Тропы Антропоса. Философские проблемы русской национальной школы.

В соответствии с "Концепцией государственной программы национального
возрождения народов Российской Федерации" в России предусматривается
возможность создания национальных школ русской культуры. И эта
возможность должна быть использована для подъема русского национального
сознания.

Следует принять во внимание, что школа – совершенно особое
место в трансляции культуры. И дело даже не только в том, что
школа имеет дело с подрастающим поколением. Дело в том, что школа,
во-первых, допускает лидерство со стороны педагогов, не вступая
в конфликт с основами русской культуры, и – во-вторых –
особенности детского сознания позволяют восстанавливать целостность
символического ряда (А.Ф.Лосев) по отношению к исчезающим ценностям
национальной культуры по любой его части, преподнесенной в процессе
образования. То есть в сознании ребенка национальная культура
способна регенерировать вплоть до архетипов, после чего дети в
условиях общения с родителями становятся учителями последних.
Филогенетические элементы, частности национальной культуры, будучи
преподнесены в гармонии с русским национальным духом, регенерируют
в онтогенезе до полноты естественного поведения и утверждения
яркости национального характера, после чего только и можно говорить
о воссоединении с традициями национальной жизни.

Обращение к опыту русской философии показало, что она, задавая
как бы общую тональность исследовательской мысли, тем не менее
не дает ответа на конкретные вопросы при разработке концепции
национальной школы русской культуры. Достаточно поставить вопрос
о том, кто в России русский, или вопрос об истоках русской культуры,
– как историко-философские штудии затягиваются на неопределенный
срок. Обращение к современным справочным изданиям приводит чаще
всего к курьезам. Например, в последнем издании БСЭ есть статьи
"русская борзая" и "русский тяжеловоз", но нет статьи "русские",
"русский народ". Существуют вполне конкретные вопросы, касающиеся
национальной определенности, особенностей культуры, религии, специфичности
цивилизационного развития, без философско-методологического разрешения
которых учителя оказываются беспомощными в своей новаторской деятельности.
Постараемся внести некоторую определенность в решение этих вопросов,
намеренно заостряя прагматичность ответов.

Национальный вопрос. Поскольку вряд ли стоит надеяться на антропологическую
верификацию русских, попытаемся подойти к делу с другой стороны.
Само слово "русский" по своему происхождению топонимично, то есть
связано с названием местности. Есть "русская земля", и живущие
на русской земле – " русские". При таком подходе основу национальной
принадлежности, казалось бы, составляет этногеографический образ
жизни. Однако здесь может сыграть свою роль один фактор, который
обычно упускается из виду: вновь заселяемая земля может иметь
символическое значение как для самих переселенцев, так и для окружающей
ойкумены. Так, например, Запорожье или Новый Свет – это не
просто территория, это земля символических значений, и устремляющийся
к ней априорно подпадает в своих духовных началах под эти значения,
которые не могут не влиять на национальный характер и "дух народа".
Конечно, национальный характер, раз сложившись, уже зависит от
родоплеменной общности людей, длительно проживающих на земле символических
значений.

На русской земле могут проживать, разделяя соответствующий образ
жизни, представители разных этносов, и тогда они будут называться,
к примеру, русским немцем, или русским евреем, или обрусевшим
татарином. И если они ценят, разделяют символические значения,
восходящие к "русской земле", – то они, конечно, русские.

Однако на русской земле проживают и такие русские, которые не
имеют иного характера, кроме русского и иной одухотворенности,
кроме русской. Они никогда не были нерусскими, в том смысле, что
это не русские поляки или русские украинцы – это русские
русские, или просто русские. И когда речь идет о школе русской
культуры, то это должна быть школа русских русских, открытая,
естественно, для всех русских: русских хантов и манси, русских
татар и немцев, русских евреев и цыган. Но система образования
в начальной школе должна учитывать в своей методической работе
существующие различия. Ориентироваться, возможно, следует прежде
всего на то обстоятельство, что в историческом развитии России
русские русские и русские нерусские играли одинаково важную, но
не одинаковую роль.

Русские русские создали и постоянно сохраняли одухотворяющие традиции
символических значений "русской земли". Русские нерусские всегда
выступали связующим звеном между русской землей и окружающим миром,
выступая за модернизацию техники и государства и превращение народной
культуры в профессиональную. То есть можно было бы сказать словами
Н.А.Бердяева, что первые ориентированы на "святость", вторые –
на "гениальность", или что первые ориентированы на культуру, а
вторые на цивилизацию. Вот это различие и должно учитываться педагогами
в индивидуальном подходе к ребенку. Возможно, имеет смысл поднимать
значение "святости" над "гениальностью" в рамках общей культуры
школы.

Проблемы русской культуры. После того, как мы определились в национальном
вопросе, необходимо определиться в том, что первоносителями русской
культуры являются только русские русские. Именно с ними связаны
истоки русской культуры. Русская духовность, порожденная символическим
значением русской земли, сформировалась до того как определилась
христианская религиозность русского народа. Последнее обстоятельство
следует подчеркнуть особо: духовность русского народа не совпадает
с его религиозностью ни в христианском, ни в языческом виде, –
и в этом одна из причин введения понятия "дух народа".

В целом "анатомию" русской культуры можно представить такой схемой:
символика русской земли – дух народа – русская религиозность
– православие – народная культура – профессиональная
культура.

"Русский дух" – одно из основных понятий в теории русской
культуры. Этим понятием задается духовная вертикаль "земля-небо",
в которой земля изначально символична, а небо – благодарственно.
Между этими, не чуждыми друг другу полюсами, разворачивается романтика
русского душевного уклада, от которого не могут не зависеть хозяйственные
уклады.

Специфика русской цивилизации. За основу рассмотрения этого вопроса
возьмем историю происхождения городов в цивилизациях разных культурно-исторических
типов. Так, города Дальнего Востока возникли путем храмового строительства,
воздвижения монументов. Античные города Эллады возникали как федерации
частных домостроений, образуя то специфическое поселение, которое
получило название "полис". Романо-германские города средневековой
Европы получают свое развитие как центры ремесленно-мануфактурного
производства. Что же касается появления древнерусских городов,
то они возникают под гостей, т.е. купцов, и первоначально называются
"гостищами" и "погостами".

Поскольку тип цивилизации во многом определяется целевым характером
появления городов, постольку можно сделать вывод о том, что русская
национальная цивилизация есть в своей самобытности цивилизация
гостевая. Поэтому бесконечные заимствования элементов цивилизации
Запада, в которых П.Я. Чаадаев обвинял Россию, обусловлены не
творческой беспомощностью русского на-рода, а этикой гостеприимства:
под кого гостились, под того и строились.

Гость – не случайная фигура русской цивилизации, а ее центр,
ее стержень. Поэтому техническая мысль русского народа равнодушна
к мотивам господства или комфорта, характерных для Запада, но
возбуждается к жизни стремлением удивить гостей: так было от знаменитого
"Левши" до Санкт-Петербурга и первого космического спутника.

С учетом этих особенностей русского народа можно сделать один
любопытный вывод: если не будет гостей или если не будет возможности
их удивлять, то не будет и прогресса в русской цивилизации, так
что действовать необходимо в условиях возможного.

Предыдущие публикации:

X
Загрузка