполне своеобычной, сложной и
развитой культуры?" [2] Мамардашвили отстаивает право
человека на независимость от своей собственной культуры, "право на
шаг, трансцендирующий окружающую, родную, свою собственную
культуру и среду" как "первичный метафизический акт". [3]
Транскультура - это и есть область метафизических актов,
конституирующих свободную транскультурную личность, серия ее
побегов из "почвенной" культуры.

5. Транскультура : культура = культура : природа

Транскультура никоим образом не отменяет нашего культурного "тела",
совокупности символов и привычек, данных нам от рождения и
воспитания. Ведь и пребывание в культуре не отменяет нашего
физического тела, но умножает его символические смыслы,
освобождает от рабства у тела. Культура еды или культура желания
- ритуал застолья, ритуал ухаживанья и т.д. - это
освобождение от прямых инстинктов голода и вожделения, их творческая
отсрочка, символическое овладение и сознательное наслаждение
ими. Тело не исчезает в культуре, но исчезает рабство у
тела.

Культура, освобождая человека от плена природы, создает новые
зависимости - уже от обычаев, традиций, условностей, автоматизмов
самой культуры, которые человек впитывает как групповое
существо, член своего клана, этноса, консенсуса. Культура -
"немецкая", "русская", "мужская", "женская" - это новая
окаменелость на теле природы, новая система психофизического
принуждения, символического насилия, предзаданных ролей и
идентичностей: "национальный характер", "женское письмо",
"гомоэротическая гордость"... Транскультура заново растворяет эти
жесткие, оприродненные черты культуры, придает смысловую
подвижность и новую сочетаемость элементам разных культур.
Транскультура в отношении культуры - это следующий порядок
освобождения
, на этот раз от безотчетных символических зависимостей,
предрасположений и предрассудков "родной культуры".

Даже если я, находясь в пространстве ТК, обращаюсь к своей
"коренной" традиции, мой выбор дает ей иную значимость, чем невольная
ей принадлежность в рамках своей "единственной" культуры.
Как заметил Бахтин, "свобода не может изменить бытие, так
сказать, материально (да и не может этого хотеть) - она может
изменить только смысл бытия..." [4] Выход в область ТК
расширяет смысл всех существующих культур, потому что любой их
элемент теперь не диктуется, как традиция, а свободно
выбирается, как художник выбирает краски, чтобы по-новому их сочетать
в картине. Транскультурное творчество пользуется палитрой
всех культур. Одна и та же физическая реальность, например,
вода или камень, по-разному символизируется разными
культурами; и точно так же элементы той или иной культуры
дополнительно расцвечиваются, многообразно варьируются в пространстве
ТК. Простейщий пример: один и тот же рис имеет разный вкус
для китайца в средневековой деревне и для француза в
современном Париже, ибо рис после сыра с вином или после печеночного
паштета - это совсем другое блюдо, чем рис после риса после
риса. Транскультурно я сам выбираю, к какой кулинарной,
художественной или религиозной традиции примкнуть и в какой
степени сделать ее своей.

Kонцепция транскультуры подробно изложена в книге Элен Берри и
Михаила Эпштейна "Транскультурные эксперименты: Российская и
американская модели творческой коммуникации" (Нью-Йорк, 1999).
Транскультура там определяется как "раздвижение границ
этнических, профессиональных, языковых и других идентичностей на
новых уровнях неопределимости и "виртуальности".
Транскультура создает новые идентичности в зоне размытости и
интерференции и бросает вызов метафизике самобытности и прерывности,
характерной для наций, рас, профессий и других устоявшихся
культурных образований, которые закосневают, а не рассеиваются
в "политике идентичности", проводимой теорией
многокультурия". [5]

Таким образом, уже на основе сложившихся национальных культур
транскультура продолжает то движение, которое было начато выходом
человека из природы в культуру. Если культура освобождает
природного человека от материальных зависимостей, опосредуя их
символически, то транскультура освобождает культурного
человека от символических зависимостей его исходной,
"врожденной" культуры. При этом место твердой культурной идентичности
занимают не просто гибридные образования ("афро-американец"
или "турецкий эмигрант в Германии"), но набор потенциальных
культурных признаков, универсальная символическая палитра, из
которой любой индивид может свободно выбирать и смешивать
краски, превращая их в автопортрет. Транскультура - это новая
символическая среда обитания человеческого рода
, которая
примерно так же относится к культуре в традиционном смысле,
как культура относится к природе.


1. Kонцепция транскультуры была первоначально изложена в следующих публикациях: Михаил Эпштейн. Говорить на языке всех культур. "Наука и жизнь", 1990, #1, сс. 100-103; Mikhail Epstein. Culture - Culturology - Transculture, в его кн. After the Future: The Paradoxes of Postmodernism and Contemporary Russian Culture. Amherst: The University of Massachusetts Press, 1995, pp. 280-306.




2. Мераб Мамардашвили. Другое небо, в его кн. Как я понимаю философию. М., Культура, 1992, с. 335, 337.




3. Там же, с. 336.




4. Михаил Бахтин. Из записей 1970-71 гг., в его кн. Эстетика словесного творчества, М. Искусство, 1979, 342.




5. Ellen Berry, Mikhail Epstein. Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication. New York: St. Martin's Press, 1999, p. 25.


X
Загрузка