Комментарий |

Тропы Антропоса. Ренессанс средневековья в ближайшем будущем.

Для понимания перспективы в развитии цивилизации важное значение
имеет идея нелинейного прогресса общества, в которой мы выделим
момент ренессансного развития культуры, включая политическую культуру
и культуру образования. История западной культуры знает один выдающийся
всплеск в форме ренессанса: это так называемая эпоха Возрождения.

Сам феномен возрождения античной культуры совсем в другой эпохе,
в другое время и в другом этносе следует рассматривать как прецедент
истории, способный к повторению. Западная демократия, как и западная
система образования, репродуцировала интенции античной культуры,
порой однозначно заимствуя идеи, вкусы, идеалы культуры тысячелетней
древности.

Феномен ренессанса культуры, столь явно представленный эпохой
Возрождения, является значительно более общим и фундаментальным
явлением общественной жизни, чем об этом принято думать. Для примера
сошлемся на тот факт, что родовой строй древних германцев и древних
славян не является моментом эволюции общества "от дикости к цивилизации",
но является заново воспроизведенной системой общественной жизни
тех мигрантов, которые бежали цивилизации Древнего Востока с присущей
ей формой деспотии /"тоталитаризма"/. Ренессанс родового строя
древних греков, римлян, германцев, славян, цыган заложил основы
менталитета будущих этносов с соответствующим им "духом народа",
предопределив тем самым общее отношение национальных культур к
становлению собственного типа цивилизации /и государства/.

Стремительное развитие технической цивилизации в ХХ веке привело
к разрыву техники и культуры. Технический прогресс обернулся дестабилизацией
и, более того, профанизацией духовной культуры и культуры общения
/ее этикетности, церемониальности, символических ценностей, сакральных
смыслов/. Анализ современных тенденций в развитии духовной культуры
позволяет сделать вывод о том, что уже идет обратный процесс:
восстановление символических форм, сакральных смыслов, потребности
в церемониальном общении. Эти и другие процессы явно свидетельствуют
о реконструкции ценностей средневекового общества с характерными
для него условиями стабильности, нарастанием теологических устремлений
в системе знания, сословной организацией политической жизни. Из
этого и следует исходить при рассмотрении тенденций в развитии
форм власти, а также системы образования на рубеже веков.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка