Рыбное 38. Все мы немножко Лисы. О романе Игоря Малышева
|  | 
  Игорь Малышев — автор замечательного романа «Лис», едва не удостоенного
  на днях Яснополянской премии имени Льва Толстого «...за выдающееся
  дебютное произведение русской художественной литературы». Опубликованный
  два года назад в патриотическом (в нисколько не ироничном смысле)
  журнале «Москва» (сайт которого из-за понятно (или непонятно)
  чьих происков временно недоступен — а значит, недоступен и рассматриваемый
  текст), роман недавно увидел свет в обложке от издательства «Слово/Slovo»...
  Эврика! Это «Слово-слово» и завалило сайт!.. Скандал-с. Но речь
  не об этом.
  Мнения критики о романе «Лис» разделились от благожелательно-оскорбительных
  («наконец-то и в бору отечественной словесности проросли
  галлюциногенные грибки Кастанеды») до тревожно-набатных:
  («известно, что цель сатаны убедить людей в том, что его
  нет; в случае с Малышевым он этого еще раз добился...»).
  По мне, так «Лис» — это очень светлый и «позитивный» текст, не
  имеющий ничего общего ни с мутными галлюциногенными соплями якобы
  обожравшегося кактусов немытого мексиканца (или кто он там был
  на самом деле, этот подонок), ни с кокшенёвскими православными
  комплексами (а вторая цитата принадлежит
  как раз Капитолине Кокшенёвой — если знаете такую, а если нет,
  то стыд вам, порождениям сатаны, и позор). Известно, что цель
  сатаны — заставить себя бояться (по крайней мере — больше, чем
  любить Бога и идущий от Него мир) — и в случае с Капитолиной Кокшенёвой
  он этого еще раз добился. Итак, повторяю, роман светлый, пронзительный
  и красивый; его питают воспоминания автора о собственном деревенском
  детстве, а пуще и святее воспоминаний
  о деревенском детстве (как мы, кажется, уже договаривались
  недавно) в мировой литературе ничего не бывает, исключая, может
  быть, рассказ Солженицына «Матренин двор» и повесть Алексея Варламова
  «Дом в деревне», в которых рассказывается (или повествуется) о
  хождении в народ городского интеллигента. (Раньше об этом была
  повесть Толстого «Казаки», но тогда интеллигентов не было — были
  аристократы.)
  Так вот, о Толстом, да. С Игорем Малышевым я познакомился благодаря
  тому, что старику исполнилось 175 лет. И меня
  пригласили это дело отпраздновать. А последние восемь лет
  выдающиеся русские писатели празднуют это дело в Ясной Поляне,
  под ясным и многотерпеливым присмотром графа Владимира Ильича,
  до невозможности похожего на прапрадедушку. (Гуляли в гостинице;
  три часа ночи; входит Владимир Ильич; критик Басинский: «Ептыть,
  живой!!!»). Приглашением, кстати, я был обязан оному же Басинскому
  — ибо вообще, по жизни, там, в Ясной Поляне, постмодернистов не
  очень...
  Ага, ну вот приехали мы. Игорь тоже приехал — премию получать
  (не дали). «А пройдемте-ка,— нам говорят,— смотреть очень преинтересный
  фильм, снятый вот буквально две недели назад, в котором А. И.
  Солженицын высказывает свою принципиальную оценку личности Л.
  Н. Толстого!». Ну, прошли мы. Собрание сплошь солидное. Уважительно
  говорят: «Исаич, Исаич». Комментирует скрижалистые высказывания
  «Исаича» Людмила Ивановна Сараскина — достоевсковед, умница и
  красавица. Остальные пыхтят, делают вид, что не пили. Людмила
  Ивановна говорит: «Спрашивайте вопросы». Все уважительно молчат,
  торопятся идти дальше делать вид, что не пьют. А Малышев (мы рядом
  сидели) встает и говорит:
  — Э-э... Я имею вопрос. Как, простите, случилось так, что здесь
  кого-то волнует мнение человека, который на деньги ЦРУ разваливал
  мою прекрасную большую страну — Союз Советских Социалистических
  Республик? Почему я, такой чувствительный, должен выслушивать
  его филиппики, да еще здесь — в сосредоточении русской литературной
  мысли? Меня тошнит!
  Теперь представьте себе ужас, всех немедленно охвативший. Люди
  аж забыли хотеть идти не пить водку! Меня, признаться, тоже раздраз...
  жило?.. злило?.. это показавшееся невежливым и неуместным высказывание
  молодого писателя. Недаром же в псалме (то ли первом, то ли около
  того) говорится «блажен муж, не идущи (или ниидущи?) в собрание
  нечестивых»! А раз пришел — терпи, соблюдай правила.
  Я даже решил, что буду Малышева теперь ненавидеть, а Солженицына
  — любить, раз он «пострадал», как все русские люди, от несоблюдения
  правил. Но — что странно! — более интеллигентных людей (чем я)
  эскапада Игоря нисколько не возмутила. Они долго и вежливо объясняли
  ему, почему он неправ (а один крайне интеллигентный американец
  даже объяснял, ему почему он прав), и потом все вместе (с Малышевым
  и даже мной) пошли, наконец-то, не пить водку! (Американца не
  взяли — ну его.)
  Ага. Потом там, в Ясной Поляне, было замечательно хорошо. Даже
  сквозь пелену чудовищно волевого водочного воздержания, которое
  не прекращалось все эти четыре дня, было заметно, как там хорошо,
  в Ясной Поляне! Читая «Лиса», я теперь представляю себе Яснополянские
  сосны и ели, Яснополянские пруды (в одном из которых топилась,
  как известно, Софья Андревна — «графиня с опрокинутым лицом»)
  и уток в этих Яснополянских прудах (которых там почему-то нет
  — уток, зато по дорожкам бродят специально обученные куры), а
  еще представляю пахнущие пылью и тленом закуты
  своего детства (или, напротив, улитками, травой и колорадскими
  жуками пахнущие) — и мне делается так хорошо, как было, наверное,
  в жизни один раз, когда читал перед смертью в больнице «Последний
  поклон» Астафьева — то место, где он весной в погребе картошку
  перебирает... Ну вот, и всем этим я обязан невежливому коммунофашисту
  Малышеву, ага.
  В романе речь идет об аморфном (с точки зрения зверо- или человекоподобности)
  лесном существе мужского грамматического пола — о Лисе. Лис —
  это бес, и место его обиталища — лес (так же, «Лес», называется
  фолк-рок группа, в которой играет Игорь,— о сколько чудных каламбуров
  и аллитераций), но бес этот не злой и не добрый, а какой-то индифферентный...
  Как листики на дереве — не злые, не добрые, а сами по себе — не
  отсюда. Мы умрем, а они будут такими же еще годы и годы... Ведь
  нам и в голову не приходит, что они-то, листики, умирают куда
  быстрее и чаще нас!..
  «— Постой-постой,— Семен постучал ладонью по столу.— Вот
  ты говоришь, ты там с белками болтаешь, с собаками. Так они что,—
  он запнулся, подыскивая нужное слово,— разумные, что ли?
— Да уж не глупей тебя.
  — Если бы они были разумные, мы бы,— Семен зачем-то перешел на
  шепот,— мы бы их в капканы не ловили. Так-то.
  — Это ерунда. Просто вы по-разному разумные. А в паутину ты сколько
  раз мордой влезал?..».
  Лис честно пытается «просто любить людей» с высоты своего сугубо
  здорового образа жизни (бегать по лесу, ругаться с русалками,
  пугать ворон в заброшенной церкви, зимой зарываться в сугроб,
  летом слушать кукушку, осенью созерцать полыханье клёна, весной
  хохотать), но ничего не получается: людям не передашь таланта
  «просто жить» — они обязаны мучаться, такая уж у них, не Лисом
  задуманная, порода, такое предназначение... Зато —
  «...В поле корова вставала и, неуверенно оглядываясь,
  начинала как-то растерянно есть, то ли забыв все за зиму, то ли
  не доверяя своему счастью. А Семен пьяный похаживал рядом, играя
  на гармошке».
  Слышите — неуверенно! Вы когда-нибудь корову-то
  видели?.. Именно — неуверенно! Растерянно! А Семён — пьяный!..
  Господи, хорошо-то как!.. И нам, и вам, и Семёну... И корове,
  конечно же. Вам когда-нибудь было хорошо спьяну? Именно не дуростно,
  не буйно, не весело, а — ХОРОШО? Когда становишься не наблюдателем,
  не переживателем, не созерцателем и, Боже упаси, не участником,
  а — просто немножко Лисом?..
  Наблюдения, впрочем, Малышеву тоже удаются на редкость: «Семен
  с тех пор вроде сильно не изменился, но несколько раз в год запирался
  дома с самогоном и пил с неделю. Много пропивал, на людях потом
  появлялся почерневший, с ввалившимися глазами, голос —
  как тёрка ржавая».
  И созерцания удаются: «...Завороженная зноем, спала деревня. Собаки
  прятались под чахлыми кустами, сонно тряся головами, отгоняя назойливых
  полуденных мух. Коты залегли в пыльнойкрапиве.
  Куры, открыв клюв, как всегда изумленно оглядывались
  вокруг. Жизнь застыла, задавленная жарой, как тяжелым горячим
  одеялом. Словно зимой, в лютый мороз, по улицам бродила одна тишина,
  не нарушаемая даже ветром. Ничто не шевелилось. Казалось, мир
  напрягся звона в воздухе, и кинь в него пушинку, он разорвется,
  разлетится сияющими осколками...».
***
  «Мне хотелось быть уверенным, что кому-то на Земле хорошо, и я
  написал «Лиса»,— сказал Игорь.— Мне хотелось представить, что
  может быть по-другому».
  Я ему верю. Это не утопия, не эскапистский рай: роман вышел достаточно
  жёстким — все, кому положено, умирают, а Лис, всё так же блаженно
  щурясь, отправляется скалиться и радоваться своему невыносимо
  легкому, другому, житью-бытью дальше... из ниоткуда...
  и в навсегда. Это неважно. Всё равно мы скоро умрем. А я лучше
  пойду водки выпью. С Лесиным. И с Лёхой Андреевым. Потому что
  пришёл Лёха.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             