Комментарий |

Радимир

роман

Начало

Продолжение

Глава одиннадцатая

Наконец-то соседская кошка перестала нас беспокоить по утрам.
Мало приятного вставать каждый день в пять утра, чтобы прогнать
мохнатую гостью и утихомирить возбудившегося кота. Я даже завел
специальную полиэтиленовую бутылку, чтобы брызгать на кошку водой.
Эта незваная гостья нам так надоела, что мы решили ей отомстить
и пару раз позволили Феликсу исполнить свой мужской долг. Что
удивительно, спустя всего лишь несколько дней, кошка перестала
нас навещать. Получила свое и успокоилась. А может быть, это подействовали
мои жалобы на нее хозяевам. Препятствуя кошке, они соорудили на
балконе настоящую баррикаду из досок, фанеры и металлической сетки.
Примерно такую же пришлось соорудить и нам, так как летом жить
с закрытым балконом не получается, а Феликса тоже нужно хоть как-то
выгуливать.

Однако баррикады не нас спасли. И кошка, и Феликс то и дело прорывались
за заграждения. Если кошка проникала на нашу территорию, то я
ее просто брал ее в охапку и возвращал хозяевам. Если же Феликсу
удавалось найти лазейку в нашей обороне, то он усаживался на промежуточном
балконе и, навострив уши, высматривал свою подругу, не решаясь,
однако, штурмовать соседскую баррикаду. На наше бесконечное «кис-кис-кис»
он абсолютно не реагировал. Единственное, чем его можно было подманить,
так это запахом жвачки вроде «Орбита» или «Дирола». Интересно,
что за вещество в них добавляют?

Какое-то время этот прием действовал безотказно, но когда Феликс
перестал и на него реагировать, то Анька придумала новую хитрость.
Она имитировала тоненький кошачий голосок и Феликс, подумав, что
его возлюбленная уже в квартире, лихо бежал обратно. Кстати, надо
будет месяца через два сходить к соседям, спросить не появились
ли у них котята? Забавно будет посмотреть на детей Феликса. Может,
даже объявление в газету дать, чтобы пристроить котят...

От назойливой кошки мы отделались, но шум в квартире сверху по-прежнему
меня беспокоит. Случайно узнал, что там живет одинокая бабка,
которая держит собаку – обычную дворнягу средней величины. По
улице бабка ходит в китайских спортивных штанах с тремя полосками
и в какой-то бесформенной темной кофте. Собака у нее худая, заморенная
– кожа да кости. Вместо поводка кусок бельевой веревки. Бабка
почти каждый день собирает в роще бутылки и какие-то растения,
а заодно и собаку выгуливает. Правда, дальше трех метров ее от
себя не отпускает. Самое интересное, что мы ни разу не слышали,
чтобы собака лаяла или выла. Только один раз я слышал, как бабка
отчитывала своего пса на лестничной клетке, обещала его оставить
без вкусненького. Тогда то я и узнал, что она живет прямо над
нами.

А за стеной у нас живет молодая семья, вроде нас с Анькой. В начале
косились друг на друга, присматривались. Здороваться же стали
только после того, как один раз во всем доме вырубили электричество,
и мы с соседом нос к носу столкнулись у электрического щитка...

***

Я возвращаюсь домой от Эльвиры. Только сейчас нашел время забрать
деньги за первую купленную Хосе Мануэлем картину. У меня так всегда
– когда с финансами туго, то бегу за любыми деньгами сразу же,
а когда кошелек полон, то дальний поход за какой-нибудь крохотной
суммой без конца откладываю.

В общем-то, в том, что мои деньги где-то гуляют, есть свои преимущества.
С одной стороны, хорошо, когда деньги у тебя в кармане, но с другой,
– твои деньги в чужих надежных руках лучше сохраняются. Проценты
конечно не растут, но тем не менее. Потерять ты их не потеряешь,
украсть не украдут. А если и украдут, то не у тебя, и тебе их
все равно вернут. Так я реализую правило – никогда не клади все
яйца в одну корзину!

Решаю прогуляться по набережной. Она всегда была одним из самых
ухоженных мест нашего города, а в последние годы еще больше похорошела.
Дорожки замостили красивой плиткой, насадили деревьев, установили
металлические лавочки с изящными кованными спинками. Задница сама
просится присесть на какое-нибудь из этих произведений кузнечного
искусства. В принципе, спешить мне особо некуда. Почему бы и не
помедитировать на бегущие воды большой реки?

Почти все лавочки свободны, в этой части набережной люди выгуливаются
только по вечерам. Присаживаюсь под молодой чахлой березкой. Слава
богу, урна рядом почти пуста и не воняет, только под ногами несколько
окурков и пара бутылок из-под пива. Но это, в наше свинское время,
мелочи.

Расслабляюсь и с тихим восторгом созерцаю, как могучая река несет
свои, слегка позолоченные солнцем, синие воды. Если бы жил бы
рядом, то, наверное, выходил бы перед сном из дома и медитировал,
перенимая у водного течения частичку величавой умиротворенности.
Хотя, о чем это я? Живу, можно сказать, в роще, но гуляю там далеко
не каждый вечер. То одно отвлекает, то другое. Хотя планирую к
зиме купить беговые лыжи и подбить на это дело Сашку. Что может
быть прекраснее утренней лыжной прогулки по заснеженному лесу?

Говорят, что никогда не надоедает смотреть на три вещи – бегущую
воду, огонь, и на то, как работают другие люди. Исходя из этого,
идеальный объект для наблюдения – пожар. Наверное, любоваться
им можно действительно очень долго. Естественно, когда горит чужой
дом. Но сейчас мне вполне хватает и воды. Какая все-таки мощь
заключена в большой реке! Совсем не просто перекрыть такую водную
артерию, но возможно.

Самое грандиозное сооружение, которое я видел, и которое больше
всего меня поразило – это плотина Саяно-Шушенской ГЭС. Последний
раз я видел ее в день своего шестнадцатилетия. Не знаю, почему,
но отцу взбрело в голову поехать на мой шестнадцатый день рождения
именно туда. Может быть, тем самым, он хотел подчеркнуть мое состоявшееся
номинальное взросление? Может быть, в отце заговорила древняя
память предков, которые отмечали совершеннолетие своих сыновей
в особом священном месте? Но если раньше таким священным местом
было какое-нибудь капище с деревянным истуканом или огромная гора,
то сегодня на эту роль вполне годится и ГЭС.

Сначала мы подъехали к плотине снизу. Гигантская серая стена затмевала
полнеба и грозно нависала над нашими головами. Ужаса не было.
Было благоговение, но не перед человеком, как создателем этого
сооружения, а самим объектом, который, казалось, был задуман самим
богом.

Потом, по петляющей горной дороге, мы поднялись на смотровую площадку,
которая располагалась на вершине огромной горы. Вид сверху еще
больше потряс мое воображение. Колоссальная чуть изогнутая серая
стена соединяла две горы на разных берегах реки. Слева, перед
плотиной, вода подступала к самой ее кромке, справа же, за стеной,
зияла пугающая пустота, и лишь где-то далеко внизу блестел на
солнце покоренный Енисей. Когда я смотрел на плотину снизу, то
не осознавал, какую гигантскую массу воды она сдерживает, а со
смотровой площадки сооружение выглядело самым настоящим Чудом
Света! Наша местная ГЭС, мимо которой я частенько проезжаю по
пути к родителям, по сравнению с той махиной просто недоразвитая
модель в масштабе один к десяти или даже к двадцати.

Я смотрю на реку. Она кажется мне не просто потоком воды, а живым
организмом, со своей душой и самосознанием. Я даже чувствую какое-то
странное единение с этой огромной водной массой, ощущаю себя ее
частичкой, которая почему-то отторгнута и выброшена на сушу. Не
зря же говорят, что человек на девяносто процентов состоит из
воды. Ни один живой организм, будь то крохотное насекомое или
хилая былинка, не смогут существовать без нее. Не зря же наши
города, дома и квартиры насквозь пронизаны трубами несущими живительную
влагу. Я оглядываюсь на ряд домов стоящих вдоль набережной. Представляю,
что их стены вдруг стали прозрачными, и пытаюсь увидеть все эти
бесчисленные сосуды и сосудики, внедренные в человеческие жилища.

Позади меня книжный магазин «Светоч». В той же пристройке, но
с собственным входом, другой магазин – «Салон света», где продают
светильники и всевозможную электрическую мишуру. Забавное соседство.
Никогда раньше не обращал на это внимания. Интересно, сознательно
или нет, коммерсанты выбрали такое название своему магазину?

Решаю зайти в книжный магазин, чтобы приглядеть себе что-нибудь
почитать. Романы Николая Фробениуса меня не впечатлили. Может
быть потому, что уже давно ничего не читал из современной литературы.
Начинаю забывать, что кроме компьютера и телевидения есть еще
и книги. Моим знакомым кажется, что я вроде бы должен увлекаться
литературой в жанре фэнтези, но это увлечение прошло у меня вместе
с юношеством. Только живопись странным образом зацепилась и увязалась
за мной во взрослую жизнь. Или это я ухватился за нее обеими руками,
не желая расставаться со своей молодостью?

Теперь мне хочется других, более умных и серьезных книг. Тупая
книжная беготня за грудастыми красавицами и рогатыми демонами
меня уже не прельщает. Конечно, можно читать классику. Она проверена
временем, напичкана умными мыслями, но все-таки хочется чего-нибудь
свежего, яркого, без привкуса нафталина.

Я прохаживаюсь вдоль многоярусных книжных полок. Чтива завались
– детективчики российских писательниц в мягких обложках, фантастические
и шпионские романы, романы любовные, с витиеватыми шрифтами и
влюбленными парочками на обложках, плотные ряды классиков. Современной
внежанровой литературы тоже навалом, но как разобраться в этой
массе наперебой расхваливаемых книг? Почитаешь аннотации – что
ни книга, то бестселлер, что ни автор, то мастер слова или очередной
гений. Молодцы издатели! Научились рекламировать свой товар. Даже
откровенное дерьмо в такую вкусную обертку заворачивают, что обмануться
– раз плюнуть!

Лучше, конечно, сначала прошвырнуться по интернету, почитать рецензии,
фрагменты произведений, а уже потом купить приглянувшуюся книгу.
В общем-то, я так и сделал, прежде чем приобрел Фробениуса, но
восторженные отзывы и кусок прочитанного текста несколько обманули
меня.

Можно, конечно, поступить иначе – читать то, что у всех на слуху,
но от всех этих настойчиво подсовываемых издателями маруками и
коэлью попахивает каким-то ширпотребом. Я сам рекламист, поэтому
с опаской отношусь к слишком навязчивой рекламе. Народу втюхивают,
что попроще, послаще. Выдают случайно приобретенных авторов за
настоящих интеллектуалов.

Конечно, я знаю пару мест в сети, где можно скачать практически
любую книгу, но я и так постоянно пялюсь в монитор, поэтому чтение
с экрана не для меня. Да и намного приятней, иметь дело с настоящей
книгой. Ощущать ее тяжеловесность, чувствовать запах типографской
краски, любоваться красивым оформлением. Настоящую книгу воспринимаешь,
как реальный объект со своим вполне осязаемым телом и душой-смыслом.
Книгу же электронную воспринимаешь иначе – как череду символов
на белом экране.

Удивительно, что в наш век кино и телевидения люди еще интересуются
книгами! Я обвожу глазами огромный торговый зал и замечаю у полки
с детективами знакомую женскую фигуру. Она не она? Да, точно –
это Наташка. Последний раз я виделся с ней во время нашего отдыха
на озерах. Наконец-то она немного оправилась после больницы. Посвежела,
приободрилась, стала более улыбчивой. Подойти к ней или не стоит?
Все-таки она больше Анькина подруга, чем моя знакомая... Пока
я размышляю, Наташка неожиданно оборачивается и, узнав меня, обрадовано
машет рукой. В ответ на ее искреннюю радость я тоже улыбаюсь.

– Только не спрашивай о здоровье, – опережает меня Наташка, –
Все только об этом и твердят при встрече. Слава богу, все хорошо,
тьфу-тьфу-тьфу, – картинно сплевывает Наташка куда-то в сторону
книг Донцовой.

– Спрашивать уже и не требуется, ты выглядишь просто замечательно
и по-летнему сексуально, – подмигиваю я Наташке.

– Решил застеснять скромную женщину комплиментами?

– Тебя, пожалуй, застесняешь...

Договариваемся с Наташкой встретиться у выхода из магазина. Нам
немного по пути – мне на автобусную остановку, а ей обратно на
работу.

Ко мне Наташка всегда относилась не только с уважением, но даже
с легким благоговением. Подозреваю, что я для нее являюсь идеалом
культурного, образованного мужчины. Конечно, это вполне объяснимо,
так как ее Димка работает простым автослесарем и интересуется
только футболом, пивом и автомобилями. Сама же Наташка искренне
считает, что чтение дешевых детективов и регулярные походы в кино
на голливудские мелодрамы на самом деле обогащают ее духовный
мир. Никак не пойму, что общего у них с Анькой? Анькин интеллектуальный
уровень на порядок выше Наташкиного, и хотя Анька тоже иногда
почитывает пошлые детективчики, но, как она сама говорит, исключительно
с целью «быть в курсе». Из другой же литературы, всем авторам
она предпочитает Милана Кундеру. Советует и мне почитать, но я
пока не созрел.

Пока Наташка штудирует стеллажи с макулатурой, я изучаю полку
с современной литературой. Почему-то глаза сами тянутся к уже
знакомой книжной серии. Беру томик Йэна Бэнкса с тремя романами
и читаю на обложке:

Йэн Бэнкс (р. 1954) – выдающийся шотландский писатель,
один из популярнейших и наиболее признанных авторов Великобритании.
Первый опубликованный им роман, «Осиная фабрика» (1984), вызвал
небывалый для дебюта шквал восторгов и негодования – равнодушных
не было. Все его дальнейшие произведения пользовались неизменным
успехом как у критиков, так и у читающей публики. В начале 1999
года по итогам опроса на веб-сайте BBC News Бэнкс попал на пятое
место в первой десятке «литературного хит-парада Миллениум» –
уступив Шекспиру, Джейн Остин, Оруэллу И Диккенсу, но опередив
Толкина, Джойса, Достоевского, Сервантеса и Марка Твена.

Надо же, как расхваливают! Опередил Достоевского! Они бы еще среди
любителей комиксов опрос провели! Надо будет поискать Бэнкса в
интернете, может быть он и вправду так хорош?

Ставлю книгу на место и двигаюсь дальше. Останавливаюсь у полки,
над которой скотчем прилеплена куцая бумажка с надписью «НЛП».
После того, как я наткнулся в папке Германа на похожую аббревиатуру,
литература на эту тему стала меня особенно интересовать. Я посетил
кучу сайтов посвященных НЛП и скачал несколько книг. Но везде
только нейро-лингвистическое программирование – ни о каком нейро-визуальном
программировании нигде нет ни слова! Я прочитал несколько вводных
статей по НЛП, начал читать одну из скачанных книг, но она оказалась
настолько заумной, что я решил не задурять себе мозги.

В принципе, я и так представляю себе, что это за штука – нейро-визуальное
программирование. К тому же, на ловца и зверь бежит. Буквально
на следующий день, как я заглянул в папку Германа, по телевизору
показывали документальный фильм о НЛП. Мне запомнился один эпизод.
Лондонский НЛПер по очереди приглашал в комнату нескольких испытуемых
и предлагал им выбрать один из пяти символов начертанных на пяти
карточках. Как выяснилось в конце опыта, все выбирали один и тот
же символ – звезду, которую НЛПер заранее для себя определил!
Разгадка оказалась проста – объясняя суть задания, он с помощью
определенных приемов воздействовал на подсознание испытуемых,
запрограммировал их и заставил сделать нужный выбор. Оперировал
он с помощью слов и жестов. Например, во время разговора незаметно
складывал пальцы звездочкой, касался карты с выбранным символом
и проч. Самое удивительное, что испытуемый даже не подозревал,
что его свободный выбор на самом деле был навязан другим человеком!

Понятно, что на человеческое подсознание можно воздействовать
не только речью, как это в основном делает НЛП, но и визуальными
образами – цветом, формой, их сочетанием, взаимным расположением
объектов и проч. Еще в институте нас учили правильно применению
цвета в интерьере помещений. Если окрасить маленькую комнату в
светлые холодные тона, то зрительно она покажется больше. В интерьере
кухни и столовой предпочтительно использовать оранжевые, желтые,
светло-зеленые цвета, так как они стимулируют аппетит. А если
в одну из жилых комнат редко заглядывает солнце, то стены там
следует покрасить в теплые солнечные тона.

Как рекламист я знаю, например, что взгляд европейского человека
считывает информацию слева-направо и сверху-вниз, поэтому в рекламных
макетах ключевую информацию лучше располагать в левом верхнем
углу. Когда разрабатываешь знак и логотип для какой-нибудь компании,
то главное сразу определить не только стиль символики – лаконичный
или замысловатый, прямоугольный или криволинейный – но и правильно
выбрать цвет. Банкам и финансовым структурам «идут» спокойные
приглушенные тона, продуктовым фирмам – растительно-зеленые, пшенично-золотистые
или колбасно-красные. У каждого человека, у каждой человеческой
общности существуют те или иные стойкие ассоциации, закрепленные
за конкретным визуальным объектом. И не важно, осознает человек
эту ассоциацию или нет.

Понятно, что если все эти данные собрать в кучу, хорошенько протестировать
на добровольцах и сделать верные выводы, то можно составить такую
убийственную методику психического воздействия, что эффективность
нынешней рекламы покажется просто смешной!

– Ну что, пойдем? – легонько дотрагивается Наташка до моего локтя,
– а то мне как-никак на работу...

– Да, конечно, – встряхиваюсь я и выбираюсь вслед за Наташкой
из лабиринта книжных полок.

Глава двенадцатая

Для меня осень всегда наступает неожиданно. Вроде бы еще вчера
деревья стояли зеленые, а сегодня уже пожелтели. Вроде бы две
недели назад все было в золоте, а сегодня листва уже опала и сквозь
голые скелеты берез проглядывает отдаленный соснячок. Думаешь
– эх, как быстро пролетело лето! Поскорее бы зима, весна и снова
лето!

Странные мы люди. Живем постоянным ожиданием – лета, нового года,
приятной встречи, желанной покупки... Как будто наша сиюминутная
жизнь это и не жизнь вовсе, а перекур в тамбуре скорого поезда.
И мчит этот поезд к голубым городам, кока-кольным рекам и сникерсовым
берегам.

Картину для Аньки – букет разноцветных астр – я все-таки написал.
Получилось не плохо, я думал, будет хуже. Анька не нарадуется,
говорит, что кухня сразу ожила, и находиться там теперь одно удовольствие!
Даже стала чаще разные вкусности готовить.

Друзьям картина тоже понравилась. Владимир, как увидел, сразу
сказал – хочу такую же! Говорит, никакого другого подарка на День
рождения не желаю! Хорошо, что родился он 3 января, как раз успею
раскачаться.

А пока совсем не до живописи. Через месяц выборы депутатов в Краевой
Совет. У всех рекламщиков и пиарщиков сейчас самый сенокос, хрустящая
«зелень» так и прет! Мое агентство тоже в стороне не осталось.
Делаю «наглядную агитацию» для одного толстосума, нацелившегося
на депутатское кресло – плакаты, листовки, календарики, макеты
в газеты.

Край у нас богатый, а значит претендентов на депутатские кресла
предостаточно. Кто только не пытает удачу – окультурившиеся бандиты,
бывшие партработники, обиженные властью простые люди, «опытные
хозяйственники» и директора ВУЗов. Про пухлозадые денежные мешки
я уж и не говорю. Вожделенная красная корочка незаметно стала
таким же обязательным атрибутом крутизны, как дорогой автомобиль
или шикарный коттедж.

Политтехнологи понаехали со всей страны. Слетелись как пчелы на
мед, а может, как мухи на ароматное дерьмо. Владимир говорит,
что сейчас дорогие квартиры в центре города сдаются за бешеные
деньги. Можно смело аукцион устраивать. У них одна женщина-агент
даже собственную трехкомнатную квартиру сдала, а сама к сестре
переселилась. Грамотно поступила. За тысячу баксов можно и у родственников
месяцок перекантоваться. Хотя я бы, наверное, не смог так вот
запросто предоставить свою квартиру какому-то залетному дяде.
Все-таки для меня дом нечто большее, чем место ночевки.

С одним из таких, приезжих политтехнологов, я сейчас общаюсь по
электронной почте. Высылаю ему готовые макеты на утверждение.
Радует, что он товарищ аккуратный и пунктуальный. Отвечает вовремя.
В письмах все тщательно расписано – где заголовок уменьшить, где
текст увеличить, где фотографии местами поменять... Хорошо хоть
в творческий процесс не вмешивается, а то бывают такие заказчики,
рядом с которыми чувствуешь себя абсолютно лишним звеном в деле
создания рекламного макета. Когда они тычут пальцем в монитор,
то хочется немедленно встать и уступить им место – вы лучше знаете,
как должно быть, вы и делайте! Бывает, действительно, за мышку
хватаются, правда, после нескольких неумелых щелчков понимают,
что все не так просто! Как говорится – заказчик предполагает,
а дизайнер располагает...

Узнав про НВП, я теперь все чаще задумываюсь над тем, что делаю.
Пытаюсь осознать, как мои макеты воздействуют на потребителя.
Примеряю на себя, стараюсь посмотреть на свое творение незамыленным
взглядом. Можно конечно сказать, что сколько людей столько и мнений,
но я с этим не согласен. Все мы варимся в одном информационном
котле, только кто-то ближе к одному краю, а кто-то к другому.
Поэтому, при определенной сноровке, вполне можно прогнозировать,
как среднему человеку представляется тот или иной рекламный материал.
Я, конечно, не самый лучший дизайнер нашего города, но далеко
и не худший. В том, что мои макеты выделяются на общем фоне, я
абсолютно уверен.

Чтобы лишний раз убедиться в достоинстве своих творений, я открываю
одну из бесплатных газетенок и внимательно просматриваю ее. Кроме
телепрограммы и рекламы в ней больше ничего нет. Среди прочих
объявлений преобладает реклама пластиковых окон и предвыборные
хвалилки-зазывалки. Есть и объявления завсегдатаев – местных магов-предсказителей.
Набор услуг у них стандартный, практически одинаковый:


Избавления от сглаза, порчи, родового проклятия.
Очищение жилища от злых духов, привлечение добрых духов.
Гадание. Чистка кармы. Код на бизнес.
Лечение женского бесплодия и мужского бессилия.

В таких объявлениях меня всегда особенно веселит номер свидетельства
и лицензии. Я даже живо представляю себе, как является такой «адепт
черной и белой магии» к чиновнику, выдающему свидетельства на
предпринимательскую деятельность. Тот поверх очков с любопытством
разглядывает щупленькую фигуру в черном балахоне, щурится от блеска
навешанных на посетителя цепей, крестов и амулетов. Потом заглядывает
в бумажку и спрашивает: «Вот у вас тут значится – «магия вуду».
А есть ли у вас какие-нибудь документы, подтверждающие, что вы
действительно владеете этим самым «вуду»?»

Посетитель ловко сбрасывает капюшон, под которым скрывается лицо
обыкновенного прохиндея, гремя цепями, лезет за пазуху и протягивает
измятый пергамент, где нацарапаны какие-то каракули и красуется
отпечаток здоровенной пятерни. Чиновник брезгливо двумя пальчиками
принимает «диплом», недоверчиво морщится и спрашивает: «Ну, бумажка
бумажкой, а на практике можете продемонстрировать?» «И на практике
могу», – отвечает маг, – «Чего изволите, для примеру?» Чиновник
осторожно вылезает из-за стола, воровато оглядываясь, подходит
к магу и шепчет на ухо: «Вот, знаете ли, сосед у меня есть...»
«Сделаю», – говорит маг, – «Только вы бумажечку подпишите сначала!»

Да, веселуха полнейшая! Как только сейчас народ не околпачивают.
А вот, кстати, объявление господина Володарского! Тренинг по нейро-лингвистическому
программированию. Наверняка приехал на выборы, а заодно решил
тренингами поживиться. Я уже давно просек эту московскую фишку.
Создадут какой-нибудь институт с заумным названием и смело отправляются
в провинцию на заработки. Тренинги на любой вкус – нейро-лингвистическое
программирование для менеджеров, секреты управления для руководителей,
тайны пиара для рекламистов.

Был я на одном таком рекламном тренинге. Сначала пустая болтовня
лектора, круто приправленная непонятными терминами, а потом практическая
работа внутри группы – типичные детсадовские игры для взрослых.
Самое интересное, что господа тренеры всю эту тупую банальщину
с такими серьезными лицами преподают, что большинство слушателей
действительно принимают начищенный самовар за настоящее золото.
А тренерам только этого и нужно. Совершили рейд, набили мошну
и восвояси. А на следующий год с новой программой приезжают. Гастролеры-клоуны,
блин!

Не все, конечно, такие филонщики. Володарский вроде бы действительно
толковый дядька. Анька о прошлом тренинге хорошо отзывалась, да
и Хосе Мануэль, кого попало, прикармливать не будет.

Кстати, Анька говорила, что они на тренинге заполняли какие-то
длиннющие анкеты с картинками. Попытался расспросить ее поконкретнее,
но она ничего толком не помнит. Говорит, были какие-то бесформенные
пятна, странные линии, вереницы несуразных словосочетаний и все
это нужно было сгруппировать определенным образом. Но результаты
этих тестов слушателям так и не сказали. Думаю, что господин Володарский
на этих занятиях сразу двух зайцев убивает – и деньги зарабатывает
и материал для своего труда по нейро-визуальному программированию
собирает.

Несколько дней назад я достал все свои эскизы для сайта и сравнил
их с реальными изображениями в интернете. На первый взгляд вроде
бы один к одному, но если присмотреться, то тут фигура смещена,
там силуэт изменился, а некоторые места и вовсе вроде бы как заново
перерисованы. Я, конечно, понимаю, что мои эскизы требовали корректировки
в соответствии со спецификой отображения картинок на экране, но
все же многие изменения делались с какой-то другой целью. Сколько
я ни старался привести все эти новшества к единой системе, ничего
у меня не вышло.

Более детальное изучение отдельных страниц тоже не дало никаких
результатов. Заметил только, что типовые страницы внутри одной
темы не всегда одинаково оформлены. Стилистика, конечно, сохраняется,
но иногда цвет немного отличается или композиция элементов изменена.
Но это вполне объяснимо – где-то текста больше, где-то меньше,
где-то две фотографии на странице, а где-то одна. Что же касается
общего впечатления, то страницы с мрачными фотографиями, конечно,
нагнетают дурное настроение, но не до такой степени, чтобы тут
же выбрасываться из окна. К тому же, на сайте есть и другие, более
веселые разделы. Например, с фотографиями папарацци, на которых
важная забугорная знаменитость заснята в чем мать родила.

В общем, никаких следов НВП я не откопал, но ведь тайное оружие
на то и тайное, чтобы быть невидимым! Что в нем толку, если оно
обнаруживается при первом же беглом взгляде?

Если Хосе Мануэль действительно использует нейро-визуальное программирование,
то у него должна быть какая-то цель. Ради чего все это? Ради денег?
Ради власти? Какие еще мотивы могут двигать современным предпринимателем?
Если ради денег, то сайт должен что-то продавать или рекламировать
какие-то товары, но ведь он ничего не продает и не рекламирует!
Может быть, эта рекламная собака так глубоко зарыта, что даже
мне, профессиональному рекламщику, рыть и рыть?

Если ради власти, то какой и над кем? С политической рекламой
все понятно. С коммерческой тоже. Она хочет завладеть нашими головами
и кошельком. Каждый день мы ходим «на выборы» в магазин и голосуем
там своими рублями, подчас не задумываясь, что за красивой упаковкой
может скрываться нечто, совсем противоположное. Мы знаем, что
рекламщики нам лгут, но, как красиво лгут, мерзавцы!

Интересно, а почему Хосе Мануэль не открыл вместо сайта новый
телевизионный канал? У хорошего телеканала аудитория куда больше,
чем у сайта. Хотя может быть и сайта вполне достаточно? Ведь продуманное
влияние, как вирус – в начале заражается сотня посетителей, затем
они передают заразу тысяче своих знакомых, а те разносят вирус
все дальше и дальше...

Вчера был в гостях у Олега Кумаева. Он настоящий художник, не
то, что я – самоучка. Раньше Олег рисовал иллюстрации для газет
и журналов. Любой каприз за ваши деньги – от политической карикатуры
до картинки к детскому рассказу. Таких, как Олег, называют «художниками
от бога». Не успеваешь следить за его карандашом. Ты еще ничего
не успел сообразить, а он уже набросал твой портрет в образе средневекового
рыцаря верхом на лошади и замком на заднем плане.

Теперь Олег пишет маслом. Большие красочные холсты. В столице
они идут нарасхват, хотя цена – ого-го! Неудивительно, что недавно
Олег купил себе новенький пучеглазый «Мерседес». То ли еще будет!

Рисует Олег на своих холстах всегда одно и то же – причудливые
кукольные фигуры с невнятными лицами. Облачает персонажи в яркие
лоскутные рубахи, обтягивающие трико и полосатые носки. На головы
напяливает клоунские колпаки с кисточками. В руки дает различные
предметы – бутылки, фрукты, музыкальные инструменты, домашнюю
утварь. Пропорции тела у всех фигур удлиненные, поэтому руки и
ноги часто имеют по нескольку локтей и колен. Сходство с марионетками
дополняют тоненькие веревочки уходящие от каждой конечности куда-то
вверх за пределы картины. Этим работы Олега слегка напоминают
мне картины Сальвадора Дали. Только у того были костыли и подпорки,
а у Олега ниточки и тесемочки.

Я понимаю, почему картины Олега так хорошо покупают – ярко, празднично,
в меру абстрактно и на Дали смахивает. Такую картину можно повесить
хоть в офисе, хоть дома, и дарить удобно – фигуры особо не конкретизированы,
поэтому персонажи можно трактовать как угодно. Кому-то две сцепившиеся
фигуры кажутся страстными любовниками, кому-то поссорившимися
клоунами – кто как видит.

Олег периодически названивает мне, приглашает поглядеть на новую
серию картин или супермодный фильм на DVD. Правда, я не особо
улавливаю, чем его новая фигурная серия отличается от предыдущей.
Разве только цветовой гаммой, или тем, что он всучил в кукольные
ручки вместо музыкальных инструментов столярные.

В этот раз я заходил к нему по делу. Мой напарник-политехнолог
задумал сделать для газет серию политических комиксов, в которых
соперники нашего кандидата изображались бы в виде сказочных персонажей
– бабы Яги, Кощея бессмертного, змея Горыныча... За свою работу
Олег запросил такую цену, что мне тоже захотелось стать карикатуристом.
Политтехнолог начал ломаться, но, Олег тут же при нем набросал
пару эскизов, и тот, не скрывая своего удивления продемонстрированным
талантом, сразу же расплатился.

Комиксы у Олега получились классные. Да и вообще, нынешние выборы
мне все больше напоминают веселый новогодний хоровод, где каждый
кандидат из кожи вон лезет, чтобы Дедушке Морозу угодить. Одна
команда даже обратилась за подмогой к популярному шансонье. Теперь
из всех радиоприемников слышен хрипатый голос, старательно выпевающий
на манер приблатненной частушки:

Выбирайте Степанцова —
Настоящий он мужик,
Работягам будет клево,
А халтурщикам кирдык!

Я снова пролистываю бесплатную газетенку. Тут тебе и «муж на час»,
и «девочки по вызову», и «похудей навсегда», и «шубы в кредит».
Наверное, о нашей стране вполне можно судить по содержанию такой
вот прессы. Все, чем живет, чем дышит народ, отпечаталось на блеклых
печатных страницах. И никто тебя не спрашивает, хочешь ты жить
в такой стране или нет, хочешь ты получать эту бесплатную макулатуру
или не хочешь. Все равно каждую неделю эту газету-проституку насильно
впихивают в твой почтовый ящик.

Глава тринадцатая

– Я задержусь, – говорит Анька, – Нужно подбить рекламный бюджет
за последние месяцы. Вернусь не раньше одиннадцати. Можешь к моему
приходу приготовить что-нибудь вкусненькое.

– О, кей, – отвечаю я и напрягаю мозги, пытаясь вспомнить, чем
богат наш холодильник, – А что именно?

– Ну, если суп вчерашний еще не весь съел, то приготовь сырников.

– Суп остался. Сырников приготовлю.

Уже привык проводить вечера с Анькой. Раньше, когда жили порознь,
оставаться одному было делом обычным. Но теперь, когда она ночует
у мамы или задерживается у подруги, чувствую какой-то дискомфорт.
Как будто меня лишают весомой части собственного Я. Днем еще ничего,
а вот вечером натуральным образом тоскую. С трудом нахожу силы,
чтобы заставить себя поработать, а если нет срочной работы, то
просто слоняюсь из угла в угол под тупое телевизионное бормотание.

До сих пор не понимаю, почему сырники называют сырниками. В них
же нет никакого сыра, только творог. Значит они должны называться
творожниками! Однако все вокруг упорно именуют их сырниками. Очень
хорошо их готовит моя мама, но она далеко. Родителей я навещаю
редко, так что печь любимое блюдо пришлось научиться самому. А
вот Анька их готовить совсем не умеет. Зато она отлично печет
блины – тоненькие, поджаристые. У меня же, наоборот, блины не
получаются, выходят толстыми и куцыми с неровными краями. Так
вот мы и радуем желудки другу друга – Анька готовит блины, а я
сырники. Вообще же, мне кажется, что кулинарные способности сродни
художественному ремеслу, и любой хороший повар вполне способен
стать неплохим живописцем или скульптором.

Нужно идти в магазин за творогом. Недалеко от нас супермаркет,
туда и направляюсь. Долго брожу среди полок с товарами. Здесь
уютно, хотя и несколько тесновато. Глаза мечутся от полки к полке.
Яркие упаковки наперебой кричат «Выбери меня! Выбери меня!».

Задерживаюсь у полки с минеральной водой. Покупать не собираюсь,
просто изучаю этикетки. Прикидываю, как будет смотреться бутылка
новой минеральной воды с моей этикеткой. Большинство этикеток
одинакового синего-голубого цвета, только красный вертикальный
логотип Vittel сразу бросается в глаза. Представляю сколько было
споров между заказчиками и брендмейкерами, прежде, чем последние
убедили первых, что нужно сделать нестандартную этикетку. Мои
заказчики тоже поначалу сомневались, но, в конце концов, дали
добро на использование красного цвета и в нашей этикетке. Получилось
не плохо. Так что вскоре «Виттелю» придется потесниться.

Занимаю очередь в кассу. Конец рабочего дня. Все спешат запастись
жратвой, чтобы найти долгожданное успокоение в колбасах и пирожных.

Кассирша просит меня поискать пятнадцать копеек. Выуживаю из кармана
две монетки и гладу на прилавок перед кассой. Специальных чашечек
для денег тут почему-то нет. Замечаю, что кассирша медлит, не
торопится взять мои монетки.

– Что-то не так? – спрашиваю я девушку, пытаясь припомнить, действительно
ли пятнадцать копеек она просила.

– Да, нет. Все правильно, – смущенно извиняется она, – Взять не
могу...

Тут я замечаю, что у нее длиннющие ногти, поэтому отколупнуть
две тонюсенькие монетки с плоской поверхности для нее не так-то
просто. Я ловко подцепляю денежки и вкладываю их в ладонь кассирши.
Вспоминаю Анькины аккуратненькие ноготки с бесцветным лаком и
усмехаюсь. Женщины с длиннющими, изогнутыми, как азиатская сабля,
ногтями мне не нравятся. К тому же некоторые покрывают их таким
толстым слоем лака, что они напоминают хищные когти неведомой
птицы. Не понимаю, как можно жить с таким орудием убийственной
красоты на пальцах?

Супермаркет занимает только часть пристройки к жилому дому, вторая
половина отдана на откуп мелким торговцам. Ради любопытства заглядываю
и туда. Может быть, глядя на какую-нибудь витрину, вспомню, что
нужно купить туалетную бумагу или крем для обуви.

Около отдельчика с сотовыми телефонами толпится народ. Перешептывающиеся
подростки, серьезные мужчины с барсетками, тонконогие девушки
в коротких маечках. Глазеют на витрину и мечтают, как в один прекрасный
день они сменят свой старенький мобильник на новомодный навороченный
телефон. А вот в соседнем отделе, где продают ткани, вообще никого.
Молоденькая продавщица этим совсем не расстроена. Сидит и увлеченно
разгадывает кроссворд. Меня всегда забавляет эта сцена. Интеллект,
как у шимпанзе, однако, что-то пыжится, абсолютно серьезно пытается
вспомнить то, что никогда не знала!

Вспоминаю Сергея. Он в школьные годы просто обожал всяческие ребусы
и логические загадки. Может быть именно поэтому и на школьных
олимпиадах побеждал. Вот и сейчас что-то там разгадывает в своей
биологии. Раскрывает тайны бытия. Кстати, а может быть ему подсунуть
и мой сайт? Чем не загадка? Пусть покопается, может что-нибудь
и нароет. Одна голова хорошо, а Змей Горынычу виднее...

Мне не терпится озадачить Сергея. Я достаю сотовый и звоню прямо
из магазина.

– Ладно, посмотрю, – говорит Сергей, – А что именно я там должен
искать?

А действительно – что? Если б я знал, то, наверное, и сам бы нашел.
Найди то, не знаю что, пойди туда... Ладно, хоть адрес известен,
куда идти.

– Ну, может быть закономерности какие-то, повторения... – нерешительно
предполагаю я, – В общем, там что-то вроде скрытой рекламы должно
быть.

– Хорошо, покопаюсь. Заинтриговал. Только скоро не обещаю!

Голос Сергея прерывает звонкий собачий лай. Интересуюсь:

– Что это там за звуки у тебя?

– Да, дети щенка домой притащили. Кстати, на следующий день, как
ты к нам приходил. Наверное, от той самой дворняги, про которую
ты рассказывал. Правда, он уже не щенок, а маленькая забавная
собачка. Заходи в гости, познакомишься, а заодно и сайт твой поглядим.

Я прощаюсь с Сергеем. На сердце хорошеет. Значит все не так плохо
в этом мире и по крайней мере один из тех щенков жив! Кстати,
наверное, и у Феликса тоже уже народились котята. Совсем забыл
об этом. Как-то я встретил хозяйку кошки на улице. Оказалось,
что кошка действительно забеременела. Я попытался извиниться за
предстоящие хлопоты, но женщина только улыбнулась в ответ. Сказала,
что дочка уже договорилась с подружками – всех котят разберут.

Может, стоит заглянуть к соседке прямо сейчас? Хотя, наверное,
уже поздновато. Люди пришли с работы, нужно отдохнуть, спокойно
покушать, а тут я со своим праздным любопытством. Лучше в другой
раз!

Возвращаюсь домой и принимаюсь за стряпню. Первые две партии сырников
получаются румяными и аппетитными, но потом масло с ошметками
теста начинает пригорать и следующие сырники выходят уже не такими
красивыми. Я съедаю самые неказистые, а лучшие оставляю Аньке.

Насытившись, располагаюсь в большой комнате на диване и включаю
телевизор. Перескакиваю с канала на канал в надежде наткнуться
на что-нибудь интересное, но попадаю то на рекламу, то на бандитский
сериал, то на ток-шоу для скучающих домохозяек. Наконец, останавливаюсь
на каком-то научно-популярном фильме о секретном советском физике.
От монотонного закадрового голоса, и обилия научных терминов хочется
спать. Я устраиваюсь поудобнее и с удовольствием погружаюсь в
липкий, как мед сон.

Просыпаюсь от пронзительного и долгого звонка в дверь. Вскакиваю,
мельком гляжу на часы – ого! уже полдвенадцатого! – и, забыв про
тапки, спешу открывать. Включаю в прихожей свет и поспешно открываю
дверь, даже не спросив «кто там?».

На пороге Анька. Лицо бледное, губы дрожат – вот-вот заплачет.
Пальто в грязи, прическа растрепана. Позади Аньки стоит мужчина
из соседнего подъезда со своим боксером.

– Что случилось? – спрашиваю я, мгновенно стряхнув остатки сна.

– Уже все нормально, – отвечает вместо Аньки мужчина и многозначительно
показывает глазами на Аньку, мол, забирай свою даму и не задавай
лишних вопросов.

Пока я соображаю, что к чему, боксер рвется с площадки вниз на
лестницу и утягивает за собой хозяина.

Еле успеваю захлопнуть за Анькой дверь, как она бросается мне
на плечо и заливается слезами. Я пытаюсь ее успокоить, спрашиваю,
что случилось, но она только всхлипывает и воет в ответ. Понимаю,
что скорее всего кто-то на нее напал. Время позднее, роща темная,
люди всякие шатаются, а я проспал, как идиот! Кое-как стаскиваю
с Аньки пальто и усаживаю в комнате на диван. Она сидит, закрыв
лицо руками, и время от времени всхлипывает. Я приношу стакан
воды и сажусь рядом. Обнимаю Аньку за плечи и, успокаивая, глажу
по голове. Понимаю, что с расспросами лучше повременить.

Наконец, Анька успокаивается и отпивает немного воды. Размазывая
потекшую косметику, вытирает рукавом остатки слез и несмело мне
улыбается. Я ободряюще улыбаюсь ей в ответ.

– Урод какой-то напал, изнасиловать пытался. Хорошо баллончик
успела достать, да потом этот дядька с боксером подоспел, – выдавливает
из себя Анька и решительно встает, – Пойду, умоюсь...

Она долго возится в ванной, сначала просто умывается, а потом,
судя по звукам, принимает душ. Я слоняюсь из комнаты в комнату.
Во мне кипит злость. Я готов разорвать на куски мерзавца, который
посмел дотронуться до моей девушки. Я готов выбежать на улицу
и рыскать всю ночь в поисках этого извращенца.

Поддавшись порыву, я натягиваю джинсы и свитер. Задумываюсь о
вооружении. Достаю из шкафа охотничий нож, который мне подарил
на день рождения отец. Убивать я, конечно, никого не собираюсь,
но для самообороны не помешает. Цепляю нож себе на ремень. Потом
обшариваю Анькину сумочку и нахожу баллончик. Судя по весу, газ
в нем еще остался. Кладу баллончик в карман своей куртки.

Прислушиваюсь к звукам в ванной. Кажется, Анька не торопится выходить.
Надо бы расспросить ее, как выглядел этот гад. Я готов свернуть
башку этому сукиному сыну! Представляю, как смачно я дам ему в
челюсть. Замучается потом зубы пересчитывать, козел! Хорошо хоть
все вполне благополучно закончилось, а ведь мог бы запросто порезать
или придушить, а потом уже начать насиловать.

Я мечусь по квартиру, как загнанный зверь. Феликс на всякий случай
запрыгивает на шкаф и оттуда настороженно следит за мной. Анька
все еще моется. Мне кажется, что прошла уже целая вечность. Злость
моя то усиливается, то спадает. Нужно ли куда-то идти? Испуганный
насильник давно уже убежал и затаился в своем логове. То, что
я собираюсь пойти кого-то ловить, выглядит довольно глупой затеей.
Но должен же я как-то реагировать на произошедшее! А я бы хорошенько
проучил этого негодяя! Только, боюсь, одних кулаков мне не хватит.
Нужно что-нибудь поувесистее. Вспоминаю, что в туалете остался
обрезок трубы оставшийся после ремонта водопровода. Достаю трубу
и с чувством полного удовлетворения сжимаю в руке свое новое оружие.
Именно то, что нужно! Как будто специально такого случая дожидалась.
Приложишься хорошенько – мало не покажется!

Внезапно щелкает защелка в ванной. Выходит Анька и застает меня
с обрезком трубы в руках и ножом на поясе.

– Ты куда это собрался? – таращится на меня Анька.

Я не нахожу слов для ответа. Поздно метаться. После драки кулаками
не машут.

– На улицу, – наконец выдавливаю я.

Я готов провалиться сквозь землю, я ненавижу себя за то, что я
не смог защитить Аньку в нужный момент. Хочется плакать от бессилия.
Хочется биться об стену головой, чтобы выбить из нее всю злость
на себя и на насильника.

– Еще не хватало, чтобы там тебя кто-нибудь увидел в таком наряде.
Хватит уже на сегодня приключений!

Анька забирает у меня кусок трубы и берет меня за руку. Теперь,
кажется, дрожу уже я, а не она.

– Раздевайся, ночь на дворе.

Понимаю, что Аньке не хочется развивать эту тему. Хочется поскорее
переключиться, вернуться в уютный домашний мир, перестать чувствовать
себя жертвой.

– Я тебе сырников испек, – обезоружено говорю я.

– Да, наверное, нужно попить чаю, – соглашается Анька.

Все-таки, какая она у меня молодец! Другая бы на ее месте... А
что другая? Я не знаю, как люди поступают в таких случаях. Сырники,
так сырники!

Пока греется чай, я стараюсь отвлечь Аньку от мыслей о нападении.
Рассказываю про свой поход в магазин, про длинные ногти продавщицы
и про Сергея, который обзавелся собакой и, что надо бы в следующий
раз сходить к нему вдвоем.

Анька с аппетитом уплетает сырники. Не думаю, что проголодалась,
наверное это нервное. Понимая, что рано или поздно я все равно
буду пытать ее расспросами, Анька рассказывает мне, как было дело.

Вышла из автобуса и зашагала по тропинке к нашему дому. Вокруг
ни души, темно, фонари не горят. Потом впереди показался мужской
силуэт. Когда поравнялись, набросился, повалил на землю. Анька
закричала. Он попытался ударить, Анька увернулась. Пока насильник
пытался прижать ее руки к земле, Анька дотянулась до сумочки,
нащупала газовый баллончик и брызнула мужчине в лицо. Одновременно
ударила ногой в пах. Поняв, что жертва не собирается легко сдаваться,
насильник бросился бежать. Пока отряхивалась, на крик подоспел
дядечка с боксером. Проводил до квартиры. Вот и все.

Анька задумчиво ковыряет вилкой сырник, выколупывает из теста
изюминки. Я молча рассматриваю чаинки в своей кружке.

– Извини, что не встретил тебя, – говорю я.

– Ну ты же не можешь встречать меня каждый раз, когда я возвращаюсь
поздно.

– Теперь буду встречать всегда, когда будешь задерживаться.

Я поднимаю шторку и смотрю в окно. Небо затянуто тучами, луны
не видно. Тусклые оранжевые фонари освещают пустой асфальт, сиротливо
сгрудившиеся на стоянке автомобили, пустую детскую площадку. Дальше,
там, где кончается дрожащая власть света, царствует непроглядная
тьма.

(Продолжение следует)

Последние публикации: 
Подарок (26/10/2010)
Вкус детства (18/10/2010)
Телограммы (19/10/2008)
Детский сад (26/09/2007)
Причастие (27/05/2007)
Катализатор (15/01/2007)
Среда обитания (15/11/2006)
36 и 6 (08/11/2006)
Секс-бомба (31/10/2006)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка