Комментарий | 0

Двенадцать (8)

 

Хавакук

 

                                                                                                                                     «Горе град городящему на крови»

 

Книга пророка Хавакука (в русской традиции: Аввакум) — восьмая в составе Двенадцати. 3 главы, 56 стихов. Тема пророчества — возвышение народа касдим (Бавель, в русской традиции: Вавилон, халдеи), захват им соседних стран и падение злодейского царства.

            В тексте нет указаний ни на личность, ни на происхождение, ни на время пророческой деятельности Хавакука. Наиболее распространённое представление о времени его жизни — за три десятилетия до крушения Первого храма.

            Первые две главы представляют собой диалог пророка с Господом. Третья глава — молитва образца Восхвалений.

 

<---- Пророк Аввакум. Фреска. Ок. 1189 г. Успенский собор, Владимир, Россия

 

 

            И здесь, как у Нахума, в надписании нет «слова Господа». Подобно Нахуму, это «пророчество провиденное» (Хавакук 1:1).

            Пророк взывает: «Доколе, Господь?! Моленье моё Ты не слышишь!» «Была распря — раздор поднялся», «злодей праведника убивает, суд извращён» (там же 2-4).

            Господь отвечает. «В ваши дни Я деяние совершу, не поверили, если бы вам рассказали». «Я касдим поднимаю, народ быстрый, жестокий», «легче пантер кони его, вечерних волков быстрее, множество всадников у него» (там же 5-7).

Пророк отвечает: «Ты издревле Господь Бог мой святой — не умрём!// Господь, поставил Ты его для суда, Утёс, создал его для кары!» (там же 12)

 

Заступлю на стражу, на крепости встану,
ожидая, увидеть, что скажет Он мне, что ответит на мои обличения.
 
Он мне ответил, сказав: Видение понятно запиши на табличках,
чтобы быстро читалось.
 
Ибо ещё есть видение, свидетельствующее о сроке и о конце, оно не обманет,
промедлит — жди, придёт, не замедлит
(там же 2:1-3).

 

            Но и поставленному для суда, созданному для кары грешных народов и ему, наглому, как смерть, ненасытному, скажут: «Горе умножившему не своё, долгами себя обременившему, доколе?», «ты много народов ограбил — остальные ограбят тебя» (там же 5-6,8).

 
Горе град городящему на крови,
город строящему на беззаконии.
Горе ближнему наливающему, ярость свою, пьяный гнев прибавляя, —
увидеть их наготу.
Что проку от истукана, мастером сотворённого, лжеучителя — кумира литого?
Создатель на своё создание уповал, божков немых создавая.
 
Горе дереву говорящему: «Встань!», камню безмолвному: «Пробудись!»
Научит крытый золотом и серебром, в котором нет духа?
 
А Господь в Своем Храме святом,
вся земля, пред Ним замолчи!
(там же 12,15,18-20)

            Заключительная часть пророчества Хавакука, названная молитвой, представляет собой восхваление Господу, который накажет разбойный народ. Этот поэтический текст был бы вполне органичен и в Восхвалениях. Даже знаменитое «села» находим мы в тексте, этимология и значение которого не ясны. (Попытки осмысления этого слова: «навеки»; указание на завершение темы или на характер мелодии.)

 
Перед Ним идёт мор,
за Ним выходит поветрие.
 
Встал Он — землю качнул, взглянул — вызволил племена, горы древние искрошились, холмы вечные умалились,
пути Его — вечные.
Господь на реки разгневался, на реки — Твой гнев, Твоя ярость — на море,
на коней воссел, на колесницы спасения.
Горы, увидев Тебя, задрожали, пронёсся водный поток,
бездна голос свой подала, ввысь руки воздела.
 
Солнце, луна в обители остановились,
при свете стрел Твоих будут ходить, при сиянии твоих копий блестящих.
 
В неистовстве Ты шествуешь по земле,
в гневе топчешь народы.
 
На спасение Своего народа Ты вышел, на спасение помазанника Своего,
главу дома злодейского Ты сокрушил, до шеи основания его обнажил; села.
 
 
Копьями голову его властелинов пронзил, неистовствуют — меня рассеять,
ликование их — словно тайно бедняка пожирают.
 
Топтал Ты море конями,
пену великих вод.
 
Услышал — нутро затрепетало моё, от грохота губы мои задрожали, гниль в мои кости вошла, на месте своём задрожал я,
чтобы в день бедствия быть спокойным: Он поднимется разбить тот народ [касдим].
 
Инжир не расцветёт, от лоз урожая не будет, истощатся плоды маслины, поля урожай не дадут,
сгинут овцы в загонах, коровы — в хлеву [наказание Бавелю].
 
А я буду в Господе веселиться,
ликовать в Боге спасения моего

(там же 3:5-6,8,10-18).

(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка