Комментарий | 0

Дарование Торы

 

Марк Шагал. Дарование Торы.
 
 
 
            Шавуот (дословно: недели) — еврейский праздник дарования Учения (Торы), а совпадающая с ним христианская Пятидесятница, когда на апостолов сошел святой дух и они заговорили на всех языках, — праздник не разрыва с Учением, но его распространения в мире, во всяком случае, на первых этапах становления новой религии. Таким образом, приняв дар, евреи поделились им с градом и миром, «ибо из Сиона выйдет Учение, из Иерушалаима — слово Господне» (Иешаяѓу 2:3; в русской традиции: Исайя). В период существования Храма в Шавуот приносилось по числу народов мира семьдесят быков в жертву.
            Первоначально (этот аспект праздника сохраняется и доныне) Шавуот — праздник природного сельскохозяйственного цикла:
 
Шавуот, праздник первой жатвы пшеницы, себе совершай,
и праздник сбора, изменения года
(Имена, Шмот 34:22; в русской традиции: Исход).
 
 
1
 
Где, когда, кому Учение было дано? Оно было даровано народу, человеку и человечеству в пустыне, на горе Синай во время Исхода, даровано уже не рабам, но еще не свободным, избывающим рабство, свободу взыскующим. В конкретный исторический миг поколению Исхода Учение было даровано на все времена как вечно постигаемый закон бытия человека, народа и человечества. В Талмуде (Менахот 29б) читаем.
 
               Рав Иеѓуда сказал от имени Рава. Когда Моше поднялся на гору, нашел Святого благословен Он сидящим и прикрепляющим короны к буквам. Сказал: 
               — Властелин мира, что останавливает Твою руку (от дарования Торы  без этих корон)? 
               Ответил:
               — Через много поколений родится человек по имени Акива сын Иосефа, который истолкует каждый кончик (буквы и нанижет на него) много законов.
               Сказал Ему:
               — Властелин мира, покажи мне  его! 
               Ответил Он:
               — Обернись!
               Пошел, сел в конце восьмого ряда (дома учения рабби Акивы) и, будучи не в состоянии понять, о чем там говорят, почувствовал слабость. Но когда рабби Акива дошел до определенного вопроса и ученики спросили его: «Учитель, откуда ты это взял?» и  тот ответил: «Таков закон, данный Моше на Синае», почувствовал облегчение. Возвратившись к Святому благословен Он, сказал:
               — Властелин мира, у Тебя есть такой человек, а Ты даруешь Тору через меня?
 
               Учение — дар национальный, всечеловеческий, и, о чем забывают, личностный. Ни в творении мира, ни в собственном творении адам не властен. Но в бытии социальном, в обществе адамов властен только он, только Адам. Господь может предостеречь человека от нарушения законов, но остановить от разрушения не властен и Он, ибо, Свою власть ограничив, возложил ответственность за человека и человечество на человека и человечество. Отсюда предостережение Моше:
 
Смотри, сегодня дал тебе жизнь и добро,
и смерть и зло.
 
Сегодня тебе заповедую любить Господа Бога, Его путями ходить, хранить заповеди Его и законы, уставы,
Господь Бог даст тебе жизнь, умножит тебя и благословит тебя Господь Бог на земле, которой приходишь ты овладеть
(Слова, Дварим 30:15-16).
 
               Задолго до дарования Учения Господь наделял мир крупицами вечного знания, во всей полноте даровав тому там и тогда, кто где и когда его мог принять, сознавая: Учение подобно вечнорастущему дереву. Адам не способен хранить и возделывать сад. Хранить вечнорастущее дерево даровано народу и человеку в экзистенциальный миг превращения в свободных людей, в миг прорыва из замкнутой цикличности мифа в историю. Там, у подножия горы Синай народ понял и принял: хранить — значит освящать, выделяя сакральные мгновения бытия из бесконечного времени.
               Время дарования — время готовности дар принять, час, когда человек научился отличать в тленном вечное; когда человек научился идеальное «всегда» связывать с конкретным «сейчас»; когда пришло осознание: я — человек, питающийся от коллективного опыта народа и питающий его.
               Учение даровано человеку и человечеству. Даровано через еврея, через еврейство. Почему именно так? Вероятно, отвечая на этот вопрос, можно выстроить логически убедительную систему доказательств. А можно иначе: услышать, что сказано в Тексте.
 
Ибо народ святой ты у Господа Бога, 
тебя Господь Бог избрал быть Себе драгоценнейшим народом из всех племен на земле.
 
Не потому, что из всех народов вы самые большие, пожелал и избрал вас Господь:
из всех народов вы самые малые.
 
Но из любви Господа к вам, хранящего клятву, которой клялся вашим отцам, вывел вас Господь из Египта рукою могучей,
из дома рабства вас спас, от руки Паро, царя Египта
(Слова, Дварим 7:6-8; в русской традиции: Второзаконие).
 
               Произнесено главное: «из любви», явлено единственное выражение веры, которая «любовь к Богу и Бог осуждает все остальное» (Паскаль). Что есть Господь, как не  ожидание любви человека? Что есть Господь, как не свобода человека, любящего Его?
               В предсмертной речи, обращенной к народу, Моше провидит то время, когда народ, на исторический миг любовь к Господу потеряв, разучится хранить заповеданное. Тогда, наказанный изгнанием, собственно, едва ли не возвращенный в рабство, он вспомнит Господа и Учение.
 
Когда родишь сыновей и сыновей сыновей, и на этой земле поживете,
развратитесь, идола сделав, изображение, зло в глазах Господа Бога, гневя Его, сотворите.
 
Ныне в свидетели вам призываю небо и землю: быстро исчезнете, пропадете с земли, в которую переходите через Ярден — ей овладеть,
не продлятся дни ваши на ней: уничтожены будете, истреблены.
 
Рассеет вас Господь среди народов,
останетесь в малом числе в народах, к которым Господь приведет.
 
Служить будете там богам, творению рук человека
из камня и дерева, они не видят, не слышат и не едят, и не обоняют.
 
Оттуда будешь искать Господа Бога, найдешь,
всем сердцем своим, всей душой своей Его вопрошая.
 
В беде, когда все это постигнет тебя,
в будущем возвратишься к Господу Богу, Его голос услышишь.
 
Ибо Бог милостивый, Господь Бог от тебя не отступит, тебя не уничтожит,
и союз с отцами твоими, которым клялся, Он не забудет.
 
О днях прежних, бывших перед тобою, спроси, со дня, когда Бог человека на земле сотворил, от края неба и до края небес
такое великое было или слышали о подобном?
 
Слышал народ голос Бога, говорящего из огня, как слышал ты, и живой?
 
Или пытался бог, придя, взять себе народ из народов испытаниями, знаками, чудесами, войной, рукою сильной, дланью простертой, великими видениями ужасными,
все, что вам на ваших глазах в Египте сделал ваш Бог?
 
Дано тебе было увидеть, чтобы познать: Господь — это Бог,
нет другого, кроме Него.
 
Дан был голос тебе с небес: в муках тебя научить,
дано тебе было Его огонь великий увидеть, ты слышал слова Его из огня.
 
За то, что отцов твоих возлюбил, после них потомство избрал,
Сам вывел тебя силой могучей Своей из Египта.
 
Изгнать перед тобою народы больше тебя и сильней,
тебя привести, тебе дать эту землю в удел, как этот день.
 
Узнаешь в тот день, в сердце своем утвердишь: Господь Бог в небе, вверху, и внизу, на земле,
и нет другого.
 
Храни законы Его и заповеди Его, их ныне тебе заповедую, чтобы хорошо было тебе и сыновьям твоим после тебя,
чтобы дни продлил на земле, которую Господь Бог дает тебе на все дни
(Слова, Дварим 4:25-40).
 
 
2
 
Попытавшись понять, где, когда, кому Учение было дано, обратившись к тексту, который читают в синагоге в Шавуот (Имена, Шмот 19:1—20:22), представим, как дымилась гора Синай, как усиливался звук шофара (рога), как было даровано Учение народу, которому суждено стать царством коѓенов (жрецов), как были провозглашены Десять заповедей.
 
Глава 19
 
В третий месяц после выхода сынов Израиля из земли Египет,
в этот день пришли они в пустыню Синай.
 
Двинувшись из Рефидима, пришли в пустыню Синай, остановились в пустыне,
расположился Израиль против горы.
 
Взошел Моше к Богу,
позвал его Господь с горы, говоря: Так скажи дому Яакова, сынам Израиля говори.
 
Видели вы, что Я сделал Египту,
вас поднял на крыльях орлиных, принес вас к Себе.
 
Теперь, если будете слушать, внимать голосу Моему, союз Мой хранить,
будете Мне драгоценнейшим из всех народов, Моя вся земля.
 
И вы будете Мне царством коѓенов и народом святым,
это слова, которые ты сынам Израиля скажешь.
 
Пришел Моше, позвал старейшин народа,
все эти слова, как Господь повелел, им передал.
 
Отвечая, весь народ вместе сказали: «Все, что заповедал Господь, исполним!»
Моше слова народа Господу повторил.
 
Сказал Господь Моше: Вот, в густом облаке Я иду к тебе, чтобы слышал народ, как буду с тобой говорить, и тебе они всегда будут верить,
Моше слова народа Господу пересказал.
 
Сказал Господь Моше: К народу иди, освятишь их сегодня и завтра,
пусть выстирают одежды свои.
 
К третьему дню пусть будут готовы:
в третий день Господь на глазах всего народа сойдет на гору Синай.
 
Проведи границу вокруг народа, сказав: «Берегитесь, чтоб на гору не подняться, края ее не коснуться,
всякий к горе прикоснувшийся смертью умрет.
 
Рука его не коснется: камнями будет заброшен, побит, или брошен он, сброшен, животное ли, человек — жить не будет,
рогом протянут — поднимутся на гору».
 
Моше спустился с горы к народу,
освятил народ, они выстирали одежды.
 
Сказал народу: «К третьему дню будьте готовы,
к женщине не приближайтесь».
 
На третий день было: утро настало, и были громы и молнии, и тяжелое облако на горе, и звук шофара могучий,
содрогнулся весь народ в стане.
 
Вывел Моше народ навстречу Богу из стана,
стали у подножья горы.
 
Гора Синай вся дымилась: Господь сошел на нее в огне,
дым поднялся, как дым из печи, могуче гора содрогнулась.
 
Было: звук шофара все больше усиливался,
Моше говорил, и Бог голосом ему отвечал.
 
Сошел Господь на гору Синай, на вершину горы,
призвал Господь Моше на вершину горы, поднялся Моше.
 
Сказал Господь Моше: Сойди, народ остереги,
чтоб не прорывались Господа видеть — и из него множество пало.
 
И коѓены, к Господу приближающиеся, пусть освятятся,
чтобы не поразил их Господь.
 
Сказал Моше Господу: «Не сможет народ подняться на гору Синай,
ибо Ты остерег нас, сказав: Огради гору и ее освяти».
 
Сказал ему Господь: Иди, спустись, поднимешься ты и с тобой Аѓарон,
а коѓены и народ пусть не прорываются к Господу подниматься, чтобы не поразил их Господь.
 
Спустившись к народу, Моше
им рассказал.
 
Глава 20
Сказал Бог все эти слова, говоря.
 
Я Господь Бог твой,
который из земли Египет, из дома рабства вывел тебя,
не будет у тебя других богов, кроме Меня.
 
Не твори себе идола и никакого изображения того, что в небе, вверху, и что внизу, на земле,
и что в воде, под землей.
 
Перед ними не простирайся, им не служи,
ибо Я твой Господь Бог, Бог-ревнитель, ненавидящих Меня помню, караю за вину отцов детей до третьего и до четвертого.
 
И творю тысячам милость,
любящим Меня, заповеди Мои хранящим.
 
Не клянись ложно именем Господа Бога:
именем Его ложно клянущегося Господь не простит.
 
 
Помни день субботы — его освящать.
 
Шесть дней трудись, делай всю работу твою.
 
А седьмой день — суббота Господу Богу,
никакую работу не делай ты и сын твой, и дочь твоя, раб твой и рабыня твоя, и животное твое, и пришелец твой, который в воротах твоих.
 
Ибо шесть дней создавал Господь небо и землю, море и все в них, в день седьмой отдыхал,
потому благословил Господь день субботы и его освятил.
 
Чти отца своего и мать свою,
чтоб продлились твои дни на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.
 
Не убивай,
не любодействуй,
не кради,
не свидетельствуй лживо о ближнем своем.
 
Не пожелай дома ближнего своего,
не пожелай жены ближнего своего и раба его, и рабыни его, и быка его, и осла его, ничего, что у ближнего твоего.
 
 
А весь народ видят громы и пламя, и звук шофара, и гору дымящуюся,
увидел народ — отпрянули, встали вдали.
 
Сказали Моше: «Говори с нами ты — будем слушать,
пусть не говорит с нами Бог, чтоб не умерли».
 
Сказал народу Моше: «Не бойтесь, Бог пришел, чтобы вас испытать,
чтобы страх Его был на вас, чтобы вы не грешили».
 
Народ стоял вдалеке,
а Моше к мгле, в которой Бог, подступил.
 
Сказал Господь Моше: Так скажи сынам Израиля:
«Вы видели, что с неба с вами Я говорил.
 
Не делайте Меня,
Бога серебряного и Бога золотого себе не делайте.
 
Земляной жертвенник сделайте Мне, всесожжения ваши и жертвы мира на нем приносите, ваших баранов и ваших быков,
во всяком месте, где упомяну имя Мое, приду к тебе и тебя благословлю.
 
Если жертвенник каменный будешь Мне делать, не строй из камней тесаных:
вознесешь тесло — его осквернишь.
 
По ступеням на жертвенник Мой не поднимайся,
чтобы нагота твоя на нем не открылась».
 
 
3
 
В субботы и праздники, в посты и траурные дни публичное чтение Торы завершается ѓафтарой (дословно: завершение, окончание) — фрагментом из книги Пророков. Существует предположение, что чтение отрывков из Пророков началось в древности, во время гонений Антиоха Эпифана (2 в. до н.э.), когда чтение Торы было запрещено. Запреты ушли в прошлое, но традиция сохранилась. По всей вероятности, в древности выбор фрагментов был в разных общинах свой, однако начиная с талмудической эпохи (3-5 вв. н.э.) складывается корпус ѓафтарот, принятый и сегодня. В Шавуот читают первую главу пророчества изгнанника Иехезкэля (Иезекииля), его знаменитое видение на реке Кевар, в стране касдим (Вавилоне).
 
Было: в тридцатый год, в пятый день четвертого месяца я в изгнании на реке Кевар;
небо разверзлось — я увидел видения Божьи.
 
В пятый день этого месяца,
это пятый год изгнания царя Иояхина.
 
Было: было слово Господа Иехезкэлю сыну Бузи, коѓена, в Земле касдим, на реке Кевар,
там на нем была рука Господа.
 
Увидел я: бурный ветер надвинулся с севера, туча огромная, огонь полыхающий, сиянье вокруг,
в нем — словно свечение из огня.
 
Из него — подобие четырех живых,
и  вид их отсюда — подобие человека.
 
Четыре лица у каждого,
у каждого четыре крыла.
 
Ноги их — ноги прямые,
ступни — как ступни тельца, полированной медью сверкают.
 
Человечьи руки под крыльями их с четырех сторон,
лица и крылья — у четверых.
 
Одно крыло с другим соединено,
не оборачиваясь, идут, каждый в направлении лица своего.
 
Подобие лиц их — лик человека, лик льва — справа у четверых, лик быка — слева у четверых,
лик орла — у четверых.
 
И лица, и крылья их сверху разделены,
два — одно с другим соединено, два — их тела покрывают.
 
Каждый идет в направлении лица своего,
куда дух идет — туда и идут, не оборачиваясь, идя.
 
Подобие живых — видения их, как уголь огненный, полыхающий, как видение факелов, он движется между живых,
сияние огня, исходит молния от огня.
 
А живые бегут, возвращаются —
как видение вспышек.
 
Увидел живых:
одно колесо на дне у живых для четырех его лиц.
 
Как камень хризолит, видения колес в движении, одно подобие у четверых,
и видения их в движении, словно колесо внутри колеса.
 
В четыре стороны двигаясь, шли,
не оборачивались, идя.
 
Их ободья — высоки и ужасны,
ободья у четверых кругом глаз полны.
 
Идут живые — движутся с ними колеса,
живые над дном поднимаются — колеса взмывают.
 
Куда дух идет — туда и идут, куда дух движется,
колеса с ними взмывают: дух живого в колесах.
 
Идут — двигаются они, останавливаются — стоят,
над дном поднимаются — и колеса с ними взмывают: дух живого в колесах.
 
Над головами живых — подобие небосвода, словно ужасный лед,
висящий вверху, над их головами.
 
Под небосводом одно к другому их крылья прямые,
у одного два здесь покрывают, у другого два здесь их тела покрывают.
 
Я услышал шум крыльев — словно огромных вод гром, словно Всемогущего голос, когда шли, словно гул, грохот стана,
останавливались они — крылья их опадали.
 
Над небосводом, который над их головами, был голос,
когда останавливались они — крылья их опадали.
 
Над небосводом, который над их головами, как видение камня сапфира, — подобье престола,
над подобьем престола — подобие, словно видение человека, сверху на нем.
 
Увидел я, словно свечение, словно виденье огня вокруг него в раме — от видения чресл его вверх,
от видения чресл его вниз зрел я словно виденье огня, сиянье вокруг него.
 
Как видение радуги в облаках в день дождя,— вокруг него виденье сияния, это видение подобия славы Господней,
увидев, упал на лицо, и глас услышал вещающий.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка