Комментарий |

Парижские встречи 5. Беседа Маруси Климовой с Мишелем Сюриа. №3

Беседа 3-я: «Только литература сегодня способна подтолкнуть философию к критике собственного идеализма»


М. К.: Насколько я поняла, вы не склонны излишне
противопоставлять себя тем, кто сегодня в глазах всего мира является как
бы «лицом» современной французской мысли. Однако мне известен
и ваш интерес к философии Льва Шестова, например, который,
насколько я помню, вдохновлял прежде всего французских
экзистенциалистов, а те сегодня многими воспринимаются уже как
своеобразная «архаика», во всяком случае, в России...

М. С.: На ваш вопрос есть два ответа. Опять-таки, именно
Батай заставил меня прочитать Шестова, и тогда я страстно им
заинтересовался. Я начал читать Шестова, чтобы попытаться
лучше понять, как сформировался образ мысли Батая (хотя вы
правы, Батай услышал о Шестове и прочитал его еще в
молодости).

Второй ответ заключается в следующем, хотя частично тоже является
продолжением первого: мысль Шестова, конечно же, меня сразу
ужасно заинтриговала (что-то есть в ней очень «русское», я бы
даже сказал, очень «еврейско-русское», этакая мистическая
тоскующая тяга к добру, столь недостижимому, что тут уже
начинает ощущаться непреодолимое притяжение зла), но это не
главное. Главное заключается в том, что Шестов первым заставил
столкнуться произведения, которые уже не являлись
исключительно философскими в строгом смысле этого слова, и тем самым
заставил по-другому взглянуть на природу мысли. До Шестова
ничего подобного не было, по крайней мере, во Франции, никто и
не думал изучать наравне с Ницше, Кьеркегором и Паскалем
(которые являются, без сомнения, философами, хотя и
«несистематическими», как называл их Шестов) еще и Достоевского, Чехова,
Толстого, которые уже являются писателями, и только в таком
качестве до него и воспринимались. То есть, он первый
отнесся к литературе всерьез, с точки зрения мысли. Таким
образом, именно с его подачи, хотя этого поначалу никто и не
заметил, литература получила право генерировать мысли, точно так
же, как и философия. И это было обосновано им абсолютно
логично, убедительно, если не сказать, с математической
точностью. И это, действительно, позволило ему подпитать свою
критическую страсть идеализмом и приблизить Разум к самым
глубочайшим Откровениям бытия. На столь же критический взгляд на мир
мы вновь натыкаемся у Батая, ибо Батай, как и Шестов, с
таким же увлечением и страстью был занят чтением литературы.
Только литература способна подтолкнуть философию к критике
собственного идеализма, в котором она уже давно и основательно
погрязла.



М. К.: В своих текстах вы, скорее, стремитесь к отрицанию и
разрушению, чем к утверждению каких-либо положительных
идеалов...

М. С.: Да, я бы сказал, даже к «двойному отрицанию», ибо
таким образом я стремлюсь обозначить свое отношение к миру.
Отношение, показывающее, что я не имею с ним ничего общего и
только при одном условии согласен его принять: отрицая
отрицание, которое изначально было мне навязано. Это чувство я
испытываю постоянно. И истоки этого, думаю, нужно искать в
моей биографии. Чтобы утвердить какое-то имя, личность, книги,
историю, мысль, мне нужно пройти через этот процесс (но я
чувствую, что это чрезвычайно опасно, по крайней мере, для
меня). Под конец, так как я все-таки все отрицаю, как вы
сказали, мне нужно прибегнуть еще и к третьему отрицанию. Чтобы
подтвердить тем самым свой отказ.



М. К.: Ваши книги, и в частности, «Искажение», отрицают всякий
идеализм, всякую веру в литературу. Тем не менее, вы
все-таки пишете эти книги, хотя и утверждаете, что все это
напрасно... Не кажется ли вам, что тут кроется какое-то
противоречие?

М. С.: Я до сих пор сам постоянно задаю себе этот вопрос.
Литература, мысль, искусство — есть ли у них хоть
какое-нибудь высшее идеальное предназначение? Именно об этом я думаю,
не переставая. Возможно, все это совершенно тщетный и
напрасный труд? К сожалению, мне ни на секунду не удается
избавиться от этой мысли. Конечно, лично для меня литература важнее
всего, но даже этого факта недостаточно, чтобы считать, что
она имеет хоть какой-то смысл.



М. К.: Я заметила, что, что в своих художественных
произведениях, рассказах и философских эссе у вас неизменно присутствует
некое смятение, если не сказать испуг, тогда как на вопросы
в разговоре вы стараетесь отвечать вполне рационально,
изъясняясь в высшей степени ясным литературным языком...

М. С.: Честно говоря, не думаю, что в этом можно
усмотреть какое-либо противоречие. Даже не знаю, возможно, это плохо
осознаваемое мною наследие поэзии, которую я в свое время
так много читал: люциферской, сатанинской поэзии, в которой
самым прекрасным существом является Дьявол. Наверное, это
оттого, что мне нравятся только мрачные произведения, так как
красота для меня всегда заключалась исключительно в
мрачном...

Впрочем, как бы то ни было, но меня, действительно, не привлекает
литература, написанная языком, который нельзя было бы назвать
«прекрасным». «Прекрасным» и, я бы еще сказал, «новым»,
«уникальным». Каждое произведение должно иметь свой язык.
Создание своего языка — совершенно ясно, что
именно в этом и заключается минимальная задача любого писателя.
Но когда я говорю «прекрасный», я вовсе не имею в виду
обывательский смысл этого слова. Я не говорю о какой-то там
убогой красивости и о том, что буржуа называют «хорошо
написанным», пытаясь как-то определить литературу, которая им
нравится. Язык Арто или Беккета нельзя называть «красивым», он
достаточно «грязен» и, к тому же, далеко не всегда правильный. Но
от этого он все-таки не становится менее прекрасным!



М. К.: Знаете, Мишель, художников и писателей часто принято
называть «творцами культуры». Однако в своей философии и
литературе вы стремитесь нарушить чуть ли не все существующие в
этом мире табу. Так что вас впору было бы назвать уже не
«творцом», а «разрушителем»... «Разрушитель культуры» — как вам
такое определение?

М. С.: Ну, это только видимость; хотя книги, которые я
написал, наверняка способны произвести подобное впечатление. В
самом деле, кажется, что мои книги подчиняются воле идти до
конца, завершить разрушение, которое, как видно, уже и так
затронуло все. И случалось несколько раз, мне говорили, что
то, что я делаю — это нигилизм, а я сам — нигилист. Однако,
это справедливо лишь отчасти.

Без сомнения, во всем, что касается политики, это верно. То есть тут
я вовсе не стремлюсь откреститься от этого определения, и
не пытаюсь скрыть того, что моим подлинным намерением,
которое меня движет и вдохновляет, является разрушение
существующей системы власти (системы, которую, увы, кажется, уже ничто
не сможет разрушить). Разрушить ее до основания. И, с этой
точки зрения, те, кто обвиняет меня в нигилизме, правы.
Однако не стоит забывать, что сама эта система власти тоже уже
давно является нигилистской. И в этом отношении с ней ничто
сравниться не может. А посему все, что я в состоянии отрицать
относительно этой системы, на поверку оказывается актом
утверждения... С этой точки зрения меня вдохновляет еще и пример
Ницше, который всегда выступал как великий «утвердитель»,
обозначая тех, против кого он выступает, как «отрицателей»,
хотя о нем очень часто и приходится слышать обратное. Чистый
нигилизм сам по себе заслуживает презрения!

Что же касается литературы, тут все гораздо сложнее. Долгое время я
считал, как, впрочем, и многие до меня, что литература
является как бы еще одним миром, где царит, без сомнения,
огромная свобода, свобода, которой наделен только этот мир, но тем
не менее, это свобода с чувством вины. И этот вывод
напрашивается сам собой: такая свобода не может быть невинной, ибо
она является ошибкой Творения, она ничего не уважает, а
только все разрушает. И это чувство вины я обнаружил и у Батая,
причем настолько сильное, что оно уже представлено у него как
нечто совершенно очевидное. Эта очевидность заключается в
том, что существует еще и окружающий мир, который стремится к
тому, чтобы свести свободу почти к нулю, а литература нужна
для того, чтобы расширять свободу, которой так боится этот
мир...

Мне очень долго пришлось избавляться от этой очевидности. И должен
сказать, что именно литература избавила меня от этой ложной
очевидности. Однажды, я уже не помню по какой точно причине,
все вещи представились мне вдруг в совершенно ином свете. И
не только в ином свете, а как бы вывернутыми наизнанку. И я
вдруг понял следующее: именно литература лежит у истока всех
свобод. Следовательно, не существует ни одной свободы,
которая бы не началась в литературе. Иначе говоря, литература
невинна. Не существует ничего, изобретенного ею, чтобы не
добавляло в мир какую-нибудь дополнительную свободу.

Вы говорите о «табу», а я бы сказал еще и о «познании». Литература —
это способ познания. То же самое можно было бы сказать и о
философии, о которой мы уже говорили, и о психоанализе... Во
всех этих случаях, речь идет только о том, чтобы
продвинуться еще как можно дальше, насколько это возможно. И
действительно, с того самого мгновения, как только передо мной
ставится вопрос о познании или понимании, я готов идти так далеко,
насколько это возможно и уже не считаюсь ни с чем.
Единственная ценность в данном случае — это познание. У меня есть
рассказы, которые были названы многими «порнографическими».
(«Исход» и «Утопленники»); однако нашлись и те, кто сказал,
что это вовсе не порнография, или же не только порнография,
потому что там гораздо больше метафизики, чем порнографии. Я
написал один рассказ, где много болезненных для меня
автобиографических подробностей, задевающих, к тому же, членов моей
семьи («Оливе»); и выяснилось, что там я описал некоторые
часто встречающиеся случаи неврозов, связанных с отношениями в
семье... И тогда я вдруг заметил следующее: эти рассказы,
вроде бы, должны быть такими личными, и они действительно
такими являются, ибо только таковыми и задумывались. Так
значит, я писал их для себя? Вне всякого сомнения! Однако все же,
поскольку я писал их еще и против себя, значит, я писал их и
для других.

И наконец, если уж говорить о табу, то единственное табу для
писателя, последнее из всех, которое ему нужно обязательно
переступить, это то, что поддерживает в нем уверенность, будто он
является тем же самым лицом, что и он сам, и что он пишет в
согласии с этим «лицом», которым он, якобы, является, в то
время как он является лишь пустой емкостью, куда могут залезть
все, кому некуда идти, все, кому стыдно, что они являются
всего лишь сами собой...


Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка