Комментарий | 0

Двенадцать (12)

 

Малахия пророк. Купол пресбитерия. Центральный неф.

Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в.

 

 

Малахи

 

Книга пророка Малахи (значение имени: Мой посланник, в русской традиции: Малахия) — последняя в составе Двенадцати. 3 главы, 55 стихов. Малахи — один из трёх (Хагай, Зхарья) пророков периода после возвращения из изгнания. Существует точка зрения, что Малахи не имя собственное, а нарицательное.  

О жизни пророка свидетельств нет никаких. Он пророчествовал после возведения Храма, и его обличения устремлены главным образом на коѓенов, скверно исполняющих обязанности свои. Пророчество Малахи имеет эсхатологический характер, оно устремлено ко дню суда Господня, дню очищения, перед которым будет послан пророк Элияѓу (Илия), и он предотвратит истребление.

В речи Малахи встречаются арамейские слова, которые вернувшиеся принесли с собой из изгнания. Ритмической прозе Малахи характерны многие черты стиля пророков, выработанного предшественниками, особенно он отличен трёхчастными диалогами. На утверждение (Господа или пророка) следует ответ, после которого утверждение по-новому повторяется.   

 

С диалектического характера речи его и начнём.

«Я возлюбил вас, — сказал Господь, а вы говорите: 'За что Ты нас возлюбил?'// Разве Эсав не брат Яакову? — Слово Господа. — Яакова Я возлюбил» (Малахи 1:2).  Напомним: Яаков и Эсав (Эдом) — сыновья Ицхака, внуки Авраѓама. А народ Эдома на протяжении всей истории — враг Израиля. Стих, характерный для стиля Малахи: Господь утверждает, и в ответ на цитируемое возражение ещё настойчивей, более развёрнуто утверждение повторяет.

За ненависть к евреям, за вражду Эдома к Израилю Господь накажет его. Утверждение облекается в форму характерную для Малахи. Господь утверждает, цитирует возражение и расширенно утверждение повторяет.

 

Эсава возненавидел,
в пустошь горы его обращу, удел его — в лежбище шакалов пустыни.
 
Если скажет Эдом: «Разбиты мы, но вернёмся, руины отстроим», так сказал Всемогущий Господь: Отстроят — разрушу,
назовут их пределом злодейства, народом, на который Господь навеки разгневался (там же 3-4).

 

            Но не Эсав-Эдом — предмет обличений Малахи, на глазах которого Храм был отстроен — служить Всевышнему, Израиль простившему, народ Свой вернувшему и вернувшемуся в Свой Дом. Коѓены Его имя позорят.

«Подаёте на жертвенник Мой хлеб осквернённый», «приносите награбленное, слепое, больное в дар вы приносите» (там же 7,13), несмотря на запрет Учения приносить в жертву животное с пороком (Слова 15:21).

Господь коѓенов предостерегает: «Не послушаете, к сердцу не примите — воздавать славу имени Моему, — сказал Всемогущий Господь, — на вас проклятие Я нашлю, благословения ваши Я прокляну», т.е., поскольку коѓены именем Господа благословляют народ, то Господь их благословения в проклятия обратит. «Уста коѓена хранят знание, Учение в устах его ищут,// ибо он посланник Всемогущего Господа», а «вы с пути уклонились, многих сбили с дороги учением»: пророк противопоставляет Учение Господа (Тору) тому, чему учат коѓены. За всё это «Я сделал вас презренными и униженными перед каждым народом// за то, что Мои пути не храните и над Ученьем возноситесь (Малахи 2:2,7-9).

Гневно, сбиваясь и задыхаясь, Малахи говорит об изменах, предательстве народа, чужим богам поклонявшегося: «Предавал Иеѓуда, в Израиле, Иерушалаиме мерзость творилась,// осквернил Иеѓуда святыню Господа, которую он любил, овладел дочерью бога чужого», и призывает: «Дух ваш храните! Жену юности не предавайте!» (там же 11,15)

В последней главе Малахи, последней главе Двенадцати провозглашается приход в Свой Храм Господина — обыгрывается дословное значение имени пророка: Малахи — Мой посланник. Миссия Малахи — путь проторить, что напоминает знаменитый голос, в пустыне зовущий: «Торите Господу путь, ровняйте в пустоши нашему Богу дорогу» (Иешаяѓу 40:3).

Предпоследний стих книги при чтении, переписывании и печати в конце принято повторять, чтобы именно он был последним, чтобы, завершив читать книгу, человек уносил надежду на будущее, символом которой является Элия (Элияѓу), деятельность которого относится к 9 в. до н.э. Вспомним, он побеждает в противоборстве с языческими жрецами. Живым вознесён на небо. Ассоциировался со спасителем, заступником в день Господня суда. Обращением Малахи к одному из первых пророков круг танахических пророчеств Традиция замыкает. 

 
Посылаю посланника Моего, он Мне путь проторит,
внезапно в Свой храм придёт Господин, которого ищите, посланник завета — его вы желаете, вот, он идёт, — сказал Всемогущий Господь.
 
Кто выдержит день прихода его, кто при его появлении устоит?
Ведь он — как огонь очищающий, как щёлок стирающий.
 
Сядет плавильщик очищать серебро, сынов Леви очищать, как золото и серебро их очищая,
станут они для Господа дар праведно приносящими.
 
Угоден Господу будет дар Иеѓуды, Иерушалаима,
как в древние дни, словно в годы былые.
 
Для суда к вам подступлю, торопя, свидетелем буду о чародеях, любодеях, клянущихся ложно,
плату наёмника отнимающих, вдову, сироту и пришельца обманывающих, Меня не страшащихся, — сказал Всемогущий Господь.
 
Я, Господь, не изменился,
вы не исчезли, сыны Яакова.
 
Со времён отцов ваших от законов Моих, не храня, отступали, вернитесь ко Мне — Я к вам возвращусь, — сказал Всемогущий Господь,
а вы скажете: «Как возвратиться?»
 
Отобрать у Бога может ли человек? А вы у Меня отбираете, говоря: «Как мы грабим Тебя?»
Десятина и возношение!
 
Проклятием прокляты вы, у Меня отбирающие,
весь народ!
 
Всю десятину в казну принесите — будет пища в доме Моём, этим Меня испытайте, — сказал Всемогущий Господь, —
не отворю ли вам окна небесные, не изолью ли без меры благословение.
 
Ради вас крикну на пожирающую [саранчу]: не будет плоды земли вашей губить,
в поле лоза не потеряет, — сказал Всемогущий Господь.
 
Все народы вам позавидуют,
ибо землёй желанною станете, — сказал Всемогущий Господь.
 
 
Тяжелы Мне были ваши слова, — сказал Господь,
а вы скажете: «Что мы о Тебе говорили?»
 
Сказали: «Богу служить — пустое,
что пользы службу Его исполнять, мрачными пред Господом Всемогущим ходить?
 
Ныне счастливы нечестивые,
устроены злодейство творящие, испытали Бога — спаслись».
 
Друг с другом Господа страшащиеся говорили:
«Внял Господь, Он услышал, написана книга памяти для Него о страшащихся Господа, чтущих имя Его».
 
Избранными Моими будут они в день тот назначенный,
помилую их, так сына, работающего для него, милует человек.
 
Вновь станете отличать праведника от злодея,
работающего для Господа от нетрудящегося.
 
 
День приходит, пылая, как печь,
все зло умышляющие, все злое творящие станут соломой, днём грядущим сожжённой, — сказал Всемогущий Господь, — ни корня, ни ветви им не оставившим.
 
Засияет для вас, страшащиеся имени Моего, солнце спасения, в крыльях его — исцеление,
выйдя, телятами в загоне запляшете.
 
Злодеев растопчете, будут они под ступнями ног ваших пеплом
в день Мной назначенный, — сказал Всемогущий Господь.
 
 
Помните Учение раба Моего Моше,
законы, уставы, в Хореве [Синай] для всего Израиля заповеданные.
 
Я вам пророка Элию посылаю
перед днём грядущим, великим и грозным.
 
Он сердце отцов к сыновьям возвратит, сердце сынов — к отцам,
чтобы Я не пришел, землю истреблением не поразил.
 
Я вам пророка Элию посылаю
перед днём грядущим, великим и грозным
(Малахи 3).

 

Изгнанники возвратились, Храм отстроен, враги отступили. А у пророков те же слова, те же ярость и гнев. Тот же день впереди, великий и грозный, то же будущее, светлое, прекрасное, беспорочное.

Характер и тон обличений Малахи, посланника Господа, последнего из двенадцати, не слишком отличны от характера и тона обличений Ѓошеи: спасает Господь, первого из двенадцати.

Круг замкнулся. Какой день, великий и грозный, какие беды его разомкнут?

Пророк перед миром один. Рядом с ним никого. Да и кто может быть рядом, если тот вознесён над пространством ежедневного бытия, иначе видит народ и землю, на которой живёт, и соседние, почти всегда враждебные племена?

Кто может быть рядом, когда он во дворцы проникает, входит в святилище, с Господом говорит?

Лишь появившись, мелькнув, пророк исчезает, редко оставляя доброе, чаще гневное слово, от которого звенит в ушах не только у современников, но и спустя тысячелетия у потомков.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка