Таи. Рассказ. Окончание
После концерта мы, храня молчание, шли по заснеженным улицам города,
на которых опять никого не было, кроме нас. Фара на ходу обернулся
и спросил меня:
- Ну, как?
- Нормально.
- Нормально, - недовольно пробормотал Фара.
- А я вообще не слышал ни фига, - сказал басист и шмыгнул носом.
Минуты две все слушали, как скрипит снег под их ботинками, а потом
Колян сказал:
- А зачем тебе слышать?
- Чего?
- Ничего.
- Пацаны, - жалобным голосом сказал Фара и остановился, - давайте
тачку поймаем. Забодало меня уже так идти.
Он сбавил ход, но Колян и басист уверенно шагали дальше. А басист
еще и сказал:
- Лучше пропьем.
- Ну ладно, - Фара догнал остальных.
Через полчаса мы пришли в пустую квартиру с высокими потолками.
Посередине комнаты стоял круглый стол, на который мы выгрузили
все, что купили по дороге. Я поглядел на голую лампочку под потолком
и спросил:
- А чья это квартира?
- Наша, - ответил Колян, а остальные члены группы засмеялись.
Из квартиры как будто недавно съехали старые жильцы, а новые вроде
начали ремонт, но потом им стало неохота его делать. Верхний слой
обоев был кое-где содран, на потолке виднелись темные пятна. Мебель
стояла только самая необходимая.
- Давай-давай, - опять махнул рукой Колян и разлил водку по пластмассовым
стаканчикам.
- Бухнем, - басист потер руки. Со стаканчиком в руке Колян встал.
Все остальные тоже.
- За провал, - сказал Колян и выпил.
- За провал, - повторила ритм-секция и выпила. Потом все стали
ухать и крякать, занюхивать хлебом, скрести столовыми ложками
по дну консервных банок, делать бутерброды и так далее. Перерывчик
небольшой, и, уже с подобревшими лицами, они откинулись на спинки
своих ветхих стульев и закурили.
- Про пельмени не забудьте, - сказал Колян.
- А лавровый лист у нас есть? – поинтересовался Фара. – Классно
пельмени с лавровым листом делать. Когда закипят, поставить на
медленный огонь и бросить лавровый лист. Они юшку дадут. Вкусно
будет. Помню, мы с отцом наделаем пельменей - и на балкон их.
По тыще штук делали.
- Чего ж ты худой такой? Столько пельменей сожрать – опухнуть
можно.
- Ну, мы ж не сразу их. Да и когда это было-то.
- Сто лет назад, наверное.
- Вроде того…
Я посмотрел на репродукцию, висевшую на стене. Там был изображен
человек в черной длиннополой одежде и в продолговатой черной шляпе.
В некоем порыве он подался вперед, закрыв нижнюю часть лица левой
рукой. В правой руке он держал сосуд, похожий на кофейник, из
которого лил что-то в плошку. Плошку держал какой-то баран, стоящий
на задних ногах. И в ней горел огонек. Позади человека виднелись
три огромных что ли осла, также на задних ногах. На лице человека
выделялись выпученные глаза с желтыми белками. В общем, человек
выглядел испуганным.
- Что это за картина такая?
Все обернулись и поглядели на репродукцию.
- Хрен его знает, - сказал Колян.
- Давно тут висит. Это Катька твоя повесила еще, - сказал Фара.
- На Гойю похоже, - сказал басист.
Потом мы ели пельмени. Лаврового листа не оказалось, и мы ели
их так. Разговор становился громче и бессвязней:
- Да что он, Цой-то твой, - говорил Колян.
- Чего это он мой? – удивлялся Фара.
- А чей же он? Мой, что ли? – не унимался Колян. – Слышишь шорох
плащей? Это мы. Кто мы-то? Закрой за мной дверь, я ухожу. Куда
уходишь-то? Про что он пел-то вообще? Между землей и небом война.
Какая такая война? Не вижу никакой войны.
- Ну, как же, - по лицу басиста разлилось удивление, - это же
эта… метафора.
- Чего метафора?! Чего?
- Ну… вообще.
- Вот именно! Вообще. Взбаламутил только всех и сдулся. Провокатор
он. Уж лучше б он пел, как мухи е…ся. Честней было бы.
- Про это ты споешь.
- Да! Я спою. Потому что надоело мне вранье это.
- Ишь какой честный. Где Цой, и где ты.
- Да все мы в жопе, - тихо сказал Фара.
- Ну, не знаю, - засомневался басист, - я как-то не ощущаю этого.
Мне кажется, что все нормально.
Все загрустили, а я начал засыпать. Басист выпустил красивое кольцо
дыма и сказал:
- Вот, смотрю я, допустим, MTV, и вижу, как там девки разные прыгают
и титьками трясут. А я смотрю и думаю, зачем я это смотрю? Ну,
типа, музыка там или что…
- Музыки там нету, там одни жопы, - сказал Колян.
- Верно. Но вот показывают же, ради чего, спрашивается.
- Ты тупой, что ли. Впихивают фигню всякую, чтоб ты побежал и
купил ее.
- Вот-вот, я тоже так думал, ну а девки-то тут причем?
- Да ты дурак точно. Вот ты сидишь и пялишься на них круглые сутки,
а если б тебе там вот его показывали, ты бы плюнул и телек выключил.
- Не знаю, может, и не выключил бы.
- Ну, это ты не выключил бы, а другой выключил бы. Понюхай-ка,
не тухлая? А на девок все хотят смотреть.
- Не, нормально. Да, я понял, но мне кажется тут дело в другом.
Просто они хотят, чтобы их отъе…ли.
- Кто хочет?
- Американцы, кто же еще.
- В смысле?
- В прямом. Вон как они предлагаются всему миру.
- Ага, и сделать это собираешься ты?
- Не только я. Все мы.
- Русские, что ли?
- Всякие.
- Интересно-интересно. И как ты это себе представляешь? Десант
что ли какой?
- Не, они сами к нам прибегут.
- Даже так? Прибегут, значит. А дальше что?
- Не знаю, что дальше.
- Ну, наливай тогда.
Скучна такая жизнь, что и говорить. Пьянство, разговоры ни о чем,
лишь бы поскорее прошло некоторое время. Между тем, у каждого
будто бы есть цель в жизни, даже к ней будто бы стремишься. Я
уже не пил, а лежал на кровати и просто слушал, как басист после
американцев начал говорить о евреях, дескать, кто они такие, ничего
делать не умеют, умеют только продавать всякую дрянь втридорога.
Я задремал и проснулся на фразе «взяли только видеомагнитофон».
- Что? – спросил я. Басист посмотрел на меня мутными глазами и,
еле ворочая языком, сказал:
- Парень один жил. Мать у него была врачом. Один раз позвонила
она с работы домой, а ей никто не отвечает. Пришла – а дверь открыта.
В доме – порядок, только сына нет. Она стала его искать и нашла
за диваном. Голова у него была разбита. Очень сильно ударили –
череп разлетелся на мелкие кусочки. Она с перепугу стала эти кусочки
собирать. А в доме – полный порядок, только видеомагнитофона нет.
Так и не нашли, кто это сделал.
- А где это случилось?
- В другом городе. Я смотрел по телевизору передачу.
- В каком городе?
- Я не помню.
Тело басиста, за исключением головы, стало похоже на тело мертвеца.
Голова – на голову спящего: она медленно раскачивалась, рот шевелился,
выдавливая слова.
Я вслушивался в бормотание пьяного человека. Басист уронил голову
себе на грудь. Я тоже закрыл глаза, а потом проснулся во второй
раз. В комнате было темно. Пахло застоявшимся табачным дымом.
Я пошевелился и замер. На полу на расстоянии вытянутой руки от
меня на корточках сидел человек. Окно, пропускавшее тусклый ночной
свет, находилось за его спиной, и поэтому я не мог узнать, кто
это. Я издал непонятный звук - пересохшее горло было неспособно
к связной речи. Потом закрыл глаза, а когда открыл их, то человека
уже не было, вернее, я его не увидел. Я лежал, не двигаясь. Было
слышно, как тикают чьи-то наручные часы.
Когда я проснулся в третий раз, в квартире уже не было никого.
- Прости, Наташа, - сказал я, потягиваясь, - как-то по-глупому
мы с тобой расстались вчера. Я даже не взял у тебя номер телефона.
А ты мне понравилась. Да. Мы могли бы замутить с тобой что-нибудь,
верно? Я ведь тоже тебе понравился. Как ты на меня смотрела.
Я отправился умываться. Тёр лицо холодной водой и продолжал:
- Ты очень хорошо на меня смотрела. Я думаю даже, что у тебя там,
внутри, где солнечное сплетение, стало тепло, правда? Это верный
признак. Ты ждала, что я обниму тебя и поцелую. Так, неумело.
Тогда бы ты могла вывернуться и убежать домой, а дома бы ты долго
не могла заснуть, все думала бы обо мне. А я – о тебе. И не знаю
как твои, а мои мысли бы не были порочными. Я бы не стал представлять
тебя в разных позах без одежды. Мне бы это показалось неуместным.
Я бы вспоминал тебя, твои глаза, а потом бы не выдержал и пошел
бы к твоему дому, в надежде увидеть тебя.
Я поставил чайник на плиту, а затем открыл холодильник.
- И вдруг ты увидела меня в окно.
Из холодильника я достал что-то завернутое в полиэтилен. Понюхал.
Положил обратно.
- Нет, мы бы случайно встретились где-нибудь. Я бы сказал привет,
и ты бы сказала привет. Я бы сказал, что мы как-то по-глупому
расстались – я даже не взял твой номер телефона. А ты спросила,
зачем. Как зачем, ты же мне понравилась, Наташа. У меня даже тут
вот, в районе солнечного сплетения, стало тепло. Потому что оно
солнечное? Нет, потому что я смотрел на тебя.
Я жарил хлеб на подсолнечном масле. Чайник закипал.
- Что ты смеешься, Наташа? А вдруг это любовь? Ты уже любила кого-нибудь?
Не хочешь говорить? Ладно. Я сам тебе все расскажу. Знаешь, я
совсем недавно вернулся из армии. Правда, я недолго там был. Меня
комиссовали по болезни. Дело в том, что я попал в одно не самое
хорошее место. Нет, не в Чечню. В часть, расположенную в одном
глухом месте.
Я сделал паузу, во время которой тщательно размешал сахар в стакане.
- Там царили странные обычаи, Наташа. Мне не очень хочется тебе
о них рассказывать, потому что дело не в них. Я ведь не собирался
в армию. Я собирался поступить в институт. Да, на филологический
факультет. Ты любишь книжки читать? Что? По какой болезни меня
комиссовали? Отличный вопрос, Наташа. Из-за язвы желудка. Скажу
тебе по секрету, я сам ее себе сделал. Я проглотил одну штуку.
Но это тоже неважно. Так вот. В институт я не поступил. Это было
для меня как гром с ясного неба. Я сдал все экзамены, но не прошел
по конкурсу. И знаешь, что я думаю? Что меня просто кинули.
Я ел хлеб и кивал головой.
- Да, вместо меня взяли кого-то другого. Кто-то кому-то дал денег,
а я отправился в далекие края. Но я довольно быстро вернулся оттуда,
хотя никто не думал, что мне это удастся. И у меня здесь была
девушка, ее звали Лена. Вернее, что это я говорю, ее и сейчас
так зовут. Она обещала меня ждать из армии, писать письма и все
такое разное.
Я доел хлеб и допил чай.
- Меня не было всего два месяца!
Я швырнул пустой стакан в стену. Мокрые чаинки прилипли к выцветшим
обоям.
- Знаешь, что я хочу. Я хочу найти того человека, который вместо
меня поступил в институт. Я думаю, что это благородная цель. И
еще, Наташа, я хочу, чтобы ты помогла мне. Нет, тебе ничего не
надо делать. Просто люби меня. У тебя такая нежная кожа. Твои
волосы пахнут цветами…
Я задумчиво смотрел на пятно на стене.
- Чего-то не туда я заехал, верно? Но ведь у нас с тобой особые
отношения, да? Мы не как все. Вот только что я разбил стакан,
а теперь он цел. Пятно на стене исчезло. Можно начать всё сначала.
Тут я заметил, что под шкафом лежит листок бумаги, сложенный вчетверо.
Я достал его и, разворачивая, улегся на кровать. На бумаге был
написан текст песни, которую вчера пел Колян. Песня называлась
«Кайли» в честь австралийской певицы по фамилии Миноуг.
Когда у меня долго не было женщин,
Я ставил Кайли Миног.
Когда у меня долго не было женщин,
Я имел ее, сколько я мог.
А припев был такой:
Кайли, это враки,
Мы не будем лаки,
Мы не будем лаки
Ин лав.
- Вот, правильно, давай, по новой. Расскажи мне о себе. Про твоего
папу я уже знаю – он охотник. Кто мои родители? Как тебе сказать.
В общем, мой папа бывший партийный начальник. Он работал в горкоме.
Это грустная очень история, потому что он был настоящим коммунистом,
понимаешь, идейным. И когда началась вся эта катавасия, он не
выдержал и застрелился. Из именного пистолета. Нет, ничего страшного,
я привык уже. Все нормально. А маме, конечно, пришлось туго. Она
ведь не работала нигде. Ну, помогли какие-то знакомые, но квартиру
все равно пришлось продать. Потом что? Потом я заболел. У меня
начались слуховые галлюцинации. Мне все казалось, что меня кто-то
окликает. Меня положили в больницу, а я оттуда сбежал и вот уже
несколько лет бродяжничаю… Наташа, подойди, пожалуйста, ко мне
поближе. Можно я тебя поцелую?
Я положил лист бумаги себе на грудь и закрыл глаза.
Потом я сидел на стуле и смотрел в окно. Там была видна дорога,
по которой проезжали машины. Люди, семеня ногами по льду, перебегали
дорогу. В руке я держал листок бумаги. Я ткнул пальцем в стекло,
накрыв какого-то пешехода, и стал двигать палец по стеклу вместе
с ним.
- Я мог бы быть этим человеком. Я мог бы сейчас переходить эту
улицу. И попасть под эту машину…
Я отнял палец от стекла и ткнул им в листок бумаги.
- Наташа, - пробормотал я и сполз со стула, - твой папа охотник,
а кто твоя мама? Чем она занимается, кроме того, что караулит
тебя по ночам?
Кто-то поднимал меня и тащил куда-то. Так бывает, когда лежишь,
например, на носилках в карете скорой помощи, едешь неизвестно
куда. Видишь в окно только верхушки серых деревьев, слышишь шум
города. Тебе уже ничего не надо делать, тебе уже ни о чем не надо
думать, ты уже попал. Машина долго едет по городу, ее мотает из
стороны в сторону, ты хватаешься за носилки, чтобы не свалиться
с них. У тебя все хорошо. Ты хочешь, что бы это продолжалось и
продолжалось. И это продолжается и продолжается.
2003
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы