Комментарий | 0

Пророки. Избранные места. Как такое прощу?

 

 

Как  такое прощу? 

Ирмияѓу. Глава 5.

 

            В отличие от пророков-предсказателей большинства культур древности, еврейский пророк по преимуществу обличитель. Он всегда остро социален, его обличения направлены, в первую очередь, против элиты, однако, не только. Часто мишенью его обличения является "просто" народ. Пророк, переживший и предсказавший крушение, Ирмияѓу, пожалуй, самый бескомпромиссный из всех еврейских пророков.

 

Глава 5
 
1. По улицам Иерушалаима ходите, смотрите, на площадях узнавайте, ищите, найдете поступающего справедливо, правды взыскующего, —
прощу Я.
 
2. Хоть "жив Господь" говорят —
ложно клянутся.
 
3. Господи, на истину —взгляд Твой! Поражаешь —боли не чувствуют, сокрушаешь —внять наставлению не хотят,
лица тверже скалы, возвратиться они не желают.
 
4. Сказал я: "Убоги они,
глупы, путь Господа, праведность Божью не знают".
 
5. С важными пойду говорить, ибо познали путь Господа, праведность Божью,
но те и другие ярмо сокрушили, узы расторгли.
 
6. Потому их лев лесной разорвет, пустынный волк растерзает, подстережет пантера у города, кто выйдет, будет растерзан:
грехи их умножились, увеличились преступления.
 
7. Как  такое прощу? Оставили Меня твои сыновья, небогами клянутся,
Я кормил их —распутничают, в доме блудницы толпятся.
 
8. Утром встают сытые жеребцы,
жене ближнего ржущие.
 
9. За это не покараю? —слово Господа,
душа Моя такому народу не отомстит?
 
10. Взойдя в ряды его, крушите, не истребляя,
обрежьте его побеги: они не Господни*.
 
11. Предали Меня дом Израиля, дом Иеѓуды, —слово Господа.
 
12. Они лгали о Господе, говоря: "Это не Он,
беда нас не постигнет, меча и голода не увидим.
 
13. Пророки —пустое, истины нет в них,
с ними такое же будет".
 
14. Потому так сказал Господь, Бог Всемогущий: За то, что такое слово сказали,
уста твои в огонь обращу, народ этот —в дрова: пусть пожрет их.
 
15. Издалека народ на вас, дом Израиля, Я веду** —слово Господа, —
народ могучий, древний народ, народ, чей язык не постигнешь, не поймешь, что говорит.
 
16. Колчан его —могила отверстая,
все они храбрецы.
 
17. Пожрет он жатву твою и хлеб, пожрет сыновей, дочерей, пожрет он твой скот, овец и быков, пожрет виноградник, смоковницу,
опустошит мечом укрепленные города, а ты в них уверен.
 
18. Даже и в эти дни, —слово Господа, —
Я вас не истреблю.
 
19. А если скажут: "За что Господь Бог наш все это сделал?",
скажи им: "Как оставили Меня и служили чужим богам в вашей земле, так чужим в земле не вашей послужите".
 
 
20. Возгласите это в доме Яакова,
возвестите в Иеѓуде, сказав.
 
21. Слушайте это, народ глупый и бессердечный,
глаза у них —и не видят, уши у них —не слышат***.
 
22. Меня не страшитесь? —слово Господа. —Не трепещете предо Мной, положившим песок морю границей, вечным законом—не преступить? ****
Бушуют волны —не одолеют, ревут —не переступят.
 
23. Сердце народа этого было буйным и непокорным*****,
отступили они, ушли.
 
24. И не сказали в сердце своем: "Убоимся Господа Бога нашего, дающего дождь, ранний и поздний в свой срок,
неизменные недели жатвы для нас берегущего******".
 
25.  Преступления ваши Его отвратили,
грехи вас блага лишили.
 
26. Ибо есть в народе Моем злодеи,
стерегут, таясь, как птицеловы, ставя силки, —людей уловлять.
 
27. Как птицами клетка полна, так полны дома их обманом,
на этом и поднялись, разбогатели.
 
28. Разжирели они, раздобрели, к злу отступили, суд не судили, суд сироты, чтобы был он благополучен,
правосудия над нищими не вершили.
 
29. За это не покараю? —слово Господа,
душа Моя такому народу такому не отомстит?
 
30. Поражающее и мерзкое случится в стране.
 
31. Пророки ложно пророчат, помогая властвовать коѓенам, это любит народ Мой;
в конце что будете делать?

 

***

 * Взойдя в ряды его, крушите, не истребляя,//  обрежьте его побеги: они не Господни. Пророк уподобляет еврейский народ винограднику, в котором выросли негодные побеги.

** Издалека народ на вас, дом Израиля, Я веду. Аллюзияна проклятия в Торе: Дварим 28:49. Ср.:Поднимет знамя дальним народам, с конца земли свистнет,//придет быстро, легко (Иешаяѓу5:26).

 *** Глаза у них и не видят, уши у них не слышат. Традиционный мотив. Чаще всего подобным образом характеризуются идолы. Ср.: Есть у них рот —безмолвны,//глаза есть —не видят.Есть у них уши —не слышат,//есть нос —не обоняют (Теѓилим 115:5-6); Есть у них рот —безмолвны,//глаза есть —не видят. Есть у них уши —не слышат,//и нет дыханья в устах их (там же 135:16-17).

****Не трепещете предо Мной, положившим песок морю границей, вечным закономне преступить?Ср. сказанное о водах: Рубеж им поставил —не перейдут,//землю покрыть —не вернутся(Теѓилим 104:9). См. также: Мишлей 8:29.

*****Сердце народа этого было буйным и непокорным. Ср.: "Если будет у кого сын буйный и непокорный (бен сорер уморе), не слушающий голоса отца своего и голоса матери своей, и они наказывали его, а он не слушает их, То пусть возьмут его отец его и мать его и выведут его к старейшинам города своего и к воротам местопребывания его, И скажут старейшинам города своего: 'Сей сын наш буйный и непокорный, не слушает он голоса нашего, обжора он и пьяница'; И пусть закидают его все люди города его камнями, и да умрет он, и устранишь ты это зло из среды твоей, и все исраэльтяне услышат и убоятся"(Дварим 21:18-21).Ср. также: Горе, грешное племя, народ, от вины согбенный, семя злодеев, дети преступные!//Оставили Господа, презрели Святого Израиля, назад отступили(Иешаяѓу1:4). См. также: там же 30:1.

****** Неизменные недели жатвы для нас берегущего. Речь идет о семи неделях между Песахом и Шавуот. Перед праздником Шавуот начиналась жатва ржи, а после праздника —пшеницы.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка