Комментарий | 0

Имя в еврейской традиции: Религиозно-философский смысл и литературное значение (6)

 

 

6

Имя и имена Всевышнего

 

Говоря об имени Элоѓим (Бог) и непроизносимом четырёхбуквенном имени (Господь, тетраграмматон), Иеѓуда Ѓалеви утверждал, что первое постижимо, «ибо разум говорит о том, что есть Правящий миром и Дающий миру порядок», а смысл второго «непостижим, и знать о нём можно лишь из пророческого видения», и только оно имя полное, которое «называют, говоря о полном мире», таком, который мир «достиг лишь в человеке, ибо человек — сердце всего, что до него сотворено» (Гл. 4, § 15).

С древнейших времён четырёхбуквенное имя табуировано. В речи тетраграмматон заменяется словосочетанием «это Имя», его принято называть также Именем чудотворным.

Что стоит за этим запретом, за этим табу? Что таят в себе эти четыре буквы, что скрывают и что открывают они?

Почему именно слово «имя» (точней: это Имя) замещает в нашем сознании тетраграмматон? Прав ли П.А. Флоренский, писавший: «Удаление Бога от мира, существа Божия, есть руководящая нить истории еврейской мысли; а вместе с тем богатеет семема слова шем (имя), поскольку Имя Божие своим безмерным значением попаляет все прочие имена, как пред Существом Божиим тают все остальные реальности: шем почти отождествляется с Именем Божиим» (Имеславие как философская предпосылка. — Соч. т. 2, М., 1990, с. 319)?

Нет ни одного направления в иудаизме, которое бы в большей или меньшей степени не обращалось к тайне Имени, не стремилось к постижению имён и не основывало свои концепции на толковании разных имён Творца. Однако особое место Имя и имена Бога занимают в еврейской мистике — кабале.

Самоё Творение, отражённое в теории «цимцум», сжатии, сокращении Высшего Света Бесконечного, в кабале описывается как «простое желание сотворить миры и эманировать эманации и таким образом проявить Его деяния, имена и прозвания в их совершенстве» (Р. Ицхак Луриа, 1534-1572, Цфат, основатель системы в кабале, носящей его имя).

О чудодейственной силе непроизносимого Имени Всевышнего создано множество легенд. Одна из них рассказывает о Ханохе, которого Всевышний возвеличил и надел на его голову корону, на которой были буквы, при помощи которых были сотворены небеса и земля, моря и реки.

Другая рассказывает о том, что ангелы, спустившиеся на землю, пленились красотой и очарованием дочерей человеческих. Одна из них Истехар пленила сердце ангела Шемхазая. Она обещала стать его женой, если тот научит её Имени Господа. Тот согласился. Но, узнав Имя, Истехар произнесла его и поднялась на небеса, не выполнив обещания. Сказал Всевышний: «Так как она сохранила себя от греха, будет место её среди звёзд, чтобы человек никогда не мог её позабыть». В созвездии Плеяд была она помещена.

Ещё одна агада рассказывает, что царь Давид, строя жертвенник, проломил основание бездны, и она поднялась, угрожая весь мир поглотить. Тогда Давид, начертав Имя на глиняном черепке, им бездну закрыл (Сука 53).

Пророк — Господни уста. Говоря о величии пророка Шмуэля, помазавшего на царство Шауля и Давида, Талмуд (Брахот 31б) цитирует Восхваления: «Шмуэль — из имя Его призывающих» (99,98:6).

Легенды свидетельствуют: обладание Именем даёт человеку возможность выйти из-под власти законов природы и обычной морали. Знание Имени — это прорыв сквозь земное естество к Создателю мира. Во имя этого человек может совершить и предосудительное: ложь, воровство, не будучи наказан, но по законам иным награждён. Эти мотивы — важнейшие в еврейской мистике. Их развивало не одно поколение кабалистов. Однако, несомненно, таят они и большую опасность. Потому — предельная осторожность.

Легенда уже исторического периода рассказывает о том, что кабалист Абулафия, приговорённый к смерти, убил Папу Римского, произнеся Имя Всевышнего. Абулафия Авраѓам бен Шмуэль (13 в.) жил в Европе, в Израиле. Он утверждал: кабала дарует ясновидение и способность общаться с Всевышним. Восхождение к Богу Абулафия называл «путём Божьего имени». В 1280 г. он отправился в Рим, чтобы убедить Папу Николая III облегчить положение евреев. Основанием для возникновения легенды послужил тот факт, что Абулафия был приговорён Папой к сожжению, однако приговор не был приведён в исполнение из-за неожиданной смерти Папы.

Средневековая легенда восходит к древней. Объясняя, каким образом Моше убил египтянина (Имена 2:12), Раши, опираясь на издревле бытовавшую в иудаизме мистическую традицию, писал, что Моше убил египтянина, произнеся тайное Имя Всевышнего. Признание Раши тем более значительно, что он был человеком, остерегавшимся мистики.

В Средние века появляются люди, которых величали Владеющий Именем, они, как полагали, обладали тайным знанием четырёхбуквенного Имени Господа. Так называли поэтов, писцов амулетов, раввинов, врачевателей и кабалистов. О них сохранилось немало историй. Известная средневековая легенда рассказывает о големе — человекоподобном существе, созданном при помощи Имени Маѓаралом из Праги.

Всегда знание Имени давало его обладателю особый мистически-пророческий статус, отличный от статуса самого великого знатока еврейских законов. Легенда рассказывает о р. Шмуэле Горовице, у которого было два сына. Первый унаследовал его открытое учение, второй унаследовал тайное.

Девятнадцатилетний Иеѓуда был полным невеждой, этаким стрелком-Эсавом. Он не умел даже молиться. Однажды, когда отец учил законам в Доме учения, Иеѓуда, бросив копьё, вбежал. Ученики, рассердившись, сказали учителю: «Рабби, ты и твой отец и отцы твоего отца — все были великими знатоками Учения, а ты диким человеком вырастил сына». Позвал рабби сына, сказал: «Иеѓуда, сын мой! Хочешь учиться — тебя испытаю». Тот вошёл в Дом учения. Там сидел и его брат Авраѓам. Произнес р. Шмуэль «одно имя» — Дом учения светом наполнился. Голову вниз Авраѓам опустил. А Иеѓуда не встаёт и не двигается. Увидел рабби неподвижного сына, произнёс ещё «одно имя». Не было сил у Авраѓама свет этот видеть. Сказал р. Шмуэль: «Сын мой Авраѓам! Это счастливый час для твоего брата Иеѓуды. Знай, ты будешь главою иешивы все твои дни. Но брат твой Иеѓуда будет посвящён в тайны небесные и земные и будет Владеющим Именем».   

Не случайно ученики называют Иеѓуду диким человеком, так, как в Учении назван Эсав. Известный мидраш говорит, Ицхак полагал, его наследие будет разделено между братьями: Яаков станет духовным наследником, а Эсав, наследовав имущество, станет обеспечивать погружённого в учение брата. Как это было с детьми р. Маймона бен Иосефа: Моше стал великим еврейским философом и законоучителем (Рамбам), а его брат Давид — торговцем драгоценными камнями. Вплоть до своей трагической гибели (Давид утонул во время поездки по торговым делам) он обеспечивал брата средствами существования, освободив Моше от материальных забот.

Вслед за героями ТАНАХа поколения еврейских мыслителей размышляли над жаждой познания Имени, которой были исполнены просьбы Моше к Всевышнему назвать Своё Имя, над тем, почему ему было недостаточно знать, что с ним говорит Бог Авраѓама, Ицхака и Яакова, размышляли над неистовостью Яакова, уже наречённого Исраэлем, допытывающегося у «противника», каково его имя.

Имена персонажей ТАНАХа, их толкование не раз служило основой построения религиозно-философских концепций. Но лишь на примере отношения иудаизма к Имени и именам Всевышнего, лишь пытаясь понять выработанную в еврейской культуре систему имён Бога, можно осознать экзистенциальную глубину этой темы. Для еврея Имя Всевышнего — тайна, загадка, таящая в себе мистические глубины.

В христианстве это не так. Исключение — христианский неоплатонизм, в своём понимании онтологичности имени восходящий к Платону и Плотину. Это учение, датирующееся приблизительно VI веком, через деятелей исихазма Григория Синаита (византийский подвижник и писатель конца XIII — начала XIV вв.) и Григория Паламу (Фессалоникийский архиепископ, 1296-1359) вызвало к жизни движение имеславия, зародившееся в начале двадцатого века на Афоне, связанное с именем иеромонаха Антония (Булатович). Среди философов, поддержавших движение, были В. Эрн, П. Флоренский, А.Ф. Лосев, автор работ, посвящённых имени, некоторые из них были напечатаны после смерти автора, работ неоплатонических по своему характеру и навеянных имеславским движением.

Среди имён Всевышнего — Адонай Цваот (русское произношение: Саваоф), Господь Всемогущий, русский дословный перевод — Господь воинств. Имя встречается в ТАНАХе не часто. Однако употребление именно этого имени в конкретном контексте имеет определённое значение. Русский эквивалент Саваоф делает невозможным понять его смысл и значение, не говоря уже о том, что, утратив языковую фактуру, имя выскальзывает из оригинальных звуковых связей и ассоциаций.

Перевод — всегда толкование, в котором актуализируется лишь один из множества возможных путей понимания. В Септуагинте, древнейшем греческом переводе ТАНАХа, имя Цваот переведено Пантократор — Властитель всего, а Адонай Цваот — Кюриос Пантократор, Господь, управляющий всем. Таково важнейшее значение этого имени, однако не покрывающее всех смысловых оттенков, в нём заключённых.

Обращаясь к Всевышнему, мы употребляем множество имён, и не только встречающихся в тексте ТАНАХа. Выбор имени зависит от множества факторов: времени, места, характера текста, жанра, традиций и многого другого. Так, в Пасхальной агаде, считающейся одним из древнейших дошедших до нашего времени мидрашей, содержится четыре благословения, которые произносят четыре типа евреев. В этих благословениях — три разных имени Бога. Ведь события Исхода должны быть изложены каждому в соответствии с его уровнем понимания.

Благословен Тот, Который всюду (дословно: это место) —мудрый сын Господа именует, постигший: невидимый, не ощутимый физически Всевышний открывается ему в каждом явлении, каждом месте, любом проявлении. Не мир — место, где Он пребывает, но Он — место пребывания мира.

Благословен Тот, Который дал Учение народу Своему Исраэлю — обращается к Господу сын простодушный, человек, не способный к философскому постижению сути Исхода и сущности имени Господа, однако соблюдающий заповеди и спрашивающий обо всём.

Благословен Он — обращаются к Богу сын, не умеющий спрашивать и сын нечестивый, т.е. человек, отделяющий себя от празднования, воспринимающий Бога как нечто внешнее.

В ТАНАХе 24 книги. Во всех — имена Всевышнего, кроме одной — Свитка Эстер (Есфирь), который читается в Пурим. Случайно ли отсутствие даже единственного упоминания имени Бога? Говорят, слово «царь», многократно появляющееся в тексте, содержит скрытое указание на Всевышнего. Однако существует и иное, как представляется, более глубокое толкование.

Талмуд (Хулин 139б) задаётся вопросом, в каком месте Учения есть намёк на Эстер, главную героиню исторических событий, ставших основой праздника Пурим? Ответ — в книге Слова (31:18):

 
А Я скрою, сокрою Свой лик в этот день за всё зло, которое он (Исраэль) сотворил,
к иным богам обратившись.

 

Период после разрушения Храма, Вавилонское изгнание —время сокрытия лика Всевышнего, когда человек не ощущает, что управляет миром Господь. Мир, Вселенная и слово «скрытый» на иврите одного корня. Время событий книги Эстер, — эпоха сокрытия Имени.

Имена, которыми человек нарекает Творца, воссоздают путь познания Его сущности. Как и имена человека, отражают они отношение нарекающего. Господь неизменяем, Ему неведомы чувства, но человек может назвать Его и «Бог ревнивый, мстящий Господь, Господь яростный, мстительный» (Нахум, Наум 1:2) и «Господь Бог милостивый и жалостливый» (Имена 34:6).

Человек даёт Господу имена. Всевышний Сам нарекает Себя. У каждого из имён Всевышнего свой смысл и значение. Все имена, кроме тетраграмматона, производные. Их связь с существующими в языке словами очевидна, их смысл понятен.

 

6.1. Человек нарекает имена

 

Амида (дословно: стояние) — центральная молитва еврейской литургии. Второе название — Восемнадцать по первоначальному количеству благословений, бенедикций. Несмотря на то, что впоследствии была добавлена ещё одна, молитва прежнее название сохранила.

Восемнадцать благословений соответствуют восемнадцати упоминаниям имён Бога в 29-ой (28) главе Восхвалений (Брахот 28б).

 

Мизмор (псалом) Давида.
Воздайте Господу, Божьи сыны,
воздайте Господней славе и мощи.
 
Воздайте славному имени Господа,
в величии святости пред Ним простирайтесь.
 
Господа глас
над водой,
Бог славы гремит,
Господь над великими водами.
 
Могуч голос Господень,
величествен Господа глас.
 
Голос Господень кедры крушит,
ливанские кедры Господь сокрушал.
 
Как телёнка, посылает плясать,
как буйволов — Ливан и Сирьон (гора Хермон, Сирион).
 
Голос Господа пламя огня высекает.
 
Трясёт пустыню Господа глас,
пустыню Кадеш (Цин, Кадес) сотрясает.
 
Голос Господа ланей трепетать заставляет,
леса обнажает,
в Его храме
славу всё возглашает.
 
Господь воссел над потопом,
Господь царём мира воссел.
 
Господь мощь даст народу,
Господь благословит миром народ.

 

У каждого благословения Амиды своя тема и своё определение-имя Всевышнего.

 

1. Бог — щит Авраѓама — определение-имя Господа в первом благословении «Отцы».  

2. Бог, воскрешающий мёртвых — «Величия».

3. Бог святой — «Освящение Бога».

4. Бог, дарующий знание — «Знание».

5. Бог, желающий возвращения (в раскаянии) — «Возвращение».

6. Бог милостивый, многопрощающий — «Прощение».

7. Избавитель Исраэля — «Избавление».

8. Исцеляющий больных народа Своего Исраэля — «Исцеление».

9. Благословляющий годы — «Благословение лет».

10. Собирающий изгнанников народа Твоего Исраэля — «Собирание изгнанников».

11. Царь, любящий справедливость и правосудие — «Благословение правосудия».

12. Сокрушающий врагов и смиряющий злодеев — благословение, направленное против доносчиков.

13. Опора и упование праведных — «Благословение праведников».

14. Отстраивающий Иерушалаим — «Благословение Иерусалима».

15. Взращивающий луч спасения — «Благословение потомка Давида, Мессии», дополнение к Амиде.

16. Внемлющий молитве — «Внемлющий молитве».

17. Возвращающий Шехину (земное присутствие Бога) Свою в Цион (Сион) — «Служение в Храме».

18. Благой — имя Твоё — «Благодарение».

19. Благословляющий миром народ Твой Исраэль — «Благословение миром».

 

У каждого из этих определений-имён свой смысл, своё назначение. Это лишь малая часть имён, которыми человек нарекает Всевышнего. Все они, повторяющиеся на протяжении двух тысяч лет, превратилось в неотъемлемую часть Единого Имени Господа. Важнейшее из них отражает Его прямое вмешательство в эпоху праотцев в земные дела, это имя Господь через Моше завещает помнить все поколения.

 
Ещё сказал Бог Моше: Так скажи сынам Исраэля: «Господь Бог ваших отцов, Бог Авраѓама, Бог Ицхака и Бог Яакова послал меня к вам»,
это имя Моё навеки, это имя Моё из рода в род (Имена 3:15).

 

Для человека вполне естественно в разных жизненных ситуациях по-разному Всевышнего называть.

Хана (Анна) в молитве, в которой просит Всевышнего даровать сына и даёт обет посвятить его Богу, обращается Адонай Цваот (Господь Всемогущий, Шмуэль 1 1).  

«Сказал рабби Эльазар. С того дня, когда сотворил Святой благословен Он Свой мир, не было человека, который бы назвал Святого благословен Он Цваот, пока не появилась Хана и нарекла Его так. Сказала Хана Святому благословен Он: Владыка мира, из всех Воинств, которые в Своём мире Ты создал, будет ли Тебе трудно одного сына мне дать?!» (Брахот 31б)

Для книги Иеѓошуа, рассказывающей о завоевании Страны Исраэля, характерно Имя — всей земли Властелин (3:11,13). Автор же Восхвалений среди прочего называет Его Сидящий в небе (2:4).

В молитве Благословен сказавший (утренняя литургия) встречаем такие определения-имена: Творец мироздания, Простирающий милосердие над землёй, Простирающий милосердие над творениями, Воздающий щедро благоговеющим перед Ним, Живущий всегда и Существующий вечно, Искупающий и Спасающий, Царь Вселенной, Отец милосердный, Царь наш, Бог наш, Единый, Жизнь миров, Царь.

Определение-имя, с которым к Нему обращаемся, зависит и от календаря, ибо в разные периоды Господь открывается человеку в большей мере с той или другой стороны. В Песах — как Выведший наших отцов из Египта. В Грозные дни, между Новым годом и Судным днём, когда просим владычествовать над нами, когда Его воцаряем, — как Царь, Владыка, дарующий жизнь.

Большинство имён, которыми сегодня называем мы Бога, такие же, какими праотцы Его нарекли, но это не означает, что каждая новая эпоха не может по-своему обратиться к Творцу, дать Всевышнему новое имя.

В книге «Тания» Шнеура-Залмана, основоположника учения Хабад, старого ребе, Всевышний именуется Жизнь жизней (ч. 1, гл. 19). После Катастрофы европейского еврейства, как казалось, тотального сокрытия Богом лица возникло понятие-имя — Бог Аушвица, которым нарёк Господа еврей, переживший Катастрофу. И это имя, как любое другое, данное человеком, не что иное, как знак познания Бога.

Неразрывная связь между познанием человеком деяний Его и именем, которым нарекает Всевышнего, подчёркнута Рамбамом в «Наставнике колеблющихся»: «Всякий раз, когда познаётся одно из Его деяний, атрибут, от которого исходит это деяние, усматривается в Нём, да будет Он возвеличен, и имя, выведенное из этого деяния, применяется к Нему» (ч. 1, гл. 54).

Рамбам последователен и настойчив в своём антиантропоморфизме: деяния Бога лишь схожи с делами людей, поэтому имена, которыми в соответствии с ними человек нарекает Его, отнюдь не свидетельствуют, что Творец обладает какими-либо качествами сотворённого. В отличие от Имени, которым сотворён мир, имена, которыми человек нарекает Бога, есть ограниченная природой сотворённости точка сопричастности Творению. Имя Бога единственно и едино. Имена, которыми человек нарекает Его, бесчисленны.

Приведя пример из пророка Нахума, где Бог назван ревнивым и мстительным (1:2), Рамбам пишет, что эти имена, эти деяния подобны тем, «что исходят от нас вследствие какой-либо склонности души — ревности, ненависти или гнева». Эти деяния «исходят от Него, да будет Он возвеличен, по причине воздаяния тем, кто наказан, а не из-за какой-нибудь страсти» (там же).

Иеѓуда Ѓалеви, подробно анализировавший атрибуты Всевышнего, выделял три вида: действия, отношения и отрицания. Все имена, которыми человек нарекает Бога, можно возвести к этим трём категориям.

По Иеѓуде Ѓалеви атрибуты действия отражены в таких именах как Милосердный, Ревнивый, Мстительный, Великодушный.

Атрибуты отношения — Благословенный, Превозносимый, Святой, Всевышний.

Атрибуты отрицания — Живой, Единый, Первый и Последний.

Атрибуты отрицания, как писал Иеѓуда Ѓалеви, «Его не определяют, а отрицают в Нём свойства противоположные этим, чтобы их не утверждать в той форме, в какой мы понимаем эти вещи. Ведь мы понимаем жизнь только в виде ощутимого и движущегося. Он же выше и того и другого. Но мы говорим, что Он живёт, чтобы отрицать понятие смерти» (Гл. 2, § 2).

Бог вне времени и пространства, но Учение говорит на языке людей, и человек метафорически нарекает Его Богом Живым (Слова 5:22, Иеѓошуа 3:10), Вечноживым (Даниэль 12:7). 

Аналогичны и имена, в основе которых пространственная метафора: Восседающий в Сионе (Восхваления 9:12), Восседающий в небесах (там же 123,122:1), В Иерушалаиме обитающий (там же 135,134:21), Всемогущий Господь, Бог Исраэля, восседающий на керувах (херувимы, Иешаяѓу 37:16).

«Много таких атрибутов, — писал Иеѓуда Ѓалеви, — а сущность Его одна и едина, множественность же Его атрибутов определяется многообразием получающих влияние, так же как солнечные лучи разные, а солнце одно» (гл. 4, § 3).

Где граница метафоричности в наречениях Всевышнего? Иначе: можем ли мы бесконечно множить свои наречения?

Язык человеческих наречений Бога условен. Исраэль — народ святой, от других отделённый, Всевышнего святым нарекает. Иеѓуда Ѓалеви писал об этом эпитете-имени, означающем, что Господь «свят и возвышен, и невозможно приписать Ему ни одно из качеств, присущих творениям, если называют Его эпитетами, напоминающими свойственные им, — это лишь сравнение, далёкое от действительности» (там же).

Традиция сознавала опасность абсолютизации одного из имён, ибо язык человека, говорящего о Боге, нарекающего Его, — это язык человека, и ни в одном имени ему не дано познать Его хоть в какой-нибудь полноте. Мудрецы всегда стремились установить границы, отделяющие познающего от Познаваемого, нарекающего от Нарекаемого.

Рамбам остро ощущал опасность обилия имён, с которыми человек обращается к Господу. Отсюда закон: «Запрещается также множить атрибуты Господа и говорить: 'Боже великий, Муж брани, грозный, великий и могучий' — так как выше человеческой способности исчерпать хвалы Богу. Поэтому следует ограничиться атрибутами, которыми пользовался Моше, наш учитель, да будет с ним мир» (Мишне Тора, кн. II, 9:7).

Имена, с которыми Моше обращался к Богу: Великий, Могучий и Грозный. Именно они с течением времени стали важнейшими в обращении человека. Когда это произошло?

Четырёхбуквенное имя произносилось Главным коѓеном (жрецом) в Святом святых Храма раз в году — в Судный день и во время благословения коѓенов. Когда Главный коѓен произносил Имя Всевышнего, все слышавшие его простирались ниц, восклицая: «Благословенно Имя Славы царства Его вовек» (Мишна, Йома 6:2). В Судный день Главный коѓен десять раз Имя произносил: по три раза во время каждой исповеди и тогда, когда, бросая жребий, говорил про жертвенного козла: «Жертва Господу это». В момент произнесения Имени чудо свершалось: люди, стоявшие в Храме в тесноте, падали ниц, и всем на полу было место. 

После разрушения Храма жертвоприношения сменила молитва. Вместе с разрушенным Храмом сокрылось и Имя, уйдя в тайники эзотерического знания и священнодействия мистиков-кабалистов. Вместе с сокрытием Имени актуализировались имена Великий, Могучий и Грозный. Уже в эпоху Талмуда у них был статус особый (Йома 69б).

Почему Люди великого собрания были так названы? Потому что вернули утраченное величие, источник которого в имени Бога, как сказано: «Ибо Господь Бог — Он Бог богов и Владыка владык,// Бог великий, могучий и грозный, не лицеприятствующий, мзды не берущий» (Слова 10:17).

Неужели после разрушения Храма Господь, избравший Исраэль среди народов, может быть назван Великим? Может быть назван Грозным? Ведь чужеземцы служат в Доме Его, ведь иноверцы крушат Его Храм. Но мудрецы сказали: величие Всевышнего в том, что, преодолевая соблазн, к злодеям Он терпелив. Грозность в том, что, если бы не страх перед Всевышним, как бы один народ смог существовать среди многих.

 

6.2. Имена Всевышнего

 

            Вспомним один из самых известных вопросов и один из самых известных ответов в истории человечества.

 
Сказал Моше Богу: «Вот, приду я к сынам Исраэля и скажу: 'Бог ваших отцов послал меня к вам',
скажут мне: 'Как Его имя?' Что им скажу?»
 
Сказал Бог Моше: Буду, что буду!
Сказал: Так скажи сынам Исраэля: Я буду послал меня к вам (Имена 3:13-14).

 

О стихах этих мидраш (Шмот рабба 3:6).

По мнению р. Аббы бен Мемель Бог так ответил Моше. «Ты желаешь знать имя Моё. Имя Моё деяниям Моим соответствует. Иногда я называюсь Всемогущий, Бог, Господь. Когда вершу суд над творениями, Господь называюсь, когда со злом веду Я войну, Всемогущим Я называюсь. Когда откладываю приговор человеческим грехам, называюсь Бог Всемогущий. А когда проявляю милость по отношению к Моему миру, Господь называюсь. Господь — отражение атрибута милости, как сказано: 'Господь Бог милостивый и жалостливый' (Имена 34:6). Следовательно, Я тот, кто Я есть в соответствии с деяниями Моими». А р. Ицхак утверждал, что велел Бог Моше сказать сыновьям Исраэля, что Он тот, который был всегда и всегда будет.

Прощая Исраэлю грех золотого телёнка, вновь призывая Моше, Всевышний проявляет Своё милосердие и называет Свои имена. Р. Авраѓам ибн Эзра насчитывал их тринадцать, выражающих тринадцать атрибутов Всевышнего.

 
Прошёл Господь перед ним, Господь возгласил: Господь Бог милостивый и жалостливый,
гнев отдаляющий, великий в истинной милости, верности.
 
Милость хранящий тысячам, прощающий вину и преступленье, и грех,
и, очищая, не очищающий, помня, карающий за вину отцов сыновей и сыновей сыновей до третьего и до четвёртого (Имена 34:6-7).

 

6-ой стих можно прочитать по-разному: и понимая тетраграмматон (Господь) как обобщающее слово, и как одно из имён в общем ряду. В любом случае Традиция связывает четырёхбуквенное имя с категорией милосердия.

Кроме него, ещё семь имён обладают особой святостью. Рамбам писал, что уничтожающий их приравнивается к язычнику. В этих именах запрещено уничтожать даже единую букву. Если какое-либо из них написано на металлическом предмете, тот нельзя уничтожить. Предварительно необходимо вырубить место с именем и захоронить его, как любой иной священный текст. Особые правила установлены для тех, на чьём теле написано одно из этих имён.

Большинство имён Бога, встречающихся в ТАНАХе, восходят к слову «эль», древнейшему семитскому обозначению бога. В других семитских языках ему соответствуют: «илу» — в аккадском, «эль» или «иль» — в ханаанейском. Считается, что своими истоками слово восходит к прасемитскому корню, значение которого — быть могущественным. В ханаанском пантеоне «эль» был главным богом. В ТАНАХе слово «эль» часто употребляется и в качестве нарицательного.

            Иеѓуда Ѓалеви писал, что «эль» происходит от слова со значением «сила». «Оно источник всех сил, неизмеримо их выше и несравнимо с ними» (гл. 4, § 3).

«Эль» является составной частью многих имён: Элияѓу, Элиша, Исраэль, Шмуэль и т.д.

В ТАНАХе «эль» выступает в качестве имени собственного, имени истинного Бога в том случае, если употреблено с артиклем или определением. Пример — Эль-Эльон (высший), передаваемое по-русски — Всевышний. Так, «Богом Всевышним, Творцом небес и земли» благословляет Аврама Малки-Цедек (Мелхиседек), и сам Аврам царю Сдома (Содом) именем этим клянётся (Вначале 14:19,22).

Эль Олам — вечный Бог (там же 21:33), Эль Шадай — Бог Всесильный в Тексте встречаются не очень часто. Второе употребляется только в связи с праотцами. Его значение: изменяющий законы природы по Своей воле. Имя Эль Роэ — Бог видящий может быть истолковано и Бог видения. Это именем нарекает Всевышнего Ѓагар (Агарь), которой предречено: «назовёшь его Ишмаэль (Услышит Бог), ибо услышал Господь страданье твоё» (там же 16:11). И далее — о Ѓагари стихи, насыщенные именами.

 
Нарекла она имя Господу, с ней говорившему: Ты — Бог видящий,
сказав: «Ведь здесь видела я видящего меня!»
 
Потому этот колодец назван Колодец Видящего Живого,
он между Кадешем и Баредом.
 
Родила Ѓагар сына Авраму,
Аврам дал имя сыну, которого Ѓагар родила, Ишмаэль (16:13-15).

 

Наряду с тетраграмматоном наиболее употребительное имя Всевышнего — Элоѓим, которое в ТАНАХе встречается более двух тысяч раз. В десяти стихах 47-ой (46) главы Восхвалений это имя употреблено семь раз. В одной праздничной литургии этот текст читается семь раз. Таким образом имя Элоѓим (Бог), нарицательное значение которого судьи, звучит 49 раз. Не удивительно, что эта глава читается в Новый год, главная идея которого — идея суда.

 
Руководителю. Сыновей Кораха (сынов Кореевых) мизмор.
 
Все народы, рукоплещите,
звуком ликования Богу трубите!
 
 Грозен Всевышний Господь,
Царь великий над всею землёю.
 
Нам покоряет народы,
под ноги нам — племена.
 
Избрал нас уделом Своим,
высоту Яакова Он возлюбил.
Села.
 
Взошёл под трубление Бог,
Господь — при звуке шофара (рог).
 
Пойте Богу, воспойте,
воспойте Царя нашего, пойте!
 
Ведь Бог — царь всей земли,
пойте! Маскил.
 
Воцарился Бог над народами,
Бог на святом престоле воссел.
 
Знатные племён пристали
к народу Авраѓамова Бога,
ведь Бог — защитник земли
вознесённый.

 

Намного реже, чем Элоѓим, в качестве имени Бога употребляется форма единственного числа этого слова — Элоѓа, полная форма слова «эль». Семитские параллели: «элах» — в арамейском, «алах» — в арабском. Редкое слово в основном встречается в Иове, считающейся древнейшей книгой в составе Писания, где оно употреблено около сорока раз.

Адонай — форма множественного числа, от адон (господин). Буквально Адонай — господа мои, уважительное множественное число. Исследователи полагают, что первоначально очень часто встречающееся имя Адонай + тетраграмматон имело значение Мой Господь, однако со временем слово Адонай приобрело самостоятельное значение в качестве имени Бога.

В языке мудрецов появляется, очевидно, под влиянием Аристотеля имя Бога Могущество (Гвура), аналогичное слову Дюнамис, обозначающему силу потенциальную, в отличие от слова «энергия», обозначающего силу активную.

У каждого из употребляемых в ТАНАХе имён Бога своя этимология, каждое встречается и в нарицательном значении и может относиться и к языческому божеству. Это, а также наличие или отсутствие того или иного имени в конкретном тексте служило основой для создания большого числа толкований.

 

6.3. Имя

 

            Первое имя Текста — имя Божие: Элоѓим.  

Мидраш. Всевышний задумал по принципу суда мир сотворить. Но, увидев, что творение, основанное на жёсткой причинно-следственной связи, не устоит, решил сочетать его с милосердием, знаком чего стало появление нового имени: тетраграмматон + Элоѓим. Милость Господа: если человек совершил преступление, то механизм суда не сразу включается, Он ждёт раскаяния, и наказание может вообще не последовать.

Книга «Зоѓар». На вопрос р. Элиэзера своему отцу р. Шимону, тот ответил, что суд и милосердие не только взаимосвязаны, но бывают случаи, когда сам суд является милосердием.

Каким именем называл Творца своего Адам? Элоѓим? Но из этого имени «нельзя понять, кто Он — один или более одного, знает Он о каждом своём творении или нет» (Иеѓуда Ѓалеви. Гл. 4, § 3). Это имя, утверждает Иеѓуда Ѓалеви, четырёхбуквенное: пророку Адаму Творец открыл Своё Сущностное Имя, знание которого было передано потомками Адама Моше, а через него — пророкам.  

А как объяснить неофиту хазарскому царю разницу между Именем и Элоѓим, одним из имён? Иеѓуда Ѓалеви: оба имени — свет. Элоѓим подобно свету по отношению ко всем предметам, а Имя — свет, воспринимаемый жемчугом, чистым воздухом и водой, самыми светопоглощающими материалами. Имя Элоѓим воспринимается всеми людьми, Имя — пророками.

Почему до появления человека Бог назван Элоѓим, и лишь позже появляется Имя? Сказали мудрецы: «Полное Имя называют, говоря о полном мире» (Брешит рабба 13:3). Иеѓуда Ѓалеви добавляет: лишь с человеком мир достиг своего завершения, следовательно, и Имя возникает вместе с человеком (гл. 4, § 15).

Рамбам считает иначе: Имя Его было и до создания мира. Для него гораздо важней подчеркнуть единственность Имени, у которого нет и быть не может никаких нарицательных проявлений.  Остальные имена Всевышнего производны, они лишь указывают на Сущность (Наставник колеблющихся ч. 1, гл. 51).

Для чего человеку необходимо знание имени человека другого? Без этого знания нет связи между людьми. Знание имени — начало, в более широком смысле — сама коммуникация.

Для чего человеку необходимо знание имени Бога? Это знание — не что иное, как вера в Него, знак личной связи с Творцом. Человеку с Господом не дано иной связи, лишь через имя Его. Даже Моше не было дано увидеть Его. Просьба Имя назвать — мольба послать веру.

На горе Синай ни Моше, ни народ Бога не видят. И Моше и народ на горе Синай Всевышнего слышат. Слова «имя» и «слышать» на иврите созвучны.

В одном из мидрашей рассказывается о пророке Шмуэле, властителе великом, могучем и грозном, стоящем у окон небесного свода, ждущим, когда раздадутся из синагог и домов учения восхваления Господу. И всё потому, что ангелы не могут возвестить хвалу Всевышнему до тех пор, пока с земли её не вознесут. Потому он и назван Шмуэль, что, услышав восхваления, передаёт их в небесный свод, где ангелы возносят свои восхваления.

Иеѓуда Ѓалеви считал: четырёхбуквенное имя появляется с человеком. Рамбам: существовало и до сотворения мира. Иная традиция говорит о сокрытости Имени. Почему не праотцам, а Моше оно было открыто? Авраѓам ибн Эзра: потому что раньше сверхъестественное не вторгалось в мир, а проявление чудесного связано с Именем. Только освобождение из египетского плена, исход из низшей точки падения (по мидрашу египтяне находились на последнем пятидесятом, а евреи на сорок девятом уровне нравственной деградации), только это мгновение истории требовало вторжения сверхъестественных сил. Поэтому только Моше стал обладателем Имени.

Сверхъестественны и сами буквы его, о которых в «Зоѓаре» говорится: они — души, тогда как все остальные буквы — тела. При помощи этих букв стремились прорваться сквозь материю к Сущности Превечного кабалисты.

По Рамбаму тетраграмматон — единственное непроизводное имя Бога. Лишь оно не указывает на атрибут, но исключительно на абсолютную вечную сущность бытия (Наставник колеблющихся ч. 1, гл. 63).

Одни стремились открыть Имя, другие — сокрыть, что было связано с распространённым представлением: влияние Всевышнего проявляется скрыто, потому Сущностное Имя не читается так, как оно пишется. Лишь в мире грядущем станет явным действие Божией сущности, тогда и Имя Его будет читаться в соответствии с написанием.

Табуирование имён богов и как следствие появление эвфемизмов — одна из характерных черт многих древних культур. Удивительно, что одна из них продолжила жить и развиваться, сохраняя черты архаического сознания.

Одни прочитали и произнесли имя Всевышнего.

Другие с трепетом и благоговением перед тайной остановились.

Это имя (артикль + имя) — наиболее распространённый сегодня эвфемизм четырёхбуквенного имени, но не единственный. Иеѓуда Ѓалеви употребляет эвфемизм Ѓавайе. Он же указывает на ещё один — Лик (гл. 4, § 15). В «Поучениях отцов» часто встречается: Это место (артикль + место).

Во многих источниках находим покрытое таинственностью, сопровождаемое недоговоренностями и намёками стремление великих мудрецов открыть (или скрыть?) сам факт, что им ведомо Имя.

В Талмуде мы не находим непосредственных указаний на поиски Имени. То ли потому, что оно было ведомо тем, кому должно его было знать, то ли потому, что даже само свидетельство этих занятий было уделом знания эзотерического. Однако о чрезвычайно напряжённом интересе к теме можно составить представление, сопоставив с дошедшими до нас свидетельствами поисков имени Мессии. Так, в кругу р. Иеѓошуа бен Леви, в котором были сильны мессианские настроения, делались попытки открыть это имя. Среди предлагавшихся вариантов: Давид, Цемах (в переносном смысле — потомок), Менахем (Утешитель, вспомним мидраш об имени Ноах). Некоторые предлагавшиеся имена намекали на имена самих толкователей (Санѓедрин 98б). Порой толкование основывалось на прочтении ивритского слова на другом языке. Так, словосочетание «болезни наши» из Иешаяѓу (53:4), прочитанное по-арамейски, становится основой для предлагаемого имени (Санѓедрин 98б).  

Один из важнейших источников нашего знания о табуированном имени — фрагмент из трактата Кидушин Вавилонского талмуда (71а).

 

Сказал Раба бар бар Хана, сказал раби Иоханан. Четырёхбуквенное Имя мудрецы сообщают ученикам своим один раз в неделю. Но есть такие, которые говорят: дважды в неделю.

Сказал рав Нахман бар Ицхак. Объяснение того, что сообщают один раз в неделю, в том состоит, что написано: «Это имя Моё навеки (Имена 3:15, вместо «навеки» может быть прочитано: «скрыть»). Написано: скрыть.  

Раба думал толковать его (имя) публично. Сказал ему один старец: «Написано — скрыть».

Возразил рабби Авина. Написано «это имя Моё» и написано «это имя Моё из рода в род» (окончание стиха). Сказал Святой благословен Он: Не таково, как написано обо Мне, имя Моё...

Учили мудрецы. Вначале имя из двенадцати букв передавали каждому человеку, но т.к. явилось множество необузданных, стали его передавать только достойным коѓенам, а достойные коѓены в кругу коѓенов таили его.

Изучено. Сказал рабби Тарфон. Однажды за братом матери зашёл я в лавку и, прислушавшись к словам Главного коѓена, услышал, как он сообщал Имя коѓенам, братьям своим.

Сказал рав Иеѓуда, сказал Рав. 42-буквенное Имя передаём только достойному, умеющему скрывать, достигшему зрелых лет, незлому, непьющему и твёрдому в убеждениях. И каждый знающий его с ним осторожен, хранит в чистоте. Такой любим вверху и приятен внизу, и на живых его ужас положен, и унаследует два мира — мир этот и тот.

 

Причина, по которой было решено сокрыть Имя, объяснена лаконично: необузданные (распущенные, жестокие). Результатом чего стала преграда профанированию Имени, его знание стало уделом исключительно посвящённых, мудрецы исключили из этого круга всяческих шарлатанов. Передача Имени была, вероятно, актом символического посвящения.

О сколько буквенном Имени речь? Представляется, что разговор об одном Имени, но о разных уровнях посвящённости, разных уровнях познания единого Имени единого Бога: представление о разных сущностных именах невозможно согласовать со всем, что мы знаем об отношении Традиции к Имени.

Из единственной цитаты выводится заключение: читать надо — скрыть. Намёк на такую возможность в книге Коѓелет (Екклесиаст): «Он всё создал прекрасным в свой срок// и вечность даровал их сердцам, от начала и до конца человек не постигнет, что создал Бог» (3:11).

Этот текст — образец мидраша, задача которого в утверждении закона. У агадического мидраша язык совершенно другой.

 

Притча о царе, устроившем пир, пригласившем гостей, которые ели и пили. Сказали царю: «Дай нам мечи и копья — ими мы поиграем». Царь дал им обломки мирта, и ими друг друга они поразили и ранили. Сказал царь: «Я дал вам обломки мирта, а вы ими такое наделали. А если бы дал мечи и копья, ещё худшее бы натворили. Так сказал Святой благословен Он. Если в час, когда Я скрыл от них Имя, убивают они именами, то если бы дал Имя, открыл им, ещё худшее бы натворили.

Было с одной женщиной-персиянкой. Прокляла Именем сына. Услышал Шмуэль и сказал: «Иди, справь ему саван».

Рабби Ханина знал Имя. Когда время пришло умирать, сказал: «Есть здесь человек, которому можно его передать?» Сказали: «Есть здесь Иньяни бар Нахшон». Послали за ним. Он пришёл. А сын этого человека спрятался под кроватью. Когда тот пришёл, ребёнок чихнул. Сказал Ханина: «Вылезай оттуда, ты не достоин услышать, а твой отец не достоин принять».

Врач из Ципори (Сепфорис) знал Имя. Когда время пришло умирать, сказали ему: «Есть здесь человек, которому можно его передать. Здесь есть рабби Пинхас бар Хама». Послал за ним. Тот пришёл, спросил его врач: «Брал ли ты что-нибудь у евреев?»  Ответил: «Десятину». Решил не передавать ему Имя, потому что вдруг у кого-нибудь он попросит, а тот, разозлившись, убьёт (Коѓелет рабба 3:11).

 

Вторая часть этого мидраша представляет собой установления более подробные, чем те, о которых из трактата Кидушин мы узнали. Здесь говорится, что Имя может быть передано лишь у воды, в чистом месте.

В агадическом мидраше на главный вопрос: почему Имя скрыто? — даёт ответ начальная притча. Имя может быть использовано во зло. Притча подчёркивает обоюдоострую силу Имени, даже не желая того, им можно убить.

Истории о рабби Ханине и враче из Ципори призваны прецедентно установить, кому при каких условиях Имя можно передавать. Владеющие им обязаны унести Имя в могилу, но не передать при малейших отклонениях от требуемых условий.

В истории с врачом причина того, что рабби Пинхасу бар Хама не было передано Имя (по версии Иерусалимского талмуда он сам отказался принять), в том, что он коѓен, получающий десятину, и может быть убит нечестивцем, не пожелавшим платить.

            Мотив передачи Имени отражается и в современном благословении коѓенами народа — части субботней и праздничной литургии: «И возложат на сынов Исраэля Имя Моё, и Я их благословлю».

            А пророк Миха предупреждает:

 
К городу воззовёт голос Господень, спасая страшащихся Его имени:
внимайте бичу и направившему его (6:9).

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка