Творчество и философия Ричарда Баха (3)

Теория притяжения, позитивное мышление и «шестидесятничество»

Начало

 

§4. Позитивное мышление и теория притяжения как истоки философии Р. Баха.

 

 «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» появилась на рубеже 1960-х и 1970-х гг. и соединила, как минимум, три магистральных тенденции мировоззрения: восходящую к Ницше «сверхчеловеческую» философию желания, противоречащую христианскому смирению и буддистской концепции преодоления страдания через уничтожение желаний (концепции, едко высмеянной Заратустрой); позитивное мышление, свойственное американской культуре от самых её истоков и наиболее чётко оформившееся во второй половине прошлого столетия после выхода книги Нормана Винсента Пила «Сила позитивного мышления» (1952); и элементы буддизма (как системы догматов, а не религии в прямом смысле слова), с его концепцией перевоплощения и отсутствием категории трансцендентного Бога, творца мира.

Позитивное мышление и порождённая им философия притяжения (тесно связанная с жанром «самопомощи» («self-help»), развившимся в 1960-е и 1970-е гг. и постепенно ставшим одним из ключевых жанров книжного рынка), зародившаяся в начале XX века в рамках «нового мышления», оформившаяся в 1960-е гг. на очередной волне секуляризации протестантской этики, соединившейся с религиозно-философским эклектизмом хиппизма и нью-эйджа, и ставшая массовым явлением позднее, после коммерческого успеха фильма «Секрет» (2006), являются главными источниками философии «Чайки по имени Джонатан Ливингстон».

Философия притяжения в её современном понимании принадлежит началу XXI века и обычно рассматривается как развитие и продолжение идей «нового мышления», но контекст её возникновения неразрывно связан с индустрией «самопомощи» («self-help»), начавшей стремительно разрастаться в США начиная с 1960-х гг. За прошедшие 40 – 50 лет было написано бесчисленное количество книг, посвящённых саморазвитию и теории решения духовных и материальных проблем. За популярностью такого рода литературы стояло множество причин. Одна из них – автономизация личного пространства, увеличение социальной замкнутости, описанные А. Блумом [Bloom]. «Самопомощь», развивающая уверенность человека в себе, дающая практические рецепты и стремящая к выработке новых (часто прикладных) ценностей, была реакцией на постмодернистский дискурс, манифестировавший дезинтеграцию личности и культурный релятивизм. Ещё одна важная причина – отторжение долгое время господствовавшего негативного мировосприятия, связанного с мировыми войнами и страхами ядерного «апокалипсиса».

По мере своего развития «самопомощь» и связанная с ней философия притяжения всё чаще инкорпорировали в свою доказательную базу достижения классического психоанализа, акцентируя внимание на важности подсознательных установок. Но, в то же время, большинство книг жанра «самопомощи» отличаются сугубо практической направленностью, приспосабливаясь под нужды человека массового. «Приземлённый» характер «позитивной» литературы был перевёрнут «с ног на голову» «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон», использовавшей популярные лозунги в прямо противоположном ключе: намеренно порывая с практицизмом и требованиями «здравого смысла».

Повесть Ричарда Баха в каком-то смысле является апофеозом позитивного мышления: нет ничего невозможного, сознание бессмертно, любая чайка (с точки зрения глубинных основ своей сущности) не лишена доброты, мудрости и любви к совершенству, движение каждого к духовному прогрессу происходит по-разному, но в основе своей необратимо, диктат большинства суров, но из него можно вырваться. У Баха старая проблема «Добра или зла человеческая природа?» решается в духе представлений о «подготовленности» или «неподготовленности» (это сближает его с буддизмом). Необратимость движения вперёд и бессмертие субъекта приводят к утверждению о том, что человеческая природа по своей сути добра, но это добро проявляется не сразу и с разной скоростью:

– Я не  понимаю, как  ты можешь  любить обезумевшую стаю птиц, которая только что пыталась убить тебя.

– Ох, Флетч!  Ты не должен  любить обезумевшую стаю птиц! Ты вовсе не  должен воздавать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и  видеть истинно добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь им увидеть ту  же чайку в них самих. Вот что я называю любовью. Интересно, когда ты, наконец, это поймёшь? [Чайка по имени Джонатан Ливингстон, 3].

В этом Бах сближается и cхристианской концепцией любви. Зло, в духе Блаженного Августина и других «отцов» христианской церкви, концептуализируется как недостаток (умаление) добра. Сама человеческая природа, которая была дискредитирована мировыми войнами, вновь понимается как положительная по своей сути. Общая тональность осмысления человека Бахом, при всей своей абстрактности и вневременности, связана с позитивным мышлением, ставшим неотъемлемой частью менталитета и повседневной жизни  американцев.

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» является полной противоположностью «сумрачной», пессимистической струе, долгое время преобладавшей в европейской культуре: «Либо отдельный человек растворяется без остатка в целостных системах и становится простым носителем функций — чудовищная опасность, угроза которой является нам во всём, что происходит в мире: либо же человек, включившись в большие системы жизненного и трудового уклада, откажется от свободы индивидуального развития и творчества, которая стала теперь невозможной, чтобы всецело сосредоточиться на своем внутреннем ядре и попытаться спасти хотя бы самое существенное» [Гвардини]. Герой Баха не только спасает «самое существенное», но и добивается абсолютной свободы самовыражения и реализации своих желаний, порывая с любыми формами общественного уклада.

Книга В. Пила была одним из наиболее характерных образцов раннего позитивного мышления, укоренённого в протестантской этике и ещё не прошедшего через фильтры эпохи политкорректности и мультикультурализма, но уже подвергшегося некоторой популяризации, приспособленного – хотя и далеко не последовательно – под требования более «научного» сознания (множество цитат, не поддающихся проверке, ссылки на безымянных, но «знаменитых» психологов, и т.д.). «Сила позитивного мышления» (1952) разошлась, по меньшей мере, пятимиллионным тиражом и была переведена, как минимум, на 15 языков. Влияние этой работы Пила было крайне велико. По словам Б. Клинтона, «Имя Доктора Нормана Винсента Пила навсегда будет связано с удивительными американскими ценностями оптимизма и служения. Доктор Пил был оптимистом, который верил, что любой человек, с какими бы противоречиями и сложностями его не сталкивала современная жизнь, способен одержать победу, воспринимая жизнь с простым ощущением веры. И он служил нам, прививая этот оптимизм каждому христианину и любому другому человеку, познакомившемуся с его произведениями, с его оптимистической натурой. На протяжении своей плодотворной жизни, охватившей весь XX век, Доктор Пил воодушевлял миллионы людей, поддерживал их своим примером, своим учением и своим служением» [Clinton].

Работа Пила, ставшая символом позитивного мышления и движения «самопомощи», имела достаточно большое влияние на популярную ныне философию притяжения: «Слова, которые мы говорим, прямо и непосредственно влияют на наши мысли. Мысли создают слова, а слова распространяют идеи. Но слова также влияют на мысли и помогают если не создавать, то, по крайней мере, придавать форму нашему отношению к вещам» [Peale, 24]. Но, в то же время, «Сила позитивного мышления» существенно отличается от идей большинства представителей этого направления: в отличие от современных курсов и тренингов, созданных в эпоху политкорректности и культурного релятивизма и старающихся избегать категорий какого бы то ни было конкретного вероучения (категория Бога часто заменяется «Вселенной»), Пил не скрывал (и не мог скрывать) своё вероисповедание. «Вера в Бога» («Faith in God») остаётся для автора, подробно разбирающего молитвенные практики и активно цитирующего Библию, главным залогом реализации человеческих желаний, которые направляются напрямую к Богу. «Сила позитивного мышления» была модернизированным воплощением пуританской этики. Пил считал Библию книгой весьма «практичной», более того – он описывал её как наиболее ценный источник информации для понимания человеческих отношений.

Знаменитая книга Пила была одним из наиболее характерных отражений той культурной среды, в которой возникла «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Связь произведения Баха с движением «самопомощи» (и с наследием Пила) неоднократно отмечалась критиками и комментаторами-любителями [Рецензии на «Чайку по имени Джонатан Ливингстон», 35]. Его философия сформировалась на волне позитивного мышления и вывела его на новый, метафизический уровень, порывающий с законами «здравого смысла» [An Interview with Richard Bach and Leslie Parrish by John Harricharan].

Чтобы создать образ личности, познающего творческого начала, зависящего не от обстоятельств и окружающего общества, а только от своих собственных желаний, Ричард Бах, руководствуясь своим неприятием религии как таковой, сохранил черты американского позитивного мышления, коренящегося в протестантской этике, но сделал свою книгу подчёркнуто нерелигиозным произведением (до некоторой степени антихристианским), хотя и ввёл некоторые элементы буддистского мировидения. Произведения Баха также порывают и с практицизмом, изначально присущим позитивному мышлению. Пил, хотя и считает, что человек до некоторой степени сам определяет события своей жизни, всё же не отрицает и существенную роль обстоятельств, не признаваемую Бахом.

Как бы то ни было, многие положения Пила созвучны той идеологической парадигме, в которой создан образ Ливингстона: «…сразу же начните наполнять своё сознание созидательными, здоровыми мыслями. Тогда старые страхи, ненависть и беспокойство, которые преследовали Вас на протяжении долгого времени и пытаются вновь протиснуться в Ваше сознание, в конце концов, натолкнутся на знак «занято», висящий на дверях. Они могут бороться за вход, потому что они жили в Вас очень долго и чувствуют себя, как дома. Но новые, здоровые мысли, которые Вы приютили, станут сильнее и будут лучше защищены, и поэтому смогут отбить атаку. Теперь старые мысли сдадутся окончательно и оставят Вас в покое. Вы будете непрерывно наслаждаться сознанием, наполненным миром» [Peale, 20]; «Наше восприятие того, как мы себя чувствуем, влияет совершенно определённым образом и на наше физическое самочувствие. Если Ваше сознание говорит Вам, что Вы устали, внутренние механизмы тела, нервы и мышцы соглашаются с этим фактом. Если Ваше сознание глубоко заинтересовано чем-то, Вы можете продолжать заниматься этим делом на протяжении неограниченного времени» [Peale, 31]. Корни учения протестантского проповедника восходят к Эмерсону и философии трансцендентализма: Пил иллюстрирует свою концепцию знаменитым афоризмом: «Побеждают те, кто верят, что они могут победить» («They conquer who believe they can») [Peale, 15].

Таким видится главное произведение Баха в исторической ретроспективе. Это нисколько не противоречит его художественной и философской самобытности, «вневременности»: в том или ином виде рассмотренные философские представления существовали всегда. Связь «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» с упомянутыми тенденциями вполне очевидна, хотя в какой-то мере и опосредованна. В своих более поздних художественных произведениях (а также в ряде интервью) Бах – довольно цельно и непротиворечиво – развил свою философскую систему, внеся в неё целый ряд дополнений.

На протяжении последнего десятилетия Р. Бах становится одним из ключевых авторитетов для современной теории «законов притяжения». Проявления этого течения достаточно разнообразны; оно активно впитывает опыт самых различных (нередко трудно совместимых) мировоззрений и концепций: позитивное мышление, классический психоанализ, различные оккультные и религиозные практики. При этом сквозная мысль «законов притяжения» предельно проста: человек сам притягивает события своей жизни. Понятно, что это положение можно обосновывать как с психоаналитических, так и с оккультных позиций. После массового успеха фильма «Секрет» (2006) возникла целая индустрия «самопомощи», разнообразно, в бесконечных вариациях, повторяющая и комментирующая это положение. В Интернет-пространстве возникло множество тренингов, сайтов и рассылок, рекламирующих бесчисленные – нередко однотипные и вторичные – книги, курсы и фильмы, посвящённые «законам притяжения». Изначальный посыл позитивного мышления, одним из символов которого стала «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», был искажён бесконечными самоповторами и коммерческими приманками. Как бы то ни было, нельзя отрицать, что теория притяжения стала одной из магистральных линий современной культуры – как «высокой», так и массовой. Она разрабатывается и в более «серьёзных» работах философов, писателей, культурологов, литературоведов и имеет давние корни в философской традиции – прежде всего, в субъективном идеализме и философии романтизма (в его многочисленных вариантах).

Произведения Баха – в первую очередь, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и «Иллюзии» – стали для многих читателей манифестами безграничной духовной свободы и стремления к совершенству. Среди представителей новейшей субкультуры «законов притяжения» ссылки на Ричарда Баха широко распространены. Так, Дж. Харричаран, один из наиболее известных авторов «духовных бестселлеров», брал знаменитое интервью у Р. Баха, которого он считает одним из своих главных «вдохновителей» [Interview with Richard Bach and Leslie Parrish by John Harricharan]. Автор бестселлера «Когда вы можете гулять по воде, возьмите лодку» (1994) оценивает роль Баха очень высоко: «Одни из самых лучших, самых воодушевляющих, одухотворённых и вдохновенных произведений нашего времени были написаны Ричардом Бахом. Любой человек, ищущий мистический и, в то же время, практический метод решения большинства жизненных проблем, согласится, что все книги Ричарда Баха – руководства к созданию лучшей реальности» [Harricharan, 20]. Его книгу рекомендует на своём сайте и другой автор бестселлеров – Х. О’Хара: «Есть ли такой человек, который не слышал о Ричарде Бахе? Вероятно, это один из наиболее влиятельных авторов на этой планете; Ричард Бах уносит Вас туда, где Вы не можете ходить, а можете только летать» [O’Hara, 25]. Книга Т. Масьелло «Шёпот Вселенной» построена как подражание творческому методу, использованному при написании «Карманного справочника мессии» [Masiello, 23].

В качестве другого примера можно привести отрывок письма из интернет-рассылки типичного представителя коммерческой «самопомощи»:

«Помните ли Вы, каким был мир, когда Вы были ребёнком?

Когда Вы верили, что можете стать кем угодно, когда вырастете?

Когда Вы верили, что можете всё.

Возможности были безграничны.

Вы могли быть полицейским или женщиной. Или доктором. Или космонавтом.

Вы верили, что всё возможно.

И это было действительно так.

У Вас не было никаких сомнений. У Вас не было никаких ограничивающих суждений. Вы не видели никаких причин «почему нет», Вы видели только «что, если».

<…>

И если Вы не измените эти установки… Жизнь будет по-прежнему тяжёлой.

Вы продолжите воспринимать жизнь ровно так же, как и сейчас. Вы продолжите бороться. Вы продолжите сражаться. Вы продолжите «хотеть ещё» и не получать этого.

Установки на самом деле контролируют Вашу жизнь. Они контролируют Вас.

Каждое Ваше действие и каждое Ваше решение – результат Ваших установок.

Если у Вас нет здоровых, правильных мыслеформ, Вы никогда не сможете совершить действия и принять решения, которые позволят Вам жить жизнью свободы и радости» [Song Chenxiang, 30].

Начало этого письма можно считать «популярной иллюстрацией» тех идей, которые были сформулированы Бахом в эпизоде своего рождения [Бегство от безопасности, 41]), а тема «детства» является одной из центральных в поздних произведениях Баха. Фразы о соответствии действительности и мыслеформ воспринимаются здесь как «выжимка» позитивного мышления, каноническими «памятниками» которого стали «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и книга Н. В. Пила: желания определяют реальность (и, в конечном счёте, лишь желания, по Баху, субстанциональны). В предельно доступной форме (и в то же время достаточно убедительной и даже не лишённой некоторой художественной силы) автор письма излагает идеи, которые могли развиться и распространиться столь широко только в модернистском и постмодернистском культурном пространстве. Сам Бах часто выражал аналогичные мысли в нехудожественной форме (например, в интервью): «Мы все знаем тех, кто старательно очерчивает свои границы, и говорит: «Я всего лишь человек. Никто не совершенен. Я принимаю ограничения». И мы знаем других, которые занимают полностью противоположную позицию, и говорят: «Я могу всё, что захочу. В моих силах изменить мир». Именно они чаще всего изменяют мир, и на этой планете их сегодня множество» [Interview with Richard Bachand Leslie Parrish by John Harricharan].

 

§5. Бах: желание и действие как индивидуальная оценка (вместо заключения).

 

В отношении Баха к морали проявляется разительное сходство с идеями Ницше, один из ключей к философии которого – упразднение им морали как таковой: оценка заложена в любом действии; оно не должно ориентироваться на привнесённые извне (и заведомо порочные по своей сути) предписания; сам субъект является единственной мерой оценки – поэтому и мораль лишается статуса отдельной области изучения, сливаясь с проблемами воли и желания, определяющими действие. «На всех этапах развития философии (даже скептических) считалось, что мораль обладает наивысшей ценностью. Все существовавшие доктрины были достаточно похожи в этом отношении. «Тот, кто хочет ниспровергнуть Бога, вынужден опираться на веру в моральные представления». Вследствие этого, как только встаёт вопрос о морали, он, по мнению Ницше, становится настолько радикальным, что становится возможным бросить вызов тому, что на протяжении тысяч лет казалось слишком очевидным, чтобы в нём сомневаться» [Jaspers, 131]. По такому же пути идёт и Бах, и именно в этом волюнтаризме, отождествлении морали с индивидуальным хотением (и удовольствием), кроется разгадка философии желания у Баха: начиная с «Чайки», оно приобретает черты Закона, свободного не только от общественных предписаний, но и от директив какого бы то ни было Абсолюта: ведь Жизнь, описываемая Бахом («Бегство от безопасности»), знает только себя и не влияет на индивидуальный выбор человека.

В «Чайке по имени Джонатан Ливингстон» об имморализме речь не шла: индивидуальное желание и моральная оценка не отождествлялись, но говорилось о том, что движение к свободе является единственным критерием верности поступка:«Он говорил об очень простых вещах:  о том,  что чайка имеет право летать, что она свободна по самой своей природе и ничто не должно стеснять ее свободу –никакие обычаи, предрассудки и запреты.

– Даже если это Закон Стаи? – раздался голос из толпы чаек.

– Существует  только один  истинный закон – тот,  который помогает стать свободным, – сказал Джонатан. – Другого нет» [Чайка по имени Джонатан Ливингстон, 3]

В более поздних произведениях Баха эта идея приобрела новое измерение. В разговорах с Лесли в «Бегстве от безопасности», Ричард утверждает: «Разве ты не понимаешь, Вуки? Добро и зло – не то, что нам внушили родители, церковь, государство или кто-нибудь ещё! Каждый из нас сам решает, что ему считать добром, а что – злом. Автоматически – выбирая, что он хочет делать!» [Бегство от безопасности, 36], а в следующей, 37-й главе, под категории добра и зла подводится гедонистическая основа:

– Просто не могу поверить, что ты так думаешь! Добро – это то, что доставляет тебе удовольствие?

– Хочешь – верь, хочешь – не верь, Дикки! – сказал я. – Думать так – не преступление.

– Если бы это и было преступлением, тебя, по всей видимости, это бы не остановило [Бегство от безопасности, 37]».

Бах не только отвергает авторитет церкви, государства и семьи (высмеянной героем на исходе романа – в эпизоде своего рождения), не только отрицает идею преступления в социальном понимании, но и фактически, в духе Ницше, устанавливает гегемонию желания над моралью, идя к её фактическому упразднению. Такая позиция могла сформироваться только в ницшеанском контексте, преломившемся и в контркультуре 60-х гг. (отвержение морали, государства, церкви, системы авторитетов). Само действие становится оценочным актом, а не предметом оценки.

Эта же идея, осмысленная в духе теории притяжения, возникала у Баха и ранее – в «Иллюзиях». 17-я глава романа стала воплощением бунта против конформизма и «бытовой» «кантовско-христианской морали» («не делай другому того, чего не желаешь себе»), находящих стихийное выражение в звонках слушателей шоу Джеффа Сайкса. Ответы Дональда Шимоды, не только не идущего на компромисс, но и намеренно провоцирующего публику и не желающего что-либо ей растолковывать, поражают Ричарда:

– Не о чем волноваться, мэм. Мы видим лишь крошечную частицу большого целого – жизни, и эта частица иллюзорна. Всё уравновешенно, и никто не страдает и не умирает, не дав на то своего согласия. Никто не делает того, чего не хочет. Не существует ни добра, ни зла – за пределами того, что делает нас счастливыми или несчастливыми.

<…>

– Вы опасны, мистер, Вы знаете об этом? Как Вы думаете, что бы произошло, если бы каждый слушал Вас и делал бы всё, что ему хотелось?

– Я думаю, что, наверно, это была бы самая счастливая планета в этой части галактики, – сказал он.

– Мистер, я бы не хотел, чтобы мои дети слышали то, что вы говорите.

– Что же они хотят услышать?

– Если каждый имеет право делать то, что хочет, тогда я имею право прийти на Ваше поле с ружьём и прострелить Вашу глупую голову.

– Конечно, Вы имеете на это право [Иллюзии, 17].

Возникшее противоречие между индивидуальными волями решается через теорию притяжения разнородных воль (одна из которых оказывается сильнее, допуская или не допуская убийство) и через теорию параллельных реальностей, в одной из которых Шимода может быть убит, а в другой – остаться живым. Субъект становится единственным источником ценностей. Человек сам определяет для себя «этические» принципы, не задумываясь о них, поскольку само действие – оценочный акт, возникающий на основе собственных ценностных ориентиров.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Bridge Across Forever. NY, Morrow, 1984.

2.  Illusions. NY, Delacorte Press, 1977.

3. Interview with Richard Bach and Leslie Parrish by John Harricharan (http://www.inner-growth.info/private/richard_bach_interview_harricharan.htm).

4.     Interview with Richard Bach by Gail Hudson (http://www.inner-growth.info/private/richard_bach_interview_hudson.htm).

5.  Interview with Richard Bach by Jeffrey Mishlove (http://www.inner-growth.info/private/richard_bach_interview_mishlove.htm).

6.  Interview with Richard Bach by M.P. Langevin (http://www.inner-growth.info/private/richard_bach_interview_langevin.htm).

7. Jonathan Livingston Seagull. London, Pan Books Ltd, 1973.

8. One. NY, Morrow, 1988.

9. Running from Safety. NY, Delta, 1995.

10. Stranger to the Ground. NY, Harper and Row, 1963.

11. There’s no such thing as objective experience. Interview with M. Khatri (http://completewellbeing.com/article/richard-bach-no-such-thing-as-objec...).

12. Бегство от безопасности. Киев., М., София, 2001.

13. Единственная. Киев., М., София, 2002.

14. Иллюзии. Киев., М., София, 2008.

15. Мост через вечность. Киев., М., София, 2001.

16. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. СПб, Азбука-классика, 2001.

17. Bloom, A. The Closing of the American Mind. NY, Touchstone/Simon & Schuster, 1987.

18. Clinton, W. J. Statement on the Death of Norman Vincent Peale.
Dec 25, 1993// The American Presidency Project (http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=46280#axzz1IjxOiiqX).

19. CNN, Animal Act (http://edition.cnn.com/2002/SHOWBIZ/books/10/08/people.watn.richard.bach...).

20. Harricharan, J. Official website// http://www.insight2000.com/resources.html

21. James, W. The Varieties of Religious Experience: A Study in Human Nature. NY, Longman, Greens and Co., 1902.

22. Jaspers, K. Man as his own Creator// Nietzsche. A collection of critical essays. Ed. Robert C. Solomon. Garden City, NY, Anchor Books, 1973.

23. Masiello, T. Whispers from the Universe// http://www.whispersfromtheuniverse.com/

24. Maslow, A. H. A Theory of Human Motivation// Motivation and Personality. NY, Harper, 1954(http://www.scribd.com/doc/2382668/Maslow-a-theory-of-human-motivation).

25. O’Hara, H. Quantum Resources// http://www.quantum-grace.com/IA-resources.htm

26. Peale, N. V. The Power of Positive Thinking. NY, Fawcett Crest, 1952.

27. Perls, F. Gestalt Prayer (http://www.fritzperls.com/gestaltprayer/).

28. Rogers, C. Client-centered therapy: Its current practice, implications and theory. L., Constable, 1951.

29. Roszak, T. The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition. LA, University of California Press, 1968.

30. Song Chenxiang. Рассылка// Сайт«http://quantum-mind-power-system.com».

31. Брэдбери, Р. Предисловие Рэя Брэдбери// Бах, Р. Чужой на земле. Биплан. К., «София», 2001.

32. Гвардини, Р. Конец нового времени//Вопросы философии. 1990. № 4 (http://krotov.info/libr_min/04_g/gva/rdini.htm).

33. Рецензии на «Бегство от безопасности» (http://www.inner-growth.info/private/books/safety_intro.htm).

34. Рецензии на «Иллюзии» (http://www.inner-growth.info/private/books/illusions_intro.htm).

35. Рецензии на «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» (http://www.inner-growth.info/private/books/jls_intro.htm; http://www.book-review-circle.com/Jonathan-Livingston-Seagull-Richard-Ba... http://www.associatedcontent.com/article/8057019/does_the_bible_support_...

X
Загрузка