Комментарий | 0

Русская философия. Феноменология творения 46. Рыцари прошлого

 

Современный человек – прямой наследник человека родового (магического), он несет накопленный его предками опыт как свою природу, действующую в нем как дыхание или кровообращение, то есть естественно, инстинктивно. Как человек не может задержать дыхание или остановить сердце (без специальной тренировки, конечно), так не может он не действовать как естественно-родовое существо, как часть рода.

Кто и что именно станет его родом, определится выпавшими на его долю ограничениями времени и пространства, которые индивидуальны, а вот фундаментом его взаимодействия с этим кто и что, с его родом, будет естественно, сам собой срабатывающий, всеобщий психотип современного человека, в котором речь и рассудок – одни из сотни других способностей. При этом и речь, и рассудок не только не доминирующие способности, а как раз очень зависимые от гораздо более тотальных, прежде всего – переживания единства рода.

Стремление к единству рода является доминирующим в психотипе современного человека вне зависимости от того, какой именно род становится «родным» для каждого отдельного человека. Соответственно, и речь, и рассудок будут обслуживать его стремление к единству его рода, будь это уличная банда «Лапши» из «Однажды в Америке» или «призрачный» хозяин из «Пса-призрака», обслуживать даже ценой самоубийства, например, главной героини романа Толстого, не сумевшей объединить в один род разные пласты своей жизни и нашедшей «выход» в уничтожении самой необходимости, самой сверх-задачи  такого объединения.

Далее, стремление к единству заставляет человека не только всеми силами сохранять свой род, но и сохранять себя в этом роде, удержать свое членство. Соответственно, одним из самых сильных страхов становится страх потери рода, возможность изгнания и превращения в изгоя, человека без рода, человека одинокого. Этот страх заставляет человека стараться заслужить любовь своего рода, быть лояльным по отношению к нему вне зависимости от чего бы то ни было. Из этого комплекса переживаний со временем рождается особая способность – совесть, то есть со-знание своего положения в роде, непосредственное знание своего соответствия ему. Так самый ярый эгоист – всего лишь тот, в чей род входит только он сам, он защищает не себя, а свой род, который в данном случае представлен им самим

Жизнь современного человека – череда рождений и разрушений таких «родов», черно-белая полоса обретений и потерь, околесица любви и боли, коловращение существ или, как сказали бы древние, «духов».

Так что одним из самых всеобщих заблуждений современного человека в отношении своей природы является представление о себе как – прежде всего и по преимуществу – существе разумном. Конечно, современный человек разумен, но никак не прежде всего и по преимуществу. Прежде всего и по преимуществу современный человек – воплощенный род, естественный маг, искусный практик единства, наивный хранитель старины, верный рыцарь непроизвольного. Воспринимать мир и действовать в нем как маг или человек рода (что одно и то же), для него так же естественно, как дышать. Тогда как быть разумным, мыслить – для него совершенно неестественно, по крайней мере, пока. Ведь разум или мышление – это не говорение или думанье словами, а мышление всем собой, точно по мысли Демокрита, что человек во всем действует всем собой: слышит, видит, двигается.

Человек мыслит всем собой.

Следовательно, человек мыслит своим родом. Например, Декарт искал в своем роде бога как творящего и нашел его в акте мышления, а Кант – в самопроизвольном акте воли, экзистенциалисты продолжили это расширение, наделив сущностью существование, русские космисты и поэты соединялись с беспредельным, которое говорило с ними и помогало им, тогда как восточные философы роднились с элементами.

Человек действительно станет мыслить только тогда, когда над ним перестанут довлеть ограничения времени и пространства и когда его родом станет вся вселенная. Ограничив себя каким-либо началом – словом, делом, субстанцией, элементом, творцом и т.д., человек порождает лишь непроизвольность отдельного, хаос выделенного, беспорядочность ограниченного, жестокость выделенного.

Мыслить значит быть всем каждого и каждым всего.

Мыслить – значит превратить всю вселенную в свой род, стать родным ей и таким образом перестать быть родовым человеком.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка