Комментарий | 0

ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ. Поток жизни (2)

 

(Из книги "Темпоральность и философия абсолютного релятивизма")

 

 

Сейчас

Сейчас не имеет причины и не имеет следствия. Сейчас – как непосредственное, вне связи с прошлым и будущим – не обладает ни конкретным смыслом, ни содержанием. Оно содержит в себе все смыслы. Причиной сейчас является все прошлое. Сейчас воплощает в себе все прошлое. И следствием сейчас может быть любое будущее. Оно порождает все будущее. Непосредственно сейчас.

Но наше частное сейчас не бывает непосредственным. Мы боимся воспринять его неограниченную полноту. Нам нужен смысл, содержание – и мы выдумываем причину. И этим уничтожаем будущее, его разнообразие. Найденная в прошлом причина сейчас делает из будущего следствие. Не следствие сейчас – сейчас не является причиной – а следствие некоего частного ограниченного прошлого.

И сейчас пропадает. Пропадает его непосредственная полнота. Оно превращается в преходящий момент между причиной и следствием, между урезанным до причины прошлым и низведенным до следствия будущим, уже ставшим прошлым в момент нахождения причины.

 

Любовь

Любовь единственное чувство, которое не связывает нас с известным. Единственное чувство, которое существует только в сейчас. Его не может быть ни в воспоминаниях, ни в мечтаниях. Любовь невозможно извлечь из прошлого. Ее нельзя продлить в будущее.

Любовь вырывает человека из времени. Любовь не имеет длительности. Вернее, она сама есть эта бесконечная длительность, воплощенная в сейчас.

Единственный способ пребывать в любви – не покидать сейчас.

Время мы замечаем по изменениям. Но любовь неизменна. Она не может быть другой. Она либо есть, либо ее нет. Когда она уходит – наступает время.

 

Страх перед будущим

Страх неизвестного в будущем – это не страх пустоты, это страх свершения или несвершения спроецированного на будущее прошлого. Оправдаются или не оправдаются ожидания? Будет лучше или хуже? Это страх вызван незавершенностью настоящего, недодуманностью мысли.

 

Страх из прошлого

Прошлое известно, прошлое не угрожает, прошлое безопасно. Каким бы ни было прошлое, мы не ждем от него ничего плохого. И так естественно стремление защитить себя от будущего превращением его в прошлое. Знакомое, привычное, обжитое.

И не страшно, что при такой экстраполяции в будущем будут те же самые страдания, те же проблемы, те же страхи. Они уже известные, родные. Для них уже придуманы причины и последствия – то есть не будет ничего страшнее того, что уже было. Бояться не страшно.

Лучше сконструировать себе пусть и тяжелое, страшное, но известное будущее, чем …

Нет страха неизвестного. Бояться можно только известного. Страх неизвестного, вызван не неопределенным будущим, а неспособностью найти в прошлом причину сейчас. Страх неизвестного – это судорожный перебор прошлых страхов.

Настоящая безопасность только в будущем. Именно оно свободно от страхов. Может быть свободно от страхов, если мы еще не успели расселить их в нем, выудив из прошлого.

Бояться надо прошлого. Опасаться обращения к прошлому. Именно прошлое предопределяет, конструирует будущие страхи.

 

(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка