Поколение Кло
	Каждой ночью они поднимаются из могил, жадно расковыривая
	изнутри вековой грунт — в предчувствии новой
	жизни. Зомби не вольны распоряжаться собой, даже против воли
	они будут воскрешены. Ведь мир изголодался и уже взял вилки на
	изготовку: он жаждет отведать их разума.
	Мы существуем в эпоху повального эпатажа, когда любая человечья
	особь — непременно не такая, как все: каждый — панк, оригинал,
	личность; потому что вот, не видно, что ли, у меня же и
	пирсинг повсюду и волосы ярко зеленые, а у тебя только
	зеленоватые. Демонстративное — смотрите, я самый сумасшедший и
	харизматичный, оригинальнее оригиналов — уже приелось до тошноты. И
	окружающих, таких же безумных обаяшек, мало чем можно
	зацепить. В соревновании по эпатажу теперь выигрывают лишь те,
	кто ниспровергли все, нарушили все запреты, достигли
	наибольшей степени свободы. А чтобы быть вне конкуренции, ныне
	требуется обратное: антиобаяние мерзости и неприглядности,
	притягивающее как раз тем, что оно отталкивает. Это замечательно,
	все в шоке — до той поры, пока в процесс не вмешивается
	матрица. Дело в том, что люди в погоне за сладким понятием
	не как все изрядно растрачивают силы и сам смысл
	гонки, становясь бездумным анти: раз ты
	белый, тогда я черный. И в итоге, естественно, теряют именно
	то, к чему стремились — неповторимую личность. Вот тут-то на
	помощь и приходят добрые дяди с пробирками, которые говорят:
	да успокойтесь, мы все сделаем за вас, мы сгенерируем вас в
	любых вариантах и пропорциях — будь вы уже мертвы или еще не
	живы. Так как в высшей степени не оригинально рассуждать о
	реальном клонировании, набившем оскомину, рассмотрим это
	явление метафизически — на примере, скажем, литературы.
	Не знаю, как там, а у нас в СССРосии, в последние два-три
	десятилетия незаметно и спонтанно сформировалась целая отрасль генной
	инженерии: литературное клонирование. Хотя опыты над
	персонажами, их авторами и авторами-персонажами начались намного
	раньше — еще и не пахло пресловутой овцой Лолой. Приверженцы
	зауми во главе с Хлебниковым клонировали понятия слов,
	Маяковский с бесстыдством истого революционера — саму поэзию,
	Довлатов — себя нелюбимого. Даже Федор Михайлович упорно
	занимался клонированием Библии. Таким образом, можно заключить:
	появление придуманных клонов породило действительное
	клонирование младенцев, а не наоборот. Так углубимся теперь в не столь
	далекую историю, и попытаемся классифицировать явление.
	Писательское клономышление, в большинстве своем, отличается
	природным неприятием авторитетов и идолов — однако вовсе не
	ненавистью к ним, а скорее отстраненным восприятием личности
	(желательно известной), как условного материала, из которого можно
	слепить все, что угодно. И почти обязательная характерная
	черта: намеренное нарушение всех табу —
	языковых, нравственных, половых и религиозных. Литераторы
	поколения Кло похожи как на достопамятную Еву, так и на бунтующих
	подростков, тянущихся к яблоку греха без особых рациональных
	причин, да просто, чтобы — назло, наоборот. Но, отдадим им
	должное, делают они это талантливо и вкусно, предлагая нам
	такие блюда, пахнущие, правда, не всегда вменяемо и съедобно,
	отказаться от коих мы уже не в силах: непреодолимо манит
	аура запретного.
	Начальное развитие клонизма пришлось на годы предсмертной агонии
	советского инкубатора — как предсказуемый итог: неудавшийся
	эксперимент по выращиванию Хомо Советикуса мог и должен был
	отразиться в книгах. Этим и занялся, наверное, главный идеолог
	клонодвижения — античеловек и антиписатель — Сорокин. Он
	начал с насильственной реинкарнации совдеповских — и без того
	искусственных — книг в измывательские моче-фекально-инцестные
	тексты. Сорокин выявлял истинную структуру бессмысленного
	(для всех, кроме кремлевских ученых, конечно) придуманного
	мира, в котором существовали окружающие, не он. Тогда сам этот
	факт был неслыханным и эпатажным, не говоря уже о стилевой
	подаче факта. О его творчестве будут спорить, пытаться
	гноить автора, позже — обзывать экстремистом, недочеловеком,
	педофилом, но никто не решился и вряд ли решится назвать его
	бездарностью. Сорокин чем-то напоминает Пикассо, который достиг
	предела художественного мастерства и потому мог позволить
	себе примитивные на вид игры с полотном, писать все, что
	вздумается. Точно также Сорокин получил право, извиняюсь за
	каламбур, описывать, как писают, именно потому, что овладел
	талантом создавать любую книгу одинаково хорошо и в любом стиле
	— словно мастер единоборств, не применяющий свою технику в
	жизни. А главное, он первым запатентовал открытие
	литературного клонирования. Много позже в нашумевшем «Голубом сале»
	основной клонист нашего времени окончательно расставит акценты,
	установит терминологию, и — невольно ли, намеренно —
	сделается апологетом новой литературной религии, парадно
	шествующей к нам — ненасытным потребителям слов.
	Вот во главе процессии ковыляют — слепленные с душой, даром что на
	скорую руку — колченогие и нагловатые сорокинские мутанты, с
	натужным смаком пукая, какая и производя массу столь же
	любопытных неожиданных выбросов в атмосферу. Так идут они
	вместе, подбадриваемые отеческим перстом обаятельного автора с
	тихой загадочной улыбкой. К ним присоединяются помятые,
	несколько потерянные, еще в комьях свежей земли: Толстой, Платонов,
	Ахматова и прочая братия восставших жертв вуду. Влюбленно
	перемигиваются Сталин и Хрущев. Все они готовы выполнить
	любой приказ предводителя.
	Вот галдящая стайка веселых обкуренных оборотней Пелевина-сана. Они
	движутся, повинуясь лишь своему творцу, да еще, разве что,
	вечному животному постулату — закону выживания. Впереди
	атакует Хуан-Чапаев, сзади прикрывает условный Шварценеггер,
	посередине — команданте Че Гевара, покровительствующий русскому
	бизнесу. Над ними, непременно в позе лотоса, парит их
	бесплотный гуру, навсегда лицензировавший право на клонирование
	буддизма и наследия Кастанеды. Больше о нем, как и полагается
	эфирному существу, постоянно находящемуся в измененном
	состоянии сознания, никому ничего не известно.
	Вот изящно вышагивает Фандорин — хитроумный клон с романтичным
	характером Пушкина и выверенной дедукцией Холмса. За ним юлит
	неотступная тень Акунина, в бурке и с большим отточенным
	«паркером» за поясом. А сзади уныло плетутся двое, синеватые
	лицом: в конец, до скелета, отощавший Гоголь и — бодрячком, хотя
	и теряя по пути некоторые конечности — Конан Дойл.
	А вот и Крусанов, гениальный мастер клонирования истории, с целым
	стадом волосатых женщин, штатных имперских магов и кусачих
	ангелов. Он сияет — и не без причины: ему удалось клонировать
	Павича, да так, что клон вышел лучше оригинала.
	И завершают парад великолепные мистические монстры Масодова, в пух и
	прах разносящие все на своем пути, как и блистательная
	мысль их создателя. Здесь и похотливые пионерки, и мальчик с
	собачьей головой, и даже сам сатана в обличье умершего брата
	Ленина. Это клоны последнего поколения: идеально аморальные;
	глубоко — ну совершенно по-платоновски, пускай навыверт —
	выписанные; с пугающе знакомой достоверностью пожирающие и
	истребляющие друг-дружку; при том не чуждые философии и
	выискивающие истину зеркально, наоборот — из глубин животного ужаса.
	Безусловно, на первый взгляд покажется, что парад этот (исключая в
	целом мирного и незлобивого Акунина) — есть не более, чем
	творчество, вывернутое наизнанку, тонкая издевка эстетов над
	серостью обывателей и быдлом, вопящим: ату их, ату, спасайте
	Россию и наших детей! Самый парадоксальный факт в юной,
	только формирующейся истории литературного клонирования, состоит
	вот в чем: все это вовсе не вторичное искусство, не плагиат
	и, уж конечно, не порнография. Это и в самом деле
	полноценная литературная эволюция, некий биологический процесс,
	перезагрузка креативных файлов и сознания читателя. Наследие
	классиков не должно быть забыто, но оно может быть — по закону
	развития видов — пересмотрено, обновлено и клонировано,
	согласно формам (как раз тем, что громко вопят), населяющим сейчас
	жизненное пространство.
	Однако авторский клон подустал. Он прячется в пробирку постели,
	чтобы на завтра проснуться перерожденным, и дает последний
	совет: каждое утро внимательней поглядывайте в зеркало —
	возможно, вас уже кто-то...
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             