Комментарий | 0

Двенадцать (7)

Пророк Наум. Икона Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (фрагмент). Кириллов. 1497 г.

 

 

 

Нахум

 

                                                                                                                                  «Горе кровавому городу»

 

Книга пророка Нахума (значение имени: утешенный, в русской традиции: Наум) — седьмая в составе Двенадцати. 3 главы, 47 стихов. Книга Нахума — пророчество о падении Нинве, столицы Ашура и всей империи, которое произошло за 26 лет до крушения Первого храма (около 612 г. до н.э.). Книга была, вероятно, написана незадолго до события или некоторое время спустя.

Книга Нахума — образец поэтической выразительности и исключительного мастерства пророка-поэта.

 

Первый стих этого по объёму скромного текста — его заглавие: «Пророчество о Нинве, книга видения Нахума из Элкоша [Наум Елкосеянин]». В нём, по сравнению с другими текстами Двенадцати, кроме места рождения и/или жизни Нахума, которое идентифицировать не удалось, звучит всё по-новому. Во-первых, указан предмет пророчества — древний город, упомянутый ещё в книге Вначале (10:11). Санхерив сделал Нинве столицей Ашура, каковой он и был вплоть до крушения. Во-вторых, нет часто встречающегося «слова Господа», вместо чего — «книга видения», что, вероятно, указывает на «способ», которым пророк в будущее заглянул: картины крушения получились яркими, очень зримыми. Они — во второй и третьей главах «видения». А первая, которая может быть сочтена случайно соединённой с «видением», представляет восхваление Господа. В нём видят неполный алфавитный акростих, возможно, речь идёт о плохо сохранившемся тексте, который редактор решил предпослать яркой картине крушения твердыни язычества.  

Первая глава, текст восхваления Господа для Двенадцати весьма характерен. Всевышний назван ревнивым, мстящим, яростным по отношению к врагам народа Израиля. Он осушает реки и море, перед Ним трясутся горы и тают высоты. «Перед яростью Его кто устоит, перед гневом неистовства выстоит?» Но Он благ, Он — «твердыня в день бедствия», «Он ведает уповающих на Него» (Нахум 1:1-7).

«Как прекрасны на горах ноги вестника, мир возвещающего, благовествующего, спасение возглашающего,// Сиону вещающего: 'Твой Бог воцарился'», — говорит восторженно Иешаяѓу (52:7). С не меньшим восторгом вторит Нахум: «Вот, на горах — ноги вестника, мир возвещающего, свои праздники празднуй, Иеѓуда, исполняй обеты свои,// не пройдёт по тебе больше злодей, будет он истреблён без остатка». Злодей этот — могущественный Ашур со своей столицей Нинве. А будет он истреблён потому, что «возвратил Господь Яакову величие» (Нахум 2:1,3).  

 
Щит воинов красен, багряны бойцы, факелы огненные — колесницы, в этот день всё готово,
кипарисовые копья отравлены.
 
Беснуются на улицах колесницы, грохочут на площадях,
вид их — как факелы, молниями мчатся они
(там же 4,5).

 

С этого мгновения и начинается видение Нахума, которое он передал ярко, экспрессивно воспроизводя краски, гром и скрежет вторжения врагов, крушащих великий город великой империи, символ которой царственный лев.

 

Пуст, опустошён, опустел,
сердце истаяло, трепет в чреслах, слабость в коленях, все лица черны.
 
Где логово львов, выгул для львят,
где без опаски лев с львицей и львёнком ходили?
 
Лев, довольно для львят своих растерзавший, для львиц задушивший,
логова задранным переполнил, растерзанным — берлоги свои.
 
Вот Я на тебя, — слово Всемогущего Господа, — сожгу в дыму колесницы, меч пожрёт твоих львят,
растерзанное тобой с земли истреблю, больше голос посланца твоего не услышат
(там же 11-14).

 

И, продолжая передавать словом видение, пророк рисует тягостную картину захваченного города, картину разорения и унижения Нинве, сравнивая его падение с городами и странами, которые захватывал и грабил Ашур.

 

Горе кровавому городу,
весь он ложь, грабежом переполнен, растерзанием бесконечным.
 
Свист бича, грохот колёс,
мчащийся конь, пляшущая колесница.
 
Вздыбил всадник, пламя меча, копьё — молния, множество тел, груды убитых,
нет трупам конца, идут — на трупы они натыкаются.
 
От многого блуда — блудница, хороша она, чародейка,
продаёт блудом народы, чародействами — семьи.
 
Вот Я на тебя, — слово Всемогущего Господа, — накину подол на лицо,
царствам твой срам, народам наготу твою покажу.
 
Гнусностями тебя забросаю, сделаю омерзительной,
выставлю напоказ.
 
Будет: всяк, увидев тебя, отвратится, сказав: «Разграблен Нинве, кто о нём сокрушится,
где будут искать утешителя?»
И ты, опьянев, исчезнешь,
и ты будешь искать убежище от врага.
На осаду воду себе начерпай, крепости укрепи,
в грязь иди, глину топчи, готовь форму для кирпичей.
 
Огонь тебя там пожрёт, меч истребит, как саранча, пожрёт,
а ты, как саранча, умножайся, как саранча, увеличивайся.
 
Больше звёзд небесных купцов своих ты умножил:
саранча напала — и улетела.
 
Начальники и полководцы твои — как саранча,
на изгороди в день холодный сидят, засияло солнце — исчезли, и место их неизвестно.
 
Задремали, пастухи твои, царь Ашура, уснули могучие,
по горам твой народ разбежался, некому их собрать.
 
Твоей ране нет исцеления, болезнь твоя неизлечима,
услыхав весть о тебе, рукоплескали: по кому всё время твоё злодейство не проходило?
(там же 3:1-7,11,14-19).
 
(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка