Комментарий |

Метафизический и антропологический смысл рефлексии

В основе любой деятельности, в том числе и научной, лежат некоторые
скрытые предпосылки метафизического характера. Начиная действовать,
каждый человек должен иметь некоторое представление о том, каков
мир и каково место человека в нем. Попробуем прояснить, на каких
предпосылках основывается рефлексивная методология. Для этого
нужно более конкретно сформулировать метафизический и антропологический
вопросы:

1. Как должен быть устроен мир, чтобы была возможна (и необходима)
рефлексия?

2. Какова суть человека, который надеется решить все проблемы
с помощью рефлексии ?

Суммируя, получаем следующий вопрос:

Каким хотят сделать мир те, кто делает ставку на рефлексию, так
как, если бытие есть коррелят интерпретаций бытия, то ведь что-то
меняется в мире с появлением (с применением) рефлексии?

На что надеется рефлексист? Он понимает, что невозможно все выучить,
что он уже никогда не успеет овладеть всеми науками, так как объем
возможных знаний бесконечен, а жизнь ограничена. Чтобы вырваться
из этой дурной бесконечности, нужен «ход конем», надо найти универсальный
способ, придумать идеальный метод, который позволит получить
секрет абсолютного познания, даст ключик для получения любого
знания. Такой человек хочет узнать то, зная что, он будет знать
все.

Рефлексия – это надежда выведать секреты, отгадать загадку, раскрыть
тайну, а для этого нужно разоблачить чудо жизни, нарушить сокровенность
бытия.

Мир видится бессознательным, неодушевленным, неодухотворенным.
Мир предcтает как кроссворд, ребус, к которому нужно найти ключ,
и тогда не останется никаких загадок. Мир рассматривается как
текст на неизвестном языке, и нужно только узнать правило перевода,
и тогда мир станет открытой книгой. Истина о мире зашифрована.
Поэтому нужно найти шифр, код, ключ, заклятие, заговор, – для
этого и нужна изощренная методология. Чтобы узнать истину, нужно
сделать некоторые магические действия, скрытые от непосвященных
манипуляции.

Методология разрабатывает специальные процедуры, ищет способы,
которые помогают увидеть (подсмотреть) невидимое, узнать неизвестное
другим. В принципе все познаваемо, нужно только исхитриться.
Нужны таинственные методы, волшебные способы. В мире нет тайн,
есть только секреты, доступные посвященным. Здесь проглядывает
жажда посвящения, некой инициации, исключительности в приобщении
к истине. Претензии на избранность и эзотеризм основываются на
том высоком образовательном цензе, который необходим для профессиональных
занятий методологией. Великие секреты и должны быть труднодоступны,
недостижимы для профанов.

Итак, мир чужой, логичный, строго упорядоченный, и к нему нужно
приспособиться, адаптироваться, а потом завоевать. Мир предстает
как лабиринт (некий неизвестный нам порядок), нужно найти правило
прохода по этому лабиринту, узнать особый способ, открыть закон,
получить правило, украсть секрет. Это похоже на алхимические процедуры
получения философского камня и эликсира бессмертия.

И действительно рефлексия сродни магии, колдовству. Это попытка
найти слабое место в окружающем мире, сконцентрировать свою силу
(волю) и овладеть миром посредством контроля над этим слабым
звеном в цепи мироздания. Для этого требуется огромное терпение,
воля, твердость, последовательность, упорство, скрупулезность.
Чтобы овладеть истиной, нужен тяжелый труд, борьба, подвиг, может
быть некоторые жертвы.

Что приносится в жертву? Во-первых, требуется постоянный самоконтроль,
самоограничение, некоторое самопожертвование в форме определенной
аскезы, отказ от развлечений, борьба с соблазнами, на что уходит
полжизни. Происходит отказ от непосредственности и спонтанности,
выход из жизненного потока, потеря экзистенции.

Во-вторых, жертвуется что-то очень существенное в самой жизни,
нечто сокровенное, интимное, тайное в сути бытия. То есть совершается
жертвоприношение бытия. Вопрос «знать или быть» решается в пользу
«знать». А в результате приходится заложить душу, продать первородство.
Разрушается взаимность человека и бытия, и происходит грехопадение.

Рефлексия – это попытка найти рациональное в нерациональном и
иррациональном; если такого нет, то его надо придумать, навязать
бытию, принудить мир соответствовать представлениям о нем. Рефлексия
действует как мантра, заговор, внушение и самовнушение. Человек
принуждает окружающий мир быть рациональным. Происходит привнесение
ценностей, навязывание стандартов.

Рефлексия возможна только как юридическое отношение к бытию. Она
основана на представлении, что нужно только узнать кодекс законов,
которым все подчиняется, и потом можно будет манипулировать ими
в своих интересах. Рефлексия выводит законы из стихии жизни, а
затем предъявляет их обратно.

Рефлексия – это осуждение бытия, так как исследование похоже на
расследование, а логическое суждение на суд, за обвинением следует
наказание, потому что бытие нужно исправить и если оно сопротивляется,
упрямится, то приходится его разрушить. Происходит уничтожение,
казнь бытия.

В метафизическом смысле рефлексии противостоит трансценденция.
Именно она как нечто спонтанное, естественное и творческое противопоставляется
всему обусловленному, искусственному и механическому. В трансцендировании
человек обретает смыслы, приобщается истине, с доверием принимает
бытие. Таким образом, рефлексия это скорее со-небытие, чем событие.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS