Комментарий | 0

Иоэль (2)

 

 
Глава 2
 
1. Трубите в шофар на Сионе, на святой горе Моей вострубите(а), задрожат все этой земли обитатели:
наступает день Господа, приближается.
 
2. День мрака и тьмы, марева, туч, как заря, распростерт над горами(б),
народ огромный, могучий, не бывало такого от века и после него во веки веков больше не будет.
 
3. Перед ней огонь пожирает, за ней пламя горит,
земля перед ней — Ган-Эден(в), мертвая пустыня — за ней, нет от нее спасения.
 
4. Вид ее — словно облик коней,
несется, как всадники.
 
5. Как на вершинах гор гром скачущих колесниц, как грохот огня, пожирающего солому,
как могучий народ, к битве готовый.
 
6. Перед ней содрогнутся народы,
их лица будут черны.
 
7. Как воины, побегут, как ратники, на стену заберутся,
пути не кривя, пойдут своею дорогой(г).
 
8. Не давя друг друга, своим путем каждый идет,
на мечи бросаются — невредимы.
 
9. Гудят в городе, по стенам бегут, в дома взбираются,
через окна, как воры, влезают.
 
10. Земля дрожит перед ней, содрогаются небеса,
луна и солнце мрачнеют, звезды в ночи не сияют1.
 
11. Господь подал голос воинству Своему, велик Его стан, могуч, слово Его исполняет,
велик день Господа и ужасен, кто превозможет?
 
12. Ныне, — слово Господа, — всем сердцем ко Мне возвратитесь,
в посту, с плачем, рыданием.
 
13. Не одежду — сердца ваши рвите(д), к вашему Господу Богу вернитесь,
Он жалостлив, милосерд, долготерпелив, многомилостив(е), о беде сокрушается.
 
14. Кто знает, Он вновь пожалеет?
А она оставит после себя благословение — приношение хлеба и возлияние  Господу Богу.
 
 
15. Трубите в шофар на Сионе,
пост освятите, сбор созовите.
 
16. Соберите народ, освятите общину, созовите старейшин, детей, грудь сосущих вы соберите,
жених и невеста пусть из дому выйдут(ж)2.
 
17. Между залом и жертвенником коѓены, служители Господа, зарыдают(з),
говоря: «Сжалься, Господь, над народом Своим, Свой удел на позор, в притчу народам не дай, зачем, чтоб говорили в народах: где их Господь?»
 
18. О земле Своей Господь ревновал,
над Своим народом Он сжалился.
 
19. Отвечал Господь, народу сказав: Шлю хлеб, вино, масло — этим насытитесь,
на позор в народах больше вас не отдам.
 
20. Северную от вас удалю, ушлю в землю пустынную и безлюдную, начало ее — к морю восточному, к морю западному — последних(и),
вонь от нее поднимется, смрад вознесется, многое натворила.
 
21. Не бойся, земля,
радуйся, веселись, многое Господь сотворит.
 
22. Полевые звери, не бойтесь, пастбища зеленеют в пустыне,
дает дерево плод,  инжир и лоза свою силу являют.
 
23. Сыны Сиона, радуйтесь, веселитесь в вашем Господе Боге: дождь для праведности Он дарует,
пошлет дождь ранний и поздний — в первый(к).
 
24. Гумна урожаем наполнятся,
переполнятся давильни маслом, вином.
 
25. Воздам вам за годы, когда саранча пожирала3,
Моя огромная рать, что на вас Я наслал.
 
26. Будете есть и насытитесь, славя имя Господа Бога, чудо для вас сотворившего,
не устыдится народ Мой вовеки.
 
27. Узнаете: в Израиле Я, Я — ваш Господь Бог, нет иного,
не устыдится народ Мой вовеки.
 
***
В главе две контрастные части. В первой (1-14) описывается армия саранчи, уничтожающая все на своем пути и проникающая повсюду, во второй (15-27) звучит призыв к всеобщей молитве и обещание Всевышнего уничтожить посланные Им за грехи народа полчища саранчи.
(а) Трубите в шофар на Сионе, на святой горе Моей вострубите. В шофар (рог) трубили, созывая на войну и предупреждая о приближении опасности. Сион. Гора и крепость внутри Иерушалаима. Часто употребляется в качестве синонима слова Иерушалаим. Святая гора. Храмовая гора.
(б) День мрака и тьмы, марева, туч, как заря, распростерт над горами. Тучи саранчи закрыли солнце.
(в) Ган-Эден. Дословно: Сад Эдена. Рай (Вначале, Брешит 2:8).
(г) Как воины, побегут, как ратники, на стену заберутся,//пути не кривя, пойдут своею дорогой. В этом стихе пророк возвращается к сравнению саранчи с армией.
(д) Не одежду — сердца ваши рвите. Рвать одежду — траурный обычай.
(е) Он жалостлив, милосерд, долготерпелив, многомилостив. Четыре из тринадцати определений милосердия Всевышнего. См.: Имена (Шмот) 34:6.
(ж) Жених и невеста пусть из дому выйдут. Призыв свидетельствует о катастрофичности положения: жених и невеста освобождены от участия в общественных постах, молитвах и т.п.
(з) Между залом и жертвенником коѓены, служители Господа, зарыдают. Вероятно, речь идет о площади на территории Храма, где обычно коѓены благословляли народ.
(и) Северную от вас удалю, ушлю в землю пустынную и безлюдную, начало ее — к морю восточному, к морю западному — последних. Северная. Саранча. Так она названа, вероятно, потому, что появилась с севера. Начало ее — к морю восточному, к морю западному — последних. Смысл: головную часть стаи саранчи Господь ушлет к Соленому (Мертвому) морю, а хвостовую к Великому (Средиземному) морю.
(к) В первый. В первый месяц, т.е. месяц нисан, в начале весны.
◘◘◘
1. Звезды в ночи не сияют. В оригинале: וְכוֹכָבִים אָסְפוּ נָגְהָם, дословно: а звезды теряют (?) сияние.
2. Жених и невеста пусть из дому выйдут. В оригинале: יֵצֵא חָתָן מֵחֶדְרוֹ, וְכַלָּה מֵחֻפָּתָהּ, дословно: выйдет жених из внутреннего помещения и невеста — из-под покрова.
3. Когда саранча пожирала. В оригинале: אֲשֶׁר אָכַל הָאַרְבֶּה, הַיֶּלֶק וְהֶחָסִיל וְהַגָּזָם. В стихе перечислены четыре вида саранчи, которые передаются одним словом. См. прим. 1 к 1:4.
•••
Ст. 2-15 ѓафтара к шабату Тшува.
Ст. 17, слова «Сжалься, Господь, над народом Своим, на позор Свой удел, в притчу народам не дай, зачем, чтоб говорили в народах: где их Господь?» включены в состав дополнительных молитвенных просьб в понедельник и четверг будничной утренней молитвы.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS