Комментарий | 0

Пророки. Избранные места. Сухие кости

 

 Иехезкэль 37:1-14.

 
 Иехезкэль — пророк видений и притч. У его предшественников взор упирается в горизонт: от земли отделяющий небо — у Иешаяѓу, небо от земли — у Ирмияѓу. Иехезкэль невесом, его перемещения законам гравитации неподвластны. Его дух — в притчах-видениях, и сама знаменитая, верно, о сухих, иссохших, засохших костях, которые оживляет  Господь. Бесконечное множество толкований этого видения-притчи можно представить картиной, одна сторона рамы которой — буквальное понимание: в конце дней все мертвые обретут плоть и дух, другая — прочтение аллегорическое.
 
В чем этой притчей стремится Господь убедить человека, Свой народ и народы? Узнаете, что Я Господь. Подобно тому, как сухие жилы животных сшивают листы пергамента в свиток, этот рефрен сшивает пророчества в единую книгу. Прежний Храм, прежний мир, прежнее бытие разрушен, исчез, уничтожено. Потому смысл пророческой миссии Иехезкэля очищение и возведение: он "чертит чертежи" нового Храма, он, очищая, строит новый язык, в теле человека он видит новое сердце из плоти. Отцы виноград ели неспелый, а у детей оскомина на зубах (18:2, также: Ирмияѓу 31:28). Так было, но так больше не будет. Ведь если кости наши иссохли, надежда наша исчезла, кончено с нами. Отвергая эту, набившую оскомину народную истину, Иехезкэль убеждает: в фундаменте здания нового Храма нет места предопределенности, есть место —свободе воли. Тем, кто убежден, что оскомина крушения, под обломками которого погребены их отцы, их неизбывное состояние, пророк говорит: Свой дух в вас вложу Я живите.
 
 
Глава 37
 
1. Была на мне Господня рука, духом Господа меня унесло, опустило в долину,
костями наполненную.
2. Кругом, над ними меня провели, кругом*:
и вот —в долине множество их, иссохших.
3. Сказал Он мне: Человек, оживут эти кости?
Ответил: "Господь, Ты это знаешь, мой Боже".
4. Сказал мне: Об этих костях пророчь,
скажи им: "Кости сухие, слушайте слово Господне".
5. Так сказал Господь Бог этим костям:
Вот, дыхание жизни даю вам —живите.
6. Дам жилы, плоть наращу, кожей покрою, дух дам —живите**,
узнаете, что Я —Господь.
7. Повелел —я пророчил,
пророчил —и гром, грохот —и к кости кость, сблизились кости.
8. Видел: жилы на них, плоть наросла, сверху кожей покрылись —
духа в них нет.
9. Сказал мне: Духу пророчь,
пророчествуй, человек, духу скажи: "Так сказал Господь Бог": От четырех ветров, дух, приди, на убитых этих подуй —оживи.
10. Повелел —Я пророчил,
дух вошел —ожили, на ноги встали, войско большое, огромное.
11. Сказал Он мне: Человек, весь дом Израиля —все эти кости,
говорят они: "Кости наши иссохли, надежда наша исчезла***, кончено с нами".
12. Потому пророчь и скажи: "Так сказал Господь Бог": Отворяю могилы, вас, Мой народ,  из могил подниму,
в землю Израиля вас приведу.
13. Узнаете, что Я — Господь,
отворивший могилы, поднявший вас, Мой народ,  из могил.
14. Свой дух в вас вложу Я —живите, дарую покой вам на вашей земле,
узнаете, что Я — Господь, сказал Я — исполнил, — слово Господа.
 
 
                                                                  ***               
 * Кругом, над ними меня провели, кругом. Пророк-коѓен был проведен вокруг, он не спускался в долину. Причина: запрет коѓену приближаться к мертвым.
**Дам жилы, плоть наращу, кожей покрою, дух дам живите. Ср.: Создал Господь Бог человека из праха земного, вдунул в ноздри дыхание жизни, и стал человек живою душою (Брешит 2:7); Вспомни: из глины Ты создал меня, // и в прах — возвращаешь? Не молоком ли Ты вылил меня, // не как сыр — сгустил? Кожей и плотью облек,//костями и жилами облачил (Иов 10:9-11).
***Надежда наша исчезла. Возражение на это утверждение прозвучало спустя почти две с половиной тысяч лет в гимне Израиля "Надежда" (Еще не погибла наша надежда, // надежда, которой две тысячи лет), основа текста которого —в стихотворении Нафтали Герца Имбера.
 
 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS