Комментарий | 0

Притча (1)

 

 

Притчи (Мишлей, в русской традиции: Книга Притчей Соломоновых) — книга ТАНАХа в составе Писаний. У слова משל (этимологически также весьма знаменательно: повелевать, властвовать) значений немало. Пословица, афоризм, сентенция, пророчество, философское и морализаторское рассуждение, плач, ироническое и саркастическое высказывание. Всё собирали в сборники, дидактические сочинения, использовавшиеся в школах мудрости. За последние два с лишним тысячелетия слово, обозначавшее множество нынешних жанров, толковали, делая тонкие дефиниции и дефиниции «толстые», однако по сей день никто не сумел уложить его многообразие в прокрустово ложе определения.

Слово «притча» принято возводить к праславянскому  pritъča  — «случай». И верно, притча, фиксируя событие, случай, рассказывает о нем, но обязательно не прямым словом. Потому притча — не столько «что», сколько «как». Это аллегорический, иносказательный рассказ, из горнила которого слово  выходит «очищенным», по-иному звучащим.

О некоторых, чрезвычайно важных с точки зрения автора событиях в ТАНАХе может быть рассказано дважды. Даже так. Один раз прозой, другой, осмысляя, обобщая, переводя pritъča в иной регистр, поэзией. Так, и в прозе и поэтически рассказывается о гибели военачальника Сисры от рук женщины (Судьи 4-5). Точно так же и в притче: сперва  иносказание, затем — из него вывод, часто, как в басне, мораль. В ТАНАХе притча подобна узлу, в который стягиваются различные сюжетные нити.

Что же такое библейская притча? В качестве гипотезы формула. Притча есть аллегорически осмысленная pritъča, из которой рождается новое слово. Проверим.

1

Место притчи в сюжете

Подобно басне, в притче (порой между ними провести грань нелегко) часто людей «изображают» животные. Овечка — герой знаменитой притчи со смешанным составом героев. Притча эта особая: ее автор — Господь. Она  — узел четырехчастной сюжетной линии (Шмуэль  2 12 — 13:1-25, в русской традиции: Вторая книга царств).

В первой части рассказывается о грехе Давида с Бат-Шевой (Вирсавией), полюбив которую, царь посылает на смерть Урию, ее мужа, после чего она становится женою Давида.

Первая часть — преступление. Вторая часть — притча, осмысление преступления. Третья часть — наказание. Четвертая — утешение.

 

Боровиковский Владимир Лукич. Царь Давид. 1785 г. Русский музей.

 

Преступление. Глава 11
 
Через год, во время, когда выходят цари, было: послал Давид Иоава, и рабов своих с ним, и весь Израиль, сынов Амона они уничтожили, Рабу они осадили,
Давид оставался в Иерушалаиме.
 
Было: в вечерний час встал Давид с ложа, по крыше царского дома ходил, с крыши увидел: на крыше купается женщина,
видом очень красивая женщина.
 
Послал Давид о женщине разузнать,
сказали: «Ведь это Бат-Шева дочь Элиама, жена Урии-хити».
 
Послал Давид посланцев взять ее, привели — лег с ней, очистившейся от нечистоты,
она в свой дом возвратилась.
 
Зачала эта женщина,
послав, сообщила Давиду, сказала: «Беременна я».
 
Послал Иоаву Давид: «Пришли мне Урию-хити»,
прислал Давиду Урию Иоав.
 
Пришел к нему Урия,
спросил Давид о здоровье Иоава, о благе народа, о военных успехах.
 
Сказал Давид Урии: «В дом свой спустись, омой свои ноги».
Вышел Урия из царского дома, за ним следовал царский подарок.
 
Лег Урия у входа в дом царский со всеми слугами своего господина,
в свой дом не спустился.
 
Говорили Давиду, сказав: «Урия в свой дом не спустился»,
сказал Давид Урии: «Ты с дороги пришел, почему домой не спустился?»
 
Урия Давиду сказал: «Ковчег, Израиль, Иеѓуда находятся в шалашах, господин мой Иоав и рабы моего господина в поле станом стоят, а я пойду к себе в дом есть, пить, с женой возлежать?
Жизнь твоя! Души твоей жизнь! Если это я сделаю!»
 
Сказал Давид Урии: «Будь ты здесь и сегодня, а завтра я тебя отошлю»,
остался Урия в Иерушалаиме в день этот и завтрашний.
 
Позвав его, ел и пил с ним Давид, его напоил,
вечером ушел лечь на постель свою вместе с рабами своего господина, домой не спустился.
 
Было: утром Давид написал Иоаву письмо,
послал его с Урией.
 
В письме написал он, сказав:
«Урию в тяжелое сраженье пошлите, от него отступите, поразят — он погибнет».
 
Было: осаждал Иоав город,
Урию поставил на место, знал о котором: там храбрые воины.
 
Жители города вышли, с Иоавом сразились, пали — из народа, рабов Давида,
погиб и Урия-хити.
 
Послал Иоав
сообщить Давиду о ходе боя.
 
Посланнику он сказал:
«Кончишь царю рассказывать о ходе боя.
 
Будет: если поднимется ярость царя, и скажет: 'Зачем к городу подошли вы сражаться,
ведь знали, что со стены будут стрелять!
 
Кто убил Авимелеха сына Иерубешета? Ведь женщина бросила со стены обломок жернова на него — в Тевеце погиб, зачем вы к стене подошли?!'
Скажешь: 'И раб твой Урия-хити погиб'».
 
Пошел посланник,
пришел, рассказал Давиду всё, с чем послал его Иоав.
 
Сказал посланник Давиду: «Те люди одолевали, вышли к нам в поле,
и мы были над ними — до входа в ворота.
 
Стреляли в твоих рабов стрелки со стены — из рабов твоих погибали,
и Урия-хити, раб твой, погиб».
 
Сказал Давид посланнику: «Иоаву так скажи: 'Это дело в глазах твоих злом не будет: так ли, иначе, но меч пожирает, бой за город ужесточи, разрушь его, и крепись'».
 
Услышала жена Урии, что погиб муж ее Урия,
оплакивала мужа она.
 
Истек траур, послал Давид взять ее в дом свой, стала ему женой, сына ему родила,
сделанное Давидом злом в глазах Господа было.

 

В первой части рассказа мы узнаем, что во время, когда прекращаются дожди и цари выходят на войну, Давид, зарекомендовавший себя отважным воином, посылает войско во главе с Иоавом осадить Рабу, столицу Амона, а сам остается в Иерушалаиме.

Плоские крыши домов использовались для разных целей. Давид, прогуливаясь по крыше, видит купающуюся женщину, разузнает, ее приводят к нему. Вызвав с войны Урию, ее мужа, царь проявляет к нему благосклонность,  одаряя его, как, верно, поступал в подобных случаях много раз. Сам тон повествования свидетельствует: в случившемся нет ничего неожиданного. Но Урия ведет себя не так, как поступали другие, отказывается идти домой, к жене, тем самым царский грех «покрывая». Знал ли Урия, что произошло между его женой и царем? На этот вопрос должен ответить читатель. Во всяком случае, своим поступком он ломает привычное, что порождает цепную реакцию pritъč.

Этот, в царской практике любвеобильного Давида, вероятно, не первый грех, ставит его и Бат-Шеву в трудное положение: некое время — Урия вернется с войны. Давид обрекает Урию на смерть после того, как все попытки, напоив, размягчив сердце, послать его домой, тем самым скрыв грех, не удались. Избавиться от Урии помогает царю верный царедворец Иоав.  

            Вторая часть сюжета (12 глава) — всего десять стихов. Первые четыре — машаль (аллегория, иносказание); остальные — нимшаль (следствие, вывод, мораль). Автор машаль — Господь, чьи слова передает пророк Натан; авторы нимшаль — Давид и пророк. Притча занимает в сюжете малое, но — центральное место. Ведь без нее это был бы заурядный рассказ о царском мимолетном желании и банальном лукавстве царя, не останавливающегося перед убийством. Без притчи это был бы рассказ о заурядном повелителе, а не об избранном Богом царить над Израилем великом Давиде.

 

Притча. Глава 12 (1-10)
 
Послал Господь к Давиду Натана,
пришел к нему и сказал: «Были в одном городе два человека, один богат, другой беден.
 
У богатого овец и быков великое множество.
 
У бедного — ничего, кроме одной малой овечки, купив ее, выкормил, она у него вместе с сыновьями росла,
с ним один хлеб она ела, из одной чаши пила, спала на груди его, как дочь, для него была.
 
Пришел странник к богатому человеку, пожалел взять из овец и быков своих гостю пришедшему приготовить,
взял овечку бедного человека, пришедшему человеку ее приготовил».
 
Разгорелся гнев Давида на этого человека,
сказал Натану: «Жив Господь! Смертник человек, такое творящий!
 
Вчетверо за овцу он заплатит,
за то, что такое он сотворил, и что не пожалел».
 
Сказал Натан Давиду: «Ты — тот человек!
Так сказал Господь Бог Израиля: Я помазал тебя царем над Израилем, от руки Шауля Я тебя спас.
 
Дал тебе дом твоего господина, жен твоего господина Я тебе дал, дал тебе дом Израиля и Иеѓуды.
Мало? Добавлю тебе столько и столько же.
 
Почему опорочил ты слово Господне, зло в Моих глазах сотворил: мечом Урию-хити убил, его жену взял себе в жены?
Мечом сынов Амона его ты убил.
 
Отныне от дома твоего никогда меч не отступит:
ты Меня опорочил, взяв жену Урии-хити быть женою тебе.

 

Третья часть посвящена двум наказаниям: вначале рассказывается об отложенном наказании, о позоре, который постигнет Давида. Затем следует неминуемое здесь и сейчас, наказание смертью ребенка. И завершается сюжет частью четвертой — утешением, сообщением о рождении сына Шломо, имя которого принято возводить к корню שלמ: «мир», «благоденствие», ребенка, которого Господь полюбил и нарек ему имя Иедидья (Возлюбленный Господа).

Значение этих говорящих имен становится еще очевидней, если вспомнить «случайное» имя из первой части. Наставляя посланца, что тот скажет царю, Иоав вкладывает в уста Давида в будущем диалоге слова, отсылающие к прошлому, о гибели Авимелеха сына Иерубешета. Тот был убит (точней: смертельно ранен) обломком жернова, брошенным женщиной с защитной башни  (Давид говорит: со стены). Урию убили выстрелом со стены. Давид рассказывает о гибели Авимелеха (Судьи 9:50-57), но дело не столько в нем, сколько в его отце Иерубаале, прозванном  Иерубешетом. Смысл прозвища в замене части имени. Общая часть: иеру — бояться, страшиться, отличная: баал (языческое божество) — бе(о)шет (позор). Таким образом, царедворец Иоав окольным путем царю говорит: «Бойся позора!»

 

Первое наказание. Глава 12 (11-12)
 
Господь сказал так: Я зло на тебя наведу — из твоего дома возьму твоих жен на глазах твоих, отдам ближнему твоему,
на глазах этого солнца он с женами твоими возляжет.
 
Ты творил тайно,
Я сделаю это при солнце, при всем Израиле!
 
Предсказание сбудется. Давид бежит от восставшего на него сына Авшалома (в русской традиции: Авессалом). Сыну раскинут шатер на крыше, с которой Давид увидел Бат-Шеву. 
 
Авшалому Ахитофэль сказал: «Войди к наложницам отца своего, оставленным им дом охранять,
весь Израиль услышит, что ты отца опозорил, и окрепнут руки тех, кто с тобой».
 
Раскинули Авшалому на крыше шатер,
на глазах всего Израиля вошел Авшалом к наложницам отца своего (Шмуэль 2 16:21-22).
 
 
Второе наказание. Глава 12 (13-18)
 
Сказал Давид Натану: «Согрешил я пред Господом»,
сказал Натан Давиду: «Господь грех твой отвел — не умрешь!
 
Из-за тебя, из-за этого враги Господа будут хулить Его, поносить —
сын, родившийся у тебя, смертью умрет».
 
Пошел Натан домой,
Господь ребенка, которого Давиду жена Урии родила, поразил — заболел он смертельно.
 
Просил Давид Господа о ребенке,
постился Давид, приходя, всю ночь лежал на земле.
 
Поднимали старейшины дома его, с земли поднимали,
не хотел, хлеб с ними не ел.
 
Было: на седьмой день умер ребенок,
рабы Давида боялись сказать, что умер ребенок, говоря: «Ребенок был жив — говорили, он наш голос не слышал, как скажем ему, что умер ребенок — зло сотворит».
 
 
Утешение. Глава 12 (19-25)
 
Давид увидел: перешептываются рабы, понял Давид, что умер ребенок,
сказал Давид рабам своим: «Умер ребенок?» Ответили: «Умер».
 
Поднялся Давид с земли, умылся и умастился, сменил одежду, в дом Господень пришел, распростерся,
пришел в дом свой, спросил — хлеб подали, ел.
 
Рабы сказали: «Что это, что делаешь ты?
О ребенке живом ты постился и плакал, когда умер ребенок, ты встал и ешь хлеб?»
 
Сказал: «О живом ребенке я постился и плакал,
думал: кто знает, Господь помилует меня — жив будет ребенок.
 
Теперь умер — к чему мне поститься? Его вернуть я смогу?
Иду я к нему, он ко мне не вернется».
 
Утешил Давид Бат-Шеву, жену, вошел к ней, с ней возлежал,
родив сына, нарекла ему имя Шломо, Господь его полюбил.
 
Послал через пророка Натана: нарек ему имя Иедидья —
ради Господа.

 

***

У Давида было множество сыновей и дочерей от разных жен. Между единокровными братьями царского дома редко бывает согласие. В доме Давида произошло из рамок вон выходящее. Сын Давида Амнон надругался над Тамар, сестрой Авшалома и по отцу и по матери, тот отомстил, брата убил  и бежал от отцовского гнева.

Прошло время, начал по сыну Давид тосковать. Сочинил Иоав притчу и поставил спектакль — донести машаль до Давида, чтобы он сам сделал нимшаль. На роль «мудрой женщины» в этом спектакле пригласил Иоав женщину из Текоа, города неподалеку от Иерушалаима.

 

Притча и спектакль для царя. Шмуэль 2 14:1-24
 
Знал Иоав сын Цруи,
что сердце царя с Авшаломом.
 
Послал Иоав в Текоа, взял оттуда мудрую женщину,
сказал ей: «Скорби, одежду скорби надень, маслом не умащайся, будь женщиной, о мертвом многие дни скорбящей.
 
Приди к царю, скажи ему слово такое»,
вложил Иоав в уста ее эти слова.
 
Женщина из Текоа с царем говорила, упав ниц на землю и распростершись,
сказала: «Царь, помоги!»
 
Говорит ей царь: «Что с тобой?»
Сказала: «Истинно, царь, я вдова, умер мой муж.
 
Двое сыновей у рабы твоей, поссорились в поле, разнять было некому,
один другого ударил — убил его.
 
Восстала на рабу твою вся семья, сказали: 'Отдай убившего брата — убьем за душу брата, которого он убил, и наследника уничтожим',
погасят оставшийся у меня уголек, уцелевшее на земле, имени моему мужу не даст он».
 
 
Сказал женщине царь: «В дом свой иди,
я о тебе прикажу».
 
Женщина из Текоа сказала царю: «На мне, царь, мой господин, вина, и на доме отца моего,
а царь и престол чисты».
 
Сказал царь:
«Говорящего о тебе ко мне приведи, он тебя больше не тронет».
 
Сказала: «Вспомнит царь Господа Бога, чтобы не множил смерть кровомститель, чтобы сына моего не сгубили»,
сказал: «Жив Господь! И волос твоего сына на землю не упадет».
 
Сказала женщина: «Молвит слово раба твоя царю, моему господину».
Сказал: «Говори».
 
Сказала женщина: «Почему ты такое подумал о Божьем народе?
Такое сказав, виновен царь, изгнанника не возвращая.
 
Мы смертью умрем! Не собрать воду, пролившуюся на землю!
Душу Бог не прощает, но умысел замышляет, чтобы отверженный — от Него не был отвержен.
 
Теперь я пришла к моему господину, царю, это слово сказать, ибо народ меня напугал,
подумала служанка твоя, поговорю с царем, может, царь по слову рабы исполнит.
 
Если царь, выслушав, спасет рабыню свою от руки того человека,
и он меня вместе с сыном из удела Божьего не истребит.
 
Сказала твоя раба, что слово царя, моего господина, будет мне утешением,
ведь, царь, мой господин, как Божий посланник, добру и злу он внимает, Господь Бог будет с тобою».
 
 
Отвечал царь женщине, говоря: «Ничего от меня не скрывай, что тебя ни спрошу»,
сказала женщина: «Царь, мой господин, говори».
 
Сказал царь: «Во всем этом не рука ли Иоава с тобою?»
Женщина отвечала, сказала: «Жива душа твоя, царь, мой господин! Никому ни вправо, ни влево не уйти от того, что царь, мой господин, говорил, велел мне раб твой Иоав, он в уста служанки твоей все слова эти вложил.
 
Чтоб обернуть это дело, затеял Иоав, твой раб, это дело,
господин мой мудр мудростью посланника Божьего: всё ведает на земле».
 
Сказал царь Иоаву: «Вот, я это сделал,
иди, верни юношу Авшалома».
 
Ниц упал Иоав на землю, распростерся, царя благословил,
сказал Иоав: «Сегодня раб твой узнал, что нашел я, царь, мой господин, в глазах твоих милость: сделал царь по слову раба своего».
 
Встал Иоав, пошел в Гешур,
привел Авшалома в Иерушалаим.
 
Сказал царь: «Пусть в дом свой свернет, а лица моего не увидит»,
Авшалом в свой дом повернул, лица царя не увидел.

 

Машаль Давиду долго разгадывать не пришлось. Плагиат Иоава намеренно очевиден. Если Господь, не простив Каина, жизнь ему сохранил, то и Давид, к себе не пустив, разрешает вернуться изгнаннику и в своем доме в Иерушалаиме поселиться.

Говоря об угольке, который хотят погасить, о том, что оставшийся сын имени мужу не даст, женщина имеет в виду реалию времени: после смерти единственного продолжателя имени оно будет вычеркнуто из списка владельцев земельных наделов.

Царь принял решение о сыне женщины: оградить убийцу от посягательств и на его жизнь, и на его права наследника. Ситуация с убийцей Авшаломом аналогична, ведь после смерти первенца Амнона он наследник трона. Что сделал Иоав, вкладывая притчу в уста мудрой женщины? Он дает страдающему Давиду «легитимацию» возвратить любимого сына.

(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка