Комментарий |

<Не умирай раньше смерти>

Е. Евтушенко

Свой очередной день рождения поэт Евгений Евтушенко отмечает традиционным
авторским вечером в Политехническом Музее. Такая у него традиция.
Так было, так будет (символический контракт с Политехническим
поэт заключил на 25 лет вперёд).

Стихи Евтушенко читает красиво, с высоко поднятой головой, как
артист, можно сказать, высокохудожественно. Потому что обычно
поэты читают тексты весьма монотонно, отдаваясь течению ритма,
что-то бубнят себе под нос, с чувством исполненной миссии — ведь
главное они уже сделали, стихи написали, чего ещё нужно? Иное
дело — Евгений Евтушенко, громогласный трибун, чтец-декламатор,
публичная фигура, не хочешь, а залюбуешься.

Раньше Евгений Евтушенко выступал на стадионах, собирая тысячи
слушателей, теперь оказывается достаточно камерного амфитеатра
в Политехническом. Кстати сказать, другим и этого зала никогда
не собрать. Потому что и время изменилось (нынче «физики» в почёте),
да и на стадионах выступают совсем другие исполнители. Всё больше
под фанеру и тут иной артистизм нужен.

Это я к тому, что в последнее время принято недолюбливать шестидесятников
вообще, и Евтушенко в частности. Плеваться, злословить, анекдоты
сочинять, эпиграммы всякие. Понятно, почему — шестидесятников
«подвела» повышенная социальность, граничащая с наивностью, непропорциональное
внимание к «злобе дня» (ходит бонмо о том, как поэт узнаёт о смерти
академика Сахарова и тут же объявляет, что идёт писать стихотворение,
посвящённое его памяти), все эти фельетонность, газетность, плакатность.
Скоропись, многопись, всеядность... Однако, в гигантском количестве
написанного Евтушенко можно отыскать массу прекрасных, первоклассных
стихов, давно разошедшихся на поговорки, вошедших в обиход.

«Постель была расстелена, а ты была растеряна...», «Тому
назад, тому назад смолою плакал палисад», «Со мною вот что происходит,
ко мне мой старый друг не ходит...», «Из карманов мы курево тянем,
популярные песни мычим...», «Я люблю тебя больше, чем нужно...»
.
Вот и оказывается, что если выкинуть «злобу дня» и «нейтронную
бомбу», выйдет чистый, проникновенный лирик, данный в помощь не
одному поколению влюблённых. Я и сам, чего таить, объяснялся с
милой возвышенными строками Евгения Евтушенко. Впрочем, справедливости
ради, добавлю, что не только его.

Очень жаль, что мы не умеем быть благодарными. Печально, что быстро
забываем кумиров наших отцов, нашего детства. И очередь за билетами
на премьеру кинофильма «Детский сад». И битвы в магазине «Подписные
издания», где в лотерею можно было выиграть многотомник модного
поэта. И свежие номера журнала «Юность», из которых стихотворения
переписывались в блокнотики. И те же стадионы — и я там был, мёд-пиво
пил, и, между прочим, слушал поэму на сколько-то часов, написанную
чудовищным верлибром. Но ведь слушал же!

Конечно, эстетика и идеалы шестидесятников обветшали и потускнели,
пришли иные времена, взошли другие имена. И теперь можно по разному
относиться к творчеству и личности Евгения Евтушенко, его рубашкам
на выпуск и громкокипящему пафосу одного из «отцов перестройки»,
однако нельзя не отдавать ему должное. Потому что нельзя забывать
своё собственное прошлое. Нужно уважать его, хотя и «с отвращением
читая жизнь свою...».

Возможно, для того, чтобы не растерять остатки самоуважения.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка