Комментарий |

Эстетика святости

Сначала рассмотрим значение слова «эстетика». Оно происходит от
греческого aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию.
Однокоренные слова: αίςθάνομαι
– чувствовать, воспринимать, слышать, видеть, понимать; αϊςθηςις
– ощущение, чувствование, познание, в Новом Завете – понимание,
проницательность; αίςθητήριον
– чувство, в Новом Завете – способность различения, распознавания,
смысл, ум _ 1.

Следует обратить внимание, что предполагается не только и не столько
прямое и непосредственное восприятие чего-либо органами чувств,
но еще и понимание смысла, уяснение контекста, различение, сравнение
с чем-то другим, некоторым образцом, эталоном, идеалом. Это не
просто восприятие, но еще и оценочное суждение, интеллектуальное
действие, духовное усилие. В языке Нового Завета акцент делается
именно на втором аспекте.

Можно предположить, что эстетика должна быть связана с пониманием
ценностей (аксиологией) и осмыслением природы человека (антропологией),
с фундаментальными проблемами человеческого бытия (онтологией,
метафизикой и богословием). Если эстетика имеет дело с категориями
красоты и прекрасного, то она должна выходить на уровень философского
осмысления в самом широком контексте с учетом всего духовного
и религиозного опыта. Можно говорить об онтологии прекрасного,
о метафизике красоты и богословии искусства. Эстетика обретает
онтологическое измерение.

С другой стороны, можно говорить об особой роли искусства и эстетического
начала в православии. Речь идет не только об особой красоте православных
икон и храмов, но и о постоянном внимании к эстетической проблематике,
философском и богословском осмыслении красоты. Эстетические проблемы
со времен Византии выступали как проблемы гносеологические, а
гносеология понималась прежде всего как познание первопричины.
В свою очередь познание как акт гносеологический, находясь в сфере
реального опыта, является и актом онтологическим. Красота предстает
как онтологическая категория, тесно связанная с другими богословскими
понятиями и представлениями, такими как бытие, благо, истина,
эйдос, логос, божественные энергии, свет и т.д.

Более того, категория красоты и символика света оказывается необходимой
для понимания и осмысления самых глубоких тайн божественной сущности
и божественного творения. Возможна эстетика преображения, эстетика
обожения, эстетика святости. При таком подходе эстетическое, онтологическое,
антропологическое и богословское содержание категорий совпадают.
Возникают особые эстетико-онтологические, онто-эстетические категории:
святость, свет, Слава Божия, божественная благодать, чудо и любовь.
Источник и основание красоты находится в Боге, в божественном
бытии, в богоявлении и в божественных проявлениях.

Рассмотрим как единство онтологических, антропологических и эстетических
начал проявляется в понятии святости. Слова «святой», «святость»
есть практически во всех языках. Греческое άγιος
– отделенный для Бога, посвященный Богу, священный; святой, праведный,
безгрешный, непорочный, чистый, благочестивый, почитаемый в качестве
божества; άγιωςύνη
– святость, посвящение _ 2. Другое
слово ίερός означает – святой,
исконно по природе священный, посвященный богам, принадлежащий
богам, святыня, жертва, жертвоприношение.

В латинском языке слово «сакральное» происходит от индоевропейского
корня *sak, что выражает наиболее интенсивное присутствие сверхъестественной
силы в своей полной форме. Латинское sanctus – святой,
священный, освященный, особый, возвышенный, глубоко почитаемый,
ненарушимый, незыблемый, неприкосновенный, секретный, торжественный,
праздничный, безупречный, непорочный, чистый, добродетельный,
благочестивый _ 3. Подразумевается
нечто отобранное или подготовленное для богов и ставшее священным
в силу какого-либо ритуального действия, наделенное святостью,
приобщившееся к святости и само ставшее святыней вследствие этого.

Sacer, sacra, sacrum – святой, священный, посвященный,
предназначенный божеству, святыня, жертва, священнодействие, жертвоприношение,
богослужение, празднество, тайна, таинство _ 4.
Здесь имеется в виду нечто принадлежащее богам, священное по самой
своей природе и сути, запретное для человека, неприкасаемое. Можно
предположить, что в определенном смысле качество священности,
которое может быть утрачено, противопоставляется качеству священности
как неотъемлемому, данному по природе.

В других индоевропейских языках (авестийском и готском) священное
также понимается в двух смыслах: во-первых, как нечто здоровое,
то есть телесно и духовно неповрежденное, целое, возникшее на
основе внутреннего развития организма, что растёт, прибывает в
своей силе и, наконец, достигает состояния святости само по себе.
Во-вторых, священное как что-то такое, что человек обнаруживает,
выявляет в противопоставлении чему-то другому, как нечто обособленное,
отделенное от мира человека _ 5. Противополагаются
с одной стороны, обладающие этим качеством по самой своей природе,
по сущности, следовательно – от богов, и, с другой стороны, наделенное
этим качеством в силу действия человека, по ритуалу, как следствие
отделения священного от профанного.

В русском языке понятие «святой» (церковносл. святый) – относится
к истинному Богу или к человеку, отмеченному Божией благодатью.
«Святой – избранный; отделенный на священное употребление, освященный;
посвященный; всесовершенный, праведный (о Боге); угодник Божий.
Это слово у наших предков означало сильный, крепкий; потом светлый,
сияющий, незапятнанный, чистый, почтенный» _ 6.

Можно сделать вывод, что святое – это нечто, имеющее особый нравственный,
ритуальный и онтологический статус. Это некая вещь или человек,
место или время, выделенные, отделенные от всего остального, выходящее
за рамки обычного, противостоящие обыденному и повседневному.
Святое – это нечто особенное, очищенное и освященное, возвышенное,
приготовленное Богу, предназначенное и посвященное Ему, принятое
Богом, а, следовательно, причастное божественному бытию, получившее
божественные свойства и качества, ставшее опасным и неприкосновенным.

Некто или нечто является святым не само по себе, а становится
таковым только благодаря причастности к божественному бытию, будучи
принесенным в жертву и освященным свыше. Можно выделить особую
способность святого, священного – передавать часть своих свойств
тому, что приходит с ним в соприкосновение. Святость дается, даруется,
вещь или человек наделяется святостью. Даровать, передать святость,
наделить ею может только то, вернее – Тот, кто сам является источником
святости, её носителем и обладателем в полной мере и совершенной
форме.

Святость в полном смысле этого слова может быть только там, где
есть абсолютное бытие, безусловное и безотносительное существование,
вечность и бесконечность, целостность и полнота, творческая сила
и могущество, совершенство и красота, истина и благо. Свято только
то, что является Первопричиной, то есть причиной самого себя,
Первоначалом, то есть условием и гарантом существования всего
остального мира, его смыслом и целью. Святое имеет особый онтологический
статус, исключительное место и значение в бытии, высший смысл
и абсолютную ценность и является предельной целью. Святость по
своей сути самоценна и самодостаточна, вечна и неизменна.

Поэтому понятие святости относится исключительно к Богу и в своей
сущности определяется Им. Святость – это неотъемлемая особенность,
внутреннее свойство, отличительное качество Бога. Святость – это
то, что отличает Бога от всего остального, от Его творения. Только
Бог свят в полном смысле этого слова. Во-первых, это первое и
главное Его отличие от сотворенного мира. Во-вторых, Бог свят
Сам по Себе, безусловно, безотносительно, неотъемлемо, абсолютно,
то есть по Своей природе, по сущности. Бог есть единственный источник
святости, условие и причина святости, основание и гарантия святости,
исполнение и полнота святости.

Понятие святости соотносится с понятиями сверхъестественного,
трансцендентного, таинственного, сокровенного. Можно говорить
об эстетике апофатического богословия. Есть какая-то особая красота
в непознаваемости и непостижимости божественной сущности. Таинственность
и потаенность внутренней божественной жизни оборачиваются возможностью
приобщения к божественным тайнам через церковные таинства, скрытое
и сокровенное приоткрывается в творении и откровении, невозможное
и несбыточное осуществляется в феномене чуда. Но в прямом смысле
красота проявляется там и тогда, когда Бог Сам открывает, являет
Себя, показывает или сообщает Свои священные тайны людям, прежде
всего святым. Через Откровение и богоявление мы знаем о том, что
Бог есть Святая Троица.

Святая Троица

Святость – это изначальное свойство внутренней жизни Святой Троицы.
Все члены Троицы являются Лицами, личностями, субъектами. Им присущи
личностное самостояние, неисчерпаемая полнота и внутреннее богатство.
Они обращены друг к другу. Эта взаимообращенность, взаимообщение
трех ипостасей есть совершенная взаимопрозрачность, полнота взаимного
приятия и открытости. Каждое из лиц Троицы устремлено к другим,
осуществляет себя в них. Они абсолютно прозрачны и проницаемы
друг для друга. Лица Троицы соединяются между собой. Но соединяются,
не сливаясь, друг с другом сопребывая и проникая друг в друга
без всякого смешения и слияния (Иоанн Дамаскин).


Андрей Рублёв. Троица.

Они отдают себя друг другу и принимают в себя другого. Происходит
полная самоотдача, непрестанная взаимоотдача бытия, абсолютный
дар и совершенная жертва. Такая полнота взаимопроникновения –
это не смешение, не слияние, а совершенное взаимопроникновение,
сочетаемое с совершенным сохранением собственной идентичности.
Полное самоотречение становится способом сохранить и утвердить
себя в бытии посредством любви. Таким образом, тайна внутренней
жизни божественной Троицы выражается в логике троичности, в эстетике
Святой Троицы, проявляется как внутренняя духовная красота и интеллектуальное
совершенство. Красота святости – это красота божественной Личности,
красота любви и самопожертвования.

Именно свойство святости соединяет в себе внутренние и внешние
измерения божественной жизни, внутренние, невидимые качества Божества,
сокрытые глубины, сокровенные тайны и его внешние, видимые, явные
проявления, иерофании и теофании, божественные энергии и действия.
Святость Бога проявляется в мире как божественная власть, могущество
и величие, недостижимое для человека, и поэтому грозное и ужасающее.
Святость Бога предстает как истина и правда, праведность и справедливость,
суд и милость. Святость Бога является в мир как свет и красота,
святое не может не быть красивым и прекрасным. Святость Бога обнаруживается
в мире как благо, благодать, то есть благодатная, благословляющая
сила, дающая жизнь. Святость Бога открывается людям как добро
и любовь. В святом нет никакой тьмы, зла и греха.

Божественная красота

Святость Бога выражается в божественной красоте. Божественная
красота – источник всего красивого, прекрасного в мире и человеке.
Бог сообщает, дарует всему свою собственную красоту. Изначально
божественное творение – благое и красивое. «И увидел Бог,
что это хорошо»
. Божественная красота – это творческая
причина, смысл и цель всего красивого, образец, идеал и предел
всего прекрасного. Обретение святости, благодати Духа Святого,
преображение – это путь восхождения человека к божественной красоте.

Божественная красота показывает Царство Божие и призывает к нему
все сущее. Божественная красота влечет, притягивает к себе. Она
вызывает чувства духовной радости и удовольствия, наслаждения
и блаженства. И все, кто не может остаться равнодушным, устремляются
к божественной красоте, при этом освящаясь и преображаясь. С человеком
происходят реальные онтологические изменения, меняется его внутреннее
состояние и положение в бытии, его онтологический статус. Для
этого должны быть причины, превосходящие его бытие, укорененные
в бытии абсолютном и совершенном, то есть в сверхбытии.

Красота – это не только эстетическая, но и онтологическая категория,
так как она связана с божественной красотой, с Богом как источником
и основанием любой красоты. В красоте природы или человека, особенно
в нравственной и духовной красоте, проявляется, присутствует,
обнаруживается, как бы просвечивает красота божественная. Гармония,
совершенство и красота божественного творения укоренены в божественной
природе, их основания скрыты в тайне божественной сущности.

Слава Божия

Весьма показательно представление о славе Божией как проявлении
божественной сущности, как одновременном явлении сверхъестественной
власти и видимой красоты. Понятие «слава Божия» явно имеет и онтологическое
и эстетическое содержание. Слава Божия соединяет внутреннее, потаенное,
скрытое, сокровенное с внешним, проявленным, открытым, видимым.
Вечное, непознаваемое и таинственное – со сбывшимся, познанным
и очевидным. Слава Божия – это внутреннее качество Бога, связанное
с силой и могуществом, властью и величием. Бог – есть Господь,
Творец и Вседержитель. «Ибо Твое есть Царство и сила и
слава во веки»
(Мф. 6, 13).

И одновременно слава Божия – это конкретное свершение божественной
воли в мире, реальное осуществление божественного промысла в истории,
полное и совершенное исполнение замысла Бога о мире и человеке.
Слава Божия – это невидимое, ставшее видимым, реальность, превосходящая
любые мечты, невозможное для человека, оказавшееся возможным для
Бога. Слава Божия – это видимое и осязаемое воплощение обетований,
претворение смысла и красоты, грядущая абсолютная реализация в
человеке и человечестве образа и подобия Божия. «…великий
город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бо-га. Он
имеет славу Божию»
(Откр. 21, 10-11).

Чудо

В предчувствии этого события, в предвидении такого чуда, в ожидании
этой встречи человек прославляет Господа, поет славословие «Слава
Тебе, Боже наш, слава Тебе»
. Чудо – это вторжение высшей
реальности в материальный мир, преображение бытия и самораскрытие
сверхбытия, превосхождение ограниченности и относительности человеческого
существования, достижение полноты и совершенства. Когда-то чудо
станет явным, видимым, очевидным. «И небеса прославят
чудные дела Твои, Господи»
(Пс. 88, 6).

Чудо – это онтологический феномен, потому что показывает изменения
в реальности, в действительности, в бытии. Любые трансформации,
превращения и преображения – это именно действия и события, совершающиеся
или происходящие в бытии, имеющие онтологическое измерение. Но
чудо – это еще и эстетический феномен, так как оно непременно
связано с красотой. Чудесным мы называем нечто красивое внешне,
прекрасное, а еще нечто красивое внутренне, что-то изумительное,
удивительное, радующее нас как своим видом, так и особым смыслом,
имеющим особенную ценность.

Однако чудо – это не только то, что ждет нас в будущем, чудеса
уже случались в истории человечества и даны нам сейчас. Чудо –
это не только предмет веры и чаяний, но это еще и нечто самоочевидное
для каждого человека, бесспорное и несомненное в нем самом. Для
чуткого сердца и тонкого ума чудом является сам человек, его душа.
«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои,
и душа моя вполне сознает это»
(Пс. 138, 14).

Человек не только наблюдатель, очевидец и свидетель божественных
чудес. К тому же человек сам по себе – чудо. Человек – это чудо,
осознающее само себя, тварь, которая постигает в себе Творца.
Чудом является сама возможность видеть и мыслить это. «И
мы видели славу Его»
(Ин. 1, 14-15). Может быть, в этом
и есть предназначение человека – видеть и прославлять чудеса Божии,
красоту творения и «сияние славы» (Евр. 1, 3).
Поэтому и человек может и должен быть причастен к святости Бога.

В высшем смысле святым является только Бог, не имеющий ничего
общего с нечистотой, грехом и злом. Однако можно говорить и о
другом аспекте святости, о святости человека. Человека несовершенного,
сотворенного, несущего на себе последствия грехопадения и согрешающего
сейчас. Но, будучи личностью и имея свободу воли, человек может
выбирать между добром и злом, грехом и покаянием, преступлением
и исправлением. И хотя человек не может стать святым по своей
воле и только за счет собственных усилий, все же невозможное по
природе становится для него возможным по благодати. Если человек
посвящает себя Богу, желает принять Его и стремится служить Ему.
Не являясь святым по своей сущности, человек может стать святым
по другим основаниям – по личному выбору и своим действиям. «…
по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех
поступках»
(1 Пет. 1, 15).

Потому что свято все, что исходит от Бога или служит Ему. Люди,
предметы и места, отделенные для Бога, и в которых (или на которых)
пребывает Бог, называются святыми. Во всем этом проявляется святость
Божия. Святость утверждается через Бога – Святого и Освящающего.
Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их своими,
тем самым освящая. Не человек творит святость, она исходит от
Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми. Святой
человек – отделенный, отстранившийся от зла, чуждающийся греха,
чистый, избранный Божий. Святыми мы называем тех, кто стал причастником
божественной благодати и освящения. «Будьте святы, ибо Я свят»
(1 Пет. 1, 16).

И это дар Божий через заступничество Господа и Спасителя нашего
Иисуса Христа. «Святыми же называет здесь не совершенных только
в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству,
хотя еще и не достигли его. И этим ничто не препятствует освящаться
через Причастие Святых Тайн и в этом отношении быть святыми, подобно
тому как и вся Церковь… они называются святыми ради Святого, с
Которым они имеют общение и Которого Тела и Крови причащаются»_ 7. Святость – свойство Божие, проявляющееся
в отношении человека.

Благодать

Святость – это действие Бога, проявление Его свойств, явление
Его энергий, того, что называется благодать. Благодать – это такие
особые качества, способности и силы, которые человек не имеет
сам по себе, но Бог ему дает, и человек может принять и усвоить.
«И от полноты Его все мы приняли и благодать»
(Ин. 1, 16). Это то, что человеку не принадлежит, но возможно
для него, становится доступным при некоторых условиях и обстоятельствах,
открывается ему и нисходит на него.

Благодать – это нечто такое, что соразмерно и человеческой природе,
и, одновременно, радикально отличной от нее – божественной природе.
Благодать – это то, чего человеку не достает по его сущности,
чего не хватает в его сегодняшнем греховном состоянии. И это то,
что ему необходимо для полноценной жизни и служения Богу. Благодать
– это милость и сила Божия, проявляющаяся в отношении к человеку
и выражающаяся в даровании ему спасения. «Благодатью вы
спасены»
(Ефес. 2, 5).

Таким образом, святость предстает как свойство человека, но не
его собственное, неотъемлемое качество, а полученное свыше, дарованное
ему Богом. Святость дается человеку по милости Божией, по Его
благодати, как дары Святого Духа. Святые – это люди, наделенные
Богом за их веру и добрые дела особым качеством святости и способностью
творить чудеса. Святые – участники, причастники святости Бога,
общники Его божественного естества, созерцатели божественной красоты
и ее выразители. Они воплощают духовную красоту в своем духовном
опыте. Человек – икона Бога, и в Его святых образ Божий достигает
полноты и совершенства.

Святость человека есть уподобление Богу, отражение и осуществление
в человеке божественных совершенств. Поэтому в некотором смысле
можно говорить о святости как о плодах веры и верности, как о
результате трудов человека по исправлению своей греховной жизни,
как следствии поста и молитвы, итоге добрых дел и аскетических
подвигов. Но без Бога человек не может этого делать и без Его
помощи не смог бы достичь достойных результатов. Поступки человека
обретают подлинный смысл и высшую ценность, если они ориентированы
на святость.

Реальное воплощение святости – святые и святыни. Святыней можно
считать все полученное от Бога или посвященное Богу. Это особые
предметы, слова и книги, изображения и звучания, места или моменты
времени. Святыни преисполнены смысла, высших ценностей, это духовные
сокровища. Святыни хранят в себе тайну божественного бытия. Но
их святость воспринимается как зримое свидетельство бытия Божия.
Святыни являют божественную красоту и даруют человеку духовное
наслаждение и радость. Они показывают присутствие Бога в жизни
людей и действие Его промысла. Святыни – это носители божественной
благодати.

Любовь

Проявлением и следствием святости Бога является божественная любовь.
Бог дарует Свою любовь людям. Она является причиной творения мира
и человека, основанием и условием человеческого бытия и высшей
целью его существования. Любовь человеческая есть отражение божественной
любви и ответ на нее. «Будем любить друг друга, потому
что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога»

(1 Иоан. 4, 7). В святых пребывает любовь Божия. А кто любит Бога,
тот обретает святость. «Бог есть любовь, и пребывающий
в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»
(1 Иоан. 4, 16).

Любовь – это самое красивое чувство человека. Любовь тесно связана
с красотой. Настоящая красота вызывает чувство восхищения и любви.
А человек в состоянии любви чувствует и воспринимает красоту вокруг
себя. Красота в поступках человека, добро и милосердие – это проявление
любви. Красота – это воплощение и олицетворение любви и святости.
Любовь – таинственное чувство, но оно требует осязаемой реализации,
явного осуществления, видимого претворения в жизнь. Она меняет
всего человека, вдохновляет на творчество, наполняет его жизнь
смыслом и красотой. Любовь – это вечная творческая сила. «Любовь
никогда не перестает»
(1 Кор. 13, 8).

Свет

Божественная святость проявляет Себя в мире как Божественный Свет,
как слава Божества, поэтому возможно сближение понятий «свят»
и «свет». «Свят» в славянских языках означает чистый, светлый,
сияющий, сильный, благой, полный бытия, блага, Бога. Свет – это
видимое проявление, явление святости. Свет предстает как в равной
степени онтологическая, гносеологическая и эстетическая категория.
Св. Дионисий Ареопагит пишет, что свет происходит от блага. «Божественная
красота, как начало всякого совершенства, сообщает свет свой каждому
по достоинству» _ 8.

Красота – это нечто видимое, данное в свете, явленное и проявленное.
Красиво то, что освещено, т.е. открыто, обнаружено, показано,
представлено, и освящено, т.е. дано, даровано, благословлено Богом.
Красота – это нечто полное смысла и ценности. Красота связана
с истиной, просвещающим словом, благовестием и откровением. Красота
связана с добром и благом. Красота связана с божественным бытием,
с полнотой и совершенством божественных свойств и качеств, проявленных
посредством божественных сил и энергий. «Бог есть свет,
и нет в Нем никакой тьмы»
(1 Иоан. 1, 5).

Итак, эстетика святости обнаруживает особое духовное пространство,
показывает такое измерение бытия, где красота и святость соединяются,
совмещаются и сочетаются. Святость является фундаментальным основанием
и источником красоты. Красота являет, высвечивает святость. Онтологизм
красоты заключается в том, что она не просто радует глаз и услаждает
душу, но и еще меняет жизнь человека, преображает его существование,
вносит в человеческое бытие нечто особое, свыше.

Красота – объективная реальность и ценность. Функция красоты –
организовать внутреннее состояние человека для принятия благодати,
для достижения святости. А святость – это источник внешней и внутренней
– духовной – красоты, это тот образец, которым любуется человек,
идеал, к которому он стремится. Святость Бога – активная действующая
сила, воздействующая на мир и человека и преображающая их, дарующая
им красоту. А святость человека раскрывает и утверждает реальность
святости Бога, выявляет и воплощает красоту.

______________________________________________________________________

Примечания

1. См.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М.,
1991; Греческо-русский словарь Нового Завета. – М., 2000.

2. См. там же.

3. См.:Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М.,
1986; Петрученко О. Латинско-русский словарь. – М., 1994.

4. См. там же.

5. См.: Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры.
– М., 2001. С. 845-860.

6. Полный православный богословский энциклопедический
словарь. – М., 1992. II, стлб. 2016.

7. Святитель Николай Кавасила. Изъяснение Божественной
литургии. – Киев, 2003. С. 87-88.

8. Дионисий Ареопагит, св. О небесной иерархии. Глава
III. §1.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS