Комментарий | 0

Картина мира. Три мира – одна истина.

 

 

«Вопрос об объективной истине является одним из важнейших вопросов, вокруг которого шла и ныне идёт ожесточённая борьба…»[1]

 

Все, кто ознакомился с моей статьёй «Власть» скорее всего, придут в недоумение относительно утверждения автора, что Россия должна сменить действующую в стране суверенную демократию на парламентскую демократию в формате конституционной монархии, наподобие Великобритании. Более того, читатели будут недоумевать – почему автор преподносит этот факт как истину? У кого-то даже возникнет желание поспорить, попросить доказательства и т.п.

Человеку свойственно поведение спорящего, отстаивающего собственную позицию, оппонента. Однако, всё это не касается ИСТИНЫ. В споре можно отстаивать собственное мнение, но вот я не знаю, кто придумал нелепое словосочетание: «В споре рождается истина». Ничего подобного. Могу смело заверить, что в споре теряется истина и навсегда. Наверно, кто-то решит, что и это моё утверждение – тоже спорное.

В Новейшем философском словаре (под ред. Грицанова) дано определение истины – «универсалия культуры субъект-объектного ряда содержанием которой, является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой». Вдумаемся, истина – …оценочная характеристика знания и т. д.

В Восточной философии наш мир представляется грёзой в Уме Бога. Теософия (др.-греч. θεοσοφία) — божественная мудрость, и в этом широком смысле — религиозная мудрость, мистическое богопознание, существовавшее уже в глубокой древности) утверждает, что наш мир не принципиален – не выражает какой-либо принцип Творца – и является, по сути, иллюзией, майей. Идеалистическая философия утверждает первичность сознания над материей. В Марксистско-Ленинской философии материя первична, а определение истины – «знание, правильно отражающее действительность» – простое и, на первый взгляд, даже, понятное.

И всё же чувствуется некая неопределённость в понятии истины, недосказанность. Проблема кроется, как всегда, в терминологии. Попытаюсь приблизиться к сути истины, и для начала рискну предположить, что истина – она «не от мира сего». Что это значит? В чём сущность и различие миров? О каких мирах может идти речь?

Рассмотрим сначала феноменальный мир – хорошо известный нам, благодаря развитым органам чувств и уму, который их синтезирует. Феноменальный мир явлений нам близок и понятен. Если что-то не понятно, то наука нам раскроет, объяснит и, в некоторых случаях, предскажет, как, например, при прогнозировании погоды. В феноменальном мире не все явления наблюдаемы. Однако то, что не видимо, можно зарегистрировать с помощью приборов. Например, человек не может распознавать большую часть спектра частот электромагнитных колебаний. Тепловое, инфракрасное, излучение мы способны хотя бы ощущать как тепло. Другую сторону области спектра – ультрафиолетовое излучение – мы можем наблюдать опосредованно, например, как проявление летнего загара кожи.

Человеческий глаз, способен воспринимать крайне узкую часть спектра электромагнитных волн, что-то в районе 400 нм. Все формы, все явления нашей жизни и, даже, невидимые формы, явления и многие события в нашем мире, всё равно относятся к миру явлений. И если мы их не регистрируем, даже с помощью приборов – это, скорее всего, говорит о несовершенстве приборов-регистраторов.

В своей статье «Кризис западной философии», Вл. Соловьёв описывает явление чего-то такого, что не принадлежит феноменальному миру, это – «…непонятный, иррациональный элемент во всяком явлении, очевидно, и есть внутренняя его сущность — Ding an sich, независимая от нашего представления и относящаяся к этому последнему как содержание к форме»[2]. Понятно, что это субъективное «нечто», принадлежит другому миру. В отличие от феноменального мира (мира явлений) назовём этот мир, в котором существует субъективное начало форм – миром смысла.

Теперь, «…нам открывается другой источник познания внутреннего и непосредственного — вследствие того, что здесь познающее совпадает с познаваемым»[3]. Проще говоря: «Подобное – познаётся подобным». Внутренняя сущность форм и явлений феноменального мира может быть осознана субъективной составляющей человека, тем, что называется душой! Если, в феноменальном мире инструментом регистрации форм и явлений служит конкретный, рациональный, человеческий ум (синтезирующий в себе все остальные чувства), то в мире смысла – мире существования человеческих душ – инструментом восприятия является третий аспект души – манас – известный как абстрактный ум.

На Востоке существует практика Раджа Йога (дословно Царская Йога), наука ума, сходная с исихарскими[4] практиками, применяемыми уже в древней православной традиции. Таким образом, используя методы достижения особого духовного состояния, можно попытаться проникнуть в мир смысла, задействуя абстрактный ум, являющийся атрибутом души. Но бывают случаи – и они известны в истории – когда душа сама берёт под контроль человеческий разум и, управляя непосредственно через мозг человека, осуществляет собственную манифестацию в мире явлений, чаще всего через речь. В этом случае имеем явление пророка (не путать с бесноватыми и прочими одержимыми).

Вернёмся, однако, к началу статьи – проблеме «Истины». Наверно, теперь более понятно, почему истина «не от мира сего». Чтобы более полно понимать суть вещей и явлений, необходимо воспринимать их объективную и субъективную составляющую. Для этого необходимо не только оперировать явлениями феноменального мира, но и проникать в мир смысла. Безусловно, это не просто осуществить. Тем более это невозможно осуществить без позитивного настроя на принятие концепции существования трёх миров – мира явлений (феноменальный мир), мира смысла (духовный мир) и мира причин (мир божественного выражения, проводник духа человеческого). Принимая эту концепцию, теперь можно дать определение истины. Истина – это философская категория, демонстрирующая полноту и глубину человеческого выражения в отношении любых вещей и явлений с позиции их проявления в трёх мирах – мире явлений, мире смысла и мире причин[5].

Большинство тех, кто пытается понять явления социальной жизни, одни события объясняют другими событиями, если наблюдается корреляция между ними. Однако мало кто осознаёт, что все явления феноменального мира обусловлены миром причин. Возьмём такой пример. Изучая военные походы Наполеона, историки, прослеживая события во времени и пространстве, попытались понять его историческую роль, прибегая к изучению исторических фактов. Хитросплетения исторических событий указывали на явную их взаимосвязь.

Однако истинный смысл феномена Наполеона долго оставался скрытым. В результате получилось то, что на Венском конгрессе он был признан "врагом всего человечества". Только спустя много времени, глубже проникнув в суть исторических событий времён Наполеона (т.е. фактически, проникая в мир смысла), стало понятно истинное значение его европейской кампании. Душа использовала амбиции, как инструмент личности Наполеона и направляла его действия на разрушение правления монархических династий в Европе. Причиной всего этого была единственная цель – объединение Европы.

Постепенно переходим к политике – одной из самых активных областей человеческой деятельности. Почти всегда в политике всё запутано, ничего не понятно, многое скрыто. Так происходит потому, что люди оперируют явлениями, или фактами, которые зачастую кажутся взаимосвязанными. На самом же деле, они не имеют ничего общего между собой. Более того, бывает трудно найти объяснения некоторым политическим, экономическим событиям, и тогда прибегают к конспирологии. Дескать, есть какие-то скрытые организации (масоны, тайные ложи, тайные правительства и пр.), которые, надавливая на некие пружины, управляют властными органами государств.

Всё это ерунда. Ерунда – не то, что нет подобных организаций. Они, безусловно, есть. Ерунда – то, что они правят на планете. Хотя эти организации и называются тайными, но они существуют в мире явлений. Мы их не видим и не знаем, только потому, что для их распознавания нужны дополнительные инструменты. Например, если применить скрытые микрофоны, спутники, ещё какую-нибудь новейшую аппаратуру фиксации, слежения и т.п., то можно найти подобные организации и довольно легко. Как говорится: «всё дело в технике».

Однако реальное управление на планете осуществляется согласно высшему Плану, и План этот верстается в мире смысла. План реализует Цель. Цель статична, План – проекция Цели во времени и пространстве – динамичен и меняется в зависимости от обстоятельств, времени и места. К тому же, не надо забывать о так называемом «свободном выборе человека», что также применимо и к любой нации.

Делаю вывод. Только приникая в мир смысла, мы способны будем понять историю человеческого существования на планете. Только проникая в мир смысла, мы сможем понять, например, причины возникновения Первой и Второй Мировых войн (хотя это одна и та же война с перерывом). Только проникая в мир смысла, мы сможем понять, что случилось с Россией в 1917 году. Только проникая в мир смысла, мы сможем понять истинную причину краха СССР. Только приникая в мир смысла, мы сможем многое понять не только в отношении нашей страны, но и других государств и мировых процессов в целом.

И самое главное: только проникая в мир смысла, мы сможем понять, что же нам – живущим на территории великой страны под названием Россия – делать дальше, куда идти, кем называться (русскими или россиянами), какую проводить политику внутри страны и за её пределами. Проникая в мир смысла, нам необходимо осознать нечто, что определяет судьбу такой великой нации, как Россия – её национальную идею. Но, эта тема следующей статьи.

                                                                                                04-09-2013



[1] Краткий философский словарь под ред. М. Розенталя и П. Юдина.

[2] В.С. Соловьёв Сочинения в двух томах, том 2. АН СССР, «Мысль». М,.1988, стр 57

[3] В.С. Соловьёв Сочинения в двух томах, том 2. АН СССР, «Мысль». М,.1988, стр. 58

[4] …мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуглубления и, иногда, некоторых физических упражнений. (Новейший философский словарь Грицанова).

[5] Мир причин - запредельная для понимания. Только немного можно приоткрыть, чтобы помочь в осознании мира причин. Это мир Цели Бога и Его инициирующей Воли. Не стоить даже пытаться туда проникнуть. Ничего не выйдет. На это вдохновляются лишь те, кто направлен сюда, за завесы, с конкретной миссией. Исполняя свою миссию, такой посланник неизбежно функционирует в мире смысла и мире причин, проводя Волю Бога оттуда - сюда.

 

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка