Комментарий | 0

Двенадцать (9)

 

Пророк Софония

 

 

 

Цефания

 

                                                                                                «День ярости — этот день!»

 

Книга пророка Цефании (в русской традиции: Софония) — девятая в составе Двенадцати. 3 главы, 53 стиха. Существует множество толкований имени, наиболее вероятное: хранит (таит) Господь. Возможно, пророк был потомком в четвёртом поколении царя Хизкияѓу и дальним родственником царя Иошияѓу (Иосия), в годы правления которого (640-609 гг. до н.э.) разворачивалась его деятельность.

Пророчество Цефании в русле реформы царя Иошияѓу направлено против языческих культов. Цефания, развивая традиции Иешаяѓу и Амоса, пророчествует о дне Господнем (в различных вариациях выражение встречается в тексте более 20 раз), когда огонь пожрёт всё живое.

 

Ни один из малых пророков не удостоился такой серьёзной родословной, вполне подходящей потомку царя, пусть и дальнему представителю великого рода, как Цефания: «Слово Господа, бывшее Цефании сыну Куши сына Гедальи сына Амарьи сына Хизкии…» (1:1)

Иошияѓу очистил Храм от символов язычества, произвёл централизацию культа. Во время очищения Храма была найдена Книга завета (по мнению многих исследователей, Слова), и царь торжественно обновил союз Бога с еврейским народом. Погиб Иошияѓу в бою.

Слово «день» в первой главе пророчества Цефании встречается 14 раз. Пророк предвещает наступление дня Господа, когда за грехи, как в дни Потопа, будет уничтожено всё живое. В описании этого дня, дня гнева и ярости Господа, Цефания следует за Амосом и Иешаяѓу.  

 

Горе дня Господа жаждущим!
Вам это зачем? Он — тьма, не свет.
Ведь день Господа тьма — не свет,
мрак — не сияние
(Амос 5:18,20).

 

В тот день у Всемогущего Господа гордец и надменный,
вознёсшийся будут унижены.
И все высокие горы,
и все вознёсшиеся холмы.
 
И все высокие башни,
и стены все крепостные
(Иешаяѓу 2:12,14-15).

 

В мощном, от общего к частному движущемся поэтическом тексте Цефании немало аллюзий, которые, надо думать, пророк рассчитывал, будут услышаны. «Сказал Господь: Сотру человека, которого сотворил, с лица земли, от человека и до скота…» (Вначале 6:7); «Потому опустошена будет эта земля, зачахнут в ней обитающие, зверь полевой, птица небесная, и рыбы морские погибнут» (Ѓошея 4:3); «Дома Иерушалаима, дома царей Иеѓуды, нечистые, Тофету [языческое возвышение] будут подобны,// все дома, на крышах которых небесному воинству [звёзды и/или ангелы] воскуряли, возлияния чужим богам возливали» (Ирмеяѓу 19:13).

 

Всё уничтожу, с лица земли истреблю, — слово Господа.
 
Уничтожу человека и зверя, уничтожу птицу небесную и рыб морских, и препоны ставящих со злодеями,
истреблю с лица земли человека, — слово Господа.
 
Руку простру на Иеѓуду, на весь Иерушалаим и его обитателей,
до Баала последнего оттуда Я истреблю, имя коѓенов и жрецов его.
 
Кланяющихся на крышах небесному воинству,
и, кланяясь, клянущихся Господом, а также царём их клянущихся.
 
От Господа отступающих,
Господа не вопрошавших и не искавших.
 
Молчите пред Господом Богом:
день Господа близок, призванным жертва освящена.
Близок великий день Господа, близок и очень скор,
гром дня Господня: и богатырь горестно заревёт.
 
День ярости — этот день!
День бедствия и беды, день разорения и разрушения, день мрака и тьмы, день тучи и мглы.
Раскаивайтесь и раскайтесь,
бесстыдный народ!
 
Пока приговор не родился — день, как мякина, промчится,
пока ярость гнева Господня вас не постигла, пока не пришёл день гнева Господня.
 
Просите Господа, смиренные этой земли, праведное творящие,
справедливость, невинность ищите — быть может, укроетесь в день гнева Господня
(Цефания 1:2-7,14-15, 2:1-3).

 

Пророк предрекает день ярости и гнева Господня, разрушение и уничтожение ближним и дальним соседям евреев, в том числе и Нинве, великому и богатому, столице великой империи. Нинве станет пустыней, «в нём возлягут стада», в домах сова и филин поселятся. «Это — радостный город, живущий беспечно, в сердце своём говорящий: 'Я — и больше никто'.// Как стал руинами, лежбищем для скота? Всякий проходящий присвистнет, рукою махнёт» (там же 2:14-15).

Предрёкший день гнева и ярости миру, Израилю, ближним и дальним соседям его, пророк обличает Иерушалаим, который «не слушал голоса, назидания не принимал,// на Господа не уповал, к Богу своему не приближался». «Рычащие львы — вельможи его», «судьи — волки вечерние», «его пророки пусты, люди — отступники,// коѓены оскверняли святое, Учение попирали» (там же 3:2-4).

Если столь безотрадна картина от мира до града, то приговор неизбежен: «народы собрав, царства соединив, на них гнев Свой излить,// ярость неистовства, огонь гнева мести Моей всю землю пожрёт» (там же 8).

 

Тогда язык народов на ясный переменю:
имя Господа призывать, Ему едино служить.
Оставлю в тебе народ бедный и нищий,
на имя Господа уповающий.
 
Уцелевший Израиль неправедное не совершит, ложь говорить не будут, в их устах языка обмана не будет,
безопасно будут они пастись и возлежать
(там же 9,12,13).

 

И завершается пророчество предсказанием прощения и возвращения изгнанников. День ярости и гнева обернётся днём радости и веселья.

 
Пой, дочь Сиона, Израиль, ликуй,
дочь Иерушалаима, всем сердцем радуйся, веселись!
 
Господь приговор отменил, врага твоего Он изгнал,
царь Израиля, Господь — среди тебя, зла больше ты не увидишь.
 
 
В тот день Иерушалаиму сказано будет: «Не бойся!
Сион, не ослабнут руки твои!»
 
Господь Бог твой — в тебе, спаситель могучий,
будет в веселье радоваться тебе, в любви — промолчит, торжествовать будет, ликуя.
 
О праздниках печалящихся уцелевших Я соберу,
нёсших твое бремя позора.
 
Вот, совершаю над всеми в то время тебя поработившими,
хромых спасу, отверженных соберу, дам им имя и восхваление во всех странах позора.
 
В то время вас приведу, в то время вас соберу,
дам имя, хвалу во всех народах земли, на ваших глазах пленников возвращая
(там же 14-20).
 
(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS