Комментарий | 0

Дневной дозор ночных тетрадей (9)

 

 

 

Третий сезон. Зима

 

         1

Поглупевшее наше человечество наивно, не понимая великой хрупкости своего бытия, не ощущая, что оно застряло на кончике иглы и достаточно внезапного порыва ветра... Прекратив работу добровольного этического мученичества (в чем и было существо бессчетия жертвенных ритуалов и аскез), перекрыв душам пути такой работы, человечество уже не защищаемо Бытием и может быть унесено любым микробом, любой "случайностью".

 

         2

Откуда взяться в сегодняшнем мире высокому вдохновению? Ведь исток вдохновения – идеализм, "энергия заблуждения". А сегодня заблуждаться может только круглый дурак, то есть чудо наивности, настолько чистое существо, что не замечающее всеобщего бесстыдства. А созидать "ни для кого" – удел "рыцарей веры", но есть ли они сегодня? Творчество как работа со своим сознанием, имеющая ту свою абсолютную корысть, для которой нужен колоссальный внутренний беспричинный экстаз.

 

         3

Когда-то много говорили о том, что однажды техника освободит человека от механического труда, и все станут художниками и общество уподобится цветнику. Дождались и что? "Креативные" люди бродят толпами. Писатели и особенно писательницы от 12 лет до 82-х буквально заполонили пространство. Я сам в 90-е наблюдал этот внезапный взрыв словесной одаренности, когда из самых глухих мест 20-летние девушки привозили в наше издательство свои романы, написанные бойкой, "набитой" рукой. Причем, пытаясь понять, откуда такая прыть, я вспомнил как-то дочку моего московского племянника, которая с трех лет была на короткой ноге с компьютером, разговаривала с бабушкой совершенно взрослым языком огромного информационного диапазона (законченный технологический человечек), атаковала её каверзными вопросами и непрерывно поучала, поражая ту всезнайством. Беседуя с 20 - 25-летними романистками, я с удивлением обнаруживал по крайней мере две вещи. Отсутствие какой-либо гуманитарной фундаментальности (интернетовское "образование") и абсолютную сексуальную раскованность. Вероятно, Александр Верников был прав в своей гипотезе.  С юного детства современные поколения избавляются от "тормозящих" табу, от "зажатости" и смущенности (от великого Смущения перед необъятностью тайны), вступая в беспорядочные половые контакты при первых признаках реального пола. Это становящееся обыденным бесстыдство снимает тормоза и с воображения, и с языка: "чакра речи" работает безостановочно. Субъект становится стопроцентно технологичным, то есть словесно одаренным. Никаких "мук творчества".

       Здесь-то и обнаруживается феномен двух культур: культура стыда и культура бесстыдства. Феномен не только двух моралей, в одной из которых этика полностью вычеркнута, но и двух эстетик. Во второй эстетике: бессчетие гениев. Всем мышкам бесплатный сыр.

         И что мы видим в реальности буден? Один из "раскованных" преподавателей Санкт-Петербургского университета, изощренный эстет и эстетик, расстреляв любовницу-аспирантку, режет ее на куски и выбрасывает в Мойку. Общество восприняло это с изумительным спокойствием..

         Когда бы у меня была кафедра, я бы сказал: обходите стороной всезнаек и творческие союзы; бойтесь людей изощренных, бойтесь людей креативных, именно они столкнут Землю с оси, удовлетворяя своё тщеславие. Пытайтесь растить своих детей простыми и самокритичными, непритязательными и кроткими; не поощряйте в них жадность, ибо она многолика и многостремительна, не пощряйте в них "таланты". Лишь тогда у Земли возможно будущее.

      

         4

Тот, кто действительно чувствует, что существенное и сущностное искать вовне бессмысленно, по всей вероятности, уже настранствовался в прежних жизнях. Сегодняшние ребята, клиенты цивилизации, скорее всего живут на Земле в первый (второй, третий) раз и потому жадно устремляются увидеть всё внешнее, всё дальнее и удаленное, всё потрогать, пощупать; вкусить ото всего. Естественный инстинкт новичка.. Другое дело, когда такой "накаченный" промокашка начинает строить из себя гуру...

       Но есть и третья сторона. Людям кармически взрослым или пожилым крайне неуютно в этой среде, посреди этой суетно галдящей, еще совсем не знающей объема жизни клиентурой. Им порой крайне дискомфортно, для них жизнь в нашем эоне – испытание испытаний, поскольку уединение стало почти невозможным, всюду галдеж. Хотя они уже (и давно) знают, что всё сущностное – внутри, вибрации внешнего галдежа столь сильны (порой уже инфернальны), что не отрешенность становится паллиативной.

         Так что все серьезные упреки современному человеку на самом деле относятся лишь к крошечному "пограничному" человеческому слою. А клиенты цивилизации, в том числе интеллектуальные лжеэлиты невинны всё по той же причине блуждания во внешнем, так что тексты просветленных сегодня понимаются ложно, то есть лжепонимаются, будь то Упанишады, Хуэй-нэн или Кришнамурти. Просветленные отвязаны от слова, нынешние "наставники" к нему привязаны. Соответственно, и к красоте, к прекрасному они относят эмоционально-хищнические свои переживания. И тут уж ничего не поделаешь. Подросток не виноват, что он всего лишь подросток.

 

         5

Подслушал поэтов, говоривших, что поэзия может исцелить человека (человечество). Сколь детская ошибка. Поэзия может в лучшем случае исцелить самого поэта, то есть побудить к громадной внутренней работе. Суть многих ошибок – в ориентации вовне. Самоисцеление, самотрансформация – вот задача и путь, а не целительство.

         Но всем нам известно, как часто большие поэты неотвратимо погружаются в океан мрака и преступления против бытия. Так поэты ли они или просто виртуозные словесники?

 

         6

Боль – свидетельство непорядка, нарушенности гармонии. Но самодовольный гармонический порядок громадного концентрационного лагеря, каким является наш земной мир, отнюдь не цитадель добра. Миллиарды людей, каждый из которых убежден, что сеет благо и работает на абсолютное добро, ведут мир сквозь сгущающийся Аид к эпицентру беснования, на воротах которого будут нарисованы ромашки и счастливые улыбки идиотов.

 

         7

Собственно, человеку, не испытывающему влечения (или утерявшему его) к грубой, площадной, "голливудской" эстетике, делать нечего в нашей эпохе, где всё перекрыто этой оптикой гогота и самодемонстраций "природных даров". Потому-то всё прощается и бандитам, и ворам-политикам, и откровенным лжецам. В людях уже нет отвращения в трупному зловонию. Понятие "голливудская этика" абсурдно.

 

         8

Разврат (интеллектуальный прежде всего) увлекателен, а путь чистоты ("путь чая") обладает ароматом, который абсолютно в стороне от атмосферы любого авантюризма. И вместе им не сойтись. В этом драма жадных и жадности.

 

         9

Как легко мир сдает органику во всем, как легко переходит на синтетику, на костыли и протезы. Какой-то важный óрган, орган высшей бдительности, атрофирован. Мир сдвигаем в ненависть ко всему естественному.

 

         10

Писатель- или философ-атеист – это охотник с плохо натянутым луком, его стрелы никогда не долетят до цели. Ибо предмет стрельбы – бесконечность.

 

         11

Перечитывал на днях давнее ко мне письмо замечательного болгарского кинорежиссера и философа Крумова, где тот вспоминает строки из Первой элегии Рильке, там, где поэт описывает страх, который его обуял уже при отдаленных голосовых явлениях ангела: "Так не преддверие ль ужаса есть красота? Не начало ль его, что одно только нам и по силам?.. В каждом ангеле – ужас..." Красимир признавался, что эти строки всегда его тревожили. Что здесь поставлен некий предел романтической тоске по красоте, которая в современном мире мутировала в опасную социальную утопию. "Каждый раз, когда приезжаю в Германию (а он там преподавал много лет в киноакадемии), я остро чувствую эту живущую здесь внутреннюю установку и даже потребность в эстетизации страшного, одновременную с чрезмерным презрением к бытовому". Рильке почувствовал некий убийственный корень в самом феномене красоты и пережил испуг, великое смущение.

       Крумов прав: город-чрево страшен, и этот идущий от него ужас прикрываем лоском и блеском наводимой изо всех сил красоты. Европа стала истинным мастером в искусстве эстетизации всего и вся, дабы никто не догадался об алчном чудовище, призванном проглотить нашу душу и даже так, чтобы мы об этом и не вспомнили.

         Хотя Рильке имел в виду иное, говоря, что подлинная красота людям не по силам, и потому, когда она случается, то идет напрямик к Богу. А красота ангела такова по силе, что соприкосновение с ней абсолютно разрушительно для человека. Здесь тонко и точно подмечены онтологические уровни и слои, среди которых и наша экзистенция, отнюдь не самая мощная.

       Вот почему я всегда был за правду созерцания той естественной деградации, которой является жизнь и всё, созидаемое человеком; за правду созерцания экзистенции, какова она есть, когда прекрасное светит нам с той стороны, а не с этой, нами изготовляемой. Современный человек ничего кроме красоты-подделки (т.е. лжи) изготовить не может. Красоту не симуляционную (её искры, фрагменты, флюиды, касанья) мы можем лишь воспринимать, но никак не творить. "Прекрасные города" – это ужас. Обиталища человека должны оставаться во всей своей шероховатости и естественной органической хаотичности, в недовершенности и осыпаемости. Это раздражает? Да, жизнь раздражительна, красота усыпляет внимание. Лужа посреди города? Так ли уж это плохо? Дома в старинной патине стен, в подтеках, пятнах; развалины старого завода, парк, разросшийся до невероятия и перешедший в лес; естественные в своей бедности и неподверженности модам люди, не пытающиеся выглядеть красивее, моложе и веселее, чем они выглядят перед Богом, – разве мы не должны дышать правдой? Дышать красотой, измышленной менеджерами по продажам? Нет уж, увольте. Культ кукольного благообразия прикончил нашу "протезную цивилизацию", в центр которой всунули машину, которая до последнего винтика сделана "по законам красоты".

 

         12

Рильке, разумеется, никогда не считал, что целью художника может являться красота. "Искусство, – писал он, – это страсть к целостности. Его результат – невозмутимое равновесие полносоставности". И в то же время подлинную красоту, то есть красоту духовную, красоту мира полносоставного (т.е.истинного), где все времена слиты в единое, мы выдерживать не в состоянии. Лишь малая щепотка этой красоты уже дает нам почувствовать невероятный объем бытия, восстанавливая в душе все необходимые критерии кротости и божественного внимания.

 

         13

Когда мне как-то пришлось вести философский семинар (на обывательском уровне, для киноманов), то частенько говорил молодым людям: посмотрите, как просто вас обманывают – вместо духовной правды вам подсовывают "законы красоты", которым внушают служить. Вам внушают, что красота есть с одной стороны оболочка, форма, а с другой – что она, мол, истина. Вас дурачат, ибо разве оболочка, которую раскрашивают и татуируют, может быть истиной? Между тем есть красота самого бытийного процесса, отторгающая всякую ложь, в том числе блеск оболочек, тату и других пропагандистских сигналов, рассчитанных на восхищение и внимание. Но фокус еще и в том, что бытийная красота не есть то, что видно сразу, она всегда есть результат абсолютно индивидуальной интуиции. Вот почему на Востоке и говорят: истинный будда – это не-будда. И я говорю дальше: истинная красота – это не-красота, это что-то совсем иное; ее природа внесоциальна, это не то, что вам с детства навязывают в качестве красоты, из-под которой вас уже не видно...

       Но понять этого они, увы, не в состоянии: они уже родились головными людьми. Красота в их ощущениях это комфорт, поставляемый их примитивным рецепторам. Они в замкнутом круге. То, что искусство сегодня – менеджмент, они понимают, но полагают, что так и должно быть. Ублажить, чтобы получать за это деньги.

 

         14

Мы не знаем, что на самом деле происходит в мире, ибо мы отгородились от него словами, логикой, правилами эстетических условностей.

 

***
Однажды мы забудем все слова,
и мир предстанет нам таким, как есть.
Но разве память состоит из слов?
Очистится, омоется наш мир,
когда мы вдруг забудем все слова.
 
(Продолжение следуте)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка