Комментарий | 0

Русская философия. Совершенное мышление 356. Джокер и классика

 

 

Одним из формирующих классическое мышление принципов является принцип онтологической пустоты зла, отрицания, лжи, безобразия, беспамятства, разрушения, ненависти. Классики полагают, что

Истина существует, ложь нет.

Добро существует, зло нет.

Красота существует, безобразие нет.

Вообще, сущее (бог) существует, тогда как все, что вне его и не от него, не существует, поскольку такого не может быть в принципе.

Классическая философия заимствовала этот принцип у христианского (монотеистического, насколько, конечно, христианство можно назвать таковым) богословия, направив себя этим заимствованием на дорогу «романтического» восприятия мира, в котором ложь, зло, безобразие существуют как эпифеномены, иллюзии, искажения «правильного», «истинного», прекрасного» мира. Темнота есть отсутствие света.

Мамардашвили настаивал, что зло и ложь появляются только тогда, когда нет истины и добра, точнее, когда отсутствует усилие человека в направлении истины и добра, когда отсутствует «усилие воскресения» (Пастернак). Классическое европейское прекраснодушие сформировало и нас, другую щеку мы подставляем только потому, что не верим в зло другого, потому что мы предполагаем в его действиях ошибку, невежество, неосознанность, помутнение, расстройство. То есть мы полагаем, что человек в трезвом уме и твердой памяти не может намеренно, с полной ответственностью и пониманием выбрать ложь, зло, ненависть, разрушение, убийство.

Классика игнорирует зло, воспринимает его как ошибку, иллюзию, искажение, случайность, болезнь. Поэтому первая мировая война повергла классическое мышление в ступор, а последовавшая вскоре вторая мировая окончательно его добила. Газовые атаки первой мировой и Освенцим второй отправил классическое восприятие мира в небытие. Классическая культура так и не поняла, что такое человек в его целостности, она предположила человека «существом разумным», в ответ на это человек показал себя «существом разнообразным», разным, многомерным, многообразным, непредсказуемым.

Классики плохо выучили уроки античности, приподняв себя над историей и возомнив себя исполненными разумом. Декартовское «великое безразличие бога и человека» они прошляпили, подменив его на «чистоту и разумность разума», на «человека разумного». Интересно здесь то, что классическая чистота и разумность стали лозунгом тех, кто провоцировал, продавливал и активно осуществлял войну, разрушение, ненависть, убийства. Разум оказался не источником чистоты и контроля, а инструментом манипуляций, не ферзем, а пешкой.

Вместо звездного неба над головой и морального закона внутри, человек оказался в ситуации полностью накрывшей его темной материи и не имеющих никаких опор в этой темноте моралистских (аморальных) законов, побуждающих его к действию. Посмотрите на всех этих вождей, лидеров, фюреров, верховных правителей и т.д.; разве они неразумны? Разумны. Разве они аморальны? Моральны. Разве они не государственники? Государственники. Разве они не заботятся о чистоте и развитии? Очень даже заботятся. Они разумны, моральны, государственники, стремятся к чистоте и развитию, но только по-своему разумны и моральны. Они государственники особого рода. Чистота и развитие у этих сапиенсов совсем не такие, как у других. Разум и мораль прет из них, как кока-кола из теплой бутылки, они и пьют ее, и чистят ей стволы своих пушек

Все, отправленное в тень, в призрачное бытие, в искаженное или болезненное существование, возвращается оттуда с силой, обратно пропорциональной той, с которой его в темноту заталкивали. «Расширение» света, истины, добра и красоты, достигнутое за счет игнорирования или даже подавления темноты, лжи, зла и безобразия, рано или поздно (обычно очень даже рано) оборачивается торжеством «последних».

Две мировые войны так испугали человечество, что на какое-то время оно консолидировало свои силы, однако, поскольку оно снова сосредоточилось на стремлении к свету и истине, по-прежнему упрямо игнорируя свою темноту, сегодня, когда испуг забылся, стремительно набирает силы обратное движение. Человечество опять погружается в темноту: государства и его институты, церкви и секты, корпорации и большинство сколько-нибудь значимых общественных элементов становятся все более озабочены собственным самосохранением, рейтингом, прибылью, властью, пропагандой, моралью. Грабли истории стерлись от постоянного употребления, однако так и не пробили крепкий лоб «человека разумного».

Современная культура никак не освободится от наваждения классического представления о разумном, мыслящем человеке; когда-то это представление было свежим и обнадеживающим, но сегодня оно превратилось в наваждение, которое мешает нам обрести так необходимую сегодня идентичность. Идентичность человека, целостность которого состоит из многообразных элементов, ни один из которых не может быть признан единственно формирующим, определяющим, доминирующим, потому, что каждый из элементов является формирующим, определяющим, доминирующим. Современный человек формируется единством и в единстве всех элементов, составляющих его целостность и единичность. Он организует космическую одиссею Вояжеров, и он же отбирает сумочку у пожилой дамы, чтобы купить дозу.

Человек не может отказаться от своей целостности в пользу некоего одного или нескольких особых элементов, составляющих его природу; в противном случае его ждет улыбка джокера.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка